Программа пришкольного лагеря с дневным пребыванием «Патриот»
Муниципальное бюджетное общеоборазовательное учрежденрие "Кадетская школа имени генерал-майора В.А. Архипова" г. Чебоксары
Программа пришкольного лагеря с дневным пребыванием «Патриот»
Кузина Людмила Петровна
учитель начальных классов
Информационная карта программы
|
Полное название программы |
Программа пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей «Патриот» |
|
Авторы программы |
Кузина Л.П., начальник пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей «Патриот», учитель начальных классов |
|
Территория |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кадетская школа имени генерал-майора В.А.Архипова» г.Чебоксары Чувашской Республики |
|
Форма проведения |
Пришкольный лагерь с дневным пребыванием детей |
|
Актуальность Программы |
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов |
|
Цель Программы |
Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление, нравственное и патриотическое воспитание, творческое развитие, что включает в себя: -организацию активного отдыха и оздоровления детей; -реализацию знаний и творческих умений в области военно-прикладных дисциплин, спорта, туризма учащихся кадетского класса; -гражданско-патриотическое воспитание учащихся. |
|
Задачи Программы |
Оздоровительные: - Создать условия для укрепления здоровья, физической выносливости; - Вовлечь детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность; Воспитательные: - Создать условия для личностного развития каждого ребёнка; - Создать условия способствующие формированию навыков здорового образа жизни; - Содействовать формированию активной жизненной позиции обучающихся; - Способствовать ознакомлению участников лагеря с духовным наследием своей малой Родины; - Создание условий для воспитания культуры общения. Образовательные: - Практическое совершенствование умений и навыков исследовательской деятельности; Развивающие: - Развитие способности глубокого сосредоточения, созерцания наблюдаемого живого объекта в многообразии его жизненных проявлений; - Создания условия для развития координированности и коммуникативности детского коллектива через творческую самостоятельную, объединяющую деятельность детей в смешанных группах, через самоуправление. |
|
Специализация Программы |
Гражданско-патриотическое воспитание |
|
Срок реализации |
Июнь 2017 г. |
|
Ожидаемые результаты |
Реализация Программы и ее мероприятий должна способствовать формированию у подростков основных личностных качеств гражданина-патриота Отечества. В конце работы лагеря ожидаются следующие результаты: -развитие у детей интереса к патриотическому воспитанию; -продолжение работы в данном направлении. |
Пояснительная записка
Воспитание патриотизма - любви к Родине - это одна из важнейших задач нашего общества. Любящий Родину должен любить ее не абстрактно, а прикладывая все возможные силы на ее благо. Любящий Родину должен понимать значение слова «Родина», ясно представлять себе все составляющие этого понятия.
В соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны приоритетным направлением воспитательной работы с детьми сегодня становится гражданско-патриотическое воспитание, которое направлено на формирование гражданско-патриотического сознания юных граждан России как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов
Гражданско-патриотическое воспитание детей в системе образования нашего города осуществляется по нескольким направлениям: спортивно-оздоровительное, военно-патриотическое, трудовое, экологическое и включает различные мероприятия, направленные на укрепление здоровья детей; развитие трудовых, физических навыков, психологической устойчивости в нестандартных условиях; комплексную подготовку к службе в Вооруженных силах России. Для эффективного решения проблем гражданско-патриотического воспитания необходим именно комплексный подход, предполагающий вовлечение обучающихся, а особенно кадет, в непрерывный образовательный процесс, создание соответствующей среды, обеспечивающей дальнейшее развитие патриотизма и гражданственности как духовной составляющей личности. Это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение всего комплекса проблем воспитания программными методами, в том числе в условиях летнего полевого лагеря, и об актуальности данной работы.
Настоящая программа способствует развитию морально-волевых качеств личности, расширяет кругозор ребенка, дает возможность почувствовать свою значимость и принадлежность к Кадетскому братству. Основная деятельность лагеря дневного пребывания « Патриот» направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками.
Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.
Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка эмоционального тонуса.
