ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Казачьи посиделки
МБУ "Школа №34" г.Тольятти Самарской области
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Казачьи посиделки
Срок реализации программы: 1 год
Программа рассчитана на детей 7-8 лет
Челпанова Ирина Михайловна
учитель начальных классов
Введение.
Программа внеурочной деятельности «Казачьи посиделки» духовно-нравственной направленности является авторской. Срок реализации программы 1 год, возраст обучающихся 7-8 лет.
Цель программы : условий для духовно-нравственного развития, социализации личности младшего школьника, формирование осознанного
патриотического чувства, воспитание активной жизненной позиции.
Актуальность программы:
Сегодня возникла необходимость взглянуть на воспитание с современных позиций, реализовать на практике условия для всестороннего развития патриотического потенциала младшего школьника. Данная программа способствует восстановлению утраченных связей между поколениями, формированию у учащихся чувства исторической сопричастности.
Задачи программы:
- формировать у младших школьников представления об историческом прошлом и настоящем казачества; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие края, страны
- развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, способствовать развитию психических процессов:
воображения, памяти, мышления, речи;
- воспитание гражданина России, патриота своей малой родины.
Программа разработана с учетом реализации в начальной школе всех доступных видов внеурочной деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, досугово - развлекательная деятельность, проблемно-ценностное отношение, художественное творчество и т.д.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
|
Наименование тем
|
Количество часов
|
Теоретические
занятия
|
Практические занятия
|
1
|
Вводное занятие. Кто такие казаки?
|
1
|
1
|
-
|
2
|
Быт и традиции казаков.
|
7
|
5
|
2
|
3.
|
Казачий фольклор.
|
7
|
2
|
5
|
4.
|
Поэзия.
|
2
|
1
|
1
|
5.
|
Праздники.
|
11
|
6
|
5
|
6.
|
Казачье декоративно-прикладное искусство.
|
2
|
-
|
2
|
7.
|
Казачьи игры и забавы.
|
2
|
-
|
2
|
8.
|
Итоговое занятие.
|
1
|
-
|
1
|
|
Общее количество часов:
|
33
|
15
|
18
|
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие. Кто такие казаки? 1ч
Ознакомление детей с особенностями кружка. Требования к поведению
учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Казачий
класс. Что такое казачество, кто такой казак? Происхождение казачества.
Тема 2. Быт и традиции казаков. 7ч
Станица. Хутор. Курень. Хата.
Традиционная одежда казаков. Шаровары. Рубаха. Косоворотка. Сорочка. Зипун. Платье. Юбка. Кофта. Украшения. Черкеска. Бурка. Башлык. Бешмет. Папаха.
Традиционная система питания. Лепешки. Каша. Курник. Вареники. Рыбные блюда. Борщ. Мясные блюда. Студень (холодец). Сало. Напитки. Квас. Кисель. Узвар (взвар).
Скотоводство. Лошадь в жизни казака. Корова - кормилица. Казачьи промыслы. Рыболовство. Охота.
Практическое занятие: выставка рисунков.
Тема 3. Казачий фольклор. 7ч
Казачьи загадки. Казачьи пословицы. Казачьи сказки: « Папаха», «Курень», «Кныш», «Прутик», «Ванюша и Баба-Яга». Казачье наречие. (колодец – криница; петух – кочет; конь – кинь; курица – курка; цыпленок – цыпля; утка – качка; котенок – котя, кошиня; арбуз – кавун, гарбуз; дом – хата; полотенце – рушник, волк – бирюк; домашние животные – худоба; теленок – худобенок; печь – груба; туфли – чиривики; забор – частокол; кроватка – колыска; забор из веток – плетень;
Казачьи песни «Чёрный Ворон», «Полюшко Поле». Частушки.
Практическое занятие: создание иллюстрированной книжки «Казачьи
загадки», «Казачий словарик».
Тема 4. Поэзия. 2ч
Стихи про казаков. А.Льяс «Казак», Е.Панкратова «Душа казака»,
А.Ченин «Казачкам», А.Ченин «Казакам», Е.Жукова-Желенина «Кубанский
казачонок», Светлана Клинушкина-Кутепова « Казаки».
Практическое занятие: выставка своих иллюстраций, конкурс стихов.
Тема 5. Праздники. 11ч
Традиционные религиозные праздники: Рождество. Пасха. Масленица.
Праздник казачки. Войсковые праздники. День Святого благоверного
Великого князя Александра Невского.
Практическое занятие: смотр строя и песни, литературно-музыкальная
композиция «Наши деды - славные победы».
Тема 6. Казачье декоративно-прикладное искусство. 2ч
Традиционные художественные ремесла и промыслы. Художественная ковка. Изготовление оружия. Вышивка. Гончарное дело. Лозоплетение. Роспись.
Практическое занятие: выставка поделок.
