Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

15.05.2024 г.
Ежегодно 15 мая во всём мире отмечается Международный день семьи. В семье начинается жизнь...
14.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
13.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа  естественно-научной направленности «Удивительный мир»  на 2023-2024 учебный год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 г. Ипатово Ипатовского района Ставропольского края

 

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа

 естественно-научной направленности

«Удивительный мир»

 на 2023-2024 учебный год

 

Харечко Мария Николаевна

учитель начальных классов

 

 

Раздел 1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа «Удивительный мир»  ( далее – Программа) имеет естественно - научную направленность. Разработана в соответствии с Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273); Приказом Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ № 196); Концепцией развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р; Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14); Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.15 №09-3242 о направлении «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
 
Актуальность программы
В настоящее время дополнительная общеобразовательная общеразвивающая деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создаёт условия для социальной адаптации при обучении в начальной школе, творческой самореализации личности ребёнка, а главное – направлена на формирование интереса и положительного отношения к естественным наукам.
Программа  «Удивительный мир» интегрирует в себе пропедевтику биологии, физики, химии, обществознания. Характерной особенностью данной программы является её нацеленность на формирование исследовательских умений младших школьников, развитие логического, абстрактного мышления. На большинстве занятий проводятся опыты, эксперименты и наблюдения за природными явлениями, свойствами предметов и веществ окружающей среды.
Отличительные особенности  программы
С целью всестороннего развития личности ребенка и формирования у него бережного отношения к природе, программой предусмотрены экскурсии с выходом на природу, экспериментальные работы на природе. По завершении всех занятий младшие школьники выполняют свой творческий исследовательский проект и защищают его. На протяжении всех занятий учитель оказывает всестороннюю поддержку каждому школьнику в выполнении этого исследования.
Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый вид деятельности — творческий, познавательный, исследовательский - обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Педагогическая целесообразность
Содержание программы обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах естественнонаучного направления, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач. Программа обеспечивает развитие умений в научно - практической деятельности, воспитание развитой личности, раскрытие творческих способностей личности. Создает условия для полноценного развития творческих способностей каждого обучающегося, укрепление интереса к занятиям естественнонаучного направления. Приучает ребенка быть усидчивым и внимательным
 
Цели и задачи программы
Цель программы
- создание условий для проявления и развития ребенком творческих способностей на основе свободного выбора, для постижения достижений науки и техники;
- создание условий для многогранного развития и социализации в свободное от учёбы время;
-создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, формирование и развитие здоровой, творчески растущей личности.
Задачи программы
1. Познакомить детей с опытно-экспериментальной и исследовательской деятельностью.
2. Выявить склонности, способности и интересы школьников к различным видам деятельности.
3. Сформировать положительное отношение к науке и образовательной системе в целом.
4. Развить познавательный интерес младших школьников в области естественных наук.
5. Сформировать элементарные исследовательские навыки.
6. Создать условия для развития творческого и исследовательского потенциала детей.
 
Категория обучающихся
Программа актуальна для обучающихся 9-10 лет. Состав группы постоянный. В объединение зачисляются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний. Содержание данной программы разработано с учетом местных условий и особенностей. Количество детей в группе – 20 человек.
 
Формы и режим занятий
Групповые – для всей группы, при изучении общих и теоретических вопросов; индивидуально-групповые на практических занятиях. На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому обучающемуся. При подготовке проектов, форма занятия может быть изменена на индивидуальную. Занятия проходят 4 раза в неделю.
 
Срок реализации программы
Программа рассчитана на 153 учебных часа. Срок реализации  - 1 учебный год.      
 
Планируемые результаты
личностные результаты:
 готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
 ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения;
 учебно-познавательная мотивация учебной деятельности;
 самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;
 навыки сотрудничества в учебной ситуации.
метапредметные результаты:
 способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающего мира;
 способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
 осознание правил и норм взаимодействия с педагогами и сверстниками в классе;
 способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
предметные результаты
Все лабораторные работы имеют одинаковую структуру, определяя единый алгоритм к их организации и проведению. Содержание лабораторных работ нацелено на формирование у обучающихся универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные информационные УУД
В начале работы обучающимся.
В ходе работы обучающиеся будут извлекать необходимую информацию при помощи измерительного модуля и заполнять таблицу полученными данными.
 Познавательные логические УУД:
анализ; сравнение; классификация по заданным критериям; установление причинно-следственных связей. Эти УУД формируются в ходе анализа данных таблицы после проведения исследования.
 Коммуникативные УУД
Для проведения работы обучающимся предлагается организоваться в пары или группы по 3–5 человек (в зависимости от наличия оборудования). При этом происходит формирование УУД, а именно:
 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
 определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
 договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
 Регулятивные УУД
В конце работы обучающимся предлагается провести рефлексию собственной деятельности для формирования регулятивных УУД, а именно:
 выделять и формулировать то, что усвоено, определять качество и уровень  усвоения;
 устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
 соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
 