Цели и задачи.
Основной целью настоящей Программы является создание комплексных условий для становления гражданско-патриотического сознания подрастающего поколения, что включает в себя:
-организацию активного отдыха и оздоровления детей.
-реализацию знаний и творческих умений в области спорта, туризма учащихся кадетских классов.
-гражданско-патриотическое воспитание учащихся.
На достижение этой цели направлены следующие задачи:
- Оздоровительные:
- Создать условия для укрепления здоровья, физической выносливости;
- Вовлечь детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность;
- Воспитательные:
- Создать условия для личностного развития каждого ребёнка;
- Создать условия способствующие формированию навыков здорового образа жизни;
- Содействовать формированию активной жизненной позиции обучающихся;
- Способствовать ознакомлению участников лагеря с духовным наследием своей малой Родины;
- Создание условий для воспитания культуры общения.
- Образовательные:
- Практическое совершенствование умений и навыков исследовательской деятельности;
- Развивающие:
- Развитие способности глубокого сосредоточения, созерцания наблюдаемого живого объекта в многообразии его жизненных проявлений;
- Создания условия для развития координированности и коммуникативности детского коллектива через творческую самостоятельную, объединяющую деятельность детей в смешанных группах, через самоуправление.
Актуальность Программы
Актуальность программы заключается в том, что она предусматривает сочетание тренировочных занятий, различных игровых, развлекательных и познавательных программ, в содержание которых включаются упражнения из разных видов спорта и знания из различных областей наук. Тренировочные занятия проводятся в соответствии с планом работы лагеря. Особое место отведено циклу мероприятий, посвященных формированию у воспитанников основы для их подготовки к достойному служению Отечеству на гражданском, армейском или военном поприще, устойчивой потребности в здоровом образе жизни, ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих.
Программа рассчитана на детей от 7 до 14 лет. Именно в этом возрасте у подростков появляется особая восприимчивость к усвоению способов, норм поведения взрослого человека, общая активность, готовность включаться в разные виды деятельности со взрослыми и сверстниками, стремление подростка на основе мнения другого человека осознать себя как личность, оценить себя с точки зрения требования другого человека и своих внутренних требований, потребность в самовыражении и самоутверждении.
Принципы и функции Программы
Программа выполняет следующие функции:
- Оздоровительная - направлена на отдых и укрепление здоровья через спортивные состязания и другие виды деятельности на свежем воздухе.
- Социально - коммуникативная - находясь в лагере, кадет включен во взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Формируются навыки проживания в коллективе.
- Воспитывающая – проявление и формирование морально-волевых качеств личности в моделях жизненных ситуаций.
- Развивающая - создание условий для развития положительных качеств, активизация резервных возможностей личности.
- Обучающая - развитие умений и навыков: внимание, память, общение, умения
- Развлекательная - создание благоприятной атмосферы пребывания в лагере.
Принципы Программы
1. Принцип гуманизма. Атмосфера доброжелательности и сотрудничества позволит кадету раскрыться как личности и получить социальное признание.
2. Принцип культуросообразности. Необходимым условием организации жизнедеятельности лагеря мы считаем создание среды «растящей и питающей личность», что предполагает отражение общечеловеческих культурных ценностей в содержании, формах и методах работы с детьми.
3. Принцип самореализации. Жизнедеятельность лагеря организована таким образом, что личное участие кадета в общелагерных мероприятиях позволяет ему раскрыть, развить и реализовать имеющиеся потенциальные возможности, удовлетворить потребности и интересы.
Тип лагеря, на базе которого реализуется программа, – летний пришкольный лагерь с дневным пребыванием детей.
Время и место проведения: лагерь проводится в июне 2017 года в МБОУ «Кадетская школа имени генерал-майора милиции В.А,Архипова» г.Чебоксары Чувашской Республики.
Продолжительность смены: 21 день.
Участники программы – дети от 7 до 14 лет.
