ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ВИКТОРИНА «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №8,
г. Уссурийск
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ВИКТОРИНА
«ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА»
Викторину подготовили и провели учащиеся 9 «А» класса совместно с классным руководителем Переверзевой Н.Г., учителем биологии высшей квалификационной категории МБОУ СОШ №8
Приморского края г. Уссурийска, ул. Владивостокское шоссе 8
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ЦЕЛЬ: формирование патриотического воспитание подрастающего поколения, нравственных и гражданских качеств на героических фактах истории в Великой Отечественной войне.
Задачи:1. Образовательная
2. Воспитательная
3. Развивающая
Знания: получить теоретический материал о героических фактах ВОВ
Умения: уметь использовать знания о ВОВ
Навыки: формирование важнейших социальных навыков, способствующих формированию патриотического воспитания
Возраст:12-15 ле
Методы: занимательная викторин
Срок реализации: 4 четверть учебного год
Методические пособия: репродукция картин о событиях Великой Отечественной войны, магнитофонная запись музыкального сигнала, песни времен ВОВ, класс разбит на 4 сектора, каждый сектор имеет свою нумерацию, поощрительные грамоты. Учебная литература
Техническое оснащение: ТСО в кабинете биологии, сайт «История ВОВ».
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ВИКТОРИНА
«ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА»
План подготовки: репродукция картин о событиях Великой Отечественной войны, магнитофонная запись музыкального сигнала, песни времен ВОВ, класс разбит на 4 сектора, каждый сектор имеет свою нумерацию, поощрительные грамоты.
Главные герои: ведущие, чтец, архивариус, команда из 15 учащихся, зрители.
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Здравствуйте, участники сегодняшней викторины. Наша викторина посвящается памяти событий Великой Отечественной войны. Время успело «запахать» в траншеях на полях былых сражений. Однако оно бессильно ослабить память о несгибаемой стойкости и героизме миллионов советских людей.
Чтец: Историк не терпит суесловия.
Трудна ее народная стезя.
Ее страницы, залитые кровью,
Нельзя любить безумною любовью
И не любить без памяти нельзя.
Ведущий: эта жестокая война круто изменила жизнь людей, живущих в Советском Союзе. На фронт ушло почти все население огромной страны. За четыре года смертельной схватки с фашистскими захватчиками они прошли суровый путь войны через неудачи и отступления, от первых приграничных боев до стен Москвы, берегов Волги и гор Кавказа, а затем нелегкий путь мощного победоносного наступления. Вдохновляемые справедливыми и благородными целями, воины Красной Армии храбро, не щадя своей жизни, сражались с ненавистным врагом, приближая долгожданный час победы. Эта война принесла горе в каждый дом.
Ведущий: Мы собрались в этом зале, чтобы расширить свой кругозор по истории войны, попробовать свои силы в конкурсе знаний, порадоваться за тех, кто станет победителем игры. А участниками ее будут все присутствующие.
Ведущий: позвольте ознакомить с правилами нашей игры – викторины. Она будет проходить в несколько туров. В первом участвуют все игроки поочередно в рамках своего сектора. Игрокам каждого сектора будет предложен вопрос и 4 варианта ответа. За соблюдением правил игры следит независимая комиссия. Вопросы будет задавать профессор Архивариус.
Архивариус: в годы ВОВ для организации отпора врагу был создан Государственный Комитет Обороны. Кто его возглавлял?
- В.М. Молотов
- Г.К. Жуков
- И.В.Сталин
- Л.П.Берия
(ответ №3, все кто выбрал ответ 3 переходят в следующий сектор)
Архивариус: А теперь вопрос для игроков 2 сектора. Известно, что война началась 22 июня 1941 года.
Чтец: Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли,
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что всю земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких – то пять минут осталось.
Ведущий: Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые….
Война гуляет по России
А мы такие молодые!
Архивариус: Кто выступил по радио перед народом в этот день и сообщил о начале войны?
