Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Учебная программа по курсу внеурочной деятельности «Устное народное творчество» в 5-9 классах (АООП вариант 2) (адаптационная)

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области

«Специальная (коррекционная) школа-интернат № 33 г. Братска»

 

Учебная программа по курсу внеурочной деятельности «Устное народное творчество»

в 5-9 классах (АООП вариант 2) (адаптационная)

 

 

учителя

Августинопольская С.А.

Загребская А.В. 

 Шабанова И.П.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

  1. Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………….3

  2. Содержание программы …………………………………………………………………………………..…………….5

  3. Учебно-тематическое планирование…………………………………………………………………………………..19

  4. Календарно-тематическое планирование……………………………………………………………………………...20

  5. Учебно-методическое обеспечение…………………………………………………………………………………….30

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Устное народное творчество является средством эстетического, нравственного и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной и творческой активности, даёт ребёнку образцы правильного литературного языка, служит для того, чтобы помочь каждому ученику научиться самостоятельно, вступать в диалог с различными "голосами" произведений.

Программа факультативного курса «Устное народное творчество» в коррекционной работе способствует гармоничному развитию личности ребенка с отклонениями. Известно, что народное искусство особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и образов. Такой яркий и выразительный материал, как фольклор, несет в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для коррекционной работы с детьми с ОВЗ. Поэтому в коррекционной работе должны активнее использоваться возможности устного народного творчества, стимулирующего формирование аффективного воображения и речи.

Народный фольклор называют также народной дидактикой. Формы народного фольклора настолько разнообразны и выразительны, что позволяет учителю быстро найти эмоциональный контакт с ребенком и построить свою работу по преодолению отклонений в развитии речи на ярком и интересном для ребенка материале. Простота и лаконичность народного фольклора помогает простыми коррекционными средствами решать сложные задачи. Он легко запоминается и способствует развитию воображения, мышления, эмоционально-волевой сферы ребенка и речи.

Цель данного факультативного курса:

Приобщение учащихся к истокам русской народной культуры, культуры народов Сибири, накопление ребенком коммутативного навыка и социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний и умений.

 

Основными задачами для курса являются:

  • Формировать у детей интерес к чтению путём знакомства с произведениями устного народного творчества.

  • Коррекция и развития связанной устной речи (пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через устное народное творчество.

  • Воспитывать у детей любовь к культурному наследию своего народа.Развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков.

 

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.

«Развитие речи» Учащиеся знакомятся с предметами быта, их названиями, предназначением, со способами действий с ними, традициями, обрядами, народными праздниками.

У учащихся развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата, обогащение словаря с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.

«Чтение и письмо» Учащиеся знакомятся с литературными произведениями (сказками, былинами, преданиями)

«Рисование» Учащийся учатся изображать героев сказок и былин, отражая в рисунках костюмы и быт того времени.

Алгоритма работы с литературным произведением

Разрабатывая программу, учитывалось, что дети с особыми образовательными потребностями не владеют, в силу и психофизических особенностей, навыками анализа художественного произведения. Они нуждаются в помощи взрослого, поэтому целесообразно использовали следующий пошаговый алгоритм работы над художественным произведением.

  1. Чтение произведения.

  2. Беседа о прочитанном.

  3. Рассматривание иллюстраций.

  4. Игры-беседы детей с персонажами.

  5. Этюды на выражение эмоций у детей.

  6. Игры-драматизации по содержанию художественных произведений.

  7. Установление связи между идей произведения и жизненным опытом детей.

  8. Рисование сказок.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Потешный фольклор

Русские народные пестушки, потешки, прибаутки, развлекают и развивают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение. В потешный фольклор входят также: голосянки, молчанки, небылицы, нескладухи.

Потешный фольклор создавались с целью развития двигательной активности, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняется, тем больше участков мозга включается в работу. Потешки развивают речевые центры мозга, мелкую моторику и способствуют эмоциональному развитию ребенка.

