Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Методическая разработка ко Дню библиотек Дружининской Н.Б.

                                                                                           Заседание клуба семейного чтения для обучающихся 4-6 классов и их родителей

Тема: «История нашего края» (к юбилею Тарногского муниципального района Вологодской области).

Цели:

     а) обобщить и систематизировать представления детей об истории и культуре родного края, вологодском фольклоре; в ходе игры - соревнования закрепить  знания обучающихся о родном крае и проверить самостоятельное прочтение книги местного краеведа  А.А.Угрюмова «Кокшеньга»; 

     б) развивать мышление, память, внимание, речь обучающихся, расширять их кругозор;

      в) воспитывать любовь к родному краю, интерес к его истории и культуре, формировать бережное отношение к народным традициям, потребность в постоянном чтении книг; способствовать формированию коллектива.

Ведущие – библиотекарь и классные руководители.

Место проведения - библиотека. Периодичность проведения – 1 раз в 2 месяца.

Оформление: выставка книг,  стенд «Тарногскому району - 80 лет», карта Вологодской области и схема Тарногского района, изображение герба и флага Тарногского муниципального района.  Из вышитых полотенец «выстроены» трои ворота под номерами 1,2,3; подготовлен портрет А.А. Угрюмова и запись песни на слова местной поэтессы В.Т. Поповой «Пусть не старится Тарнога наша».

    В качестве домашнего задания к данному заседанию КСЧ  детям      вместе с           родителями предлагалось познакомиться с книгой А.А. Угрюмова «Кокшеньга»,       изобразить родной край (в виде рисунков, аппликаций и т.д.).

                                                 Ход мероприятия.

          1. Объявление темы заседания.

       В народе говорят: Родная сторона всегда мила. Объясните эту пословицу.

     - Что значат для вас родная сторона, родной край? (Проверяются поделки детей.)

     - Какой юбилей отмечает наш Тарногский район в этом году? (80 лет Тарногскому

      муниципальному району)

     - Назовите  центр Тарногского района. (Село Тарногский Городок).

     - Знаете ли вы его возраст?

     Тема сегодняшнего заседания - «История нашего края». На «машине времени» мысленно перенесемся в прошлое, попытаемся с помощью книг окунуться в самобытность нашей малой родины: ее природу, историю, культуру, традиции, фольклор, особенности речи и некоторых названий. В ходе игры выявим лучшего знатока нашего края. Итак, назад, в прошлое!

          2. Историческая справка о Тарногском муниципальном районе.

     Тарногский муниципальный район расположен на северо-востоке Вологодской области (см. карту). Он имеет площадь 5,2 тыс. кв.км. Его центр - Тарногский Городок - старинное русское село, находится в 340 км от Вологды.

     История этого села и окрестных территорий уходит корнями в седую старину и тесно связана с судьбами важских земель, входивших в состав Заволочья. В давние времена эта земля называлась Кокшеньгой- по названию чистой и рыбной реки (Кокшеньга, в переводе с марийского,- «сухая река», т.е маловодная). Здесь в древности жили охотничьи племена чуди заволочской. В ХIII веке сюда, в дремучие северные леса, хлынул поток беженцев из разоренной ордами Батыя Ростово- Суздальской  Руси. Столетием позже Кокшеньгу начали осваивать выходцы из Новгорода Великого.

     Новгородцы в этих местах строили деревянные крепости, которые были опорными пунктами Новгорода в его междоусобной войне с Москвой. Самым южным и самым крупным из них был «городок» (что означает «крепость») в междуречье рек Кокшеньга и Тарнога (Тарнога – в переводе «травяная река»). В разное время его называли то Кокшеньгским, то Тарногским Городком. Сейчас в просторечии Тарногский район и его райцентр зовут Тарногой. Это новое название и в официальной речи почти вытеснило слово Кокшеньга.

     Первое упоминание о Тарногском Городке есть в «Устюгском летописном своде» от 1453 года, когда наш край был втянут в феодальную войну. Этот год и принято считать годом основания Городка.

   - Посчитайте, сколько лет Тарногскому Городку. Дорогие родители, помогите вашим детям! (562 года)   

     Первоначально Городок имел военное значение, но со временем утратил его. К концу XVII века крепость обветшала, стены Городка сгнили, башни обвалились. Он превратился в обыкновенный церковный погост, но сохранил в своём названии слово «городок». Два века жизнь в нём оживлялась лишь в дни ежегодных крещенских ярмарок.

