Творческий проект "Кто в траве живёт?"
МАДОУ детский сад №29 "Даренка"
Творческий проект "Кто в траве живёт?"
Гуляева Танзиля Нурисламовна
воспитатель
Введение
Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей раннего возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Дети общаются с природой в разное время года - и осенью, когда окрашиваются и затем опадают листочки, и зимой, когда лежит снег, и весной, когда появляются первые листочки. А так же и летом, когда всё цветёт и поют птицы. Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов. У него формируются первоначальные яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогут ребёнку увидеть и понять связи и отношения природных явлений.
Ребенок от природы любознателен; и ознакомление с природой является одной из важнейших задач в работе с ним. Двухлетний малыш – это человечек, стремившийся ко всему новому и неизведанному.
Актуальность проекта заключается в том, что его реализация обеспечивает решение важных образовательных, воспитательных и развивающих задач:
- Дети должны видеть связь живой природы и неживой.
- При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, нравственного воспитания.
- Использование наблюдения в ознакомлении с природой приучит детей подмечать ее особенности и приведёт к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.
- Игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию умения играть вместе.
Проблема:В ходе беседы на прогулке выяснилось, что малыши ничего не знают о насекомых. Таким образом, возник вопрос, как объяснить детям кто же такие насекомые? И как на них реагировать?
Для детей раннего возраста характерны эмоциональные переживания. Общение с природой способствует формированию положительных качеств. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, а значит наблюдение за ее объектами.Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Знания о природе побуждают детей бережно относиться к ней. Добрые дела и поступки подкрепляются осознанием правильности и необходимости такого поведения в целях охраны природы.Метод наблюдения в ознакомлении детей с природой является
основным в раннем возрасте. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с характером знаний, доступных детям раннего возраста. Основной запас накопленных ребенком знаний - это представления, т. е. образы воспринятых им объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности.
Поэтому выбор темы проекта «Кто в траве живёт» был обусловлен интересом детей к живой природе.
Цель проекта:
Формирование представлений у детей о жизни насекомых.
Задачи с детьми:
- Знакомство и систематизация знаний детей о насекомых: бабочках, муравьях, жуках, местах их обитания, характерных особенностях;
- Создание положительного эмоционального фона, способствующего освоению ребенком знаний о насекомых.
- Развитие познавательного интереса к миру насекомых, умение отражать это в продуктивной деятельности.
- Активизация и обогащение словаря детей: существительные(муравьи, жуки, пчелы,бабочки);глаголы (летают, ползают, жужжат, порхают).
- Развивать эстетическое отношение к окружающему миру; способствовать реализации самостоятельной, творческой деятельности детей.
- Воспитание любви к природе, желание охранять её. (В данном случае – жизнь насекомых).
- Воспитывать желание и умение взаимодействовать с взрослыми при создании работ.
Задачи с родителями:
- Создать условия для участия родителей в жизни группы.
- Научить родителей быть полноправными партнёрами, сотрудниками.
- Создать в группе условия для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующие развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми
Вид проекта: творческий
Сроки проекта: краткосрочны.
Участники проекта: воспитатель, дети группы и их родители.
Интеграция видов деятельности:
познавательно – речевой, художественно – эстетический, оздоровительный.
Методы проекта:
- беседы;
- наблюдения;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание альбомов;
- продуктивная деятельность.
Необходимый материал:
- иллюстрации насекомых,
- аудио, видео -записи,
- бумага, краски, кисточки, мелки
- цветная бумага.
Ожидаемые результаты проекта:
В ходе реализации проекта у детей сформируется наблюдательность, они научатся любить природу, понимать, что насекомые это часть природы.Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, развить творческие способности.Дети будут иметь простейшие представления об особенностях строения тела, способах их передвижения.Активизируется словарь.
Продукт проектной деятельности:
- Внешний продукт: выставка детско – родительских рисунков « Кто в траве живёт», альбом со стихами и потешками « Кто в траве живёт».
- Внутренний продукт: сформированные у детей знания о насекомых и обогащение словаря детей:
существительные (муравьи, жуки, пчелы, бабочки, гусеницы);
глаголы (летают, ползают, жужжат, порхают, кружат).
Сотрудничество с семьёй:
Оформление рисунков о насекомых, мягкие игрушки (самоделки)
Проект предполагает реализацию следующих этапов:
Подготовительный этап.
Планово – проектировочный
- Подбор методической и художественной литературы для реализации проекта.
- Определение задач, исходя из возраста и потребностей детей.
- Выявление готовности родителей участвовать в реализации образовательного проекта.
- Разработка проекта.
- Разработка игротеки дидактических игр и упражнений.
- Подбор наглядно — дидактического материала для реализации проекта.
- Планирование предстоящей деятельности направленной на реализацию проекта.
Основной этап:
Практический
- Пополнить содержание развивающей предметно – пространственной среды в группе в соответствии с образовательными потребностями дошкольников.
- Выстроить и реализовать социальное партнёрство с родителями воспитанников.
- Проведение беседы, рассматривание картин на тему «Насекомые».
- Чтение стихов, песенок и потешек по данной теме.
- Подвижные и пальчиковые игры
- Мультимедийная презентация по теме: «Кто в траве живёт».
Заключительный этап:
Аналитико – итоговый
- Оформление выставки рисунков посвященных насекомым родного края.
- Игры с родителями на участке
- Итоги реализации образовательного проекта педагогической и родительской общественности ДОУ.
Список использованной литературы.
1. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
2. Калегина Н.Г. Программа экологического воспитания для детей дошкольного возраста. — Казань, 1994.
3. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет. - М.: ТЦ Сфера. 2007.
4. интернет - ресурсы