II. Сказки.

Сказки - древнейший жанр устного народного творчества. Сказки помогают учащимся адаптироваться к жизни, решая сказочные конфликты, ребенок смягчает свое внутреннее психологическое напряжение, приобретает веру в себя и чувство защищенности оказываетненавязчивое воспитательное воздействие, пополняет запас знаний и сведений, развивает все компоненты речи и творческие способности.

Через сказку легко объяснить нравственные понятия: что такое «хорошо» и что такое «плохо», ярко представленные в образах героев, они закрепляются в реальной жизни и во взаимоотношениях с близкими людьми.

Путешествуя по сказкам, дети пробуждают фантазию и образное мышление, освобождаются от стереотипов и шаблонов. Постоянно используемые этюды на выражение и проявление различных эмоций улучшают и активизируют выразительные средства: пластику, мимику и речь.
Для полноценного развития ребенка важно питание его эмоциональной сферы, развитие чувств, а сказка - одно из самых доступных средств для развития эмоций ребенка.

Таким образом, у детей с речевыми нарушениями и интеллектуальной недостаточностью быстрее усваиваются лексико-грамматические категории, повышаются выразительные средства (мимика, движения, жесты, интонация, темпы, ритм, речевое дыхание), развиваются личностные качества, мотивационно-волевые процессы, обогащается и систематизируется словарный запас, формируется правильное произношение, развивается образная речь, описание, повествование, сочинение сказок и историй, в том числе и несуществующих.

 

III Былины

Былины – древнейшие сказания о народных героях, защитниках Родины. Через знакомство с былинами у учащихся формируется чувство патриотизма, любви к своей стране, а так же они узнают элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси (русский народ славился богатырской силой; слава о богатырях Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче, русские богатыри защищали землю от врагов). Знакомятся с костюмом русского богатыря (кольчуга, рубаха, шлем, сапоги), а такжеоружием русского воина (палица, копье, щит, меч, стрелы, булава, лук). Воспитывается интерес к истории России. Прививаются детям культурные ценности.

IV. Пословицы и поговорки

   Пословицы и поговорки называют «жемчужинами» народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения. Заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны и поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами. В них много олицетворений, мелких определений. Пословицы можно использовать в любой ситуации.

Пословицы и поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим учащихся к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.

V. Загадки

Загадки - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов.

Посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.

VI. Скороговорки, чистоговорки

На Руси скороговорки появились еще в глубокую старину. Они помогали ребенку быстрее освоить родную речь и научиться хорошо говорить.

Эти упражнения способствуют улучшению дикции детей и взрослых, помогают приучить органы артикуляции к быстрой смене положения при произнесении трудных сочетаний звуков, помогают устранить нечеткое произношение.

VII. ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПРАЗДНИКИ

С раннего возраста ребенок знакомится с произведениями малого фольклорного жанра – со звучанием стихотворной речи, улавливая ее ритм; с богатством и разнообразием словесных форм – песенок, потешек, поговорок, прибауток – которые создают благоприятные условия для эмоционального развития детей и зарождения интереса к художественному слову, к народному театру, к календарному фольклору в целом.

Дальнейшее познания национального наследия наших предков календарного фольклора и радостного творчества каждого ребенка вызывает эмоциональный отклик, пронизывает весь коррекционно-воспитательный процесс, учитывая особенности детей с нарушением интеллекта. Действия традиционно-народного обряда вызывают у детей неподдельный интерес, непосредственные яркие эмоции, несут эмоционально-нравственный смысл.

 

VIII. ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПЕСНИ

Сущность фольклорных песен заключается в том, чтобы вызывать у «особого» ребёнка положительные эмоции, которые оказывают положительное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом.  

Помимо познавательного, речевого, художественно-эстетического, нравственно-эмоционального развития фольклор способствует и социальному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья, является своеобразным «мостиком» приобщения к народным истокам, к самобытным традициям культуры России.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

5 класс

 

I раздел (2ч.)Устное народное творчество и его жанры

Вводное занятие. Что такое устное народное творчество. Жанры устного народного творчества.