   Возрождение Тарногского Городка началось в 90-е годы XIX века, когда в него было переведено из деревни Игумновская правление Шевденицкой волости. С 1929 года Тарногский Городок - официальный центр Кокшеньгского района Северного края, с 1931 года - в составе Нюксенского района, с 1935- центр Тарногского района Вологодской области.

    За годы Великой Отечественной войны было отправлено на фронт 7088 тарножан, из них 3515 человек не вернулись с полей сражений. Их имена занесены в Книгу Памяти. Трое участников войны (П.И. Ивановский, П.Е. Шевелев, Г.Н. Преображенский) стали Героями Советского Союза.  

   Теперь Тарногский Городок - это населённый пункт почти с шеститысячным населением. В нём более 30 улиц и переулков. Большинство частных домов украшено деревянным резным узором. Славится Тарногский край умельцами и мастерами резьбы по дереву, плетению из ивового прута, ткачеству и др. С 2006  года Тарнога стала «столицей меда Вологодского края».

   Тарножане гордятся своими замечательными земляками: краеведом

 А.А. Угрюмовым, академиком Молчановским В.Ф., дипломатическим работником Иевлевым Н.В. (он - выпускник Верхнекокшеньгской школы) и др. Звания «Почетный гражданин Тарногского Городка» удостоены заслуженный учитель школы РСФСР А.А. Угрюмов, народный художник РФ Д.Т. Тутунджан, автор книги «Тарнога- Кокшеньга в ХХ веке» М.П. Зыков, врач-хирург В.В. Нефёдов  и др.(см. выставку книг).

   Тарнога- место историческое. На территории района находится уникальное дохристианское Тиуновское святилище ХV века с рисунками - символами и надписями, нанесенными на камень. Ничего подобного этому святилищу ученые еще не встречали.

   Прекрасна и тарногская природа, которая обязывает людей быть чище, лучше, сохранять старинную народную культуру. Эта самобытная культура видна в деревянном зодчестве и старинных церквях. Она живет в деревенском семейном укладе, в темных иконах северного письма, в старинной русской одежде, что хранится еще в бабушкиных сундуках, в тарногском удивительно музыкальном наречии, в песнях, сказках, частушках. Наша задача - сохранить и приумножить наследие, доставшееся нам от наших предков.

   Для выявления капитанов команд вернемся на время в наши дни.

   3. Викторина «Знаешь ли ты свой край?» (В случае затруднения родители помогают детям. За правильные ответы - жетоны.)

     - С какими областями граничит Вологодская область?

     - Назовите районы нашей области.

     - Перечислите населенные пункты Тарногского района.

     - Почему наш населенный пункт называется Озёрки?

     - Назовите деревни, расположенные на территории наших Озёрок.

     - В состав какого сельского поселения они входят?

     - Как называют жителей Озёрок? Кокшеньги?

     - Назовите реки, протекающие по территории Озёрок .

     - Какие старинные обычаи и праздники нашего края вы знаете?

(По результатам викторины и представленных поделок выявляются 5 победителей, которые становятся капитанами команд. Все присутствующие делятся на 5 команд, равных по силам.)

    В нашем крае  бытовало много пословиц, поговорок, примет, загадок, каждая из которых несла в себе частицу народной мудрости, опыт вековых наблюдений за природой и жизнью людей. Загадки были одним из любимых развлечений наших предков. Попробуем и мы, вновь вернувшись в прошлое, поиграть в эту игру.

   4. Конкурс загадок.

  (Команды по жребию выбирают тему, получают загадки на листочках и  разгадывают их. Кто быстрее и правильнее справится с заданием?)

        1 группа - загадки о неживой природе:

  1) Полна печь пирогов, в середине – каравай. (Звезды и месяц)

  2) Выше лесу, тоньше волосу. (Ветер)

  3) Никого не родила, а все матушкой зовут. (Земля)

  4)Шуба новая, а на подоле дыра. (Прорубь на реке)

  5) Не море, не земля, корабли плавают, и ходить нельзя. (Болото)

        2 группа – загадки о животных:

   1) Бежит Наташка в семидесяти рубашках, ветер дунет – и тело голо. (Курица)

   2) Кто над нами вверх ногами? (Муха на потолке)

   3) Идет в баню черен, а выходит красен. (Рак)