Тема 7. Казачьи игры и забавы.2ч
Народные игры казачества. Игра -соревнование «Накинь подковку»
(набросить колечко на стержень) ,«Казаки –разбойники», «Горелки», « Цепи-
цепи», «Иголка, нитка, узелок».
Практическое занятие: фото-отчёт, коллаж
Тема 8. Заключительное занятие. 1ч
Подведение итогов. Концерт.
Практическое занятие: презентация стенгазеты по теме «Казачество».
Формы занятий:
-
Уроки-путешествия.
-
Уроки-исследования.
-
Встречи с библиотекарем.
-
Экскурсии.
-
Познавательные и ролевые игры
-
Конкурсы и викторины
-
Проекты
-
Соревнования
-
Концерт.
Тематическое планирование 1 класс 33 часа «Казачьи посиделки»
№
|
Тема
|
Кол-во часов
теория
|
Кол-во часов
практические
|
Тема 1. Вводное занятие. Кто такие казаки? 1ч
|
|||
1
|
Вводное занятие. Кто такие казаки?
|
1
|
|
Тема 2. Быт и традиции казаков. 7ч
|
|||
2
|
Казачий курень.
|
1
|
|
3
|
Как одевались казаки и казачки?
|
|
1
|
4
|
Быт казаков.
|
1
|
|
5
|
Основные занятия казаков.
|
1
|
|
6
|
Воспитание казачат.
|
1
|
|
7
|
Казак без коня — что солдат без оружия.
|
|
1
|
8
|
Казачья кухня.
|
1
|
|
Тема 3. Казачий фольклор. 7ч
|
|||
9
|
Разговорный колорит казачьего наречия.
|
|
1
|
10
|
Казачьи загадки.
|
|
1
|
11
|
Пословицы и поговорки.
|
|
1
|
12-13
|
Казачьи сказки.
|
1
|
1
|
14-15
|
Казачьи песни.
|
1
|
1
|
Тема 4. Поэзия. 2ч
|
|||
16-17
|
Казачья слава и печаль. Стихи про казаков.
|
1
|
1
|
Тема 5. Праздники. 11ч
|
|||
18
|
День Святого благоверного Великого князя Александра Невского.
|
1
|
|
19
|
Праздник казачки.
|
1
|
|
20
|
Православный праздник Рождество.
|
|
1
|
21-22
|
День Защитников Отечества. «Воины лихие - казаки удалые». Славные походы казачества.
|
1
|
1
|
23
|
Праздник Масленица.
|
1
|
|
24-25
|
Православный праздник Пасха.
|
1
|
1
|
26-27
|
Участие казаков в Великой Отечественной войне. Праздник День Победы
|
1
|
1
|
28
|
Литературно-музыкальная композиция
«Наши деды - славные победы».
|
|
1
|
Тема 6. Казачье декоративно-прикладное искусство. 2ч
|
|||
29-30
|
Казачье декоративно-прикладное искусство.
|
|
2
|
Тема 7. Казачьи игры и забавы.2ч
|
|||
31-32
|
Казачьи игры и забавы.
|
|
2
|
Тема 8. Заключительное занятие. 1ч
|
|||
33
|
Концерт.
|
|
1
|
Список литературы.
1.Технология составления программ в соответствии с требованиями
ФГОС НОО [Текст] : методические рекомендации / Автор-сост.
Н. Н. Лазаренко. – Кемерово: изд-во МБОУ ДПО «НМЦ», 2012. – 36 с.
2 «Самобытные игры казаков».В. И. Прокопенко, Хабаровск, 1988 г
3. Энциклопедия казачества Губарев Г.В.,СкрыловА.И.,2008г
4.Стихи про казаков http://veravverav.blogspot.com/2016/02/blog-post_4.html
5.Казачий песенный фольклор. https://megaobuchalka.ru/9/19998.html
6. Обычаи, традиции и нравы казаков.
Заключение.
Данная программа всем своим содержанием призвано воспитывать в человеке чувства национального самосознания, собственного достоинства, положительных качеств личности.
Без знаний основ народной русской жизни, жизни казачьего населения Поволжья, фольклора, классического искусства нельзя воспитать патриота и гражданина России. Это делает данную программу актуальной в современных условиях.
Судьба казачества – это трудные, но славные страницы истории России и нашего края. Являясь пограничным оплотом российского государства казачество одновременно создавало самобытную культуру, которая будучи частью российской культуры, проявлялась в образе жизни казаков, одежде, языке, фольклоре.
Богатая культура российского казачества, в том числе казачества волжского, представляет особый интерес и возможность активно изучать и культивировать в практической деятельности традиции исторически сложившейся казачьей системы духовно-нравственного, патриотического и физического воспитания.
Вывод: основная идея этой программы заключается в создании в детском коллективе комфортной атмосферы, пробуждающей интерес к истории казачества, в том числе с применением ИКТ, коллективным творческим делам, проявлению и развитию своих способностей, овладению умениями и навыками самовоспитания.