Музей этнографии как средство изучения регионального компонента и его применения в проектной, творческой и исследовательской деятельности обучающихся
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества «Приокский»
Музей этнографии «Берегиня»
Музей этнографии как средство изучения регионального компонента и его применения в проектной, творческой и исследовательской деятельности обучающихся
Из опыта работы школьного музея.
Изучение темы «Народный костюм Рязанского края»
Руководитель музея –
педагог-организатор Богомолова Людмила Валентиновна
г. Рязань
На базе МБУДО «Центр детского творчества «Приокский» г. Рязани создан музей этнографии «Берегиня», коллекция которого начала формироваться в 1995 году. В настоящее время экспозиция включает разделы: «Предметы народного быта», «Народные ремесла России», «Ремесла и промыслы Рязанского края», «Традиционная народная игрушка» (текстильная, деревянная, глиняная).
Один из разделов экспозиции – «Народный костюм Рязанской губернии». В нем представлены комплексы Ряжского, Скопинского, Михайловского, а также отдельные элементы одежды других уездов.
В соответствии с возрастными особенностями детей мы рассказываем экскурсантам, из каких элементов складывается народный костюм, традиции ношения, кроя, декорирования.
Не менее важным объектом изучения является смысловое значение цвета, орнамента, расположения элементов украшения костюма, а также социальная подготовка ребенка не только к его ношению, но и самостоятельному изготовлению.
Тема для изучения очень обширная. Поэтому сформировать определенные знания только в рамках экскурсий в музей невозможно. Ликвидировать этот пробел нам помогает реализация дополнительных общеобразовательных программ, включающих региональный компонент: «Традиционная народная кукла-закрутка», «Ремесло – основа жизни», «Бисерная сказка» и др. На занятиях наши обучающиеся получают не только теоретические, но и практические навыки пошива одежды и изучают технологии декорирования.
Не секрет, почему это так важно для нас – ведь мы знаем, что в изготовлении одежды учитывались традиции существующих в данной местности ремесел, правила ношения, возрастные особенности.
Например, рассматривая костюмы Скопинского и Михайловского уездов, мы можем говорить об особенностях вышивки Рязанского края, кружевоплетения на коклюшках и, таким образом, изучать виды народного искусства нашего региона.
При этом обучающиеся включаются в активную практическую творческую работу, а в дальнейшем переходят к проектно-исследовательской деятельности.
Расскажу более подробно об этой форме работы с обучающимися.
Начну с проекта «Музей для детей и руками детей». Почему для детей понятно – вместе с родителями мы собирали старинную утварь, изделия народных ремесел, чтобы учащиеся на занятиях имели возможность более близко познакомиться с предметами. Но, поскольку, в Центре творчества на высоком уровне всегда преподавались рязанская вышивка, кружевоплетение, другие виды народного искусства, дети выполняли изделия с сохранением всех традиционных техник старинных ремесел, активно участвовали в выставках различного уровня, являлись их призерами. Лучшие работы стали достойными образцами и занимают центральное место в разделах экспозиции музея «Вышивка Рязанского края» и «Михайловское кружево». Преподавание этих видов народного творчества продолжается и в настоящее время. Таким образом, дети являются участниками формирования музейной коллекции.
Другой проект, реализация которого доступна нашим младшим обучающимся – «Музей в чемодане. Традиционная народная кукла-закрутка». На занятиях дети не просто делают образцы народной куклы, но и изучают их историю, которая неразрывно связана с социально-бытовой и культурной жизнью народа. Это позволило обучающимся выстроить сюжетную композицию и оформить отдельную тематическую выставку для проведения экскурсий на базе детских садов, школ и др. учреждений. Все образцы объединены темой «Семья и семейное воспитание». Рассказ о куклах, представленных в коллекции, раскрывает взаимоотношения внутри данной социальной системы, а также затрагивает обряды, обычаи, связывающие членов этого небольшого, но главного для каждого человека сообщества.
Не менее интересны и другие работы – «Круглый год», в которой представлены куклы, соответствующие важным событиям каждого месяца, «Масленичная карусель», в которую собраны образцы кукол, выполненных с использованием природных материалов (соломы, мочала, льна, дерева, бересты и т.д.), «Рязанская дюжина» и др.
Но наши ученики подрастают и им уже доступна не только кукла-закрутка. Мы уже научились работать иглой, изучили различные швы и можем делать более сложную работы – шить одежду для кукол. И одевать куклу мы будем в народный костюм Рязанского края. Начальные знания о костюме мы уже имеем. Сделать их более глубокими нам поможет участие в проекте «Куклы в народных костюмах Рязанского края». Обучающиеся детально изучают особенности костюма каждого уезда и максимально приближенно к образцу выполняют свою работу. Лучшие работы хранятся в нашем музее в разделе экспозиции «Народная игрушка из ткани».
Среди экспонатов музея – женский праздничный костюм Скопинского уезда с. Секирино и костюм невесты Михайловского уезда, выполненные нашими учащимися с достоверной точностью. Элементами декора в них является вышивка и кружево, характерные для этой местности. Неотъемлемой частью народной одежды являются поясные и нагрудные украшения. Это гайтаны, ожерелки, разметки.
На занятиях по народному творчеству дети осваивают техники рязанской вышивки и кружевоплетения, бисероплетения, которые использовались в декорировании народного костюма. Детально изучить старинные техники, проявить свое творчество, они могут, участвуя в проекте «Рязанские народные ремесла».
Таким образом, осваивая дополнительные общеобразовательные программы, включающие региональный компонент, обучающиеся центра творчества всех возрастных групп являются участниками проектов, позволяющих более подробно изучать краеведческие материалы и применять эти знания в своем творчестве.