II раздел (3ч.) - Потешный фольклор

Потешки, голосянки, молчанки, прибаутки, небылицы, частушки, нескладухи, сечки

III раздел (3ч.)– Пословицы и поговорки

Классификация. Тематика. пословицы и поговорки

IV раздел (5ч.) –Загадки

Тематика загадок. Типы загадок (вопрос, описание, сравнение). Сочинение загадки. Викторина загадок. Лотерея загадок.

V раздел (3)-Скороговорки. Чистоговорки

Сочинение чистоговорок

VIраздел (18ч.)-Русские народные сказки

Присказка. Признаки сказок. Тематика сказок. Сказки народов Севера.

Сказки о животных:

«Лисичка со скалочкой». Чтение сказки. Игра-драматизация по содержанию сказки.

Волшебные сказки:

Сказка «Петух и жерновцы» чтение сказки. Игры-беседы с персонажами.

Бытовые сказки:

Сказка «Каша из топора» чтение. Установление связи между идей произведения и жизненным опытом детей.

Сочинение сказок. Игра-викторина «загадки по сказкам». Итоговое занятие «К мудрости ступенька»

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

 

Учащиеся должны знать:

  • Что такое устное народное творчество и его жанры

  • Тематику пословиц и поговорок

  • Типы загадок (вопрос, описание, сравнение)

  • Признаки сказок, тематика сказок, отличительные черты сказок народов Севера.

  • Наизусть:2 потешки, 2 загадки, 1 пословицу, 1 поговорку.

Учащиеся должны уметь:

  • Ориентироваться в книге

  • Делить текст сказки на составные части

  • составлять небольшие сказки по картинке

  • читать осознанно, правильно.

  • Отвечать на вопросы учителя

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

6 класс

I раздел (2ч.)Устное народное творчество и его жанры

Вводное занятие. Что такое устное народное творчество. Жанры устного народного творчества.

II раздел (4ч.) -Потешный фольклор народов Севера

Потешки, голосянки, молчанки, прибаутки, небылицы, частушки, нескладухи, сечки

III раздел (2ч.) – пословицы и поговорки

Классификация. Тематика. пословицы и поговорки

IV раздел (5ч.) – Загадки

Тематика загадок(шарады). Типы загадок (вопрос, описание, сравнение). Сочинение загадки. Викторина загадок. Лотерея загадок

V раздел (3ч.) - Скороговорки. Чистоговорки

Сочинение чистоговорок

VI раздел (14ч.) - Русские народные песни

Тематика песен Колыбельные песни

VIIраздел (4ч.) - Русские народные сказки

Присказка Признаки сказок. Тематика сказок. Сказки о животных: «Волк, перепелка и дергун». Чтение сказки. Игра-драматизация по содержанию сказки.

Волшебные сказки: Сказка «Гуси-лебеди» чтение сказки. Игры- беседы с персонажами.

Бытовые сказки: Сказка «Хорошо, да худо» чтение. Установление связи между идей произведения и жизненным опытом детей.

Сочинение сказок.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

 

Учащиеся должны знать:

  • Что такое устное народное творчество и его жанры

  • Тематику русских народных песен

  • Наизусть: 2 частушки, 1 небылицу народов севера, 2 чистоговорки, 1 колыбельную песню

Учащиеся должны уметь:

  • Читать осознанно, правильно, выразительно

  • Делить текст сказки на составные части

  • Различать виды пословиц, поговорок, сказок

  • составлять небольшие сказки по картинке

  • разгадывать шарады

  • характеризовать героев сказки

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

7 класс

 

I раздел (2ч.)Устное народное творчество и его жанры

Вводное занятие. Что такое устное народное творчество. Жанры устного народного творчества.

II раздел (2ч.) - пословицы и поговорки

Классификация. Тематика пословиц и поговорок.

