Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

25.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая творчеству А.С. Пушкина (из цикла «...
25.05.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков «По страницам книг Александра Сергеевича Пушкина», посвящённый 225-...
25.05.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов, посвящённый 225-летию А.С. Пушкина «Читайте Пушкина, читайте!»
25.05.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню библиотек «О сколько в этом доме книг!»
22.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина-игра, посвящённая летнему отдыху детей (из цикла «...
21.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Вся Родина моя в окне!»
21.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина по правилам безопасности в летнее время года (из цикла «...

«Стендовый моделизм – как одно из важнейших средств патриотического воспитания детей на современном этапе»

МОУ СОШ с. Хоперское Балашовского района Саратовской области

 

«Стендовый моделизм – как одно из важнейших средств патриотического воспитания детей на современном этапе»

 

Автор: Моисеев Вячеслав Николаевич -

педагог дополнительного образования,

руководитель творческого объединения «Масштаб истории» Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» МОУ СОШ с. Хоперское Балашовского района Саратовской области

 

 

Любая страна нуждается в наличии действенной, эффективной системы патриотического воспитания граждан, адекватной по содержанию и методам сложившейся в обществе политической и социально-экономической ситуации. При этом методы и формы патриотического воспитания видоизменяются по мере происходящих политических, экономических и социальных перемен в стране и мире.

Проведение экономических реформ на современном этапе вряд ли будет успешным, если система образования и развития личности будет лишена столь необходимого ей компонента, как патриотическое воспитание.

Таким образом, суть проблемы состоит в необходимости формирования новой системы патриотического воспитания российских граждан, привития им таких ценностей, как любовь к своей Родине, к соотечественникам, озабоченность судьбой своей страны.

Одной из причин депатриотизации россиян является затянувшийся процесс создания новой системы патриотического воспитания, соответствующей реалиям сегодняшнего дня.

Деятельность органов власти, местного самоуправления и общественных объединений, участвующих в патриотическом воспитании, не обеспечивающаяся обновлением форм и методов работы с различными категориями населения, характеризуется неопределенностью, бессистемностью, неумением сосредоточиться на решении наиболее важных насущных задач.

Во многих образовательных учреждениях и организациях не уделяется внимание воспитанию детей и молодежи  на примерах отечественной истории, героических традиций Российской армии, культурных ценностей нашего народа.

В этой связи необходимость решения всего комплекса проблем, назревших в сфере патриотического воспитания, стало очевидной.

ПАТРИОТИЗМ – это синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему долгу, стремлении и умении беречь и преумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры.

Развивающийся эффект всех форм патриотического воспитания состоит в том, что формирование знаний у ребят о защите Отечества должно сопровождаться формированием их нравственного социально-волевого отношения к Родине, деятельности по ее защите, особенно организованного в виде увлечения. Задача педагога в этих условиях заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость детей, познакомить их с героической историей Советских и Российских вооруженных сил, развить чувство восхищения воинами армии и ветеранами, желание в будущем стать такими.

На мой взгляд, благоприятной почвой для вышеперечисленного, являются занятия в творческом объединении стендового моделизма.

Стендовый моделизм – это доступный, дающий возможность для бесконечного совершенствования вид моделизма. Это форма изучения истории, которая позволяет детям наглядно представить технику вчерашнего и сегодняшнего дня. В процессе изучения истории у детей формируются чувства исторической правды, научного понимания закономерностей общественного развития нового политического мышления, осознания причин происхождения войн, их цели, классификации. При этом формируются убеждения необходимости защиты Отчизны.

В МОУ СОШ с.Хоперское Балашовского района Саратовской области работает творческое объединение стендового моделизма «Масштаб истории», которое с  интересом посещают ребята с первого по девятый класс.  Воспитанники кружка проявляют общий интерес к военной технике, различным видам вооружения, к военной форме одежды, к атрибутике, опознавательным знакам. Уже отсюда и закладывается патриотическое воспитание.

Сама специфика занятия стендовым моделизмом включает в себя конечный результат: изготовление модели ее историческое соответствие существовавшему или существующему оригиналу. Это предполагает наиболее точное соответствие чертежам, снимкам, выбору одного из вариантов окраски, расположению опознавательных знаков. Работая с литературой, моделист узнает о боевом применении интересующей его машины: где, кто и когда воевал на ней, включая боевые эпизоды.

Например, во время войны советский летчик Борис Ковзан на одном и том же самолете Як-1 трижды совершал воздушный таран. Самолет ремонтировали,  и он снова участвовал в боях.  Прочитав или услышав о подобном, не могут дети оставаться равнодушными к такой информации. Их сердца наполняются гордостью за наших героев соотечественников. Они непременно захотят в своей коллекции иметь такой легендарный живучий самолет.

Большое воспитательное действие на подростков оказывают армейские и трудовые традиции, заключающиеся в их убедительном примере, который побуждает новое поколение идти по стопам старших.

Очень важно решить вопрос о профессиональной ориентации старшеклассников, убедить их в том, что фактически у каждого человека есть, во-первых, мирная профессия – производственная, а во-вторых, и военная – защищать свою Родину.

Главной чертой подросткового возраста становится определение жизненных перспектив.

Вполне возможно, что немаловажную роль в этом процессе сыграет и наше творческое объединение, программой которого предусмотрены различные экскурсии, выставки, лекции с демонстрацией экспонатов и сопровождением фото и киноматериалов на современном оборудовании.

Процесс ежегодного обучения в творческом объединении интересен дифференцированностью методов. У каждого воспитанника своя модель: начиная от самых первых и до самых современных и фантастических. Мальчишкам в кружке никогда не скучно. Они обсуждают, изучают сравнивают, намечают цель от простого к сложному. К их услугам огромный выбор литературы - книги, журналы, чертежи, открытки, альбомы и каталоги. Все это доступно каждому.

Очевидно, что работа по патриотическому воспитанию, проводится результативно, что подтверждается деятельностью творческого объединения. Ежегодно воспитанники принимают участие в конкурсах различного уровня, в том числе и международных, где занимают призовые места. По итогам 2022 года дипломантами победителей в районных конкурсах награждены 14 воспитанников и 18 в региональных конкурсах. С детьми ведется практическая работа, имеющая немаловажный вклад в возрождение глубокого чувства патриотизма, гражданственности, толерантности, которая тем самым способствует развитию у молодежи исторического самосознания, упрочнению культурного наследия и национальных ценностей.