Будут сформированы взводы с целью организации отрядов, имеющих равный потенциал. Это должно способствовать созданию ситуации успеха и помочь каждому ребёнку в самореализации своих творческих способностей, знаний, умений и практических навыков через личное участие в различных мероприятиях лагеря.
Взводы взаимодействуют между собой с целью обеспечения комплексного подхода в организации жизнедеятельности лагеря, обмена информацией между кадетами, что будет способствовать развитию личностных качеств подростков, приобретению жизненных навыков.
Разработан механизм обратной связи:
Цветовой опросник «Букет настроения», «Лепестки», «Строим дом» – форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Дети раскрашивают лепестки цветка, кирпичики домика в соответствующий настроению цвет. Это итог дня. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи. Рейтинг смены определяется через проведение анкетирования на начало работы смены и её окончание.
Режим работы лагеря:
8.30 – 8.45 |
«Вы пришли – мы очень рады!» (Прием детей в лагерь) |
|
8.45 – 9.00 |
«Чтобы быть весь день в порядке, Надо делать нам зарядку» |
|
9.00 – 9.15 |
«Пора, пора на линейку, детвора!» |
|
9.15 – 9.45 |
«Нас столовая зовёт: Каша вкусная нас ждет» |
|
9.45 – 10.45 |
«Лучше лагеря нет места на свете – Знают воспитатели, знают и дети. И если ты час этот будешь в отряде, Будет всем весело, будут все рады!» |
|
10.45 – 13.00 |
«Лишь услышав зов игры, Быстро на улицу выбежим мы. Ждет нас много забав интересных, Соревнований, прогулок чудесных!» |
|
13.00 – 13.30 |
«Время обеда настало, и вот Бодро отряд наш к столовой идет.» |
|
13.00 – 14.00 |
«Вместе с отрядом сил не жалей, Пой, танцуй, рисуй и клей!» |
|
14.00 – 14.30 |
«Расставаться нам пора, что ж, до завтра, детвора!» |
|
|
(Подведение итогов дня, оформление уголков) |
|
Кадровое обеспечение:
- Начальник лагеря - определяет функциональные обязанности персонала, руководит свей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.
- Воспитатели - организуют активный отдых учащихся, работу по подготовке к мероприятиям, отвечают за жизнь, здоровье и безопасность детей;
- Тренер - проводит спортивные мероприятия, соревнования, турниры, отвечают за жизнь, здоровье и безопасность детей;
- Старшая вожатая - организует воспитательные мероприятия в лагере, отвечает за жизнь, здоровье и безопасность детей;
- Школьный врач – оказывает необходимую медицинскую помощь, осуществляет периодический контроль за санитарным состоянием лагеря, проведение спортивных мероприятий, мониторинга здоровья.
- Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря.
Начальник и воспитатели отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.
Материальное обеспечение:
Программа финансируется из бюджетных средств и средств родителей.
В основе воспитательной системы – активный подход к реализации детского самоуправления в форме совета командиров (обеспечивает порядок и жизнедеятельность лагеря) и инициативных групп (временные объединения для подготовки и проведения отдельных дел, тематических дней). Основным по значимости в лагере является совет командиров.
Обязанности командира отряда:
-посещать сбор совета командиров и доводить до отряда всю информацию, полученную на совете;
-планировать совместно с вожатыми работу своего отряда;
-следить за выполнением режимных моментов;
-отвечать за одно из направлений работы.
Ожидаемые результаты:
1. Воспитание в детях любви к своей малой родине, привитие интереса к истории, культуре, традициям и обычаям родного края.
2. Расширение кругозора обучающихся, развитие их познавательных интересов.
3. Укрепление физического и психического здоровья детей и подростков.
4. Развитие индивидуальных способностей детей, приобщение к творческой деятельности.
5. Охват организованным отдыхом детей, находящихся в период каникул дома.
6. Создание необходимых условий для самореализации учащихся в различных сферах деятельности.
7. Улучшение отношений в среде детей и подростков, устранение негативных проявлении, искоренение вредных привычек.
8. Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разного возраста.
