Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

«Воспитание души – истинное служение Отечеству»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования  «Детская школа искусств имени Н. Гончаровой» п. Полотняный Завод,  Калужской области

 

«Воспитание души – истинное служение Отечеству»

 

директор МБОУДО

                                                        Пиманкина  Н.И.

 

 

Воспитание души – истинное служение Отечеству

     Нераздельной составной частью нравственно-патриотическоговоспитания является воспитание любви к родному Отечеству, к своему народу. Детская школа искусств имени Н. Гончаровой п. Полотняный Завод, Калужской области принимает самое активное участие  в патриотическом воспитании обучающихся. Сегодня постигают культурное наследие прошлого, готовятся к труду на благо Отечества дети, подростки, молодые люди, которым суждено жить в России даже в конце XXI века. Это их духовному развитию, здоровью и благополучию преподаватели отдают свои силы, ум и сердце в нашей школе.  Преодолеть социальный и экономический кризис, который сейчас переживает Россия, можно, лишь вернув понятиям «патриот», «патриотизм» их истинный смысл и веру в свою Родину. Невозможно развитие общества без передачи жизненного и исторического опыта от  одного поколения другому.

     В целях утверждения приоритетности воспитания, актуализации его содержания на основе более полного использования культурного потенциала, традиций, инновационного опыта  в «ДШИ им. Н. Гончаровой»  п. Полотняный Завод продолжаются лучшие традиции нравственного и патриотического воспитания  детей. Посредством занятий разными видами искусства происходит формирование любви к родному краю, уважение  к своему  народу, лежащие в основе духовности и гражданственности.

     Проблема патриотического  воспитания подрастающего поколения в настоящее время является одной из самых острых, сложных и актуальных в современной России. Эта проблема способна поставить в тупик даже знающего, опытного преподавателя, т.к. социальный мир современной России противоречив, сложен и неоднозначен.

     Наработанный нашим педагогическим  коллективом теоретический и практический опыт соответствует основным направлениям нравственно-патриотического воспитания  школьников, а именно:

     - понятие патриотического воспитания рассматривается преподавателями, как естественное чувство, которое закладывается в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социально культурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и  своему народу, к своей земле, воспринимаемые в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека;

     - естественно развивающиеся чувства привязанности к отечественным ценностям становятся предметом осмысления людей в процессе целенаправленного воспитания, где на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Это – патриотическое воспитание – как система целенаправленного воздействия;

     - любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, в любви к своему дому, улице на которой он живет, поселку. Это должно быть системой целенаправленной работы в школе по начальному формированию чувства гражданственности и патриотизма во взаимоотношениях с семьей. Накапливаемый при этом социальный опыт ребенка касается как познания  и преобразования той или иной области действительности, так и отношения к ним, что соответствует одному из принципов личности – ориентированной дидактики – принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия.

     В этой связи успешность развития школьников их патриотическое воспитание станут возможными только при условии активного взаимодействия детей с окружающим миром, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные школьному возрасту.

      Методы и приемы патриотического воспитания, используемые преподавателями школы, могут быть разнообразными, но обязательно должны учитывать особенности детей, главное направление которых – развитие эмоций, опора на эмоциональное состояние. Эти требования стали для наших преподавателей методологическим ориентиром при проведении разных форм работы с детьми по патриотическому воспитанию.

     Огромное значение имеет ознакомление детей с историческим, культурным, национальным, географическим своеобразием родного региона – Калужского края.     Краеведческий подход в воспитании и образовании школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательную программу для воспитанников не только с образовательно-просветительной целью, но и эмоционально-воспитательной направленностью.

     В нашей системе работы по нравственно-патриотическому воспитанию на краеведческом материале учитываются следующие концептуальные аспекты:

  1. Краеведческий материал должен естественно «входить» в целостный  образовательно-воспитательный процесс на основе базовой программы.
  2. Постепенное введение краеведческого материала в работу с детьми, начиная от более близкого ребенку, лично значимого, переходя к менее близкому   - культурно-патриотическим фактам.
  3. Формирование личностного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни родного края, создания условий для активного приобщения детей к социальной деятельности.
  4. Развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.
  5. Приобщение детей к  истории, культуре, природе родного края, используя продуктивную деятельность в творческих проектах.
  6. Привлечение детей к поселковым праздникам, знакомство с интересными выдающимися людьми поселка и Калужского края, носителями социально-культурных традиций в области ремесла, песни, танца, литературы, искусства, людьми, прославившими Калужский край.
  7. Основной отбор методов и приемов ознакомления детей с родным краем, направленных на повышение познавательной и эмоциональной активности.
  8. Создание такой развивающей среды, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал и позволила бы удовлетворить потребность в познании окружающего мира, преобразования его по законам добра и красоты.

 Выстраивая педагогический процесс по нравственно-патриотическому воспитанию с использованием краеведческого материала, педагогический коллектив школы учитывает следующие принципы:

  1. Принцип «от близкого к далекому».

Школьник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, потом гражданином России и только потом жителем планеты Земля.

  1. Возрастной принцип и принцип доступности материала.

Следует определить содержание воспитания для школьников младшего, среднего и старшего возраста.

  1. Принцип гуманизации.

Предполагает умение преподавателя стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

  1. Принцип интегрированности.

Реализуется в сотрудничестве с семьей, общеобразовательными школами, библиотекой, музеем, выставочным залом, за счет включения сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями Калужского края.

   Интеграция в педагогическом процессе преподавателями рассматривается как фактор создания эмоционального благополучия ребенка в детской школе искусств, как важнейшее условие его целостного развития, первых творческих проявлений и становления индивидуальности.

     Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что построение познавательного процесса на краеведческом материале позволяет решать следующие задачи нравственно-патриотического воспитания детей:

 - формировать любовь  к родному поселку и интерес к прошлому и настоящему Калужского края;

 -   развивать бережное отношение к семье, дому, улице, поселку, краю, стране;

 - воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственность за все, что происходит в поселке, сопричастность этому;

-  формировать умение ориентироваться в ближайшем культурном окружении и отражать это в своей деятельности;

 - воспитывать уважительное  отношение к человеку – труженику и результатам его труда, защитникам Отечества и поселка.

     Примером патриотического и  духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения послужили созданные в школе  художественно – выставочные  проекты под общим названием «Прошлое в настоящем». Эти проекты предполагают  формирование фонда музея детского творчества и школы юных экскурсоводов, где бы обучающиеся приобретали  новые знания, пусть пока ещё скромные, но уже дающие право на самостоятельное исследование темы.  А так же экскурсионную работу, организацию передвижных выставок,  сотрудничество с музеями, общеобразовательными школами, библиотеками, организациями района и области, частными лицами.

     Актуальность цикла проектов «Прошлое в настоящем» заключается в инновационном методе преподавания, новом подходе к созданию учебных ситуаций, подборе интересных фактов, организации учебной и творческой работы учащихся.

    Работая над проектом «Золотые россыпи Спасо-Преображенской ярмарки в Полотняном Заводе» ребята проходили школу не  только мастерства, но воспитания в себе эстетического восприятия искусства, учились понимать народное творчество, его истоки. Работы выполнены в виде лубочной народной картинки в технике папье-маше. Зрителю представлено развернутое повествование в прошлом шумной суетливой Спасо-Преображенской ярмарки. Люди оказались  в ином мире, вне  современного виртуального пространства, в уютном уголке детского воображения, в окружении больших и не очень, ярко-эмоциональных и трепетно-трогательных художественных работ.       Основное стремление  преподавателей – это вдохнуть в этот проект,  в чистые детские души  истинный свет и красоту ярмарочного действа; воспитать  новое поколение в нравственно-патриотическом, духовном ключе. Интерес к традициям, привитый ребенку с раннего возраста и поддержанный уроками искусства, есть залог того, что  школьники осознанно будут воспринимать и хранить историю своей Родины. Сегодня поселок Полотняный Завод, исторически значимое место Калужского края, помнит свою историю и созидает новую жизнь. А его юные граждане посредством искусства  доказывают, что способны любить свою малую родину, уважать её жителей, помнить историю, создавать и творить лучшее будущее.

     В канун знаменательной даты 200 - летия с начала Отечественной войны 1812 года, учащиеся и преподаватели отделения  изобразительного искусства работали над художественно-выставочным проектом «Недаром помнит вся Россия…»,  который явился   творческой  данью памяти  и знаком  благодарности  современного  молодого поколения  нашим героическим предкам.      1812 год был великой эпохой.  Напряжённая борьба с Наполеоном пробудила дремавшие силы России,  вызвала  духовный подъем и небывалый всплеск национального самосознания у русского народа. Работая над исторической темой,  ребята обращались к различным историческим источникам, рассказам преподавателей и гордились, что  наш  край в тот далекий  год тоже  внес свой вклад в общую победу, что к  происходившим событиям были причастны и  люди нашего поселка. 

     Дети в своих  выставочных  работах, исполненных в технике папье-маше, показали не только театр военных действий, но и события мирной жизни, ведь война повлияла на культуру, моду, мировоззрение людей. Историческая тематика выставки способствовала  изучению материала: костюмов эпохи, быта, оружия, военной формы, архитектуры.  Изображение исторических сюжетов подталкивало юных авторов к    более  осмысленному пониманию прошлого.  Отечественная война 1812 года – это событие, уроки которого не стоит забывать и сегодня, считают преподаватели. А для этого надо формировать и развивать у детей чувство уважения к великому прошлому своей страны, гордость за патриотизм, проявленный нашими предками.    

Экскурс   по замечательной выставке  «Недаром помнит вся Россия…»  - это   своего  рода  рассказ о героях Отечественной войны 1812 года, напоминание  всем  нам: « Не будем Иванами, не помнящими родства».  Посредством  кисти и слова  ребята  рассказали о далекой истории для того, чтобы она отозвалась в нас сегодняшних, чтобы почувствовать боль и радость родной нашей земли. Ведь  прошлое должно служить современности. Матрица патриотического мироощущения детей XXI века крепко связана с генетической памятью народа. Юные художники интуитивно идут в русле отечественной традиции – не отрываться от народных истоков. Эту животворную связь  отметил в свое время философ И.А. Ильин : «Когда Поленов или Левитан, или Нестеров, или Айвазовский… пишут быт или русскую природу, то они показывают нам в них и через них наш душевный и духовный уклад».

     Суров, безжалостен мир. И все-таки нет уныния в душе. Светлым и радостным видит (хочет видеть!) детвора дом родной, родину свою и всю нашу землю-кормилицу. Это свет чистоты и добра, свет любви и надежды.

Эффективность системы воспитания нравственно-патриотической направленности в школе искусств достигается, если педагогический процесс отличает целостность на всех уровнях: административно-управленческом, организационно-методическом и воспитательно-образовательном. Цель работы преподавателей: воспитать высоконравственное поколение россиян, способствовать профессиональной ориентации детей, формировать у них гражданскую ответственность и пробуждать интерес у нового поколения к истории России, её прошлому. Только тогда, когда каждый ребенок будет осознавать себя личностью, когда он поймет свое предназначение на Земле и осознает себя гражданином великой страны, когда понятие «патриотизм» как стремление души к возвышению Родины станет для него определяющим, только тогда Россия действительно возродится, вновь обретет силу и величие.