 
Раздел 2. Содержание программы
 
Содержание программы включает в себя учебный (тематический) план и содержание учебного (тематического) плана.
 
Содержание учебного (тематического) плана
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Удивительный мир» направлена на развитие:
- логического мышления, памяти, внимания, воображения;
- умения мыслить, получать, структурировать и транслировать полученную информацию;
- умения социализироваться в детском коллективе;
- интеллекта и эрудированности учащихся.
Занятия составлены таким образом, чтобы учащиеся не только смогли получить теоретические знания, но и применить их на практике, проводя исследования, лабораторные и практические работы.
Не менее важным аспектом в программе является любовь к Родине, любовь к своему краю, любовь к своему городу.
Программа состоит из нескольких разделов:
- «Широка страна наша родная». В этом разделе обучающиеся не только знакомятся с географическим положением нашей страны, природными богатствами, флорой и фауной, но и опытно – экспериментальным путём научатся получать знания. Каждая тема будет освещена не только с теоретической точки зрения, но и с практической.
- Растительный мир планеты Земля. В данном разделе программы обучающихся познакомят и дополнят их знания о растениях, их важности на планете и пользы для человека. Также опытно – экспериментальным путём учащиеся приобретут более глубокие знания о флоре планеты.
- Вода – источник жизни на Земле. Очень важный и нужный раздел программы, темы которого помогут нацелить детей на важность сохранения водных ресурсов.
- Страны и континенты. В этом разделе программы учащиеся познакомятся и углубят свои знания о странах и континентах. Кроме того, дополнят новыми интересными фактами жизни людей в разных странах.
- Наша планета – наш дом. В этом разделе будут затронуты экологические аспекты. Учащимся будет предложено создание собственного проекта по сохранению нашей планеты. Вовлечение учащихся в проектную деятельность будет способствовать развитию творческих способностей.
- Человек – разумное существо. В данном разделе дети получат первоначальные сведения об анатомии человека, а также узнают об интересных фактах человеческого организма, проведут исследование с помощью тестов на внимание, память, мышление. Научатся измерять пульс разными способами. Данный раздел нужен и познавателен.
 
Программа «Удивительный мир» нацелена на всестороннее развитие личности. Развивает интеллект, эрудицию, мышление, творческие способности. Прививает любовь к своей малой Родине, к своему краю, к своей стране.
 
Учебный (тематический) план
 
№ п/п
Дата
Наименование раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации (контроля)
Всего
Теория
Практика (интерактивные занятия)
1.
1.09
5.09
«Широка страна наша родная» Вводное занятие. Входной контроль
2
2
0
Лекция
2.
8.09
12.09
Полезные ископаемые нашей страны. Рассмотрение образцов полезных ископаемых нашей страны. Знакомство со свойствами песка. Практическая работа
4
2
2
Лекция
Лабораторная работа
3.
15.09
19.09
22.09
Полезные ископаемые нашей страны. Знакомство со свойствами глины и мела. Практическая работа
3
1
2
Лекция
Лабораторная работа
4.
26.09
 
Полезные ископаемые нашей страны. Драгоценные металлы и их применение
3
3
0
Лекция
 
