Методическая работа по теме: «Из опыта работы «Наставник - наставляемый»»
МБОУ «СОШ № 40» г. Ижевска
Методическая работа
по теме: «Из опыта работы «Наставник - наставляемый»»
Крупина Светлана Ивановна
учитель начальных классов,
Чеботарева Анна Денисовна
учитель начальных классов,
Безносова Людмила Николаевна
школьный психолог
Оглавление
1.
|
Введение
|
3
|
2.
|
Шаги сопровождения молодого специалиста в 2023-2024 учебном году
|
3
|
3.
|
Содержание деятельности
|
4
|
4.
|
Выводы и заключение
|
7
|
5.
|
Список использованной литературы
|
8
|
Введение
Наставничество в школе - важный инструмент поддержки молодых начинающих педагогов, помощи им в адаптации, способствующее бережному вхождению в педагогическую профессию. Передать опыт педагогической деятельности, практические приемы работы с детьми на уроке – непростая, но очень важная задача. Опыт организации такой работы решили представить в нашей публикации. Наставничество построено по традиционной модели. [6] Для данной модели важным является включение в себя определенного взаимодействия со стороны специалистов и сотрудников, обладающих достаточным опытом. Формирование навыков отбора наставнического корпуса включает в себя такие показатели как опыт, личностные характеристики и профессиональные навыки.
Шаги сопровождения молодого специалиста в 2023-2024 учебном году
Весной 2023 года была организована преддипломная практика студентки Ижевского педагогического колледжа Чеботаревой Анны Денисовны в 4 «Б» классе МБОУ «СОШ № 40» , классный руководитель Крупина Светлана Ивановна.
За время прохождения практики студентка ознакомилась с работой учителя-наставника. Вместе с наставником были рассмотрены учебные программы, локальный акт школы по ведению тетрадей и орфографический режим. На уроках наставника практикантка увидела важные приемы, которые можно использовать в своей педагогической деятельности.
1 сентября Анна Денисовна стала учителем и классным руководителем 1 «В» класса МБОУ «СОШ № 40». Появились определенные трудности, тревога и высокая степень ответственности. Психологическую поддержку в период адаптации оказывал школьный психолог в форме индивидуальных консультаций.
Педагог-наставник и молодой учитель составили план на 2023-2024 учебный год по организации работы с учениками и родителями первого года обучения, а также мероприятия по повышению квалификации молодого специалиста. Удобным для решения вопросов обучения учеников, координации стало также и то, что и у наставника ученики первого года обучения-1 «А» класс. В плане были определены следующие важные аспекты.
-
Взаимопосещение уроков.
-
Обмен наглядным материалом к урокам русского языка, чтения и математики.
-
Совместная подготовка родительских собраний.
-
Решение возникающих проблем.
-
Знакомство с орфографическим режимом тетрадей с первого по четвертый класс.
-
Психологическая диагностика актуального развития первоклассников, особенности адаптации и дезадаптации первоклассников. Организация психологической и логопедической профилактической работы с детьми с дезадаптацией: социальной, учебной и др. Выступление психолога на родительском собрании.
-
Изучение практик коллег из публикаций в журналах, на сайтах, посещение уроков коллег, посещение вебинаров «Школы молодого педагога».
-
Публикация результатов первого года работы в журналах Педагогический вестник Глазовского педагогического института и РИНЦ.
Содержание деятельности
Наставник Крупина С.И. посетилаурок математики и урок чтения в 1 «В» классе.Уроки выстроены методически правильно, все этапы урока выдержаны. Темп работы учеников средний. Обстановка доброжелательная, ученики выполняют требования учителя. Рекомендации: при подготовке к уроку необходимо обратить внимание учеников на порядок на парте, наличие необходимых вещей. Приглашать учеников к доске для письма. Для устного счёта использовать разрезные цифры, а не показывать ответ на пальчиках, чтобы каждый считал самостоятельно. В устный счёт включать простые случаи примероввторого десятка и круглые числа.
