Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

27.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Педагогический проект на тему: «Озеро Байкал-жемчужина Сибири» в старшей группе компенсирующей направленности

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 171» г. Зима

 

Педагогический проект на тему: «Озеро Байкал-жемчужина Сибири» в старшей группе компенсирующей направленности

 

воспитатель

Ильина М.А.

 

Пояснительная записка

 

Проблема  гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста чрезвычайно актуальна. По признанию педагогов и психологов (А.Г.Асмолов, Л.С.Выготский,  А.В.Запорожец,  К.Д.Ушинский и др.) период от рождения до поступления в школу имеет решающее значение для дальнейшего развития ребёнка. Поэтому дошкольников нужно воспитывать полноправными гражданами, участниками культурно-исторической жизни страны.

         Патриотическое воспитание - процесс формирования сознания человека, любящего свою родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.

Важность патриотического воспитания  подчёркивается в государственных документах в области образования: Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 г. Постановлении Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. "О национальной доктрине образования в Российской Федерации", указе  Президента РФ от 20 октября 2012 г.«О совершенствовании государственной политики в области  патриотического воспитания».

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования большое значение отводится необходимости включения регионального компонента в образовательную систему работы по патриотическому воспитанию дошкольников с учётом их индивидуальных, возрастных особенностей, национальной культуры и национальных  традиций.

Для реализации задач по патриотическому воспитанию дошкольников мною была разработана авторская программа «Мы - патриоты».В соответствии с перспективным поблочным планированием программы разработан и внедрён в практику педагогический проект «Озеро Байкал-жемчужина Сибири».

Отбор метод, средств и форм педагогической деятельности целесообразен, соответствует возрасту детей и позволяет достичь поставленной цели.

Основной формой разработки является проектная деятельность педагога с детьми и родителями.

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста и их родителей. Работая над проектом, дети  получают новые знания об озере Байкал, его флоре и фауне, о местонахождении озера Байкал (внешний вид, география, климат, вода), об уникальности озера, о позитивной и негативной деятельности человека на Байкале.

Образовательная деятельность с воспитанниками по реализации проекта при ознакомлении строится с учетом интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Реализация проекта предусматривает поэтапное решение проблемы через различные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, изобразительную, познавательно-исследовательскую и другие. Дети постепенно приобретают знания об озере Байкал, его уникальной природе, навыки познавательно-исследовательской деятельности, учатся бережно относиться к природным богатствам Байкала.

Взаимодействие всех участников проекта: детей, родителей, педагогов, предусматривает реализацию цели и задач по поставленной проблеме.

Итогом проектной деятельности является продукт – детскаяэнциклопедия «Байкал – жемчужинаСибири».

         Данная методическая разработка была представлена и одобрена на методическом совете МБДОУ «Детский сад № 171», где получила положительную оценку  и была рекомендована к практическому применению в образовательной работе с воспитанниками (протокол от 28 октября 2016г. № 01).

            Опыт работы по проекту «Озеро Байкал – жемчужина Сибири» был представлен на презентационной площадке «Мы – патриоты» в рамках работы XI межмуниципального образовательного форума «Образование Зимы-2017».

         Авторская методическая разработка  может быть использована специалистами дошкольных учреждений,так как не требует особых материальных затрат. Предлагаемые игровые технологии просты и понятны педагогам и не требуют специальной подготовки по данному направлению работы.

Тип проекта «Озеро Байкал-жемчужина Сибири»»

 

 

 

Классификация

По количеству

Групповой

По содержанию

Интегративный

По содержанию

Краткосрочный (Мини-проект)

По доминирующему виду проектной деятельности

Информационно-практико-ориентированный

 

Краткое  содержание проекта по теме «Озеро Байкал-жемчужина Сибири»

Этапы проекта

Действия педагога

 Действия детей

Действия родителей

Подготови-тельный

Постановка цели, задач по теме: «Озеро Байкал-жемчужина Сибири»

планирование индивидуальной и подгрупповой работы с детьми  в совместной самостоятельной деятельности с учётом интеграции образовательных областей;

-создание развивающей среды по теме;

-составление плана основного этапа, определение цели и задач проектной деятельности,

-Подбор методической и художественной литературы об озере Байкал

 

-Ознакомление детей с темой проекта, задачами и целями;

-создание и формирование

проблемного вопроса

-Ознакомление родителей с темой проекта, задачами и целями;

-Подготовка информации для родителей;

-Ознакомление с планом работы по проблеме;

-Участие родителей в создании развивающей предметно-пространственной среды по теме.

