Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

15.05.2024 г.
Ежегодно 15 мая во всём мире отмечается Международный день семьи. В семье начинается жизнь...
14.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
13.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

Современный урок истории, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий по теме: "Порядки Афин и Спарты".

Современный урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Технология: проблематизация.

Конспект урока истории

Урок 29.Тема урока: Порядки Афин и Спарты.

Цели урока по линиям развития личности:

Линии 1–2. Картина мира в фактах и понятиях.

Сравнивая факты истории Афин и Спарты, научить делать выводы об отличительных особенностях этих греческих полисов.

Анализируя способы правления в Афинах и Спарте, научить выделять признаки демократии и аристократии.

Линия 3. Историческое мышление.

Научить выделять причинно-следственные связи противостояния самых больших и знаменитых полисов – Афин и Спарты.

Линия 4. Нравственное самоопределение.

Анализируя порядки в Спарте, научить выявлять гуманистические, нравственные ценности спартанского общества.

Линия 5. Культурное, гражданско-патриотическое самоопределение.

Давать, объясняя, собственную оценку порядкам, существовавшим в Афинах и Спарте.

Обязательный минимум содержания: демократические Афины, аристократическая Спарта.

План урока:

I. Проблема урока: почему Афины и Спарта часто ссорились?

II. Поиск решения:

Сравнение Афин и Спарты по четырём сферам общества:

хозяйство;

общественное деление;

управление;

культура.

Примерный вывод по проблеме: полное отличие во всех сферах общества могло вызвать противоречия между Афинами и Спартой в борьбе за господство в Древней Греции.

 

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания

 

I. Создание проблемной ситуации. Формулировка проблемы.

 

 

Слайд 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фиксируем на доске:

1-й факт: Афины и Спарта – дружественные полисы.

Фиксируем на доске:

2-й факт: Афины и Спарта постоянно воевали друг с другом.

Фиксируем на доске проблему:

Почему Афины и Спарта часто ссорились

- Здравствуйте ребята! Сегодня мы продолжаем наше путешествие по Древней Греции, и подробнее остановим наше внимание на полисах которые были центрами Аттики и Лаконики. 1

 

– По карте на с. 111 назовите полисы, которые были центрами Аттики и Лаконики. 1

 

 

– Давайте узнаем, какие факты у нас есть об этих полисах.

– Как должны были друг к другу относиться жители Афин и Спарты, судя по 1 факту?2

 

– Давайте прочитаем 2 факт и ответим на вопрос.

– Как жили жители Афин и Спарты на самом деле? 2

 

 

– Сравните факты. Какое наблюдаем противоречие, какой возникает вопрос?    1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По карте определяют: Афины и Спарта.

 

 

 

 

 

Читают текст слайда 1 факт.

 

 

 

 

– Они должны дружить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжают читать текст до конца.

 

– Высмеивали друг друга, воевали.

 

 

 

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Работать по плану, сверяясь с целью.

5. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

 

Познавательные УУД

1. Находить информацию в учебнике и др. источниках.

2. Владеть смысловым чтением.

3. Определять понятия.

4. Классифицировать (устанавливать иерархию по заданным основаниям).

 

 

5. Представлять информацию в разных формах (таблица, текст).

6. Выделять главное, обобщать.

7. Делать выводы.

8. Сравнивать объекты по заданным критериям.

9. Доказывать.

 

Коммуникативные УУД

1. Излагать своё мнение, аргументируя его.

2. Организовывать работу в паре.

 

Личностные УУД

1. Самостоятельно давать и объяснять оценки событий, оценивать свои и чужие поступки.

 

Слайд 3

 

 

II. Версии.

– Какие у вас будут предположения, версии решения проблемы?    5

Версия:

разные порядки.

Могут сказать, что Афины и Спарта часто ссорились из-за земли, из-за того, кто будет главнее, кто сильнее и т.д. Возможно, скажут, что эти полисы были разные, поэтому между ними возникали противоречия.

 

 

III. Актуализация знаний.

 

Слайд 4

 

 

 

Слайд 5

– Давайте вспомним, что мы уже знаем по этой проблеме.

Предлагаю вам поработать со словарем.

 

– Каковы природные условия Греции?

 

 

 

 

 

Работают со словарём.