- В.М.Молотов
- И.В.Сталин
- К.Е.Ворошилов
- Г.К.Жуков
(ответ №1, все кто выбрал ответ 1, переходят в следующий сектор №3)
Архивариус: Вопрос игрокам 3 сектора. Первое крупное поражение фашистских войск произошло…
- Под Брестом
- Под Киевом
- Под Москвой
- Под Ленинград
(ответ №3, все кто выбрал ответ 1, переходят в следующий сектор №4)
Ведущий: немцы с первых дней войны упорно рвались в Москву. Гитлер мечтал на месте города Москва образовать огромное водохранилище. Надеялся , что с падением Москвы войну можно было бы считать оконченной. Так происходило со всеми завоеванными европейскими странами. Уже на 7 ноября 1941года Гитлер планировал провести на Красной площади парад фашистских войск. Но советское командование поставило твердую цель: сделать все, чтобы сохранить столицу. И в ночь с 5 на 6 декабря 1941 года наша армия перешла в контрнаступление. Это была победа над мифом о непобедимости Германии.
Исполняется песня «Моя Москва»
Архивариус: Закончился первый тур игры. Во втором туре будут играть все победители 1 тура. Внимание вопрос.
В годы ВОВ было утверждено звание Героя Советского Союза, которое присваивалось за совершение героических поступков, за особый героизм, проявленных в боях. Кто в ходе войны стал первым трижды Героем советского Союза?
- А.И. Покрышкин
- И. Кожедуб
- А. Матросов
- В. Талалихин
(ответ №1, все кто выбрал ответ 1, переходят в следующий тур)
Архивариус: В третьем туре нашей викторины участвуют только победители второго тура. Внимание вопрос! В ходе ВОВ было решено в честь освобождения русских городов давать победный салют. В связи с освобождением, каких городов был дан первый победный салют?
- Ленинграда и Риги
- Москвы и Сталинграда
- Орла и Белгорода
- Киева и Харькова
(ответ №3, все кто выбрал ответ 3, переходят в следующий тур)
Ведущий: стремясь взять реванш за катастрофу на берегах Волги и вернуть утраченную стратегическую инициативу, гитлеровцы попытались летом 1943 года осуществить новое крупное наступление. Местом для наступления враг избрал район курской дуги. Заблаговременно советским командованием была создана сильная оборона.
Ведущий: В сражении под курском в районе Прохоровки немецко-фашистские войска подверглись сокрушительному удару, до основания потрясшему германскую военную машину. На Курской дуге было разгромлено до 30 вражеских дивизий, из них 7 танковых. И прозвучали первые победные салюты.
Архивариус: А теперь четвертый тур. И участвуют в нем только победители третьего тура, то есть те, кто в качестве ответа выбрал 3 сектор игрового поля.
Внимание, следующий вопрос!
Немцы сопротивлялись отчаянно, продвижение советских войск шло медленно. Все на этой земле было приспособлено к обороне: и тевтонские замки, и крепости времен Семилетней войны. В этих боях получил смертельную рану командующий фронтом, самый молодой из всех командующих фронтами. Ему не было и сорока лет. Его любили солдаты за бесстрашие и простоту. О ком идет речь?
- Г.К.Жуков
- В.И.Чуйков
- И.Д.Черняховский
- И.С.Конев
(ответ №3)
Генерал 60-й армии погиб на поле боя с немецко-фашистскими захватчиками. Это был талантливый молодой полководец, завоевавший всеобщую любовь своей беззаветной преданностью Родине. Именно войска 60-й армии остановили наступление немецких войск на воронежском фронте и освободили город Воронеж в крайне неблагоприятных условиях погоды. Несмотря на упорное сопротивление врага, город был взят в течение одного дня. Тридцать три раза Москва салютовала 60-й армии и 3 Белорусского фронта, которой командовал Иван Данилович Черняховский.
Архивариус: Число претендентов на победу сокращается. И следующий вопрос звучит только для тех, кто правильно выбрал сектор игрового поля в предыдущем туре. Внимание вопрос!
Строки из личного письма поэта-фронтовика А.А.Суркова жене стали текстом песни:
- «Землянка»
- «Темной ночью»
- «В лесу прифронтовом»
- «Катюша»
Далее игра продолжается до тех пор, пока не останется минимальное количество участников (1-2), они и объявляются победителями.