Деятельност-ный

-Реализация поставленных целей и задач по теме «Озеро Байкал-жемчужина Сибири» при проведении индивидуальной и подгрупповой работы с детьми  в совместной самостоятельной с педагогом;

-Координация  работы участников проекта

 

 

-Участие детей в

индивидуальной и подгрупповой работе в совместной деятельности с педагогом при интеграции образовательных областей

 

-Привлечение родителей  к изготовлению макетов о Байкале;

-Подборка художественной литературы для детей о Байкале для чтения:

-Участие родителей в работе проекта в соответствии с планом

Завершающий

-Анализ результатов - Подготовка презентации по теме «Озеро Байкал –жемчужина Сибири»

-Представление результатов проекта: продуктивной деятельности, детской книги «Байкал-жемчужина Сибири»

 

-Представление презентации проекта,

-Выставка

мини-музея о Байкале, макеты о Байкале

 

Информационная карта проекта

 

Проект «Озеро Байкал-жемчужина Сибири»

Автор проекта: Ильина М.А.

Продолжительность проекта: 4 недели (с 01-31.03.2016)

Участники проекта: дети, родители, воспитатель

Возраст детей: 5-6лет (старшая группа)

Актуальность проблемы:

В ходе образовательной деятельности  с дошкольниками была выявлена проблема - недостаточный уровень знаний детей о своём родном крае, в  котором они проживают, природе Прибайкалья, озере Байкал.

Мы живем на территории уникальных мест, обладаем мировым сокровищем - озером Байкал. Проживая в непосредственной близости от него, многие никогда там не были, и мало знают о его флоре и фауне. Дети и их родители даже не задумываются о том, что будет с Байкалом и его окрестностями через 50, 100 лет. Если в ходе реализации проекта дети получат первоначальные знания о том: где находится Байкал, кто живет в Байкале и около него, начнут проявлять интерес к мировой проблеме - охране Байкала, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, сохранять познавательный интерес, то можно считать, что цель и задачи проекта  выполнены.

При знакомстве детей дошкольного возраста со своеобразием, самобытностью родных мест, важно дать им не только знания, но и воспитать интерес к природе, понимание своей причастности к ней.
Байкал - одно из древнейших озер мира и это уникальное явление на нашей планете. Он замечателен тем, что хранит высококачественную и пока еще относительно чистую пресную воду. В Байкале сосредоточено около 1/5 ее мировых запасов и более 4/5 запасов нашей страны.
         Экологический проект «Байкал - жемчужина Сибири» один из этапов по ознакомлению детей ДОУ с родным краем и его достопримечательностями.

Поэтому в данном проекте была поставлена проблема перед детьми.

Введение в проблему:

Что такое Байкал? Что вы знаете об озере Байкал?

Поэтапное решение проблемы (интеграция образовательных областей)

Цель:создание условий для  развития представлений дошкольников об озере Байкал и природе Прибайкалья.

Объект исследований: озеро Байкал

Методы исследования: беседы, рассказы воспитателя, рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильма, игры (настольно-печатные, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, подвижные), продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность,

Задачи проекта

для детей:

  • формировать первичные знания об озере Байкал,  о заповедных местах (Байкальский и Баргузинский заповедники);
  • расширять представления детей о животного и растительном мире Прибайкалья, о водных обитателях озера Байкал;
  • углублять представления об охране животного и растительного мира Байкала;
  • познакомить с эпосом народов Прибайкалья;
  • воспитывать любовь к родному краю.

