Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.09.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню пожилых людей «Мудрой осени счастливые мгновения…»
18.09.2024 г.
VII Всероссийский конкурс макетов «Макетная мастерская»
18.09.2024 г.
V Всероссийский конкурс гербариев и природоведческих коллекций «Живая планета»
18.09.2024 г.
XX Всероссийский конкурс лэпбуков «От идеи до воплощения»
18.09.2024 г.
XIII Всероссийский конкурс исследовательских работ, рефератов и проектов «Изучаем и исследуем»
18.09.2024 г.
X Всероссийский конкурс-выставка развивающих игр «От идеи до реализации»
18.09.2024 г.
X Всероссийский конкурс образовательных программ, проектов и методических разработок «...

Архетип ночи в рассказе И.С. Тургенева «Собака»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №40»

Вологодской области г.Череповца

 

«Методическая копилка»

Методическая разработка урока:

 

«План-конспект учебного занятия

по литературе

по теме «Архетип ночи в рассказе И.С. Тургенева "Собака"»

 

 

Разработала: Терехина Екатерина Андреевна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ №40» Вологодской области г. Череповца;

 

 

 

г. Череповец, 2023

 

 

 

Конспект урока

Тема: «Архетип ночи в рассказе И.С. Тургенева "Собака"»

Предмет: литература

Класс: 9

Цель: проанализировать произведение И.С. Тургенева «Собака». Познакомиться с понятием «архетип». Определить архетип ночи в рассказе «Собака».

Задачи:

– обучающие: познакомить обучающихся с «Таинственными повестями» И.С. Тургенева, а именно с рассказом «Собака»; обучить навыкам анализа прозаического текста; умение находить и объяснить архетип в тексте.

– развивающие: совершенствовать навыки аналитического чтения; вызвать эмоциональный отклик на прочитанное произведение; развивать умение обобщать полученную информацию, делать вывод.

– воспитательные: воспитывать умение получать эстетическое наслаждение от произведений искусства; воспитыватьинтерес к произведениям классической литературы

Тип урока: урок формирования новых знаний

Формируемые УУД:

регулятивные: определять цели и проблему, ставить задачи урока, осуществлять самопроверку, оценивать степень успешности достижений цели и задач, речевое оформление, формирование умения внутренне организовать себя, сосредоточиться, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, умение самостоятельно выполнять учебные задания

коммуникативные: адекватно понимать информацию письменного и устного сообщения, участвовать в диалоге, излагать свои мысли, аргументировать, умение полно и ясно выражать свои мысли, умение слушать и слышать, умение работать в группе

личностные: осознание значимости получаемой учебной информации, стремление к речевому совершенствованию, понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений (самоопределение и смыслообразование), осознание значимости урока, уметь проводить самооценку речевого совершенствования

познавательные: понимание проблемы, формулировка тезиса и обоснование, построение логической цепи рассуждения, освоение базовых понятий; умение использовать ранее полученную информацию; умение правильно, логично и связно представлять учебную информацию, умение применять ранее приобретенные знания, умения, навыки при выполнении конкретного задания

Предметные результаты:

1) Формирование умения анализировать прозаический текст, описывать в данном тексте архетип ночи;

2) Развитие творческих способностей обучающихся;

3) Умение определять идею авторского замысла в произведении;

Межпредметные связи: связь с русским языком, связь с историей, связь с мифологией.

Необходимое оборудование: учебник, тетрадь, интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1. Организационный

(1 мин)

Здравствуйте! Садитесь, приготовьтесь к уроку литературы. Уберите м/т.

Откройте тетради, запишите дату, классную работу.

Записывают число и тему в тетрадь.

Личностные: самоопределение

2. Актуализация опорных знаний.

Постановка учебной проблемы.

(5 мин)

Ребята, давайте посмотрим на доску и вспомним кого из русских писателей наиболее точно определяют эти слова

(«Спасское-Лутовиново», борьба с крепостным правом, Полина Виардо, Париж).

Посмотрите на портрет писателя, о произведении которого мы будем сегодня говорить (на доске портрет). Назовите его полное имя. (Иван Сергеевич Тургенев)

 Давайте запишем на доске годы его жизни. (1818-1883)

Теперь вспомним произведения И.С. Тургенева, которые вы изучали ранее. («Муму», «Записки охотника», «Первая любовь», «Ася», «Отцы и дети» и др.).