III раздел (5ч.) – Загадки

Тематика загадок (шарады, метаграммы). Сочинение загадки. Викторина загадок. Лотерея загадок

IV раздел (3ч.) – Скороговорки. Чистоговорки

Сочинение чистоговорок

V раздел (13ч.)- Русские народные песни

Тематика песен. Шуточные и плясовые песни

VI раздел (4ч.)- Русские народные сказки

Присказка Признаки сказок Тематика сказок. Сказки о животных: «Лиса-повитуха». Чтение сказки. Игра-драматизация по содержанию сказки.

Волшебные сказки: Сказка «Волшебное кольцо». Чтение сказки. Игры-беседы с персонажами.

Бытовые сказки: Сказка «Чего на свете не бывает» чтение. Установление связи между идей произведения и жизненным опытом детей.

Сочинение сказок

VIIраздел (5ч.)- Былины.

Что такое былины. Происхождение, сказители, собиратели былин. Былина «Илья Муромец» чтение. Былина в живописи. Рисуем героев былины

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

 

Учащиеся должны знать:

  • Тематику русских народных песен

  • Наизусть: 5 чистоговорок, 1 шуточную песню, отрывок из былины

  • Что такое былины

Учащиеся должны уметь:

  • Читать осознанно, правильно, выразительно

  • с помощью учителя определять главную мысль прочитанного программного произведения

  • Делить текст на составные части

  • Пересказывать текст по плану с помощью учителя

  • Высказывать свое отношение к героям и их поступкам

  • Разгадывать шарады, метаграммы

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

8 класс

 

I раздел (2ч.)Устное народное творчество и его жанры

Вводное занятие. Что такое устное народное творчество. Жанры устного народного творчества.

II раздел (2ч.) - пословицы и поговорки

Классификация. Тематика. пословицы и поговорки

III раздел (2ч.) – Загадки

Тематика загадок (шарады, метаграммы, анаграммы). Сочинение загадки. Викторина загадок.

IV раздел (2ч) – Скороговорки. Чистоговорки

Сочинение чистоговорок

V раздел (3ч.)- Русские народные песни

Тематика песен. Календарные и исторические песни

VI раздел (2ч.) Фольклорный театр

«Балаган» народная драма. «Театр Петрушки»

VII раздел (2ч.) Фольклорные праздники

«Крещенский вечерок». «Масленица»

VI раздел (14ч.) - Русские народные сказки

Присказка Признаки сказок Тематика сказок. Сказки о животных: «О щуке зубастой», «Лиса и козел». Чтение сказки. Игра-драматизация по содержанию сказки.

Волшебные сказки: Сказка «Перышко Финиста ясного сокола». Чтение сказки. Игры- беседы с персонажами.

Бытовые сказки: Сказка «Горшок». «Дочь-семилетка» чтение.

Докучные сказки. Сочинение сказок. Суеверные рассказы (колдуны и ведьмы). Игра «Поле чудес» по сказкам

VIIраздел (5ч.) - Былины.

Что такое былины. Происхождение, сказители, собиратели былин. Былина «Илья Муромец» чтение. Художественный мир былин. Былина «Алеша Попович» чтение.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

 

Учащиеся должны знать:

  • Тематику русских народных песен

  • Наизусть: колядки, 1 календарную песню, отрывок из былины

  • Что такое фольклорный театр и фольклорные праздники.

Учащиеся должны уметь:

  • Читать целыми словами вслух

  • Читать «про себя», выполняя задание учителя

  • Делить текст на составные части

  • Пересказывать текст по плану полно и выборочно

  • Высказывать свое отношение к героям и их поступкам

  • Разгадывать шарады, метаграммы, анограммы

  • Различать народные песни по их тематике

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

9 класс
 

I раздел (2ч.)Устное народное творчество и его жанры

Вводное занятие. Что такое устное народное творчество. Жанры устного народного творчества.

