Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Формирование ключевых компетенций у учащихся через применение ИКТ технологий в начальной школе

Фогель О.В.- учитель начальных классов «Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим передними проблемы, которые надо решить».

Роджер Левин Наверное, каждый педагог в своей практике сталкивался с ситуациями, когда учащийся получает задание, но прочитав его, не может понять в чём его суть. Или, например, не может применить определённый набор знаний на практике, теряется в нестандартной ситуации, а при выполнении коллективного задания не может согласовать свои действия с действиями других ребят. В «Концепции модернизации российского образования на период 2010 года зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования». Работая учителем начальных классов, я понимаю, что приоритеты начального образования остаются прежними – формирование общеучебных умений и навыков, но крайне необходимо формировать у детей и ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности. Чтобы убедиться, что разработанный урок действительно и в полной мере отражает компетентностный подход, я часто спрашиваю себя - как правильно организовать работу на уроке, чтобы знания стали ученику необходимы в жизни? Спрашиваю себя, а на что направлена организованная мною деятельность обучающегося? Поэтому целью своей педагогической деятельности считаю создание условий для формирования и развития ключевых и предметных компетентностей младших школьников. Для этого я осваиваю и применяю современные образовательные технологии. Стандарт устанавливает определённые требования к результатам обучающихся, закончивших начальную школу: 1. Предметные (умение решать предметные задачи, учебно-познавательные компетенции). 2. Личностные (формирование мотивации к обучению, способность к саморазвитию, социальные компетенции). 3. Метапредметные (освоение универсальных учебных действий, в том числе коммуникативных, формирование информационной компетенции). Как показывает практика, на формирование этих компетентностей у учащихся в наибольшей степени нацелены следующие современные образовательные технологии: 1. Проектная и исследовательская деятельность как средство всестороннего развития ребенка. 2. Внедрение ИКТ как мощного средства добычи и переработки информации. 3. Нестандартные, в том числе интегрированные уроки как средство развития творчества, креативности мышления и социализации личности (социоигровые технологии). 4. Разноуровневое обучение как формирование умения и желания учиться, развитие инициативности, интереса к учению. 5. Проблемное обучение как созданиие условий для развития у учащихся видеть проблему, формулировать её, искать варианты решения, комбинировать разные аналитические подходы, версии, позиции, синтезировать их, формулировать выводы. 6. Технология обучения в сотрудничестве как выработка навыков групповой учебно-поисковой деятельности. 7. Технология учебно-поисковой деятельности как развитие исследовательских навыков в процессе обучения с последующей презентацией результатов. 8.Здоровьесберегающие технологии как создание и укрепление психического здоровья детей. 9. Тестовая технология как повышение эффективности контроля знаний, умений, навыков, объективность контроля. Современные педагогические технологии немыслимы без широкого применения информационно-коммуникативных технологий. Осознавая то, что ИКТ не могут применятся опосредованно, не интегрируясь с другими технологиями, я пришла к выводу о тесной связи информационно-коммуникативных технологий с социоигровыми технологиями. Педагогическую технологию, объединяющую возможности ИКТ И социоигровых технологий, можно представить в следующей схеме: Социоигровые технологии лежат в основе ряда приемов ИКТ (электронные учебники, построенные по принципу «виртуального урока» с «виртуальным учителем» и «виртуальными учениками», тренажёры, мультимедийные презентации и т.д.). Анализируя опыт использования информационных и социоигровых технологий на уроках, можно с уверенностью сказать, что данная концепция позволяет: - активизировать познавательную деятельность учащихся; - проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; - обеспечить высокую степень дифференциации обучения; - повысить объём выполняемой работы на уроке; - усовершенствовать контроль знаний; - рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока; - формировать навыки исследовательской деятельности; - обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. Интерактивная доска является одним из новейших инструментов, позволяющих внедрять в практику учителей информационные технологии с целью формирования информационных компетенций учащихся. Работая с ИД обучающиеся воспринимают информацию быстрее и качественнее. Интерактивные доски позволяют проводить проверку знаний обучающихся сразу во всем учебном классе. Дети совместно со мной участвуют в создании единой базы методических и демонстрационных материалов для обучения. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Они гораздо более эффективны, чем обычные бумажные или электронные документы, поскольку в процесс восприятия материала включается ассоциативное мышление. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. На кружке «Юный исследователь» учащиеся с удовольствием учились работать в программе PowerPoint. Теперь они создают презентации сами, а так же используют Интернет. Исходя из опыта, я могу сказать что усвоение информации именно на уроках окружающего мира вызывает у детей наибольшие затруднения. Причины этого я вижу в следующем: учащиеся не умеют работать с информацией (они привыкли получать её в готовом виде), очень большой объём информации, некоторые темы очень трудные, а наглядности не хватает. Использование ИКТ на уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные. Именно в начальной школе происходит смена ведущей игровой деятельности ребёнка на учебную. Применение компьютерных технологий в учебном процессе как раз и позволяет совместить социоигровую и учебную деятельность. Одна из главных задач образования - это развитие творческих способностей ребенка. В математике это достигается решением необычных задач. Для этого детям предлагаются задачи на сообразительность, задачи-шутки, числовые головоломки, лабиринты, ребусы. Ребята с увлечением решают такие задачи, а анимация и демонстрация этих заданий на экране помогает им в этом. Использование компьютера повышает мотивацию ребят, а также обеспечивает лучшее восприятие материала. Это помогает воспитывать интерес детей к математике, способствует развитию математических способностей. На уроках письма в первом классе огромное количество сил и времени уходит на то, чтобы проверить, все ли дети правильно начинают писать новую букву. Информационно-коммуникативные технологии и тут приходят нам на помощь. Это сэкономит время на уроке, повысит эффективность работы, поможет избежать рассеивания внимания первоклассников. На русском языке я уделяю большое внимание фонетике. В связи с этим применяю социоигровые технологии, с помощью которых закрепляются сведения из области фонетики гласных и согласных звуков. ИКТ технологии незаменины при написании изложений и сочинений, где можно продемонстрировать большое количество картин великих художников и произведения композиторов для эмоционального настроя. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию. В учебниках по литературному чтению практически нет информации о писателях. ИКТ помогают мне в создании и подготовке дидактического и наглядно-демонстрационного материала по этому предмету. Составляю презентации к урокам, иногда вставляя в них документальные фильмы или аудиозапись с голосом писателя. А рассказ об интересных фактах биографии писателя служит стимулом к чтению его книг. Так же на уроках литературного чтения я использую такие современные технологии, как ТРКМ (дети с удовольствием составляют синквейны о героях), шесть шляп мышления, чтение с остановками и др. технологии. Компьютер является мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Благодаря систематической работе, у учеников начальной школы формируется социальная компетентность. Инновационные уроки с применением современных технологий, учащиеся воспринимают с большим интересом. Свое отношение к ним они выражают в рефлексии, которая является обязательным этапом такого урока: «…гораздо понятнее материал урока, когда схемы, таблицы и графики высвечиваются на слайдах»; «…сегодняшний урок я запомню на всю жизнь»; «…побольше бы таких необычных уроков». Я считаю, что не только урок занимает важнейшее место в организации познавательной деятельности учащихся, в формировании и развитии предметных и ключевых компетенций. Применять современные образовательные технологии, создавать «ситуацию успеха», обеспечивать сохранение здоровья, то есть осуществлять развитие компетентности личности младших школьников можно и во внеурочной деятельности. Проектная и исследовательская деятельность во внеурочное время мощное средство всестороннего развития ребенка. Таким образом, формируя информационную, коммуникативную и социальную компетентности учащихся начальной школы, осуществляется развитие компетентности личности младших школьников, готовя их к успешной жизни в современном обществе. “Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием”. К.Д. Ушинский. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1) Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с. 2) Каймин В.А. Основы компьютерной технологии. – М.: Финансы и статистика, 1992. – 8 с. 3) Лапчик М.П. методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер; под общей ред. М.П. Лапчика. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 560 с. 4) Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности / Е.В. Михеева. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 28 с. 5) Первин Ю.А. Курс «Основы информатики» для начальной школы. / Информатика и образование, 2002. – 12 с. 6) Письмо Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2001 © 957/13-13./ Информатика и образование, 2002. 7) Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. 8) www.eti-deti.ru/child/105.html.