Дома вы читали рассказ «Собака» Тургенева. Я вам предлагаю окунуться в мир тургеневской мистики. Итак, рассказ «Собака» относится к циклу «Таинственных повестей» писателя. Их можно отнести к позднему творчеству писателя, так как они созданы в 1870-1880-е гг., буквально в последнее десятилетие жизни И.С. Тургенева. «Таинственные повести» мало изучены, поэтому сегодня мы с вами общим трудом постараемся внести свой вклад в науку.

 

Записывают в тетрадь основную информацию.

Вступают в диалог с учителем.

Регулятивные: формулировать тему

3. Определение темы урока и целей урока.

(2-3 мин)

Кто может предположить тему урока?

- Каковы цели нашего урока?

- Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с творчеством замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Расширим свои представления о «Таинственных повестях» Тургенева, обогатим себя знанием и пониманием еще одного его произведения. Узнаем о понятии «архетип». Попробуем разгадать «таинственное» в рассказе «Собака».

Запишите тему урока «И.С. Тургенев ‘‘Собака’. Архетип ночи в рассказе».

К какому жанру относится данное произведение? (Рассказ – меньшаяпо объёму форма художественной прозы, нежели повесть или роман.)

Формулируют тему урока вместе с учителем.

 

Регулятивные: формулировать тему и цели урока, иметь способность к целеполаганию.

4. Актуализация знаний по содержанию текста. Проверка д/з.

(5-7 мин)

1. На доске слова: «Если допустить возможность сверхъестественного, возможность его вмешательства в ежедневную, так сказать, жизнь, то какую же роль после этого должен играть здравый рассудок?»

Ребята, узнаете эти строки? Откуда они? (С них начинается и заканчивается рассказ «Собака»).

Какой синоним к слову «таинственное» мы услышали в этой фразе? (сверхъестественное).

 

2.Кто главный герой (рассказчик) в произведении? Зачитаем его описание. (Порфирий Капитоныч)(мужчина среднего роста и средних лет, с брюшком и лысиной, безмолвно до тех пор сидевший за печкой. Взоры всех находившихся в комнате с любопытством и недоуменьем обратились на него — и воцарилось молчанье.Этот мужчина был небогатый калужский помещик, недавно приехавший в Петербург. Он некогда служил в гусарах, проигрался, вышел в отставку и поселился в деревне. Новейшие хозяйственные перемены сократили его доходы, и он отправился в столицу поискать удобного местечка. Он не обладал никакими способностями и не имел никаких связей; но он крепко надеялся на дружбу одного старинного сослуживца, который вдруг ни с того ни с сего выскочил в люди и которому он однажды помог приколотить шулера. Сверх того он рассчитывал на свое счастье — и оно ему не изменило; несколько дней спустя он получил место надзирателя над казенными магазинами, место выгодное, даже почетное и не требовавшее отменных талантов.)

3. Где происходит действие? (встреча – в Петербурге, а таинственное в Козельском уезде (Калужская область), а Белев – это Тульская обл.)

4. Обратите внимание на особенность жанра и композиции. (рассказ в рассказе, кольцевая композиция)

5. Коротко вспомним о содержании.

Очень краткий пересказ (1 человек)

 

Отвечают на вопросы учителя, активно участвуют в беседе.

Записывают в тетрадь основную информацию.

 

Коммуникативные:

высказывать и обосновывать свою точку зрения

5. Постановка проблемного вопроса

(3 мин)

Ребята, в какое время суток появлялась собака? (ночью)

Сколько ночей было в рассказе? (5)

Итак, мы видим, что таинственное в рассказе появляется только ночью. Случайно ли это? Почему? Какую роль играет ночь в рассказе?

Сталкиваются с затруднением, пытаются найти ответы на вопросы.

Коммуникативные:

высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Новый материал

Мозговой штурм.

(5 мин)

Сообщение (2 мин)

Введение понятия «архетип».

Ребята, а если отойти от рассказа и подумать: какие у вас ассоциации возникают при слове «ночь»? (Темнота, страх, мистика, призраки, луна). Учитель записывает все ассоциации на доске.

Оказывается, что не только у вас возникает такой смысл при этом слове. У большинства людей на нашей планете тоже. И это явление называется «архетип». Запишем, что первым ввел понятие «архетип» К. Юнг («Архетипы и коллективное бессознательное»). Термин архетип этимологически восходит к двум греческим корням: arche – «начало» и typos – «образец».  Его значение можно представить как «первообраз», «праформа», «первичный тип».

Архетип - универсальный образ или сюжетный элемент, или их устойчивые сочетания разной природы и разного масштаба. Подсознательное представление человека об универсальных образах. (из словаря под ред. Н. Д. Тамарченко)

Представление об архетипе заложено в нас еще древними предками.