II раздел (2ч.) - пословицы и поговорки

Классификация. Тематика. пословицы и поговорки

III раздел (2ч.) – Скороговорки. Чистоговорки

Сочинение чистоговорок

IV раздел (4ч.) – Русские народные песни

Тематика песен. Семейные, лирические, свадебные песни

V раздел (5ч.) - Фольклорный театр

«Балаган» народная драма. «Театр Петрушки». «Медвежья потеха»

VI раздел (3ч.) Фольклорные праздники

«Крещенский вечерок». «Масленица» «Ярмарка-народное гуляние»

VII раздел (11ч.) Русские народные сказки.

Присказка, признаки, тематика сказок. Влияние русской сказки на творчество авторов.

«Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкин. Выразительное чтение сказки по ролям.

Влияние фольклора на творчество П. Бажова «Малахитовая шкатулка» П. Бажов. Сказовая основа «Малахитовой шкатулки» П. Бажова.

Суеверные рассказы (водяные и русалки). Народные заговоры

VIII раздел (5ч.) - Былины

Что такое былины. Происхождение, сказители, собиратели былин. Художественный мир былин.

Былина «Добрыня Никитич» чтение.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

 

Учащиеся должны знать:

 

  • Что такое авторская сказка

  • Наизусть: 1 семейную песню, отрывок из былины

  • Что такое фольклорный театр и фольклорные праздники.

Учащиеся должны уметь:

  • Читать целыми словами вслух

  • Читать «про себя», выполняя задание учителя

  • Пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста

  • Давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая свое отношение к ним

  • самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Наименование раздела

Количество часов

1.

Введение в курс

10

2.

Потешный фольклор

7

3.

Пословицы и поговорки

11

4.

Загадки

17

5.

Скороговорки. Чистоговорки.

13

6.

Русские народные сказки

70

7.

Русские народные песни

15

8.

Былина

15

9.

Фольклорный театр

7

10.

Фольклорный праздник

5

 

Всего

170

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

Кол-во часов

Тема

I Введение в курс

1

1

Вводное занятие. Что такое устное народное творчество.

2

1

Жанры устного народного творчества.

II Потешный фольклор

3

1

Потешки. Голосянки. Молчанки

4

1

Прибаутки. Небылицы.

5

1

Частушки. Нескладухи.

III Пословицы поговорки

6

1

Классификация

7

1

Лаконичность и образность пословиц и поговорок.

8

1

Тематика и отражение народного опыта.

IV Загадки

9

1

Тематика загадок

10

1

Типы загадок (вопрос, описание, сравнение)

11

1

Сочинение загадки

12

1

Викторина загадок

13

1

Лотерея загадок

Скороговорки, чистоговорки

14

1

Скороговорки

15

1

Чистоговорки.

16

1

Сочинение чистоговорок

VI Русские народные сказки

17

1

Присказка

18

1

Признаки сказок

19

1

Тематика сказок

20

1

Сказки о животных

21

1

Лисичка со скалочкой. Чтение сказки.

22

2

Игра-драматизация по содержанию сказки.

23

1

Волшебные сказки

24

1

Сказка «Петух и жерновцы» чтение сказки

25

1

Игры-беседы с персонажами.

26

1

Бытовые сказки

27

1

Сказка «Каша из топора» чтение.

28

1

Установление связи между идей произведения и жизненным опытом детей.

29

3

Сочинение сказок

30

1

Игра-викторина «Загадки по сказкам»

31

1

Итоговое занятие «К мудрости ступенька»

 

6 класс

 

Кол-во часов

Тема

I Введение в курс

1

1

Вводное занятие. Что такое устное народное творчество.

2

1

Жанры устного народного творчества.

II Потешный фольклор

3

1

Голосянки. Молчанки,

4

1

Сечки

5

1

Небылицы.

6

1

Частушки. Нескладухи.

III Пословицы поговорки

7

1

Классификация

8

1

Тематика и отражение народного опыта.

IV Загадки

9

1

Тематика загадок

10

1

Типы загадок (шарады)

11

1

Сочинение загадки

12

1

Викторина загадок

13

1

Лотерея загадок

Скороговорки, чистоговорки

14

1

Скороговорки

15

1

Чистоговорки.