Вопросы для участников
- Сколько дней и ночей длилась ВОВ? (1418 военных дней и ночей)
- Что было написано на основных плакатах, призывающих отстоять свою Родину? (Родина – мать зовет!, Смерть фашистским оккупантам!, Наше дело правое!, Враг будет разбит!, Победа будет за нами!)
- Назовите фамилии летчиков, совершивших тараны (Г.А.Храпай, А.Н.авдеев, Н.Ф.гастелло)
- Сколько дней длилась блокада города Ленинграда (900 дней)
- Какую трассу называли Дорогой жизни? ( в первую и вторую блокадные зимы по льду Ладожского озера была проложена трасса, названная Дорогой жизни, потому что она позволила облегчить положение осажденных)
- Когда началась битва за Москву? ( 30 сентября – 2 октября 1941 года)
- Основные даты сражения за Сталинград. ( 19 ноября 1942 года части Красной Арми перешли в контрнаступление между Волгой и Доном, через несколько дней замкнули кольцо вокруг немецких войск, освобождавших Сталинград. 2 февраля 1943 года грандиозное сражение под Сталинградом завершилось.
- Когда началась битва за Берлин?
( 16 апреля 1945 года)
- Когда над куполом поверженного рейхстага взвилось Красное знамя Победы? (1 мая 1945 года)
- Дата капитуляции Германии. (2 мая 1945)
По окончании игры подводятся итоги и награждаются победители.
Учитель: Закончены викторина и путешествие в мир истории. Мы еще раз поздравляем победителей и хотим пожелать нашим эрудитам терпения, трудолюбия и удачи. Игра закончена, но процесс познания продолжается, и еще много предстоит вам узнать. Успехов всем участникам игры.
Ведущий: прошлое всегда с нами, и все, что мы собой представляем, все, что мы имеем, исходя из прошлого. Мы его творение, и мы его творцы. Мы живем, погруженные в него. Не понимать этого и не ощущать прошлое значит не понимать настоящее.
Вы думали: история- забвение,
Архив, куда грехи свои сдают?
Она тот Высший суд, где нет прощения
Где срока давности не признают.
Вы думали: история – что сказочка,
Где можно все напутать, переврать,
Но это вам всего лишь только кажется,
Что можно ход истории прервать!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анекдоты про фашистов
* * *
Берлин, весна 1945 года. Вдали слышна канонада. Два немца беседуют в очереди за хлебом, и один спрашивает другого: "Кто будешь делать, когда закончится война?". Второй отвечает: "Уйду, наконец, в отпуск и поеду путешествовать по Великой Германии".
"Ну, это утром, а вечером что делать будешь?"
* * *
Карикатура: КОКТЕЙЛЬ МОЛОТОВА.
* * *
Приезжает Гитлер в сумасшедший дом. Все пациенты выстраиваются в шеренгу и поднимают правую руку с криком "Хайль Гитлер!". Гитлер проходит вдоль шеренги, и в конце видит человека с опущенной рукой. Спрашивает: "Что же ты меня не приветствуешь?"
Человек отвечает: "Так я же не псих, я санитар".
* * *
Карикатура: БОЛЬШАЯ МИНА.
* * *
Новые арийцы будут грациозными, как Геринг, рослыми, как Геббельс, стройными, как Борман и блондинами, как Гитлер.
* * *
1940-й год, встречаются два еврея в джунглях Африки, оба со штуцерами (тяжелое ружье). Один - другому: "Привет, ты откуда здесь?"
"Эмигрировал из Германии в Каир, жить как-то надо: на слонов вот охочусь. А ты?" "И я уехал в Каир, на носорогов теперь охочусь. Кстати, соседа Сёму не видел, где он то?"
