«Путешествие в Звездный городок» (конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей 6-7 лет)
г. Ярославль
муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6»
«Путешествие в Звездный городок»
(конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей 6-7 лет)
Автор: Петрова А.М.
воспитатель первой квалификационной категории
2017г.
Актуальность
В настоящее время, с учетом введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования изменились целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Поэтому, перед педагогами становится актуальным поиск таких форм и методов работы с детьми, которые помогут стать дошкольнику успешным.
Главная задача воспитателя - разбудить интерес к познанию, а интерес постепенно вырабатывает навыки усвоения знаний, далее этот процесс переходит в потребность к систематической умственной деятельности. Также одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков.
Цель: реализовать принцип индивидуализации в непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста через проблемный диалог, предоставление возможности выбора заданий разного уровня сложности и материала.
Образовательные задачи:
- продолжать формировать умение составлять простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
- упражнять в счёте в пределах 20 в прямом и обратном порядке;
- закрепить знания детей о геометрических фигурах;
- закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку;
- упражнять в решении примеров на сложение и вычитание в пределах 10.
Развивающие задачи:
- развивать логическое мышление, память, воображение, речь;
- развивать способность к конструированию из различных материалов;
- развивать самостоятельность, самооценку.
Воспитывающие задачи:
- воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу;
- способствовать формированию умения работать в малых группах;
- поддерживать интерес к математике.
Предварительная работа с детьми:
беседы про космос, метеоритный дождь,
составление простых арифметических задач,
решение примеров на сложение и вычитание в пределах 10,
Методы:
• практические: метод упражнений, метод игры, контроль успешности.
• наглядные: иллюстративный и демонстративный
• словесные: беседа, рассказ, инструктаж, объяснение.
- магнитная доска, магнитофон.
Демонстрационный материал: геометрические фигуры, графический узор, конверт с письмом, фото метеоритного дождя, карточки с математическими выражениями.
Раздаточный материал: карточки с заданиями, карандаши, конструкторы, «Лего», кубики, «Танграмм», счетные палочки, мозаика.
1 Мотивация к НОД
Воспитатель
-Ребята, подойдите ко мне, у меня есть для вас кое-что интересное. Это письмо, а на нём написано: «Вскрыть тому, кто знает про 12 апреля» (приложение 1)
-Вы знаете, что это за дата?
(День Космонавтики, в этот день первый космонавт
совершил полёт в космос на ракете, …).
- Тогда открывайте конверт.
Воспитатель читает: «Если вы знали про День Космонавтики, то вам интересно будет побывать в Звёздном городке, где космонавты проходят предполётную подготовку».
-Вы хотите туда отправиться? (Да, очень…).
-А вам это надо? (Надо!).
Зачем? (Мы хотим узнать, как тренируются космонавты, как устроена ракета, …).
-Тогда для вас первое задание.
2 Основная часть
2.1. Устный счёт.
-Скажите всё, что знаете про число 12. (Оно двузначное).
- Почему? (В записи числа 2 цифры).
- Назовите ещё двузначные числа (16,23,34,…).
- Назовите самое маленькое двузначное число (10).
- Самое большое (99).
- Что ещё знаете про это число? (Оно чётное).
- Почему? (Можно разделить на 2).
- Назовите другие чётные числа (14,8,6,…).
- А нечётные? (13,9,7,…).
- Назовите соседей числа 12 (11,13).
- Назовите числа которые меньше 12 (11,10,9,…).
-Молодцы! Вы справились с заданием.
- На чём мы можем добраться до Звёздного городка? (На ракете, машине, вертолёте,…).
-Давайте дадим отсчёт нашему старту (10,9,…,1,пуск).
2.2. Решение примеров на скорость
-Вот мы и добрались, подходите сюда. Работники Звёздного городка приготовили для вас испытание. Как вы думаете, что нужно сделать? (Решить примеры.)
- Но непросто решить, а сделать это быстро, за 1 минуту. Почему важна скорость при выполнении задания для космонавта? (От этого зависит его жизнь,…).
- Вы обратили внимание, что на одних карточках примеров больше, а на других меньше (Да).
- Выберите карточку, с которой сумеете справиться за 1 минуту.(Приложение 2).
По окончании выполнения задания проводится фронтальная проверка, исправляются ошибки.
2.3. Графический узор «Маршрут полёта»
-Ребята, пока вы решали примеры, появилось новое испытание. Что нужно сделать в нём? (Продолжить узор).
- Это маршрут космического корабля, который нужно дорисовать, чтобы корабль прилетел в нужную точку. Маршрутов два. Выберите тот, с которым сумеете справиться. (Приложение 3,4).
Ребята выполняют задание и осуществляется проверка.
2.4. Динамическая пауза
-Пришла пора проверить ваши физические возможности. Кто хочет быть тренером по физ. подготовке? (…).
- Выходи.
Ребёнок проводит физ. паузу на своё усмотрение.
2.5. Закрепление геометрических фигур «Метеоритный дождь»
-Давайте представим, что наш корабль попал в метеоритный дождь. Вы знаете, что это такое? (…).
- Профессор, расскажите
(Ребёнок даёт справку про метеоритный дождь. Приложение 5).
-Чтобы пройти сквозь этот метеоритный дождь, нужно назвать все объекты, из которых он состоит
(Треугольник, квадрат, трапеция,…).
- На какие две группы можно разделить эти фигуры? (Треугольники, четырёхугольники,…).
- Чем отличается квадрат от ромба? (У него прямые углы).
- Квадрат от прямоугольника? (Все стороны равны).
- Молодцы!
2.6. «Составь задачу»
-Как вы думаете, для чего нам дали эти выражения: 5+3 и 7-2? (Чтобы мы составили задачи).
- Кто готов рассказать свою задачу? (Дети предлагают свои варианты).
- Вы придумали очень интересные задачи.
2.7. Конструирование «Космический корабль»
-Как вы думаете, а космонавт должен знать устройство ракеты? (Да).
-Зачем? (Чтобы суметь починить её).
- Вот вам последнее испытание. Вашазадача сконструировать любой космический корабль. Выберите материал, с которым хотите работать. Это может быть мозаика, кубики, «Лего», а так же «Танграм». Можете работать в паре или объединиться в группы.
Дети конструируют космические корабли. Звучит фоновая музыка.
-Расскажи, что это за космический корабль? (Это луноход, косм.истребитель, крейсер,…).
3. Подведение итогов
-Нам пора возвращаться в детский сад. Начинаем обратный отсчёт.
-Итак, где же мы сегодня побывали? (В Звёздном городке).
- Вам было интересно? (Да). А что именно?
- Какие испытания вам понравились? (…)
- Какие вызвали затруднения?(…)
- Как вы думаете, что вам может помочь преодолеть эти трудности?(…)