Анна Денисовна посетила интегрированный урок русского языка и чтения. Наставником была показана работа по методике письма букв, слогов, слов и предложений и письмоучеников на доске.
Уделяется особое внимание работе с тетрадями и оцениванию письменных работ. Просмотр записей в тетрадях. Оформление чертежей и рисунков на уроках математики. Обсуждалась эффективность разных видов оценивания письменных работ: оценивание пошкале, с помощью смайликов, оценивание по критериям (наклон, высота, расстояние, аккуратность, ширина), словесное оценивание.Как происходит формирование самооценки ученика. Похвала, приемы, поддерживающие учебную мотивацию первоклассников. Психолог:о формировании позиции ответственного ученика, успешной адаптации назанятиях психолога «В школу с радостью». [4, 10] Занятия с логопедом по развитию навыков чтения.
За первых три учебных месяца была выявлена проблема в 1 «В».
Проблема: «Медленно растет темп чтения у троих учеников»
Всего в классе 24 учащихся, из них 10 мальчиков, 14 девочек.
Характеристика класса по критериям усвоения учебного материала, уровни:
ФИ
|
Аккуратность в прописях
|
Правильное соединение букв
|
Правильное очертание букв
|
Понимание смысла задач
|
Устный счет
|
|
Б. А.
|
высокий
|
высокий
|
высокий
|
средний
|
средний
|
|
Б. Е.
|
средний
|
средний
|
средний
|
высокий
|
высокий
|
|
В. В.
|
высокий
|
средний
|
средний
|
низкий
|
низкий
|
|
В. Г.
|
средний
|
средний
|
средний
|
средний
|
средний
|
|
Г. Д.
|
средний
|
средний
|
высокий
|
высокий
|
средний
|
|
Г. Я.
|
средний
|
средний
|
высокий
|
низкий
|
средний
|
|
И. М.
|
средний
|
средний
|
высокий
|
высокий
|
средний
|
|
К. У.
|
низкий
|
низкий
|
низкий
|
низкий
|
низкий
|
|
К. Я.
|
низкий
|
низкий
|
низкий
|
высокий
|
высокий
|
|
К. А.
|
средний
|
высокий
|
высокий
|
средний
|
средний
|
|
Л. В.
|
высокий
|
высокий
|
высокий
|
низкий
|
низкий
|
|
М. Е.
|
средний
|
средний
|
средний
|
средний
|
низкий
|
|
М. Т.
|
средний
|
средний
|
средний
|
высокий
|
высокий
|
|
М. Т.
|
средний
|
средний
|
низкий
|
средний
|
средний
|
|
М. А.
|
средний
|
средний
|
средний
|
низкий
|
низкий
|
|
П. К.
|
средний
|
средний
|
средний
|
низкий
|
низкий
|
|
С. Д.
|
высокий
|
высокий
|
высокий
|
высокий
|
высокий
|
|
С. А.
|
высокий
|
высокий
|
средний
|
высокий
|
высокий
|
|
С. Л.
|
низкий
|
низкий
|
низкий
|
средний
|
средний
|
|
Т. М.
|
низкий
|
низкий
|
низкий
|
низкий
|
низкий
|
|
Ш. Л.
|
средний
|
средний
|
низкий
|
высокий
|
средний
|
|
Ш. Л.
|
средний
|
средний
|
средний
|
высокий
|
высокий
|
|
Ш. В.
|
средний
|
средний
|
средний
|
низкий
|
низкий
|
|
Ш. Д.
|
низкий
|
низкий
|
низкий
|
средний
|
средний
|
|
Итог
|
Высокий – 21%
Средний – 58 %
Низкий - 21 %
|
Высокий – 21%
Средний – 58 %
Низкий - 21 %
|
Высокий – 29%
Средний – 42 %
Низкий - 29 %
|
Высокий – 38%
Средний – 29 %
Низкий – 33 %
|
Высокий – 25%
Средний – 42%
Низкий - 33 %
|
Таким образом, из представленных данных видно, что аккуратность записей в прописях сформирована у 5 обучающихся, что составляет 21 %. Правильное соединение букв сформировано у 5 обучающихся, что составляет 21%. Правильное очертание букв сформировано у 7 обучающихся, что составляет 29%. Понимают смысл задач 9 человек, что составляет 38%. У 6 человек хорошо сформирован устный счет, что составляет 25%.