"Он настоящий экстремал - в Берлине остался"
* * *
Карикатура: ПРОТИВОТАНКОВЫЙ ЁЖ
Фронтовая кухня
Макароны «балтийские»
Со слов соседа-фронтовика-десантника по даче (боевой мужик! в здравом уме, в свои 90 лет по 3 км в день бегает, купается в любую погоду) данный рецепт активно использовался в праздничном меню (по случаю удачных сражений или побед флота) на кораблях Балтийского флота во времена II Мировой войны :
Ингридиенты: макароны (500гр), мясо (желательно на ребрышках, 500гр), лук репчатый (150-200гр)
-мясо варится до готовности, нарезается кубиками
-отвариваются до готовности макароны
-лук пассируется на сковороде до «золотистого» цвета
-мясо, макароны и лук смешиваем в казанке или кастрюле, добавляем немного мясного бульона и отправляем на 10-20 минут в горячую духовку (температурой 210-220 градусов).
Солянка «Тыловая»
Пишет Владимир УВАРОВ из Уссурийска, - «данное блюдо часто готовила в лихое время войны и в голодные послевоенные годы моя бабушка, ныне покойная. В чугунок она укладывала равные количества квашеной капусты и очищенной, нарезанной ломтиками картошки. Потом бабушка заливала воду так, чтобы она покрывала капустно-картофельную смесь.
После этого чугунок ставят на огонь - тушиться. А за 5 минут до готовности надо добавить в чугунок поджаренный на постном масле шинкованный лук, пару лавровых листиков, поперчить, если нужно по вкусу, то и посолить. Когда все готово, надо накрыть посудину полотенцем и дать потомиться с полчаса.
Такое блюдо, уверен, всем понравится. Бабушкин рецепт мы зачастую использовали и в сытные времена и ели эту “солянку” с удовольствием - пусть и не в чугунке, а в обычной кастрюле она тушилась».
Хлеб «Ржевский»
Участник Ржевской операции В.А. Сухоставский вспоминал: «После ожесточенных боев нашу часть весной 1942 г. отвели в деревню Капково. Хотя эта деревня находилась в удалении от боев, но продовольственное дело налажено было слабо. Для пропитания мы сварили суп, а деревенские женщины принесли к нему хлеб «Ржевский», выпеченный из картофеля и отрубей. С этого дня у нас началось облегчение».
Итак, рецепт: отварить картофель «в мундире», очистить, пропустить через мясорубку. Полученную массу выложить на противень, посыпанный отрубями и охладить. Добавить отруби, посолить быстро замешать тесто и, поместив в смазанную маслом форму, выпекать до готовности.
Пирог с гречкой
А вот рецепт очень вкусного пирога, который во время войны очень часто готовили жители сельской местности Урала, и который по настоящее время готовит моя любимая бабушка. Где я только не был, но вот такого рецепта нигде не встречал, кроме как у себя на Родине.
В то время колхозы весь урожай отправляли на фронт. По карточкам давали минимум продуктов и люди выживали своим хозяйством. По праздникам, в деревне, где в то время проживала моя бабушка, делали пироги вот по такому рецепту :
Приготовить обычное дрожжевое тесто, отварить почти до готовности гречневую кашу (воду выпарить).Грибы обжарить с луком или тушить до готовности, затем остудить и смешать с кашей. Сделать пирог с тонкой верхней корочкой и выпекать в духовке до готовности.
Результат будет очень вкусным, если предварительно сваренная гречневая каша будет рассыпчатой.
Можно добавить в начинку обжаренный на сковороде фарш или тушенку
Вобла на пару
Мне бабушка рассказывала, как они ели сушенную воблу. Для нас это рыбка, предназначенная под пивко. А бабушка говорила, что воблу (тарань ее называли почему- то), тоже выдавали по карточкам. Была она ооочень пересушенной и оооочень соленой.
Клали рыбку не очищая в кастрюльку, заливали кипятком, закрывали крышкой. Рыбка должна была стоять до полного остывания. (Наверное, лучше делать с вечера, а то не хватит терпения.) Затем варилась картошка, доставалась из кастрюльки рыбка, распаренная, мягкая и уже не соленая.
Чистили и с картошечкой ели. Я пробовала. Бабушка как- то сделала разок. Знаете, и вправду вкусно.