Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого-краеведческой работы

Патриотическое воспитание дошкольников

через организацию эколого-краеведческой работы

 

                                                              Воспитатель МКДОУ «Заброденский д/с №2»      

                                                   подготовительной      группы Родионова Татьяна Алексеевна

Академик Д.С. Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству» .  Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек. В процессе формирования патриотических чувств необходимо развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Проблема патриотического воспитания - одна из наиболее актуальных, напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, с аспектами человеческого бытия. Принятая государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», ориентирована на все социальные слои и социальные группы граждан России. В ней предлагается учитывать «опыт и достижения прошлого, современные реалии и проблемы, тенденции развития нашего государства» .  Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, к родной природе, культурному наследию своего народу, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к человеку-труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

 

Мы живем в интересное и сложное время, когда многое заново открываем  и переоцениваем. В первую очередь это относится к прошлому и настоящему нашей малой Родины. Что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали, пели, чем живем сегодня мы и, что передадим своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности, сохранить и приумножить богатство родного края.

Краеведение – социально значимое и необходимое направление работы с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой республики, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.

Наиболее эффективным средством патриотического воспитания дошкольников является применение в учебно-воспитательном процессе ДОУ местного краеведческого и экологического материала, так как данные сведения более близки и понятны детям и вызывают у них познавательный интерес.

Осознание значимости проблемы развития познавательного интереса и воспитания любви к Родному краю, его природе побудило коллектив МКДОУ «Заброденский детский сад №2» Калачеевского района проведению углубленной эколого-краеведческой  работы, основной целью которой является: приобщение детей к историческим и духовным ценностям родного края, воспитание уважения к культурным и национальным традициям, формирование поисковой мотивации краеведческой деятельности.

Для достижения этих целей поставлены следующие задачи:

сформировать у детей гражданственность, чувство любви и гордости к родине на основе изучения истории, природы родного края;

спроектировать культурно-образовательную среду в ДОУ;

ориентировать родителей на нравственно-патриотическое воспитание детей  в семье.

Для решения поставленных задач были выбраны следующие направления эколого-краеведческой работы:

Ознакомление дошкольников с окружающей природой:

животный мир «Воронежской области;

растительный мир «Растительность нашей местности»;

водные объекты «В царстве реки Дон», малые реки Подгорная и Толучеевка;

Ознакомление с особенностями Калачеевского  района:

мой детский сад, деревня и  район, где я живу;

история Калача «Есть такой хлебосольный городок»;

символика Калачеевского района;

участие в выставке детского художественного творчества в рамках областного ежегодного фестиваля-конкурса детского художественного творчества «Адрес детства – Воронежский край»

знаменитые люди Калачеевского района.

Ознакомление с культурой и искусством родного края:

народное искусство, фольклор, архитектура, художественные промыслы «Люблю тебя, мой родной».

Важным условием успеха в эколого-краеведческом образовании детей дошкольного возраста является понимание всеми педагогами ДОУ значимости проблемы и необходимости содержательного педагогического сотрудничества и эффективного взаимодействия с семьей. Успех в воспитании патриотических чувств у дошкольников может быть достигнут только в том случае, если сам воспитатель будет знать историю своего города, своей страны. И прежде чем учить детей, необходимо научиться самому, уметь преподнести материал доходчиво, понятно, увлекательно.

Опираясь на теоретические положения и результаты анкетирования педагогов, в ДОУ разработаны циклы занятий «Краеведение» и «Экологический калейдоскоп». Такая форма работы позволила педагогам не только расширить свой кругозор, получить полезную и  интересную информацию об истории и природе нашего края, но и помогла реализовать поисковый, творческий потенциал воспитателей.

Как показывает практика, наиболее запоминающимися и эффективными являются такие формы и методы работы, где дети сами являются активными участниками, где широко применяется наглядность, поэтому в системе патриотического воспитания используем разные виды детской деятельности, проводим мероприятия эколого-краеведческого характера:

экскурсии и прогулки по городу Калач;

тематические занятия в библиотеке «Поэты и писатели земли Воронежской», «Этих лет не смолкнет слава…»).

игры (игры, игровые обучающие ситуации, игровые упражнения);

моделирование, конструирование;

изобразительное творчество;

работа с книгой;

досуги и развлечения.

Находкой в реализации поставленных целей стала поисковая работа. Дети совместно с родителями и  воспитателями собирали материал в альбомы «История земли Калачеевской», «Участники ВОВ 1941-1945 гг.». Встречи с ветеранами войны и  труда, участие и подбор материала к акции «Бессмертный полк», встречи интересными людьми и почетными жителями Калачеевского района,  художниками, народными умельцами Козининой О. и скульптором Козининым А. расширили представления о современном мире.

Не менее важным условием работы по патриотическому воспитанию дошкольников является тесная связь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В работе с семьей организуем проектную деятельность. В ДОУ проводится презентация совместных (родители – дети – педагоги) проектов: «Моя семья», «Профессии», «Наши имена», «Где мы родились», «Когда мы родились».

Воспитание любви к родному краю неразрывно связано с бережным отношением к природе. Избежать однообразия в работе помогают нетрадиционные формы. Это выставки поделок из природного материала, участие в акциях милосердия, природоохранных акциях (озеленение участков детского сада, акция «Братья наши меньшие»), походы к реке, участие в праздниках природы, проводимых в дошкольном учреждении. Вся эта работа учит не только чуткости, доброте, отзывчивости, но и развивает познавательные способности детей, учит понимать и любить природу малой Родины.

Культурно-образовательная среда ДОУ состоит из двух блоков: макро – и микросреды, каждый из которых включает несколько компонентов. Центральным звеном в макросреде ДОУ по знакомству с родным краем является Калачеевкий музей и музейный комплекс под открытым небом, включающий материал о истории района. Содержание отражено фотографиями, макетами, альбомами и специальной литературой. Помимо этого имеются карты, схемы, модели, символы, буклеты, которые помогают детям лучше усвоить материал. Материал включает как сведения об историческом прошлом, так и о современном культурном облике нашего района.

В детском саду в каждой группе имеется уголок краеведения (микросреда). С учетом возрастных особенностей детей отобран наиболее актуальный для каждого возрастного периода объем материала: альбомы о ближайшем окружении, витрины по микрорайону «Достопримечательности родного района», коллекции семян, камней, гербарий «Лекарственные растения нашего края», витрины продукции нашей области; подобраны карты, схемы города, его герб и флаг. Элементом игровой среды является серия дидактических игр по ознакомлению с родным краем: «Дома бывают разные», «Дорожные знаки», «Собери герб и флаг», «Кто найдет дорогу к детскому саду» и др.

Таким образом, созданные условия выступают социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной картины мира, воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей малой Родине. Накопление дошкольниками социального опыта жизни в своем городе, регионе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Систематическая работа по изучению родного края позволяет к концу дошкольного возраста накопить достаточный запас знаний и сформировать  патриотические чувства, основанные на  духовных  ценностях, которые рождены веками длительного исторического пути нашего народа. 

Библиографический  список

1.Васильченко, Н.Р. Нравственно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики / Н.Р.Васильченко. // Дошкольная педагогика. 2009. №5.  С.6-7.

2.Кокуева, Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе: Методическое пособие / Л.В.Кокуева. - М.: АРКТИ, 2005.

3.  Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М., 1999.

4.  Николаева, С.Н. Как приобщать ребенка к природе. Метод. матер. для работы с родителями учреждений. - М., 1993.

5.Шиленок, Т. Помощь педагогу в работе по экологическому воспитанию дошкольников / Т. Шиленок //Дошкольное воспитание. 1992. №8. С.13-14.