Учебная программа по курсу внеурочной деятельности «Устное народное творчество» в 5-9 классах (АООП вариант 2) (адаптационная)
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области
«Специальная (коррекционная) школа-интернат № 33 г. Братска»
Учебная программа по курсу внеурочной деятельности «Устное народное творчество»
в 5-9 классах (АООП вариант 2) (адаптационная)
учителя
Августинопольская С.А.
Загребская А.В.
Шабанова И.П.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
-
Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………….3
-
Содержание программы …………………………………………………………………………………..…………….5
-
Учебно-тематическое планирование…………………………………………………………………………………..19
-
Календарно-тематическое планирование……………………………………………………………………………...20
-
Учебно-методическое обеспечение…………………………………………………………………………………….30
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Устное народное творчество является средством эстетического, нравственного и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной и творческой активности, даёт ребёнку образцы правильного литературного языка, служит для того, чтобы помочь каждому ученику научиться самостоятельно, вступать в диалог с различными "голосами" произведений.
Программа факультативного курса «Устное народное творчество» в коррекционной работе способствует гармоничному развитию личности ребенка с отклонениями. Известно, что народное искусство особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и образов. Такой яркий и выразительный материал, как фольклор, несет в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для коррекционной работы с детьми с ОВЗ. Поэтому в коррекционной работе должны активнее использоваться возможности устного народного творчества, стимулирующего формирование аффективного воображения и речи.
Народный фольклор называют также народной дидактикой. Формы народного фольклора настолько разнообразны и выразительны, что позволяет учителю быстро найти эмоциональный контакт с ребенком и построить свою работу по преодолению отклонений в развитии речи на ярком и интересном для ребенка материале. Простота и лаконичность народного фольклора помогает простыми коррекционными средствами решать сложные задачи. Он легко запоминается и способствует развитию воображения, мышления, эмоционально-волевой сферы ребенка и речи.
Цель данного факультативного курса:
Приобщение учащихся к истокам русской народной культуры, культуры народов Сибири, накопление ребенком коммутативного навыка и социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний и умений.
Основными задачами для курса являются:
-
Формировать у детей интерес к чтению путём знакомства с произведениями устного народного творчества.
-
Коррекция и развития связанной устной речи (пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через устное народное творчество.
-
Воспитывать у детей любовь к культурному наследию своего народа.Развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
«Развитие речи» Учащиеся знакомятся с предметами быта, их названиями, предназначением, со способами действий с ними, традициями, обрядами, народными праздниками.
У учащихся развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата, обогащение словаря с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
«Чтение и письмо» Учащиеся знакомятся с литературными произведениями (сказками, былинами, преданиями)
«Рисование» Учащийся учатся изображать героев сказок и былин, отражая в рисунках костюмы и быт того времени.
Алгоритма работы с литературным произведением
Разрабатывая программу, учитывалось, что дети с особыми образовательными потребностями не владеют, в силу и психофизических особенностей, навыками анализа художественного произведения. Они нуждаются в помощи взрослого, поэтому целесообразно использовали следующий пошаговый алгоритм работы над художественным произведением.
-
Чтение произведения.
-
Беседа о прочитанном.
-
Рассматривание иллюстраций.
-
Игры-беседы детей с персонажами.
-
Этюды на выражение эмоций у детей.
-
Игры-драматизации по содержанию художественных произведений.
-
Установление связи между идей произведения и жизненным опытом детей.
-
Рисование сказок.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
-
Потешный фольклор
Русские народные пестушки, потешки, прибаутки, развлекают и развивают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение. В потешный фольклор входят также: голосянки, молчанки, небылицы, нескладухи.
Потешный фольклор создавались с целью развития двигательной активности, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняется, тем больше участков мозга включается в работу. Потешки развивают речевые центры мозга, мелкую моторику и способствуют эмоциональному развитию ребенка.
II. Сказки.
Сказки - древнейший жанр устного народного творчества. Сказки помогают учащимся адаптироваться к жизни, решая сказочные конфликты, ребенок смягчает свое внутреннее психологическое напряжение, приобретает веру в себя и чувство защищенности оказываетненавязчивое воспитательное воздействие, пополняет запас знаний и сведений, развивает все компоненты речи и творческие способности.