Условия реализации программы
В процессе совместной заинтересованности в общем деле происходит:
- воспитание ответственности, сопричастности к общим делам взвода;
- формирование социальной и гражданской активности;
- органическое сочетание различных видов деятельности;
- обеспечение разумной дисциплины и порядка, как условия защищённости каждого ребёнка.
- следование демократическому стилю общения, выстраивание между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и доверия (взрослый – друг, товарищ, человек);
- вовлечение в дела и мероприятия смены всех детей.
Этапы реализации программы.
1. Мотивационный этап
Мотивация педагогических коллективов к организации и проведению летней оздоровительной кампании в условиях пришкольного лагеря, консультации с методистами управления образования, специалистами городских учреждений и организаций, привлекаемых к работе лагеря, установление контактов с социальными партнерами, информирование родителей о целесообразности пребывания в лагере.
2. Организационный этап
Разработка программы и плана мероприятий, формирование учебно-методической и материально-технической базы лагеря, подбор и расстановка кадров, комплектование лагерной смены детским контингентом, знакомство с родителями и детьми, проведение методических планерок и инструктажей.
3. Конструктивный этап
Открытие лагерной смены, знакомство детей и родителей с планом работы, распорядком дня, знакомство с территорией лагеря, воспитательским коллективом и обслуживающим персоналом, инструктажи с детьми по противопожарной безопасности, технике безопасности. Организация деятельности лагеря: проведение занятий с детьми, мероприятий, конкурсов, коллективных дел, социально-полезных акций, спортивных состязаний и т.д.
4. Рефлексивный этап
Подведение итогов лагеря среди воспитательского коллектива, кадет и родителей, их анкетирование, поощрение участников смены, анализ реализации программы, размещение информации по итогам работы лагеря на сайт школы.
Содержание программы
Главным лозунгом Программы является девиз:
«Мне повезло – я родился в России».
Программа представляет из себя цепь мероприятий, объединенных в следующие направления:
- «Я – житель планеты Земля».
Сущность направления: формирование отношения к природе как к общему дому. Общение с природой как отдых и наслаждение жизнью. Природа как «психотерапевт». В ходе реализации мероприятий дети привлекаются к практической работе по сохранению красоты и богатства природы (ежедневный уход за цветами, кустарниками, очистка территории школы от мусора).
- «Здоровье и его охрана».
Сущность направления: реализация физкультурно-оздоровительных мероприятий, связанных с привитием детям стремления вести здоровый образ жизни. В ходе реализации мероприятий дети осознают значение физических упражнений, познают особенности своего организма, способы профилактики простудных заболеваний и нарушения зрения, приобщаются к культуре гигиены.
- «Человек без роду – что дерево без корней».
Сущность направления: воспитание любви к «малой родине», знакомство с традициями семьи, школы, города, изучение истории страны через историю семьи. Реализация мероприятий предполагает участие в ней бабушек и дедушек, мам и пап.
- «Чем дальше в будущее входим, тем больше старым дорожим».
Сущность направления: знакомство с народными традициями и обычаями, воспитание уважения к окружающим людям, к старости, формирование умения взглянуть на мир глазами наших предков, разучивание русских и чувашских народных детских игр, состязаний, забав.
- «Служить России».
Сущность направления: формирование российского патриотизма, чувства гордости за свою страну. Воспитание уважения и почтительного отношения к символам Российской государственности, к защитникам страны, патриотического отношения к школе и родному городу. В рамках направления реализуются мероприятия, связанные с привитием детям стремления служить Родине, осознанием школьниками своей причастности к истории народа и осмыслением понятий – честь, долг, ответственность, гордость, гражданственность.
- «Жизнь дана на добрые дела».
Сущность направления: предусматривается проведение ряда добрых дел, акций, воспитание бережного отношения к ближним.
Календарно-тематический план основных мероприятий
пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей.
