Внедрение игровых технологий на уроках биологии
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Гимназия №76" г. Набережные Челны РТ
Внедрение игровых технологий на уроках биологии
Ахметова Елена Николаевна
учитель биологии
Игра – регулятор всех жизненных позиций ребенка. Игра хранит и развивает детское в детях, она их школа жизни и практика развития.
С.Л. Рубинштейн
Системно–деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС, формирует готовность к непрерывному образованию, саморазвитию, конструированию, проектированию и творческой деятельности учащихся в системе образования. Творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Активность учебно-познавательной и творческой деятельности учащихся с учетом физиологических, психологических, индивидуальных и возрастных особенностей, можно достичь, используя игровые технологии.
Игровые технологии реализуются через проигрывание определенного сюжета: игры, спектакля, сказки, делового общения и т.д.. Особенность игры как образовательной технологии заключается в том, что в образовательной игре дидактическая цель преобразуется в игровую задачу. Возможность применения предметных знаний в практической деятельности посредством создания соответствующей сюжетной ситуации является преимуществом игровых технологий. Они довольно сложны в реализации и эффективны только при условии грамотной организации.
Технология игрового обучения – это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание воспитания и обучения как компонент педагогической культуры, где изучаются формы и методы оптимизации игровой деятельности современного поколения, средство активизации психических процессов, средство диагностики, коррекции и адаптации к жизни, исследуются социальные эмоции, сопровождающие игровой феномен.
Педагогическая игра в отличие от других видов игр обладает существенным признаком: чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью. Форма игровых занятий на уроках создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые являются средством для побуждения и стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Технологии игрового обучения позволяют проводить нетрадиционные уроки, раскрывать творческие способности учащихся, развивать коммуникативные навыки, вовлекать школьников в учебный процесс и формировать навык совместной деятельности, расширять кругозор детей и практически закреплять полученные знания.
Основной целью игры для повышения эффективности обучения является формирование учебной, познавательной и творческой сферы учащихся.
Задания в игровой форме на уроках биологии возможно использовать при переходе к изучению новой темы с целью создания проблемной ситуации, при закреплении пройденного материала, в процессе обобщения изученного материала, при проверке знаний.
Итак, ознакомимся с играми, которые можно использовать на уроках биологии.
1. «Текст». Для игры нужно иметь составленный заранее текст, который могут составлять как учитель, так и сами учащиеся. Задача учащихся вставить в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения и записать в текст цифры выбранных ответов.
2. «Пятый лишний». Играющим предлагается набор материалов (гербарий растений, коллекции животных, рисунки, открытки и др.), четыре элемента которых принадлежат к одной систематической категории (семейству, отряду и др.), а пятый – случайный. Это предстоит обнаружить играющему, после чего доказать правильность сделанного выбора.
3. «Светофор». Для проведения этой игры потребуются карточки трёх цветов: красные, зелёные и жёлтые. Каждый играющий получает по три карточки. Учитель зачитывает вопросы с тремя вариантами ответов. Из предложенных учителем утверждений играющие должны выбрать только один – правильный. Если верным окажется первый из них, следует поднять красную карточку, если верен второй – жёлтую, если правильно третье утверждение – «зажигается» зелёный свет.
4. «Загадки». Здесь можно использовать самые разные загадки для 6-7 классов по многообразию растений и животных.
5. «Домино Линнея». Эта игра для лучшего запоминания названий видов растений и животных и усвоения «бинарной» номенклатуры. Участники двух команд получают набор карточек двух видов: с родовыми и видовыми названиями растений или животных. Задача – сложить карточки вместе и привести в соответствие название рода и вида.
Виды растений: сосна обыкновенная, ель голубая, лиственница европейская. Виды животных: клоп водомерка, медоносная пчела, белая планария.
6. “Рассказ Небылица” найти ошибки в рассказе. Ребята должны уличить Мюнхгаузена.
Найти ошибки в отрывке: «Растения из отдела моховидных относятся к высшим растениям, так как имеют ткани и органы. У большинства моховидных тело расчленено на стебель, листья и корень. В жизненном цикле растений данного отдела преобладает спарофит. При прорастании споры развивается предросток».
Ответы: 1. Корня нет у моховидных 2. В жизненном цикле преобладает гаметофит 3. При прорастании споры - протонема (зеленая нить).
7. «Верните зверей в слова». Пользуясь подсказками, нужно отгадать сами слова и названия тех зверей, которые из них «убежали».
ГИ _ _ _ _ _ (правила сохранения здоровья)
_ _ _ _ _ _ _ ИУМ (растение семейства лютиковых)
_ _ _ _ ОСТЬ (покорность, смиренность)
ПА _ _ _ _ ДНИК (огороженный садик перед домом)
ДВУСТ _ _ _ _ А (охотничье ружьё)
(Убежавшие звери: гиена, дельфин, крот, лиса, волк)
Таким образом, можно сделать вывод, что разработка игровых технологий для реализации современного образовательного стандарта должна учитывать факторы эффективного взаимодействия педагогов, родителей, учащихся. Игра будит мотивацию ребёнка к достижению желаемого учителем результата, формирует навыки, доводит действия до автоматизма, развивает творческие способности. Дидактическая игра, это вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы. Только изучив феномен игры во всем его многообразии, учитель сможет разрабатывать и применять игровую технологию. Любая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой и направлена на реализацию научных идей, положений.
Список использованной литературы
1. Андржевская И.Н. Творческие задачи по биологии. — Школьные технологии, №1 -2001.
2. Безух К.Е. Оригинальные способы активизации знаний учащихся на уроках биологии.// Первое сентября. Биология. 2005. №18,21,24.
3. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.
6.Васенкова С. Н., Игры в помощь обучению и воспитанию на уроках биологии с использованием информационных технологий [Электронный ресурс] / ИД «Первое сентября»/ фестиваль педагогических идей «Открытый урок» .-Режим доступа: открытый урок.рф/статьи/519748/