Через сказку легко объяснить нравственные понятия: что такое «хорошо» и что такое «плохо», ярко представленные в образах героев, они закрепляются в реальной жизни и во взаимоотношениях с близкими людьми.
Путешествуя по сказкам, дети пробуждают фантазию и образное мышление, освобождаются от стереотипов и шаблонов. Постоянно используемые этюды на выражение и проявление различных эмоций улучшают и активизируют выразительные средства: пластику, мимику и речь.
Для полноценного развития ребенка важно питание его эмоциональной сферы, развитие чувств, а сказка - одно из самых доступных средств для развития эмоций ребенка.
Таким образом, у детей с речевыми нарушениями и интеллектуальной недостаточностью быстрее усваиваются лексико-грамматические категории, повышаются выразительные средства (мимика, движения, жесты, интонация, темпы, ритм, речевое дыхание), развиваются личностные качества, мотивационно-волевые процессы, обогащается и систематизируется словарный запас, формируется правильное произношение, развивается образная речь, описание, повествование, сочинение сказок и историй, в том числе и несуществующих.
III Былины
Былины – древнейшие сказания о народных героях, защитниках Родины. Через знакомство с былинами у учащихся формируется чувство патриотизма, любви к своей стране, а так же они узнают элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси (русский народ славился богатырской силой; слава о богатырях Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче, русские богатыри защищали землю от врагов). Знакомятся с костюмом русского богатыря (кольчуга, рубаха, шлем, сапоги), а такжеоружием русского воина (палица, копье, щит, меч, стрелы, булава, лук). Воспитывается интерес к истории России. Прививаются детям культурные ценности.
IV. Пословицы и поговорки
Пословицы и поговорки называют «жемчужинами» народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения. Заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны и поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами. В них много олицетворений, мелких определений. Пословицы можно использовать в любой ситуации.
Пословицы и поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим учащихся к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.
V. Загадки
Загадки - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов.
Посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.
VI. Скороговорки, чистоговорки
На Руси скороговорки появились еще в глубокую старину. Они помогали ребенку быстрее освоить родную речь и научиться хорошо говорить.
Эти упражнения способствуют улучшению дикции детей и взрослых, помогают приучить органы артикуляции к быстрой смене положения при произнесении трудных сочетаний звуков, помогают устранить нечеткое произношение.
VII. ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПРАЗДНИКИ
С раннего возраста ребенок знакомится с произведениями малого фольклорного жанра – со звучанием стихотворной речи, улавливая ее ритм; с богатством и разнообразием словесных форм – песенок, потешек, поговорок, прибауток – которые создают благоприятные условия для эмоционального развития детей и зарождения интереса к художественному слову, к народному театру, к календарному фольклору в целом.
Дальнейшее познания национального наследия наших предков календарного фольклора и радостного творчества каждого ребенка вызывает эмоциональный отклик, пронизывает весь коррекционно-воспитательный процесс, учитывая особенности детей с нарушением интеллекта. Действия традиционно-народного обряда вызывают у детей неподдельный интерес, непосредственные яркие эмоции, несут эмоционально-нравственный смысл.
VIII. ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПЕСНИ
Сущность фольклорных песен заключается в том, чтобы вызывать у «особого» ребёнка положительные эмоции, которые оказывают положительное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом.
Помимо познавательного, речевого, художественно-эстетического, нравственно-эмоционального развития фольклор способствует и социальному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья, является своеобразным «мостиком» приобщения к народным истокам, к самобытным традициям культуры России.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5 класс
I раздел (2ч.)- Устное народное творчество и его жанры
Вводное занятие. Что такое устное народное творчество. Жанры устного народного творчества.
II раздел (3ч.) - Потешный фольклор
Потешки, голосянки, молчанки, прибаутки, небылицы, частушки, нескладухи, сечки
III раздел (3ч.)– Пословицы и поговорки
Классификация. Тематика. пословицы и поговорки
IV раздел (5ч.) –Загадки
Тематика загадок. Типы загадок (вопрос, описание, сравнение). Сочинение загадки. Викторина загадок. Лотерея загадок.
V раздел (3)-Скороговорки. Чистоговорки
Сочинение чистоговорок
VIраздел (18ч.)-Русские народные сказки
Присказка. Признаки сказок. Тематика сказок. Сказки народов Севера.