 

 

Читают слайд

 

 

IV. Планирование деятельности.

 

Слайд 6

 

 

 

 

 

Слайд 7

Фиксируем на доске:

Сравнить Афины и Спарту:

хозяйство;

общественное деление;

управление;

культура

– Что нам надо узнать, чтобы ответить на главный вопрос урока? 4

 

 

 

 

 

 

Нам необходимо

проанализиро-вать эти два полиса по четырём сферам общества.

 

 

– Нам надо узнать, какие порядки были в Афинах и Спарте, затем сравнить их и выяснить, что могло вызвать противоречия между данными полисами.

 

 

 

– Чем занимались, какие у них были управление, культура.

 

 

V. Поиск решения проблемы. Открытие нового знания.

 

 

Слайд 8

– Все необходимые факты мы будем

заносить в таблицу, в соответствую-щую колонку.

1. Хозяйство Афин и Спарты.

1  2  5  6  7  1  2

Чтоб нам заполнить таблицу, я предлагаю ребятам 1 варианта, поднимите руки, быть экспертами по Афинам.

 Вам поможет п.29 стр.133.

Ребятам 2 варианта, поднимите руки, быть экспертами по Спарте. Вам поможет п,31 стр.140.

 

– Определите по тексту, чем занимались афиняне и спартанцы. Сделайте вывод, как это могло быть связано с природными

особенностями местности.

– Запишите кратко в таблице основные занятия афинян и спартанцев.

 

На доске фиксируем в таблице:

Афины.

Хозяйство: земледелие, ремесло,

морская торговля.

– Проверьте, так ли у вас получилось.

Спарта.

Хозяйство: земледелие.

– Проверьте, так ли вы записали.

– Сравните хозяйственную деятельность Афин и Спарты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблицы которые мы заполним , лежат у вас на столах

 

Индивидуально, самостоятельно

работают с текстом учебника.

Делают вывод, что в Афинах лучше было развито гончарное ремесло, так как почва была богата глиной. Наличие морской бухты свидетельствует о развитии мореплавания и кораблестроения. Тот факт, что афиняне возили за море продавать вино и масло, говорит о наличии земледелия и развитии морской торговли.

 

 

2. Общественное деление:

Афины: граждане, труженики, рабы.

Спарта: граждане, воины, илоты.

1  2  5  6  7  8  1  2

– Какой можем сделать вывод при сравнении?

 

Работают с текстом параграфа.

Заполняют таблицу.

Делают вывод, что общественное

устройство у афинян и спартанцев

тоже было разное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 11

3. Управление.

– Итак, из предварительно-го чтения мы знаем, что в Афинах шла борьба за власть между демосом и аристократами.

О чем шла речь в реформах Солона?

Вывод: Речь

шла о равных правах и обязанностях

для всех граждан.

 Что зарождается в Афинах?

 

– Чем управление в Спарте отличалось от управления в Афинах?

 

– Найдите в тексте (с. 142) последний абзац доказательства того, что Спарту нельзя было

назвать демократическим государством.

– Таким образом, управление в Спарте принадлежало только представителям знатных родов.

 

Заполняем таблицу

 

П.30 стр.137

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демократия-власть народа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аристократия- представителям знатных родов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культуру мы доделаем дома, но уже можем сделать вывод по таблице

 

4. Культура.

– Что было свойственно афинянам в

культуре?

– Обозначьте одним словом особенности культурного развития афинян.

Запишите в таблице одним словом.

– Сравните особенности культурного

развития афинян и спартанцев. Какой можно сделать вывод?

1 2 3 4 5 6 7 8 9

 

– Умение правильно, красиво произносить свои речи.

Записывают в тетрадь «ораторы».

 

 

 

 

 

– Краткие и точные высказывания.

Записывают в таблице «лаконизм».

– Разное.

 

 

 

VI. Выражение решения.

– Итак, мы с вами проанализировали порядки Афин и Спарты.

 

 

– Какой ответ на основной вопрос

урока мы можем дать? 7

 

 

 

 

 

 

 

– Подтвердилась ли версия, выдвинутая в начале урока?

 

 

 

 

 

 

 

Примерный вывод по проблеме:

– Афины и Спарта часто ссорились, так как это были совершенно разные полисы со своими порядками и законами. На это указывает полное отличие во всех сферах общества.

 

Да!

 

 

VII. Применение знаний.

– у вас на партах анкетка. Посовещайтесь и напишите: В каком городе хотели бы жить вы и почему?     1  1  2

 

 

 

VIII. Домашнее задание.

Параграфы 29 и 31 повторить, найти материал для таблицы по культуре Афин и Спарты.

Новые слова выучить.