Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

04.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
03.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
29.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
27.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Формирование и развитие музыкального слуха у детей дошкольного возраста

Формирование и развитие  музыкального слуха у детей дошкольного возраста

Перкова Светлана Викторовна,

Музыкальный руководитель МДОУ ДС

Дельфиненок р.п. Средняя Ахтуба

Свинухова Ирина Юрьевна,

Музыкальный руководитель МДОУ ДС

Дельфиненок р.п. Средняя Ахтуба

Музыка - мир ярких в звучании красок, которые передают всю  глубину чувств, эмоций и, конечно же красоту всей нашей жизни. Можно сказать, что  музыка украшает человека и человек украшает музыку. Музыкальный человек - очень красив, только потому, что он соединился с музыкой.

Особенно большую радость приносит музыка детям. И чем раньше ребёнок её услышит, тем более его будет тяготить к ней.

Уже с раннего детства, у ребёнка  можно заметить музыкальные способности, а также  увидеть, каким он обладает  природным музыкальным слухом. Конечно, при развитии музыкального слуха занятиями и игрой, можно добиться больших результатов.

Давайте разберёмся, какие бывают виды и разновидности музыкального слуха?

Различают несколько видов музыкального слуха:

-Абсолютный

-Относительный

-Внутренний

-Интонационный

-Ладовый

-Полифонический

-Гармонический

-Ритмический

-Тембровый

-Фактурный

-Динамический

Мы хотим остановиться, на некоторых разновидностях музыкального слуха, которые наиболее важны для развития ребёнка, а также взрослого человека.

Тембровый, динамический и  ритмический слух - разновидности музыкального слуха, которые позволяют слышать музыку во всей полноте ее выразительных, красочных средств. Он развивается у детей во всех видах музыкальной деятельности: при слушании музыки, пении, а также при игре на  детских музыкальных инструментах. При развитии музыкального слуха  у ребёнка появляется  способность  целостно и активно воспринимать музыку, а слушая и исполняя  музыку, ребёнок воспринимает различные характеристики звучащего потока: громкость, ритмичность, звуковысотность, тембровые краски инструментов.

Динамический слух – это умение различать и представлять все динамические оттенки звучания, от p (пиано) - значит тихо, до f (форте)- громко. А также слышать последовательность звуков, где каждый последующий звук будет звучать чуть громче  предыдущего или чуть тише. Звуки окружают нас повсюду и нам необходимо их различать. А как это сделать? С помощью окраски звучания – тембра.

Тембр это основа музыки, поэтому необходимо с раннего детства развивать у детей тембровый слух, чтобы их жизнь в дальнейшем была яркая и красочная, чтобы дети вырастали творческими и тонкими людьми. Теплый – холодный, жесткий – мягкий, легкий – тяжелый, матовый – блестящий. Если на земле найдется человек, который никогда не слышал музыки, он вряд ли поверит, что эти слова относятся к невидимому и неосязаемому звуку. Как отличаем звучание одного музыкального инструмента от звучания другого? Почему звук регистра в нашем воображении окрашивают чаще всего прозрачные светлые тона, а низкие звуки вызывают ощущение темных, холодных красок? Это загадка еще одного свойства звука – тембра. Можно дать тембру  еще несколько характеристик: густой, глубокий, мужественный, суровый, ворчливый, бархатистый, насыщенный. Внимательно прислушиваясь к тембру инструментов, вы можете продолжить это перечисление сами.

Тембр – окраска. Этим свойством обладает любой существующий в природе звук и, конечно, звук музыкальный.

Тембровый слух – один из важнейших компонентов слухового воспитания. Тембровый слух развивается у детей среднего и старшего дошкольного возраста не только  при игре инструментах и пении сольно, в дуэте, трио или в оркестре, но и тогда, когда они инсценируют и импровизируют звуковые картины на заданную тему или иллюстрируют музыкой подходящие стихи, а также когда  играют роли в музыкальном театре. Это всё им приносит радость, и они получают положительные эмоции.

С огромным удовольствием дети играют под танцевальную музыку, аккомпанируют детским песенкам с помощью музыкальных игрушек-инструментов, танцуют и уже подсознательно у них развивается ритмический слух. Они слышат ритм в музыке.

А что же такое ритм?

Ритмический слух (чувство ритма) – умение чувствовать ровный метр — пульс произведения и создавать временное пространство — организацию музыкального движения в произведении. Задания для детей, для развития ритмического слуха, могут быть самыми разными. Дети повторяют ритмический рисунок за педагогом, ребёнком, а также могут и сочинить свой, и предложить его исполнить музыкантам в оркестре. К ритмическому рисунку можно придумать слова, сюжет, атрибутику. Целесообразно применять для развития ритмического слуха - дидактические игры. Использование музыкально-дидактических игр позволяет в простой, доступной детям игровой форме, проявить творческую активность, желание найти неизвестное, более глубже, проникнуть в мир музыки.

Музыка помогает обеспечить формирование личности, разностороннему развитию его, становится источником его знаний и социального опыта. А самое главное даёт нашим детям ключ к постижению образного мира красоты и прекрасного.

Библиографический список

Алексеева Л.Н. Как воспитывать профессиональный слух у маленьких музыкантов // Воспитание музыкального слуха, вып.4 / Сб. науч. трудов, сост. Л.Н. Логинова. - М., 1999. - С. 86 - 96.

Карасева М.В. Сольфеджио - психотехника развития современного музыкального слуха // Воспитание музыкального слуха, вып.4 / Сб. науч. трудов, сост. Л.Н. Логинова. -

Рубан, Т.Г., Петрова, М.Л., Тарасова, К.В. Синтез.  Программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств. Москва 2000