Сказки о животных:
«Лисичка со скалочкой». Чтение сказки. Игра-драматизация по содержанию сказки.
Волшебные сказки:
Сказка «Петух и жерновцы» чтение сказки. Игры-беседы с персонажами.
Бытовые сказки:
Сказка «Каша из топора» чтение. Установление связи между идей произведения и жизненным опытом детей.
Сочинение сказок. Игра-викторина «загадки по сказкам». Итоговое занятие «К мудрости ступенька»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Учащиеся должны знать:
-
Что такое устное народное творчество и его жанры
-
Тематику пословиц и поговорок
-
Типы загадок (вопрос, описание, сравнение)
-
Признаки сказок, тематика сказок, отличительные черты сказок народов Севера.
-
Наизусть:2 потешки, 2 загадки, 1 пословицу, 1 поговорку.
Учащиеся должны уметь:
-
Ориентироваться в книге
-
Делить текст сказки на составные части
-
составлять небольшие сказки по картинке
-
читать осознанно, правильно.
-
Отвечать на вопросы учителя
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
6 класс
I раздел (2ч.)- Устное народное творчество и его жанры
Вводное занятие. Что такое устное народное творчество. Жанры устного народного творчества.
II раздел (4ч.) -Потешный фольклор народов Севера
Потешки, голосянки, молчанки, прибаутки, небылицы, частушки, нескладухи, сечки
III раздел (2ч.) – пословицы и поговорки
Классификация. Тематика. пословицы и поговорки
IV раздел (5ч.) – Загадки
Тематика загадок(шарады). Типы загадок (вопрос, описание, сравнение). Сочинение загадки. Викторина загадок. Лотерея загадок
V раздел (3ч.) - Скороговорки. Чистоговорки
Сочинение чистоговорок
VI раздел (14ч.) - Русские народные песни
Тематика песен Колыбельные песни
VIIраздел (4ч.) - Русские народные сказки
Присказка Признаки сказок. Тематика сказок. Сказки о животных: «Волк, перепелка и дергун». Чтение сказки. Игра-драматизация по содержанию сказки.
Волшебные сказки: Сказка «Гуси-лебеди» чтение сказки. Игры- беседы с персонажами.
Бытовые сказки: Сказка «Хорошо, да худо» чтение. Установление связи между идей произведения и жизненным опытом детей.
Сочинение сказок.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Учащиеся должны знать:
-
Что такое устное народное творчество и его жанры
-
Тематику русских народных песен
-
Наизусть: 2 частушки, 1 небылицу народов севера, 2 чистоговорки, 1 колыбельную песню
Учащиеся должны уметь:
-
Читать осознанно, правильно, выразительно
-
Делить текст сказки на составные части
-
Различать виды пословиц, поговорок, сказок
-
составлять небольшие сказки по картинке
-
разгадывать шарады
-
характеризовать героев сказки
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
7 класс
I раздел (2ч.)- Устное народное творчество и его жанры
Вводное занятие. Что такое устное народное творчество. Жанры устного народного творчества.
II раздел (2ч.) - пословицы и поговорки
Классификация. Тематика пословиц и поговорок.
III раздел (5ч.) – Загадки
Тематика загадок (шарады, метаграммы). Сочинение загадки. Викторина загадок. Лотерея загадок
IV раздел (3ч.) – Скороговорки. Чистоговорки
Сочинение чистоговорок
V раздел (13ч.)- Русские народные песни
Тематика песен. Шуточные и плясовые песни
VI раздел (4ч.)- Русские народные сказки
Присказка Признаки сказок Тематика сказок. Сказки о животных: «Лиса-повитуха». Чтение сказки. Игра-драматизация по содержанию сказки.
Волшебные сказки: Сказка «Волшебное кольцо». Чтение сказки. Игры-беседы с персонажами.
Бытовые сказки: Сказка «Чего на свете не бывает» чтение. Установление связи между идей произведения и жизненным опытом детей.
Сочинение сказок
VIIраздел (5ч.)- Былины.