   4) Из куста шипуля, за ногу тяпуля. (Змея)

   5) Мала, а никому не мила. (Мышь)

        3 группа – загадки человеке:

    1) Стоит хата – кругом мохната, придет беда – и потечет вода. (Глаза)

    2) Полное корыто лебедей намыто. ( Зубы)

    3) Доска лежит на болоте: не сохнет, не гниет, и ржавчина не берет. ( Язык)

    4) Вам дано, а люди пользуются. ( Имя)

    5) Пять братьев годами равные, ростом разные. ( Пальцы)

        4 группа – загадки о предметах домашнего обихода:

    1) Был я копан, был я топтан, был я на пожаре, был я на кружале, сто голов кормил; выбросили из окна – и собакам не надобно. ( Горшок)

    2) Сверху дыра и снизу дыра, а в середине огонь да вода. ( Самовар)

    3) По избе пляшет, а в угол спать ходит. ( Веник)

    4) Часто-высоко вскочило в осоку. ( Гребень)

    5) Четыре братца под одной кровлей стоят. ( Стол)

         5 группа - загадки о крестьянском труде:

    1) Чем больше я верчусь, тем больше я толстею. ( Веретено)

     2) Маленький, горбатенький, все поле обскакал, все суслоны сосчитал. ( Серп). 

     3) Травы поем - зубы вытуплю, песку хвачу - опять наточу. ( Коса)

     4) Штучка - одноручка, носок стальной, а хвост льняной. ( Игла с ниткой)

     5) Без рук, без ног на гору ползет. ( Тесто в квашне)

(По результатам конкурса определяются 3лидирующих команды, которые продолжат соревнование.)

   5. Конкурс для капитанов «Золотые ворота».

  - Чье имя звучало сегодня во время мероприятия уже не раз?

  - Что вы знаете о нем? Какие книги написал А.А. Угрюмов?

Книга краеведа А. Угрюмова «Кокшеньга» приглашает любознательных читателей отравиться в «мир» слов, которыми пользовались наши предки. Проверим, насколько внимательно вы читали эту книгу.

 (Участникам нужно дать объяснение словам, т.е. встать в те ворота (№1,2 или 3),                                                                                                                    которые соответствуют правильному ответу. Кто даст больше верных ответов? Правильные ответы отмечены ниже «+».)

    Азям – 1. Мужская одежда.  +

               2.Турецкий воин.      

     3. Прозвище деревенского парня.

    Нагили – 1.Грабли.

                   2. Гвозди. +

                   3. Вилы.

    Сиченик – 1. Специальный нож.

                      2. Плохой человек.

                      3. Пирог. +

    Складники – 1. Складные инструменты.

                           2. Работники склада.

                           3. Небольшая артель. +

    Житьи люли – 1.Люди богатые.

                              2. Люди бедные.+

                              3. Люди живые.

    Кружечный двор – 1. Двор, окруженный забором.

                                     2. Кабак. +

                                     3. Помещение для скота.

     Красик – 1. Красавец.

                         2. Сарафан. +

                         3. Крашеное яйцо.

     Трясенец -1. Болезнь.

                           2. Мука (смесь овсяной и ячневой). +

                           3. Решето.

     Шушун – 1. Одежда. +

                           2. Обувь.

                           3. Домашняя утварь.

     Тягло – 1. Земельный надел. +

                      2.Конная упряжь.

                      3. Тяжелая доля.                                                                                                                                                                                                                 

      Ердан – 1. Непроходимый лес.

           2. Оружие.

            3. Прорубь. +

      Пистики – 1. Маленькие дети.

                         2. Молодые ростки хвоща. +

                         3. Застежки на одежде.

     (При подведении итогов остается капитан победившей команды. Приглашается вся команда для награждения. Ее участникам предлагается сыграть в суперигру.)

  6. «Поле чудес» (суперигра).

  Задание: как в старину называли кушанье, которое ели в Кокшеньге во время поста? (Нужда).

   7. Подведение итога мероприятия.

   Вот и подходит к концу наше путешествие во времени. Итак, наш родной край богат и прекрасен. Но он будет еще краше и богаче, если мы позаботимся об этом.   Помните это, ребята! Дома советуем читать другие книги о малой родине.

  (Звучит фонограмма песни о Тарноге на слова местной поэтессы В.Т. Поповой.

   Награждаются лучшие знатоки родного края: команда и победитель.

   Проводится чаепитие.)