Наша задача в конце урока – описать архетип ночи в рассказе «Собака».

Перед тем как мы начнем погружаться в нашу тему, давайте вдохновимся сообщением об архетипе моря в поэзии.

Выступает 1 человек с заранее подготовленным докладом.

 

Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения, обосновывают её.

Познавательные: извлекать информацию, перерабатывать и преобразовывать информацию, составлять план

Коммуникативные:

высказывать и обосновывать свою точку зрения, выступать перед аудиторией.

7. Анализ текста

(8-10 мин)

Мы узнали об архетипе. С архетипом всегда сопутствуют какие-то атрибуты или символы.

Давайте найдем в тексте описание первой ночи.

-Какие впечатления и чувства остались у вас после того, как вы прочли о первой ночи? (ужас, страх)

- Давайте попробуем найти то, что создает атмосферу ужаса. Зачитаем некоторые фрагменты.

(Сон –каждую ночь герои ложатся спать, и тогда к ним приходит собака;

Темнота, тишина – всегда ночью гасят свечи и наступает кромешная тьма и тишина;

Свечи – символсвета, святости, но их тушат, т.е. пропадает свет, пропадает защита Бога. Всегда нечисть и мистика приходят к людям ночью;

В последней ночи свет излучал месяц, как раз именно в эту ночь таинственная собака была убита. Как вы думаете, есть в этом какая-то взаимосвязь?

-Кто убил собаку-монстра? (Трезор)

-Откуда он появился? (Порфирий Капитоныч взял его в Белеве по совету старика-провидца)

-Архетип собаки по древнейшей мифологии: друг и предатель. (Собака произошла от волка, а волк – это всегда враг человека).

Как мы можем это объяснить?

-Почему в рассказе есть две собаки, одна из них защищает хозяина, а другая пытается убить и мешает ему?

-Собака, которая приходила к Порфирию Капитонычу и собака-монстр, которая на него напала – это одна и та же собака?

-Как вы думаете, а почему старик из Белева сказал: «Это не просто так, это знамение»?

-Давайте вместе подумаем, что значит образ собаки в рассказе? (близость смерти, спасение от смерти, судьба, тайна, предостережение, неверный друг рядом)

 

Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения, обосновывают её.

Познавательные: адекватно понимать основную и дополнительную информацию, извлекать информацию, перерабатывать и преобразовывать информацию (составлять план);

Коммуникативные: оформлять свои мысли с учётом речевой ситуации, высказывать и обосновывать свою точку зрения, выступать перед аудиторией.

8. Подведение итога

(4 мин)

-Давайте вернемся к вопросу: какую роль ночь играет в рассказе?

- Постараемся схематично описать архетип ночи в рассказе «Собака» (ужас, мистика, смерть, зловещая тайна); (ночь в рассказе «Собака» И.С. Тургенева представлена как ужасное, мистическое время суток. Ночь — это возможность сверхъестественному проникнуть в земной мир. Архетип ночи в данном рассказе олицетворяет неизведанное, неподвластное человеку время, в которое совершаются таинственные, страшные случаи. Ночь как бы вступает в конфликт с человеком, потому что она уносит его от дневной обыденности, реальности. Ночью человека охватывает ужас, который он не может контролировать. Ночь неподвластна человеку, она даже создает для человека условия, словно бы для того, чтобы испытать его).

 

Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения, обосновывают её.

Личностные: умение чувствовать красоту выразительность речи, потребность в чтении.

Познавательные: пользоваться разными видами чтения, извлекать информацию в тексте

Познавательные: строить рассуждение.

Регулятивные: в диалоге с учителем определять степень успешности своей работы.

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения.

9. Рефлексия

(2 мин)

Давайте прочитаем последние предложения в рассказе. Как мы видим, это тот же самый вопрос, который задал рассказчик в начале. Как мы ответим на него теперь, после анализа текста?

(«Что значит здравый рассудок в нашей жизни?»)

Поделитесь своими впечатлениями, расскажите, что вам запомнилось. Открылся ли с новой стороны вам Тургенев? Интересно ли вам будет дальше углубиться в тему архетипов, почитать труды К. Юнга?

Вступают в диалог с учителем, делают выводы.

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность; выражают отношение к процессу познания.

10. Домашнее задание

(1 мин)

Написать небольшой отклик на полстраницы на тему «Что для меня значит собака в рассказе?»

или

прочитать рассказ «Стук…стук…стук!» и постараться описать архетип ночи в нем с учетом полученных знаний.

Записывают домашнее задание.