Что такое былины. Происхождение, сказители, собиратели былин. Былина «Илья Муромец» чтение. Былина в живописи. Рисуем героев былины
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Учащиеся должны знать:
-
Тематику русских народных песен
-
Наизусть: 5 чистоговорок, 1 шуточную песню, отрывок из былины
-
Что такое былины
Учащиеся должны уметь:
-
Читать осознанно, правильно, выразительно
-
с помощью учителя определять главную мысль прочитанного программного произведения
-
Делить текст на составные части
-
Пересказывать текст по плану с помощью учителя
-
Высказывать свое отношение к героям и их поступкам
-
Разгадывать шарады, метаграммы
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
8 класс
I раздел (2ч.)- Устное народное творчество и его жанры
Вводное занятие. Что такое устное народное творчество. Жанры устного народного творчества.
II раздел (2ч.) - пословицы и поговорки
Классификация. Тематика. пословицы и поговорки
III раздел (2ч.) – Загадки
Тематика загадок (шарады, метаграммы, анаграммы). Сочинение загадки. Викторина загадок.
IV раздел (2ч) – Скороговорки. Чистоговорки
Сочинение чистоговорок
V раздел (3ч.)- Русские народные песни
Тематика песен. Календарные и исторические песни
VI раздел (2ч.) - Фольклорный театр
«Балаган» народная драма. «Театр Петрушки»
VII раздел (2ч.) - Фольклорные праздники
«Крещенский вечерок». «Масленица»
VI раздел (14ч.) - Русские народные сказки
Присказка Признаки сказок Тематика сказок. Сказки о животных: «О щуке зубастой», «Лиса и козел». Чтение сказки. Игра-драматизация по содержанию сказки.
Волшебные сказки: Сказка «Перышко Финиста ясного сокола». Чтение сказки. Игры- беседы с персонажами.
Бытовые сказки: Сказка «Горшок». «Дочь-семилетка» чтение.
Докучные сказки. Сочинение сказок. Суеверные рассказы (колдуны и ведьмы). Игра «Поле чудес» по сказкам
VIIраздел (5ч.) - Былины.
Что такое былины. Происхождение, сказители, собиратели былин. Былина «Илья Муромец» чтение. Художественный мир былин. Былина «Алеша Попович» чтение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Учащиеся должны знать:
-
Тематику русских народных песен
-
Наизусть: колядки, 1 календарную песню, отрывок из былины
-
Что такое фольклорный театр и фольклорные праздники.
Учащиеся должны уметь:
-
Читать целыми словами вслух
-
Читать «про себя», выполняя задание учителя
-
Делить текст на составные части
-
Пересказывать текст по плану полно и выборочно
-
Высказывать свое отношение к героям и их поступкам
-
Разгадывать шарады, метаграммы, анограммы
-
Различать народные песни по их тематике
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
9 класс
I раздел (2ч.)- Устное народное творчество и его жанры
Вводное занятие. Что такое устное народное творчество. Жанры устного народного творчества.
II раздел (2ч.) - пословицы и поговорки
Классификация. Тематика. пословицы и поговорки
III раздел (2ч.) – Скороговорки. Чистоговорки
Сочинение чистоговорок
IV раздел (4ч.) – Русские народные песни
Тематика песен. Семейные, лирические, свадебные песни
V раздел (5ч.) - Фольклорный театр
«Балаган» народная драма. «Театр Петрушки». «Медвежья потеха»
VI раздел (3ч.) - Фольклорные праздники
«Крещенский вечерок». «Масленица» «Ярмарка-народное гуляние»
VII раздел (11ч.) - Русские народные сказки.
Присказка, признаки, тематика сказок. Влияние русской сказки на творчество авторов.
«Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкин. Выразительное чтение сказки по ролям.
Влияние фольклора на творчество П. Бажова «Малахитовая шкатулка» П. Бажов. Сказовая основа «Малахитовой шкатулки» П. Бажова.
Суеверные рассказы (водяные и русалки). Народные заговоры
VIII раздел (5ч.) - Былины
Что такое былины. Происхождение, сказители, собиратели былин. Художественный мир былин.
Былина «Добрыня Никитич» чтение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Учащиеся должны знать:
-
Что такое авторская сказка
-
Наизусть: 1 семейную песню, отрывок из былины
-
Что такое фольклорный театр и фольклорные праздники.