16

1

Сочинение чистоговорок

VI Русские народные песни

17

2

Тематика песен

18

2

Колыбельные песни

VII Русские народные сказки

19

1

Присказка, признаки, тематика сказок.

20

1

Сказки о животных

21

1

«Волк, перепелка и дергун». Чтение сказки.

22

2

Игра-драматизация по содержанию сказки.

23

1

Волшебные сказки

24

1

«Гуси-лебеди» чтение.

25

1

Выразительное чтение сказки по ролям.

26

1

Бытовые сказки

27

1

Сказка «Хорошо, да худо» чтение.

28

1

Установление связи между идей произведения и жизненным опытом детей.

29

3

Сочинение сказок

 

7 класс

 

Кол-во часов

Тема

I Введение в курс

1

1

Вводное занятие. Что такое устное народное творчество.

2

1

Жанры устного народного творчества.

II Пословицы поговорки

3

1

Классификация

4

1

Тематика и отражение народного опыта.

III Загадки

5

1

Тематика загадок

6

1

Типы загадок (шарады, метаграммы)

7

1

Сочинение загадки

8

1

Викторина загадок

9

1

Лотерея загадок

IV Скороговорки, чистоговорки

10

1

Скороговорки

11

1

Чистоговорки.

11

1

Сочинение чистоговорок

V Русские народные песни

12

2

Тематика песен

13

2

Шуточные и плясовые песни.

VI Русские народные сказки

14

1

Присказка, признаки, тематика сказок.

15

1

Сказки о животных

16

1

«Лиса-повитуха»

17

2

Игра-драматизация по содержанию сказки.

18

1

Волшебные сказки

19

1

«Волшебное кольцо». Чтение.

20

1

Игра-драматизация по содержанию сказки.

21

1

Бытовые сказки

22

1

«Чего на свете не бывает»

23

1

Установление связи между идей произведения и жизненным опытом детей.

24

2

Сочинение сказок

VII Былины

25

1

Что такое былины.

26

1

Происхождение, сказители, собиратели былин.

27

1

Былина «Илья Муромец» чтение.

28

1

Былина в живописи.

29

1

Рисуем героев былины

 

8 класс

 

Кол-во часов

Тема

I Введение в курс

1

1

Вводное занятие. Что такое устное народное творчество.

2

1

Жанры устного народного творчества.

II Пословицы поговорки

3

1

Классификация

4

1

Тематика и отражение народного опыта.

III Загадки

5

1

Тематика загадок

6

1

Типы загадок (шарады, метаграммы, анаграммы).

IV Скороговорки, чистоговорки

7

1

Скороговорки

8

1

Чистоговорки.

V Русские народные песни

9

1

Тематика песен

10

1

Календарные песни.

11

1

Исторические песни.

VI Фольклорный театр

12

1

«Балаган» народная драма

13

1

«Театр Петрушки»

VII Фольклорные праздники

14

1

«Крещенский вечерок»

15

1

«Масленица»

VIII Русские народные сказки

16

1

Присказка, признаки, тематика сказок.

17

1

Сказки о животных «О щуке зубастой»

18

1

«Лиса и козел» Чтение сказки.

19

2

Игра-драматизация по содержанию сказки.

20

1

Волшебные сказки

21

2

«Перышко Финиста ясного сокола»

22

1

Бытовые сказки «Горшок»

23

1

«Дочь-семилетка»

24

1

Докучные сказки

25

1

Сочинение сказок

26

1

Суеверные рассказы (колдуны и ведьмы)

27

1

Игра «Поле чудес» по сказкам

IX Былины

28

1

Что такое былины.

29

1

Происхождение, сказители, собиратели былин.

30

1

Художественный мир былин.

31

2

Былина «Алеша Попович» чтение.

 

9 класс

 

Кол-во часов

Тема

I Введение в курс

1

1

Вводное занятие. Что такое устное народное творчество.

