Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

«Коллективная творческая деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО».

МБОУ «СОШ с.Хошеутово им.М.Бекмухамбетова»

Астрахангской области Харабалинского района

Учителя начальных классов: Кайвалиева Айнагуль Эдегэмовна,

Дощанова Жанар Исболовна,

Кулкаева Ольга Александровна

«Коллективная творческая деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»

Коллективное  творческое воспитание – особый  способ организации жизнедеятельности  детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность.

Коллективное творческое дело является важнейшим структурным компонентом  методики коллективно- творческого  воспитания.

Коллективные  творческие дела- это, прежде всего , полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей  и воспитанников и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни. В которой педагоги выступают как наставники, действующие вместе  с ними и впереди них.

Это практическая забота о жизни, о самых разных ее сторонах, а не воспитании тех, кто все исполняет по сценарию педагога. Коллективные творческие дела- это дела не для ребят и не только во время их воспитания, это дела( и цели) самих ребят, коллектива, членом которого становится и взрослый, которые возвышают, развивают, способствуют становлению личности. Растет Гражданин - Хозяин- Друг- Работник.

Их важнейшие особенности: практическая направленность, коллективная организация и творческий характер проведения. Каждое коллективное творческое дело есть проявление практической заботы воспитанников и воспитателей об улучшении окружающей  и своей жизни. Поэтому коллективное творческое дело – не простое дело, а жизненно-важное, общественно- необходимое.

Оно- коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается  совместно воспитанниками и воспитателями.

Оно- творческое, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте,  в результате поиска лучших способов, средств решения жизненно важных задач.

Именно эти особенности коллективного творческого дела, характеризующие их практическую сторону, определяются отличительные черты собственно воспитательной стороны: воспитательные задачи в процессе коллективного творческого дела ставятся и решаются  воспитателями по преимуществу незаметно для воспитанников, как бы «по ходу», при решении практической задачи , и открываются воспитанникам в той или иной степени при обсуждении результатов.

Этим коллективные творческие дела принципиально отличаются от воспитательных мероприятий: бесед, экскурсий, работы кружков и т.п., для которых характерна открытая постановка задач. Изучение и использование коллективного творческого дела невозможно без знаний  их общих воспитательных возможностей, без понимания того, как эти возможности раскрываются в каждом виде  коллективных творческих дел. 

Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе , разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность  определить для себя долю , характер своего участия и ответственности. Коллективные творческие дела позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть в создании чего- то нового.

Существуют принципы коллективного взаимодействия:

-принцип гуманизма: признание ребенка субъектом воспитания; опора на позитивное в ребенке; понимание, сострадание и помощь ребенку; ребенок живет , а не готовится к жизни (Ребенок- личность); 

-принцип природосообразности: психофизиологические и возрастные особенности;

-принцип равенства и сотрудничества: все члены коллектива занимают равные положения;

- принцип культуросообразности: основан на общечеловеческих ценностях, на нормах национальной культуры и региональных традициях;

- принцип открытости и доступности:  все учащиеся могут принимать участие в самоуправлении;

- принцип добровольности: добровольное и самостоятельное решение ребенка в выборе видов деятельности;

- принцип создания ситуации успеха для каждого ребенка.

В процессе коллективной творческой деятельности ребята приобретают навыки общения, учатся работать , делить успех и ответственность  с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно – формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности.

В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации коллективной творческой деятельности взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела.

В коллективной творческой деятельности любой младший школьник может заявить о себе, продемонстрировать такие качества  своей личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет, а значит свои лидерские качества.

Многосторонняя постоянная забота друг о друге, о своем коллективе, об окружающих людях, о далеких друзьях, поиск лучших средств этой заботы, все более четкая организация своей жизни, разнообразных дел на пользу и радость своему коллектив у и другим людям- вот что сплачивает воспитателей и воспитанников.

И чем богаче , целеустремленнее , организованнее общая жизнь старших и младших, тем эффективнее тот  многосторонний воспитательный процесс, который идет п» по ходу», в глубине этой жизни: и воспитывающее воздействие  педагогов( прямое и косвенное, открытое  и скрытое),  и взаимное  влияние самих воспитанников друг на друга, и самовоспитание и старших и младших.

В каждом  коллективом  творческом  деле проявляется сущность педагогики общей заботы.

Суть каждого дела- забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях, о далеких друзьях.

Дело это коллективное, потому что совершается вместе- ребятами и старшими товарищами, как их общая забота.

Дело это творческое коллективное, потому что представляет собой совместный поиск лучших решений жизненно- важной задачи, потому что творится сообща- не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется , оценивается… Оно творческое еще и потому, что не может превратиться в догму, делаться по шаблону, всегда  выступает в разных  вариантах, всегда выявляет новые возможности, ведь оно – частица  жизни.

Задачи воспитательной деятельности педагога в ходе подготовки и проведения коллективного творческого дела:

  1. Организовать разнообразную эмоциональную творческую личностно и общественно значимую деятельность детей в классе как модель будущей достойной жизни, в ходе которой шло бы развитие и благополучная социализация детей.
  2. Создать условия для самореализации, самоутверждения, самореабилитации каждого воспитанника в коллективе.
  3. Создать благоприятный эмоциональный ( нравственно-психологический) климат в коллективе, обеспечить условия защищенности каждого ребенка.
  4. Для эмоционального воспитания формировать оптимистическое мировосприятие, собственным примером учить радостному проживанию каждой минуты, каждого дня пребывания в школе.

Коллективные творческие дела отличаются друг от друга, прежде всего, по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план: трудовой  или общественной, познавательной или художественно- эстетической, спортивной или досуговой.

Таким образом, творческое дело имеет огромное влияние на личность каждого школьника, поскольку является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время являясь  основным воспитательным средством.