Учащиеся должны уметь:
-
Читать целыми словами вслух
-
Читать «про себя», выполняя задание учителя
-
Пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста
-
Давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая свое отношение к ним
-
самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Наименование раздела |
Количество часов |
1. |
Введение в курс |
10 |
2. |
Потешный фольклор |
7 |
3. |
Пословицы и поговорки |
11 |
4. |
Загадки |
17 |
5. |
Скороговорки. Чистоговорки. |
13 |
6. |
Русские народные сказки |
70 |
7. |
Русские народные песни |
15 |
8. |
Былина |
15 |
9. |
Фольклорный театр |
7 |
10. |
Фольклорный праздник |
5 |
|
Всего |
170 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№ |
Кол-во часов |
Тема |
I Введение в курс |
||
1 |
1 |
Вводное занятие. Что такое устное народное творчество. |
2 |
1 |
Жанры устного народного творчества. |
II Потешный фольклор |
||
3 |
1 |
Потешки. Голосянки. Молчанки |
4 |
1 |
Прибаутки. Небылицы. |
5 |
1 |
Частушки. Нескладухи. |
III Пословицы поговорки |
||
6 |
1 |
Классификация |
7 |
1 |
Лаконичность и образность пословиц и поговорок. |
8 |
1 |
Тематика и отражение народного опыта. |
IV Загадки |
||
9 |
1 |
Тематика загадок |
10 |
1 |
Типы загадок (вопрос, описание, сравнение) |
11 |
1 |
Сочинение загадки |
12 |
1 |
Викторина загадок |
13 |
1 |
Лотерея загадок |
V Скороговорки, чистоговорки |
||
14 |
1 |
Скороговорки |
15 |
1 |
Чистоговорки. |
16 |
1 |
Сочинение чистоговорок |
VI Русские народные сказки |
||
17 |
1 |
Присказка |
18 |
1 |
Признаки сказок |
19 |
1 |
Тематика сказок |
20 |
1 |
Сказки о животных |
21 |
1 |
Лисичка со скалочкой. Чтение сказки. |
22 |
2 |
Игра-драматизация по содержанию сказки. |
23 |
1 |
Волшебные сказки |
24 |
1 |
Сказка «Петух и жерновцы» чтение сказки |
25 |
1 |
Игры-беседы с персонажами. |
26 |
1 |
Бытовые сказки |
27 |
1 |
Сказка «Каша из топора» чтение. |
28 |
1 |
Установление связи между идей произведения и жизненным опытом детей. |
29 |
3 |
Сочинение сказок |
30 |
1 |
Игра-викторина «Загадки по сказкам» |
31 |
1 |
Итоговое занятие «К мудрости ступенька» |
6 класс
№ |
Кол-во часов |
Тема |
I Введение в курс |
||
1 |
1 |
Вводное занятие. Что такое устное народное творчество. |
2 |
1 |
Жанры устного народного творчества. |
II Потешный фольклор |
||
3 |
1 |
Голосянки. Молчанки, |
4 |
1 |
Сечки |
5 |
1 |
Небылицы. |
6 |
1 |
Частушки. Нескладухи. |
III Пословицы поговорки |
||
7 |
1 |
Классификация |
8 |
1 |
Тематика и отражение народного опыта. |
IV Загадки |
||
9 |
1 |
Тематика загадок |
10 |
1 |
Типы загадок (шарады) |
11 |
1 |
Сочинение загадки |
12 |
1 |
Викторина загадок |
13 |
1 |
Лотерея загадок |
V Скороговорки, чистоговорки |
||
14 |
1 |
Скороговорки |
15 |
1 |
Чистоговорки. |
16 |
1 |
Сочинение чистоговорок |
VI Русские народные песни |
||
17 |
2 |
Тематика песен |
18 |
2 |
Колыбельные песни |
VII Русские народные сказки |
||
19 |
1 |
Присказка, признаки, тематика сказок. |
20 |
1 |
Сказки о животных |
21 |
1 |
«Волк, перепелка и дергун». Чтение сказки. |
22 |
2 |
Игра-драматизация по содержанию сказки. |
23 |
1 |
Волшебные сказки |
24 |
1 |
«Гуси-лебеди» чтение. |
25 |
1 |
Выразительное чтение сказки по ролям. |
26 |
1 |
Бытовые сказки |