для педагога

  • создать  условия в предметно-пространственной  среде группы для реализации проекта;
  • реализовать цель и задачи проекта  с детьми;
  • создать информационную базу для родителей по теме «Озеро Байкал - жемчужина Сибири»;
  • активизировать родителей для совместной проектной деятельности с детьми по теме «Озеро Байкал – жемчужина Сибири».

для родителей:

  • расширить знания родителей о Байкале   через различные формы партнёрства: (папка-передвижка «Озеро Байкал»,  консультация «Сохраним Байкал для потомков», подборка  списка художественной литературы  о Байкале для чтения с детьми;
  • привлечь родителей к изготовлению макетов об озере Байкал, к составлению коллекции , мини-музея о Бацкале;
  • заинтересовать родителей при постановке проблемы о бережном отношении к природе Байкала при посещении с детьми озера.

Название итогового мероприятия проекта: создание детской энциклопедии «Байкал – жемчужина Сибири» (30.03.16 г.)

Социальные партнёры по реализации проекта - (МБУК «Историко-краеведческий музей г. Зима»). Были проведены совместные мероприятия: экскурсия в МБУК «Историко-краеведческий музей г. Зима», рассматривание выставки о природе Прибайкалья, викторина «Сказки батюшки Байкала».

Продукты проекта

- для детей:

  • фотоальбом «Я путешествую по Байкалу»;
  • продукты художественного творчества в изобразительной деятельности;
  • создание энциклопедии «Байкал-жемчужина Сибири»

- для педагогов:

  • разработанный краткосрочный проект;
  • презентация проекта «Байкал-жемчужина Сибири»;
  • представление опыта (методические разработки)

- для родителей

  • макеты о природе Байкала;
  • создание коллекции продуктов Байкала.

Ожидаемые результаты по проекту:

- для детей:

1. сформированные знания  об озере Байкал:  его флоре и фауне, о местонахождении озера Байкал (внешний вид, география, климат, вода), об уникальности озера, о позитивной и негативной деятельности человека на Байкале.

2.знакомство с эпосом народов Прибайкалья;

3. сформированные навыки  познавательно - исследовательской деятельности при проведении опытов по очистке (фильтровании грязной воды);

4. энциклопедия «Озеро Байкал - жемчужина Сибири».

- для педагога:

  • реализация совместной проектной деятельности с детьми и родителями по теме  «Озеро Байкал-жемчужина Сибири»;
  • активизация интереса у родителей воспитанников при использовании проектной деятельности в ДОУ;
  • приобретение новых научных знаний о Байкале в процессе проектной деятельности.

- для родителей

  • расширение знаний о Байкале;
  • участие в пополнении и обогащении предметно-пространственной  среды группы по проектной деятельности «Озеро Байкал-жемчужина Сибири»;
  • повышение уровня экологической культуры у родителей.

 

Системная паутинка по проекту «Озеро Байкал-жемчужина Сибири»

Образовательные области

Совместная деятельность взрослого и детей

Дата проведения

Познавательное

развитие

- Путешествие по географической карте  Иркутской области;

-Рассматривание иллюстраций  «Природа Прибайкалья ”;
- Занятие по теме “Флора и фауна Байкала”;
- Беседа «На страже Байкала»;
- Просмотр видеофильма о Байкале;

-Показ иллюстраций о негативных воздействиях человека на экологию;

-Рассказ о красной книге Иркутской области;

-Серия опытов по очистке воды (методом фильтрования);

-С/ ролевая игра «Поездка на Байкал»;

-Д/игра «Рыбы, птицы, звери»;

-Рассматривание энциклопедий о Байкале;

-Рассматривание макетов о Байкале

-Настольная игра-лото «Растительный и животный мир Байкала»;

-Занятие  «Народы  Прибайкалья»

-Рассказ о коренных жителях Прибайкалья;

-Рассматривание журналов «Сибирячок» о природе Байкала;

-Составление детской энциклопедии «Байкал-жемчужина Сибири»

01.03.16

 

02.03.16

 

11.03.16

 