5.
29.09
Почвоведение. Структура почвы. Разные виды почвы в разных широтах.
3
3
0
Лекция
6.
03.10
06.10
Почвоведение. Рассмотрение структуры почвы, имеющей в своём составе торф. Свойства торфа
3
1
2
Лекция
Лабораторная работа
7.
10.10
13.10
Почвоведение. Рассмотрение структуры почвы, имеющей в своём составе песок. Свойства песка
3
1
2
Лекция
Лабораторная работа
8.
17.10
20.10
Почвоведение. Рассмотрение структуры почвы, имеющей в своём составе глину. Свойства глины
3
1
2
Лекция
Лабораторная работа
9.
24.10
Почвоведение. Охрана почв и возобновление полезной микрофлоры. Определение кислотности почвы
3
1
2
Лекция
Лабораторная работа
10.
27.10
Почвоведение. Определение влажности почвы с помощью специальных измерительных приборов
3
1
2
Лабораторная работа
11.
07.11
Природные зоны России. Обитатели флоры и фауны
2
2
0
Лекция
12.
10.11
Тайные уголки природы
2
2
0
Лекция
Семинар
13.
14.11
Природные зоны России. Работа с географической картой
3
1
2
Лекция
Практикум
14.
17.11
От озера до океана. Работа с географической картой
2
1
2
Лекция
Практикум
15.
21.11
Водные объекты нашей страны. Пресные водоёмы.
2
2
0
Лекция
16.
24.11
Пресные водоёмы. Изучение свойств пресной воды
3
1
2
Лекция
Лабораторная работа
17.
28.11
Моря и океаны. Флора и фауна моря
2
2
0
Лекция
Семинар
18.
01.12
 
Моря и океаны. Изучение свойств морской воды
2
2
2
Лекция
Лабораторная работа
19.
05.12
Растительный мир планеты Земля. Изучение видов растений
3
3
0
Лекция
20.
08.12
Изучение видов растений малой Родины
4
2
2
Лекция
Семинар
21.
12.12
Изучение видов растений малой Родины. Сбор материалов для исследования. Экскурсия в школьный двор
4
2
2
Лекция
Экскурсия
 
22.
15.12
Четыре составляющих для роста и развития растений
4
1
3
Лекция
Исследование
23.
19.12
Влияние солнечного света на рост и развитие растений
3
1
2
Лекция
Исследование
24.
22.12
Влияние почвы на развитие растений
2
1
1
Лекция
Исследование
25.
26.12
Одноклеточные микроорганизмы. Промежуточный контроль
2
1
1
Лекция
26.
29.12
Структура клетки растения
3
1
2
Лекция
Лабораторная работа
27.
09.01
Обменные процессы в клетке растений
3
2
1
Лекция
28.
12.01
Теплолюбивые, влаголюбивые, засухоустойчивые растения
2
1
1
Лекция
Лабораторная работа
29.
16.01
Влияние отсутствия воды на развитие растений
3
1
2
Лекция
Исследование
30.
19.01
Природные красители
3
1
2
Исследование
31.
23.01
Уход за комнатными растениями. Условия успешного роста
3
1
2
Практическая работа
32.
26.01
Что мы знаем о растениях?
4
1
2
Лекция
Семинар
33.
30.01
Растения нашего края
2
1
1
Лекция
Экскурсия
34.
02.02
Вода – источник жизни на Земле
2
1
1
Лекция
35.
06.02
Структура воды
2
1
1
Лекция
Лабораторная работа
36.
09.02
Свойства воды
2
1
1
Лекция
Лабораторная работа
37.
13.02
Три состояния воды
2
1
1
Лекция
Практическая работа
38.
16.02
Бережное отношение к воде
4
2
2
Лекция
Исследовательская работа
Семинар - практикум
39.
20.02
Страны и континенты
1
1
0
Лекция
40.
23.02
Страны и континенты. Евразия, Северная и Южная Америка
1
1
1
Лекция
Практическая работа
41.
27.02
Страны и континенты. Австралия, Азия, Африка
2
1
1
Лекция
Практическая работа
42.
01.03
Флора и фауна Евразии
1
1
0
Лекция
43.
05.03
Флора и фауна Южной Америки
2
2
0
Лекция
Практическая работа
44.
12.03
Флора и фауна Северной Америки
1
1
0
Лекция
Практическая работа
45.
15.03
Флора и фауна Азии
2
2
0
Лекция
46.
19.03
Флора и фауна Австралии
2
2
0
Лекция
47.
22.03
Флора и фауна Африки
2
2
0
Лекция
48.
02.04
Что мы знаем о странах и континентах?
2
0
2
Лекция
Семинар
49.
05.04
Наша планета - наш дом
2
2
0
Лекция
50.
09.04
Загрязнение окружающей среды как следствие деятельности человека
4
2
2
Лекция
Семинар
51.
12.04
Сохраним чистоту Планеты
3
1
3
Семинар
52.
16.04
Сохраним чистоту малой Родины.
Проектная деятельность
3
1
2
Лекция
Семинар
53.
19.04
Беречь природу – беречь дом
3
1
2
Лекция
Практикум
54.
23.04
Человек – разумное существо
2
2
0
Лекция
55.
26.04
Строение тела человека
3
1
2
Лекция
Практикум
56.
30.04
Интересные факты о свойствах организма человека
1
1
0
Лекция
Практикум
57.
07.05
Психические процессы, протекающие в мозге человека. Память, внимание, восприятие, мышление. Прохождение тестирования
3
1
2
Лекция
Практикум
58.
14.05
Движение – это жизнь. Опорно – двигательный аппарат
3
1
2
Лекция
Практикум
59.
17.05
Система кровоснабжения человека
2
1
1
Лекция
Практикум
60.
21.05
Правила здорового человека. Итоговый контроль
4
2
2
Практикум
61.
24.05
Проект «Что мы знаем и умеем?»
2
0
2
Практикум
 