27 |
1 |
Сказка «Хорошо, да худо» чтение. |
28 |
1 |
Установление связи между идей произведения и жизненным опытом детей. |
29 |
3 |
Сочинение сказок |
7 класс
№ |
Кол-во часов |
Тема |
I Введение в курс |
||
1 |
1 |
Вводное занятие. Что такое устное народное творчество. |
2 |
1 |
Жанры устного народного творчества. |
II Пословицы поговорки |
||
3 |
1 |
Классификация |
4 |
1 |
Тематика и отражение народного опыта. |
III Загадки |
||
5 |
1 |
Тематика загадок |
6 |
1 |
Типы загадок (шарады, метаграммы) |
7 |
1 |
Сочинение загадки |
8 |
1 |
Викторина загадок |
9 |
1 |
Лотерея загадок |
IV Скороговорки, чистоговорки |
||
10 |
1 |
Скороговорки |
11 |
1 |
Чистоговорки. |
11 |
1 |
Сочинение чистоговорок |
V Русские народные песни |
||
12 |
2 |
Тематика песен |
13 |
2 |
Шуточные и плясовые песни. |
VI Русские народные сказки |
||
14 |
1 |
Присказка, признаки, тематика сказок. |
15 |
1 |
Сказки о животных |
16 |
1 |
«Лиса-повитуха» |
17 |
2 |
Игра-драматизация по содержанию сказки. |
18 |
1 |
Волшебные сказки |
19 |
1 |
«Волшебное кольцо». Чтение. |
20 |
1 |
Игра-драматизация по содержанию сказки. |
21 |
1 |
Бытовые сказки |
22 |
1 |
«Чего на свете не бывает» |
23 |
1 |
Установление связи между идей произведения и жизненным опытом детей. |
24 |
2 |
Сочинение сказок |
VII Былины |
||
25 |
1 |
Что такое былины. |
26 |
1 |
Происхождение, сказители, собиратели былин. |
27 |
1 |
Былина «Илья Муромец» чтение. |
28 |
1 |
Былина в живописи. |
29 |
1 |
Рисуем героев былины |
8 класс
№ |
Кол-во часов |
Тема |
I Введение в курс |
||
1 |
1 |
Вводное занятие. Что такое устное народное творчество. |
2 |
1 |
Жанры устного народного творчества. |
II Пословицы поговорки |
||
3 |
1 |
Классификация |
4 |
1 |
Тематика и отражение народного опыта. |
III Загадки |
||
5 |
1 |
Тематика загадок |
6 |
1 |
Типы загадок (шарады, метаграммы, анаграммы). |
IV Скороговорки, чистоговорки |
||
7 |
1 |
Скороговорки |
8 |
1 |
Чистоговорки. |
V Русские народные песни |
||
9 |
1 |
Тематика песен |
10 |
1 |
Календарные песни. |
11 |
1 |
Исторические песни. |
VI Фольклорный театр |
||
12 |
1 |
«Балаган» народная драма |
13 |
1 |
«Театр Петрушки» |
VII Фольклорные праздники |
||
14 |
1 |
«Крещенский вечерок» |
15 |
1 |
«Масленица» |
VIII Русские народные сказки |
||
16 |
1 |
Присказка, признаки, тематика сказок. |
17 |
1 |
Сказки о животных «О щуке зубастой» |
18 |
1 |
«Лиса и козел» Чтение сказки. |
19 |
2 |
Игра-драматизация по содержанию сказки. |
20 |
1 |
Волшебные сказки |
21 |
2 |
«Перышко Финиста ясного сокола» |
22 |
1 |
Бытовые сказки «Горшок» |
23 |
1 |
«Дочь-семилетка» |
24 |
1 |
Докучные сказки |
25 |
1 |
Сочинение сказок |
26 |
1 |
Суеверные рассказы (колдуны и ведьмы) |
27 |
1 |
Игра «Поле чудес» по сказкам |
IX Былины |
||
28 |
1 |
Что такое былины. |
29 |
1 |
Происхождение, сказители, собиратели былин. |
30 |
1 |
Художественный мир былин. |
31 |
2 |
Былина «Алеша Попович» чтение. |
9 класс
№ |
Кол-во часов |
Тема |
I Введение в курс |
||
1 |
1 |
Вводное занятие. Что такое устное народное творчество. |
2 |
1 |
Жанры устного народного творчества. |
II Пословицы поговорки |
||
3 |
1 |
Классификация |
4 |
1 |
Тематика и отражение народного опыта. |