09.03.16

12.03.16

11.03.16

 

13.03.16

 

15, 18,19, 03.16

25.03.16

 

18.03.16

 

 

26.03.16

 

14.03.16

06.03.16

 

В течение проекта

Речевое

развитие

- Загадывание загадок о рыбах, животных, растениях Байкала;

-Чтение стихотворений «Ты был на Байкале» Н. Ярославцев, «Байкал» Ц. Жимбиев;

-Чтение рассказа «Стеклянная рыбка» М. Сергеев;

-Чтение «Ангарские бусы»,

«Омулёвая бочка» В. Стародубов,

«Медведь и бурундук»  А. Тороев

(из хрестоматии про Байкал)

11.03.16

 

04.03.16

 

 

11.03.16

 

30.03.16

 

21.03.16

Социально-коммуникативное

развитие

-Ситуативный разговор «Почему нужно бережно относиться к природе»;

-Создание проблемной ситуации «Что произойдёт, если исчезнет вода в Байкале?;

-Составление рассказов из личного опыта «Моё путешествие по Байкалу»;

-Ситуативные разговоры: “Как заботиться о диких животных”; “ Как помочь нерпе”;
-Чтение и обсуждение легенды «Богатырь Байкала»

04.03.16

 

14.03.16

 

 

18.11.16

 

24.03.16

 

20.03.16

Художественно-эстетическое

развитие

- Объёмная аппликация “Нерпа”,

- Лепка «Нерпа»
- Рисование “Озеро Байкал ”,

- Коллективная  аппликация “Природа Байкала»

-Прослушивание песни «Славное море, священный Байкал»;

-Прослушивание видеозаписей «Звуки Байкала»

13.03.16

20.03.16

16.03.16

14.03.16

 

28.03.16

 

29.03.16

Физическое

развитие

-Подвижная игра «Иголка, нитка и узелок» (бурятская);

-Этюд «Волны на Байкале»;

-Разучивание физкультминутки «Жемчужина Сибири»

 

15.03.16

 

17.03.16

04.03.16

Заключение

 

         При  реализации  данного проекта  дети получили  знания  об озере Байкал:  его флоре и фауне, о местонахождении озера Байкал (внешний вид, география, климат, вода), об уникальности озера, о позитивной и негативной деятельности человека на Байкале. Познакомились с эпосом народов Прибайкалья; приобрели навыки  познавательно - исследовательской деятельности при проведении опытов по очистке (фильтровании грязной воды); создали продукт своего труда - энциклопедию «Байкал-жемчужина Сибири»; расширился кругозор и мыслительная деятельность детей.

         Благодаря проведенной работе, дети осознанно могут ответить на вопрос «Что вы знаете о Байкале? Какую пользу приносит озеро Байкал?»

 

Литература для чтения

  1. «Мишка» В. Хайрюзов, журнал «Сибирячок» № 4, 2003г.;
  2. «Что я видел» Б. Житков, стр. 72 хрестоматия;
  3. «Дремучий медведь» Н. К. Паустовский;
  4. «Стеклянная рыбка»  М. Сергеев из книги «Море синее Байкал»;
  5. «Ты был на Байкале» Н. Ярославцев, журнал «Сибирячок»  № 4 2003 г.;
  6. «Байкал»  Ц. Жимбиев, журнал «Сибирячок» № 3 2002 г.

 

Методическая литература

1. Галеева Е.В., Галкина И.А., Зайцева О. Ю. и др. Комплексно-тематическое планирование регионального компонента по образовательной области «Познание» для детей 3-7 лет – Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО», 2011.-101 с.

2. Галеева Е. В., Галкина И.А., Зайцева О. Ю. и др. Байкал – жемчужина Сибири. Учебно-методическое пособие – Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО», 2011.-164 с.

3. Пантелеева Н. Г. Знакомим детей с малой Родиной – М.: ТЦ Сфера,2016.

4. Савченко В.И. Авторизованная «Программа нравственно-патриотического воспитания и духовного воспитания дошкольников» - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.- 320 с.

 

Смотреть приложение