 
 
 
 
Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы
 
Для отслеживания результативности на протяжении всего процесса обучения осуществляются:
  • начальный (входной) контроль проводится с целью определения уровня развития обучающихся;
  • текущий контроль проводится с целью определения степени усвоения обучающимися учебного материала;
  • итоговый контроль проводится с целью определения изменения уровня развития обучающихся, их творческих способностей.
 
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.
 Для оценки результативности учебных занятий применяется входящий, текущий, промежуточный и итоговый контроль.
Формы проведения: собеседование, анкетирование, тестовые задания, мини – опросы, игры – задания, наблюдение.
 
Комплекс организационно-педагогических условий
 Формы проведения занятий
Для изучения теоретического и практического материала данная Программа предусматривает использование следующих форм занятий:
  • Открытые занятия.
  • Лабораторные работы.
  • Экспериментальные работы на основе учебных текстов.
  • Тестовый контроль по теории и практике.
  • Защита проекта, исследовательской работы.
  • Мероприятия.
Приемы и методы, используемые при реализации программы:
- словесные, наглядные, практические, проблемные;
- анализ, обобщение, систематизация;
- подготовка к защите проектной работы, изучение литературных источников;
- самостоятельная работа (при усвоении новых теоретических знаний, закрепления имеющихся знаний, практических умений и навыков, при выполнении лабораторных и экспериментальных работ);
- учебный эксперимент.
Умения, которыми овладеют учащиеся в ходе учебного эксперимента:
•овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить простые экспериментальные исследования, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; оценивать полученные результаты;
•овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
•формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.
В целом, в процессе самостоятельной экспериментальной деятельности обучающиеся приобретают следующие конкретные умения:
• наблюдать и изучать явления и свойства веществ и тел;
• описывать результаты наблюдений;
• выдвигать гипотезы;
• отбирать необходимые для проведения экспериментов приборы;
• выполнять измерения;
• вычислять погрешности прямых и косвенных измерений;
• представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков;
• интерпретировать результаты экспериментов;
• делать выводы;
• обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии.
Все эти умения формируются значительно быстрее, если при проведении учебного эксперимента наряду с традиционным используются цифровые измерительные приборы и системы.
 
Раздел 4. Организационно – педагогические условия реализации программы
 
Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:
1. Учебный кабинет
2. Компьютер
3. Интерактивная доска
4. Микроскоп биологический
5. Географические карты
6. Лабораторные приборы и оборудование
7. Раздаточный материал для проведения лабораторных работ
8. Методические материалы и интернет - ресурсы
Раздел 5. Литература
 
1. Г. Л. Копотёва, И. М. Логвинова. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия. М.: Учитель. 2012
2. Т. М. Гущина. Формирование методической компетентности педагогических работников учреждений дополнительного образования детей в процессе повышения квалификации. Ярославль. 2001.
3. Н. С. Абраменко. ФГОС НОО-2021: чему и как учить сегодня для успешной карьеры завтра.
4. «Школа России»: В.Г. Горецкий, М.И. Моро, А.А. Плешаков,В.П. Канакина, Л.М. Зеленина, Л.Ф. Климанова и др. Москва.: Просвещение. 2010.