2

1

Жанры устного народного творчества.

II Пословицы поговорки

3

1

Классификация

4

1

Тематика и отражение народного опыта.

III Скороговорки, чистоговорки

5

1

Скороговорки

6

1

Чистоговорки.

IV Русские народные песни

7

1

Тематика песен

8

1

Семейные песни.

9

1

Лирические песни.

10

1

Свадебные песни

V Фольклорный театр

11

1

«Балаган» народная драма

12

1

Игра-драматизация

13

1

«Театр Петрушки»

14

1

Игра-драматизация

15

1

Медвежья потеха

VI Фольклорные праздники

16

1

«Крещенский вечерок»

17

1

«Масленица»

18

1

«Ярмарка-народное гуляние»

VII Русские народные сказки

17

1

Присказка, признаки, тематика сказок.

20

1

Влияние русской сказки на творчество авторов.

21

1

«Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкин.

22

2

Выразительное чтение сказки по ролям.

23

1

Влияние фольклора на творчество П. Бажова

24

2

«Малахитовая шкатулка» П. Бажов.

25

1

Сказовая основа «Малахитовой шкатулки» П. Бажова.

26

1

Суеверные рассказы (водяные и русалки)

27

1

Народные заговоры

VIII Былины

28

1

Что такое былины.

29

1

Происхождение, сказители, собиратели былин.

30

1

Художественный мир былин.

31

2

Былина «Добрыня Никитич» чтение.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

1.Сказки, пословицы, загадки//Из "Книг для чтения" и "Азбуки" Л.Н.Толстого. М., "Детская литература", 1989.

2. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева. – М., 2004.

3. Сказки: Библиотека русского фольклора. Кн. 1-2. – М, 1988, 1989.

4.Ростоцкий. И.Б. «Скоморошье искусство» - Москва 2002

5. Т. В.Зуева, Б.П.Кирдан Русский фольклор//Учебник для высших учебных заведений, второе издание. М., Флинта, Наука, 2000.

6. Владимир Пропп Исторические корни волшебной сказки. М., Лабиринт, 2000.

7. Фразеологический словарь русского языка//Издание шестое. Сост.: В.П.Жуков, Л.А.Войнова, А.И.Молотков, А.И.Фёдоров. Под ред. А.И.Молоткова. М., Астрель, 2001.

8. Ф.И.Буслаев Исторические очерки русской народной словесности и искусства//Т. 1. СПб., 1861.

9. Напутное//Пословицы русского народа: Сборник В.Даля. В 2-х т. Т. 6. М., "Художественная литература", 1984.

10. Русское народное поэтическое творчество/Под ред. Н.И.Кравцова. М., 1971.

11. Русское народное поэтическое творчество/Под ред. А.М.Новиковой. Изд. 2-е. М., 1978.

12. Толковый словарь русского языка. Сост.: С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. 2-е издание. М., АЗЪ, 1994.

13. О.В.Соболева О понимании мини-текста, или пословица век не сломится.

14. Н.И.Кравцов, С.Г.Лазутин. Русское устное народное творчество. Издание . М., "Высшая школа", 1983.

15. В.П.Аникин, Ю.Г.Круглов. Русское народное поэтическое творчество. Л., "Просвещение", Ленинградское отделение, 1983.

16. В.П.Аникин. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор: пособие для учителя. – М., 1957.

17. Загадки русского народа. Сборник загадок, вопросов, притч и задач. Составил Д.Н.Садовников/Вступ. ст., ред. и примеч. В.П.Аникина. – М., 1959.

18. В.Я.Пропп. Сказка. Эпос. Песня./Составление, научная редакция, комментарии и указатели В.Ф.Шевченко. – М.: "Лабиринт", 2001. – 368 с. – (Собрание трудов).

19.   Стрельцова Л.Е., Тамарченко Н.Д. Глаголъ и добро: Волшебные и бытовые сказки. Тверь, 2005.