В гостях у сказки. Совместная образовательная деятельность в младшей группе
Совместная образовательная деятельность
«В гостях у сказки»
(опытно-экспериментальная деятельность
по сказке «Заюшкина избушка»)
Младшая группа.
Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие»
Автор: воспитатель МБДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Вуктыл Плаксина Оксана Львовна
- : развитие познавательной активности и познавательных действий детей, интереса к опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
- формировать первичные представления о различных состояниях изучаемого объекта – снег (снег, лёд, вода), его взаимосвязях с другими объектами - источниками тепла;
- совершенствовать способность детей ставить вопросы и опытным путём получать на них ответы;
- способствовать развитию поисково – познавательной деятельности детей и психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления, речи);
- формировать элементарные представления о правилах техники безопасности при проведении физических экспериментов.
Оборудование и материалы: игрушки или вырезанные из бумаги капелька воды и снежинка; картинки с изображением солнышка с лучиками и без лучиков (зимнее солнце); настольная лампа; макет домика Лисы, сделанный из снега или льда; игрушка Лиса, рукавички или перчатки; тарелочки с кусочками льда; подвески в виде льдинок или капельки воды (для сюрпризного момента)
Сценарий образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, подскажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года, а то я что-то забыла? (дети подсказывают: зима)
Точно-зима. Спасибо за помощь! А как вы узнали, что наступила зима?
Ответы детей (холодно, идёт снег, солнышко греет слабо)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете что – же такое снег или снежинка (ответы детей). К нам в группу сегодня пришла гостья, сейчас я вас с ней познакомлю.
Появляется Капелька, представляется:
- Здравствуйте ребята. Я - капелька. Скажите, пожалуйста, где вы меня можете увидеть?…(подвести к тому, что капли воды - это дождик)
- Сегодня я пришла к вам в гости не одна, а со своей сестрёнкой, а вот кто она попробуйте угадать.
Загадка: В гости прилетела
Звёздочка хрустальная.
На ладошку села
От тепла растаяла. (снежинка)
- Правильно, это моя сестрёнка Снежинка. Когда тепло на землю из тучки падают капельки, а когда зима и холодно, из тучки на землю падают снежинки.
Раздаётся стук в дверь. Входит Лиса (вносится игрушка Лисы)
- Здравствуйте ребята. Я стояла за дверью и слышала, какие вы молодцы, как много вы всего знаете. Можно я тоже загадаю вам загадку .
Воспитатель: Конечно Лиса, можно, правда, ребята?
Лиса:
- Отгадайте, из какой сказки эти слова: «Жили, были Лиса да Заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца лубяная (ответы детей)
- Вот так каждый раз: «Пришла весна и моя избушка растаяла. А почему весной она тает, я никак не могу понять. Помогите мне ребята с этим разобраться.
Воспитатель: Ну что ребята поможем? (ответ детей). Капелька и Снежинка, вы же волшебницы, сможете нам помочь.
Снежинка и Капелька: Волшебство сейчас начнётся
Нашим деткам улыбнётся,
Позовёт в далёкий путь.
Закрывайте детки глазки. Раз – два – три волшебство произойди
Дети, закрывают глаза, на столе появляется ледяная избушка Лисы (макет избушки на столике и настольная лампа). Выясняем, из чего сделана избушка (изо льда, можно дать детям потрогать).
Воспитатель: Ну, что ребята, вот и избушка лисы, Давайте вспомним, что происходит весной в природе (ответы детей, подводим к тому, что солнце светит ярче и греет сильнее). Обратите внимание на наш стол. Как вы думаете, почему на нём стоит настольная лампа (подвести детей к пониманию того, что настольная лампа, является источником тепла, она светит и греет как солнышко)
- Давайте ее включим и понаблюдаем, что будет происходить с домиком Лисы. А пока наша лампочка – « солнышко» греет избушку, попробуем поискать ещё источники тепла в нашей группе (обращаем внимание детей на батарею). Подойдите все к батарее и протяните свои руки. Скажите, чувствуете ли вы тепло, которое исходит от неё? (ответы детей) Значит, что мы можем сказать?
(подвести детей к пониманию того, что батарея, тоже является источником тепла, и она тоже греет).
Воспитатель: Ребята, посмотрите на наши столы (столы накрыты салфетками, под салфетками на тарелочке находятся кусочки льда). Капелька и Снежинка приготовили для нас какой - то сюрприз. Давайте заглянем под салфетки. Снежинка и Капелька просят вас одеть на одну ручку рукавичку или перчатку, а на другую ничего не одевать и взять в обе ручки по кусочку льда. Мы немножко подержим льдинки в руках и посмотрим, где льдинка начнет таять быстрее (подвести детей к пониманию того, что человек тоже источник тепла).
- У меня есть для вас маленькие солнышки. Давайте мы прикрепим их ко всем найденным нами источникам тепла (деятельность детей).
- А теперь давайте вернёмся к домику Лисы и посмотрим, что с ним произошло (осматриваем домик, делаем вывод).
- (воспитатель обращается к игрушке) Ну что лисичка, ты теперь поняла, почему твой домик тает каждую весну?
Лиса: Спасибо ребята, вы мне все объяснили, и теперь я знаю, что нельзя строить дом из снега и льда, если хочешь жить в нем долго. Пойду к Зайчику и попрошу его помочь мне построить дом, крепкий и надёжный. До свиданья, ребята, до скорых встреч.
Капелька и Снежинка: Ребята, какие вы молодцы! Как вы помогли Лисе! Мы приготовили для вас небольшие подарки (на верёвочке подвески в виде капельки воды). Вот эти капельки воды мы превратили в маленькие льдинки, но они не растают, а всегда будут с вами (дарят детям кулончики). Если вы разрешите, мы будем жить с вами. Можно? (Ответ детей)
Капелька: Вот здорово! Я поселюсь в ванной комнате!
Снежинка: Ну а я, если можно, буду жить на окне, ведь там прохладнее.
Воспитатель: Ребята, как много интересного мы в вами вместе сегодня сделали: помогли Лисе, завели новых друзей Капельку и Снежинку…(к диалогу подключаются дети).
- Вам было интересно? И мне с вами было очень интересно и я сегодня вами очень горжусь.
Примечание: данная разработка является авторской (за исключением фрагмента с загадкой)