№п/п |
Дата |
Мероприятия |
1 |
1 июня |
- организационные мероприятия по приему детей, распределение по отрядам и размещение; - праздник «Здравствуй, солнечное лето». |
2 |
2 июня |
- праздник здоровья «Чтоб расти нам сильными» (изучаем особенности своего организма, сказка, игры, пословицы о здоровье); - «Кадеты на старте!» (спортивные игры); |
3 |
3 июня |
- праздник «Кадет с природою на ты» (утренник о лекарственных травах, мастерим поделки из природного материала.) - выставка поделок, трудовой десант по уборке территории школы, посадка цветов. |
4 |
5 июня |
- беседа с врачом «Нету глаз в запасе лишних» (о бережном отношении к глазам; разучивание упражнений для снятия напряжения с глаз); - «За здоровьем на спортплощадку» (соревнования по мини-футболу, пионерболу); |
5 |
6 июня |
- игра с элементами ориентирования на местности «Найди флаг». - музыкальный час. |
6 |
7 июня |
- «Дню рождения А.С. Пушкина посвящается…» - день русских народных сказок; литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина; - прогулка в парк; |
7 |
8июня |
- занятие «Представляем свое дерево рода»; - игротека на свежем воздухе «Игры наших пап и мам». |
8 |
9 июня |
- утренник «Тепло домашнего очага» - путешествие в мир музыкальных народных инструментов; |
9 |
10 июня |
- викторина «Что рассказывают русские сказки о жизни наших предков?» - беседа «Славной истории строки» (из истории школы); |
10 |
13 июня |
- утренник «Символы России», посвящается Дню принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации: «Я» в семье, семья в моем «Я». - музыкальный час «Разучиваем песни наших бабушек» |
11 |
14 июня |
- малая Кадетская Олимпиада на приз директора школы - конкурс рисунков на асфальте Любимой школе посвящаю»; |
12 |
15июня |
День безопасности: Встреча с представителем МЧС, экскурсия в пожарную часть, учебная эвакуация, викторина по ОБЖ. |
13 |
16 июня |
- смотр строя и песни «Хорош в строю – силен в бою» - беседа «Великие полководцы России». |
14 |
17 июня |
- утренник «Символы Чувашии»; - музыкальный час «Разучиваем песни военных лет» |
15 |
19 июня |
- акция «День доброго сердца» - олимпиада по дворовым подвижным играм |
16 |
20 июня |
-игротека на свежем воздухе «Мама, папа, я – спортивная семья»; - конкурс рисунков «Мои обязанности дома». |
17 |
21 июня |
- конкурс стихов о войне; - военно-спортивная игра «Зарничка». |
18 |
22 июня |
- Поход в лес. Как вести себя в лесу? (Задания: сделать фотографии, зарисовки; уборка леса от мусора, сбор лекарственных трав); - составление гербария (конкурс). |
19 |
23июня |
- занятие «Растения и животные предсказывают погоду»; - выставка домашних животных «Братья наши меньшие»; - экологический десант «Чистый двор». |
20 |
26 июня |
- праздник «В гостях у Василисы Премудрой»; - музыкальный час «Ура! Каникулы!»; |
21 |
27 июня |
Закрытие лагерной смены: Концертная программа «Лето даром не пропало» (представление взводов: «Чему нас лагерь научил») Подведение итогов смены, награждение. |
*Тематическое планирование допускает корректирование основных мероприятий в соответствии с мероприятиями, проводимыми районом, городом.
Список литературы
- Патриотическое воспитание детей (Игры и программы). М.:ГОУ ЦРСДОД, 2003. – 64 с.
- Равнение на победу! Методические рекомендации организаторам работы по патриотическому воспитанию детей и подростков. – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003.–64 с.
- Сборник мероприятий ко Дню Победы, Дню защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии, торжественные линейки, вечера, литературно-музыкальные композиции, военно-спортивные игры. – изд. 2-е, испр./ авт.-сост. Видякин М.В. и др. – Волгоград: Учитель, 2006. – 280 с.
- Сборник нормативных правовых документов и материалов по патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе. – М.: Мнемозина, 2000.- 199 с.
- Уроки мужества (Методические рекомендации) – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004. – 68 с.