На данный период остаётся проблемой постановка руки, развитие графических навыков, ученики испытывают трудности письма принятия графического образа письменной буквы. Частично это связано с тем, что изучение письменных букв ещё не завершилось в полном объеме.
На 1 сентября - три ученика не умеют читать:
< >Л. В. - группа риска по интеллекту, высокая тревожность (ходит к логопеду)
< >Ш. Д. - группа риска по дисциплине, нет концентрации внимания (отказ ребенка занятий слогопедом)
< >Т. М. - группа риска по интеллекту и самодисциплине, нет концентрации внимания (не включается в процесс, переводит учебный процесс в баловство).Б. Е.М. Т.М. Т.К. Я.Посадить Т. М. и Л. Л. на первую парту, чтобы были постоянно в поле зрения учителя. Давать для чтения вслух слоги и простые слова.Посадить с хорошо читающим, внимательным и доброжелательным соседом. Дать инструкцию, как помогать на уроке своему соседу. Чтение в цепочке, слежение и чтение вслух, выразительноПоощрять среди учеников доброжелательность, внимание к соседу, навыки учебного взаимодействия. Давать для прочтения простые слова и слоги, должны читать несколько раз.На уроках чтения все читают текст, а им предложить прочитать слова и слоги, индивидуально.Организовать беседу с родителями (приобрести интересную книгу для малышей, где много картинок, посещать читальный зал Республиканской библиотеки, в которой много книг-раскладушек с крупным шрифтом, картинками.)Выдать родителям печатное пособие для обучения чтению. Выдавать ученикам индивидуальное задание по чтению. По возможности организовать индивидуальные занятия.Организовать беседу Т. М. с психологом. Делать записи результатов и выявленных проблем по чтению.Организация жужжащего чтения в классе перед уроками и во время чтенияПодвести итоги 1 триместра.Ознакомить родителей с локальным актом школы и орфографическим режимом. Родителям – требования программы обучения, что ребенок должен уметь к концу первого класса.Объяснить, что будет организована индивидуальная работа с детьми.Психолог – советы для адаптации и формированию позиции ученикаВыводы и заключение
Таким образом, молодой специалист получила помощь и поддержку со стороны наставника, психолога, логопеда и директора. Необходимо продолжить эту работу в течение учебного года.
Возрождение системы наставничества в современной образовательной организации необходимо как важнейшее условие самосовершенствования и профессиональной поддержки молодого специалиста в области образования. Внедрение в педагогическую деятельность эффективных форм взаимодействия с молодым педагогом способствует становлению современного специалиста как субъекта профессиональной деятельности, способного достичь вершин мастерства, личностной и профессиональной зрелости, реализовать свой творческий потенциал. [1]
Несомненно, наставничество в школе позволит молодым специалистам пройти успешно адаптацию и реализовать свой профессиональный потенциал в самой интересной, гуманной профессии – Учитель!
Список литературы
< >Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. Приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 2009.Давыдов В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / Давыдов В.В., Слабодчиков В.И., Цукерман Г.А. // Вопросы психологии. – 2014. – № 4.Дубровина И.В. Психологическое благополучие школьников. –М: Изд-во «Юрайт», 2017, 140 с.Немов Р. Психология. В 3-х кн. - М.: Владос, 2003.Поздеева С.И. Наставничество как деятельностное сопровождение молодого специалиста: модели и типы наставничества // Научно-педагогическое обозрение. 2017. № 2 (16). С. 87-91.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.Сухомлинский В.А. Учитель – методист – наставник. / В.А. Сухомлинский. Москва: Просвещение, 1988, 289 с.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. / В.А. Сухомлинский. Москва: Педагогика, 1983, 318 с. Ясюкова Л.А. Изд-во: Речь, 2003.