III Скороговорки, чистоговорки |
||
5 |
1 |
Скороговорки |
6 |
1 |
Чистоговорки. |
IV Русские народные песни |
||
7 |
1 |
Тематика песен |
8 |
1 |
Семейные песни. |
9 |
1 |
Лирические песни. |
10 |
1 |
Свадебные песни |
V Фольклорный театр |
||
11 |
1 |
«Балаган» народная драма |
12 |
1 |
Игра-драматизация |
13 |
1 |
«Театр Петрушки» |
14 |
1 |
Игра-драматизация |
15 |
1 |
Медвежья потеха |
VI Фольклорные праздники |
||
16 |
1 |
«Крещенский вечерок» |
17 |
1 |
«Масленица» |
18 |
1 |
«Ярмарка-народное гуляние» |
VII Русские народные сказки |
||
17 |
1 |
Присказка, признаки, тематика сказок. |
20 |
1 |
Влияние русской сказки на творчество авторов. |
21 |
1 |
«Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкин. |
22 |
2 |
Выразительное чтение сказки по ролям. |
23 |
1 |
Влияние фольклора на творчество П. Бажова |
24 |
2 |
«Малахитовая шкатулка» П. Бажов. |
25 |
1 |
Сказовая основа «Малахитовой шкатулки» П. Бажова. |
26 |
1 |
Суеверные рассказы (водяные и русалки) |
27 |
1 |
Народные заговоры |
VIII Былины |
||
28 |
1 |
Что такое былины. |
29 |
1 |
Происхождение, сказители, собиратели былин. |
30 |
1 |
Художественный мир былин. |
31 |
2 |
Былина «Добрыня Никитич» чтение. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.Сказки, пословицы, загадки//Из "Книг для чтения" и "Азбуки" Л.Н.Толстого. М., "Детская литература", 1989.
2. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева. – М., 2004.
3. Сказки: Библиотека русского фольклора. Кн. 1-2. – М, 1988, 1989.
4.Ростоцкий. И.Б. «Скоморошье искусство» - Москва 2002
5. Т. В.Зуева, Б.П.Кирдан Русский фольклор//Учебник для высших учебных заведений, второе издание. М., Флинта, Наука, 2000.
6. Владимир Пропп Исторические корни волшебной сказки. М., Лабиринт, 2000.
7. Фразеологический словарь русского языка//Издание шестое. Сост.: В.П.Жуков, Л.А.Войнова, А.И.Молотков, А.И.Фёдоров. Под ред. А.И.Молоткова. М., Астрель, 2001.
8. Ф.И.Буслаев Исторические очерки русской народной словесности и искусства//Т. 1. СПб., 1861.
9. Напутное//Пословицы русского народа: Сборник В.Даля. В 2-х т. Т. 6. М., "Художественная литература", 1984.
10. Русское народное поэтическое творчество/Под ред. Н.И.Кравцова. М., 1971.
11. Русское народное поэтическое творчество/Под ред. А.М.Новиковой. Изд. 2-е. М., 1978.
12. Толковый словарь русского языка. Сост.: С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. 2-е издание. М., АЗЪ, 1994.
13. О.В.Соболева О понимании мини-текста, или пословица век не сломится.
14. Н.И.Кравцов, С.Г.Лазутин. Русское устное народное творчество. Издание . М., "Высшая школа", 1983.
15. В.П.Аникин, Ю.Г.Круглов. Русское народное поэтическое творчество. Л., "Просвещение", Ленинградское отделение, 1983.
16. В.П.Аникин. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор: пособие для учителя. – М., 1957.
17. Загадки русского народа. Сборник загадок, вопросов, притч и задач. Составил Д.Н.Садовников/Вступ. ст., ред. и примеч. В.П.Аникина. – М., 1959.
18. В.Я.Пропп. Сказка. Эпос. Песня./Составление, научная редакция, комментарии и указатели В.Ф.Шевченко. – М.: "Лабиринт", 2001. – 368 с. – (Собрание трудов).
19. Стрельцова Л.Е., Тамарченко Н.Д. Глаголъ и добро: Волшебные и бытовые сказки. Тверь, 2005.