Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

02.07.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Дню семьи, любви и верности «Моя счастливая семья!»
01.07.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню семьи, любви и верности «Семья - источник радости и счастья!»
30.06.2024 г.
Всероссийская литературная викторина, посвящённая жизни и творчеству А.С. Грибоедова «Писатель,...
29.06.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция «Читаем книги о войне»
28.06.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая безопасности дорожного движения «Правила движения и...
27.06.2024 г.
Всероссийская интеллектуально-литературная викторина для обучающихся начальных классов «Лесной...
26.06.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по истории Бородинского сражения «Был бой суровый Бородинский…»

Конспект занятия по приобщению детей к чувашской национальной культуре «По земле Улыпа»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №22 «Журавленок»

 

Авторский коллектив:

Зимина Венера Вячеславовна, воспитатель, 1 квалификационная категория

Толстова Любовь Фёдоровна, воспитатель, 1 квалификационная категория

 

 

Тема занятия: «По земле Улыпа»

Возрастная группа детей:старшая группа (дети 5-6 лет)

Цель: Приобщение детей к чувашской национальной культуре.

Задачи:

Образовательные:

Формировать представления о культуре чувашского народа. Дать представление о любви чувашей к работе на земле. Учить создавать образ-символ чувашского узора, изображающего солнце.

Развивающие:

Развивать способность к восприятию окружающего и изобразительного искусства; внимание, воображение.; общение ребенка со взрослыми и сверстниками.Обогащать активный словарь детей.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к историческому прошлому чувашского народа, любовь к своему народу, к труду чувашей.

Виды деятельности и формы работы:

- восприятие произведений декоративно-прикладного искусства;

- восприятие музыкальных произведений;

- восприятие художественной литературы;

- познавательная: рассматривание;

- игровая: упражнения, игровые ситуации, дидактические игры;

- двигательная: хороводная игра;

- коммуникативная: беседа, объяснение, пояснение.

Форма проведения: путешествие.

Материал:

- демонстрационный: иллюстрация чувашского богатыря Улыпа, конверт с письмом, репродукция картины Анатолия Данилова «Пейзаж»,иллюстрации лошади cсохой трактора с плугом, «Хоровод», вышитые и тканые изделия с чувашской вышивкой, карточка с рисунками узора и его смыслового значения.

- раздаточный: модель создания образа-символа чувашского узора,листы бумаги квадратной формы – платочки, акварельные краски,кисти, подставка для кисти, баночки с водой, салфетки.

Оборудование: мольберт, указка, магниты, фонарик, музыкальный проигрыватель, USB-носитель

Длительность: 25 минут.

Методы и приемы:Организационный момент, игровая ситуация «Письмо от Улыпа-богатыря», рассматривание репродукции картины «Пейзаж», погружение в картину «По земле Улыпа», рассматривание иллюстраций «В поле», хороводная игра «Атьăрвăййатухар-и», игровая ситуация «Вышивальщицы», игровое упражнение «Найди такой же узор», рисование «А у солнышка лучи ясные», рефлексия.

 

Ход занятия

  1. Организационный момент

Воспитатель: Солнце ярко засветило,

Нашу группу осветило.

Просит всех в кружок вставать,

Вместе весело играть.

(Дети выполняют здание по словесной инструкции педагога)

 

  1. Игровая ситуация «Письмо от Улыпа-богатыря»

 (воспитатель обращает внимание детей на конверт с письмом Приложение1)

Воспитатель: Ребята, сегодня нам принесли письмо. Давайте его прочитаем.

«С добрым приветом из солнечной Чувашии пишет вам Улыппатыр. В нашей республике много мастеров, которые занимаются любимым делом. Я хочувам рассказать об их ремеслах и приглашаю в путешествие по моей земле. Проводить вас сам не смогу. Но оставлю подсказку в письме».

Богатырь Улып.

Воспитатель: Ребята, вам нравится приглашение Улыпа-патыра?

Ответы детей.

Воспитатель: Примем его приглашение?

Ответы детей.

Воспитатель:Где же подсказка?

(Дети достают из конверта подсказку – репродукцию картиныАнатолия Данилова «Пейзаж»Приложение 2)

Воспитатель:Это картина и есть подсказка.

 

  1. Рассматривание репродукции картины «Пейзаж»

Воспитатель: Что изображено на картине?

Ответы детей

Воспитатель: Какие изобразительные средства использовал художник?

Ответы детей

Воспитатель: Какое настроение вызывает картина?

Ответы детей

Воспитатель: Художник в своей работе показывает красоту чувашской земли. Он хочет, чтобы все знали о том, какие в республике живописные места.

Воспитатель: Чувашия, как птица в облаках!

Она парит, с высот, вокруг взирая,

Любовь и мудрость - сердцем набирая,

Чтобы нести по жизни, как река.

Её национальный колорит –

И запах вёсен! И лугов засилье!

 

  1. Погружение в картину «По земле Улыпа»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня в руках волшебный фонарик. При помощи его лучика мы будем рассматривать картину и узнаем о занятии чувашского народа.

(Воспитатель направляет луч фонарика на фрагмент изображения поля)

Воспитатель: Направим лучик на изображение поля. Скажите, что вы видите?

Ответы детей

Воспитатель:Издавна чуваши работали на земле начиная с ранней весны до поздней осени от зари до зари: подготовка к посевной, посевная, жатва, сенокос, уборка урожая, посев озимых.

 

  1. Рассматривание иллюстраций «В поле»

(Педагог обращает внимание детей на мольберт с иллюстрациями Приложение 3)

Воспитатель: Посмотрите на иллюстрации. На них изображена работа в поле в старину и в настоящее время. В давние времена во время посевной использовали деревянную соху. В наши дни орудие труда изменилось на железный плуг.

Воспитатель:Как вы думаете, деревянной сохой или железным плугом легче и быстрее выполнить работу? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель:Современная техника намного облегчает труд людей. Но без старания и трудолюбия успеха в деле не будет. Чувашский народ очень трудолюбивый, поэтому земледелие хорошо развито в нашей республике. После окончания полевых работ чуваши устраивали праздник «Акатуй», на котором играли, пели, плясали.(Приложение 5)

 

  1. Хороводная игра «Атьăрвăййатухар-и»

(воспитатель предлагает детям образовать круг Приложение 6)

Воспитатель:Ну-ка дети становитесь,

Дружно за руки беритесь.

Воспитатель: Водящего выберем считалкой:

Пӗрре, иккӗ, виҫҫӗ, тăваттă –

Эпшутлатăп, эсӗ тух.

Водящим будет Саша.

Воспитатель: Саша, встань в середине круга. Мы будем водить хоровод, когда остановимся, ты скажи: «Вăййăкарти,салан!»

(игроки разбегаются, водящий их ловит)

Воспитатель:Маттур, ачасем!

 

  1. Игровая ситуация«Вышивальщицы»

Воспитатель: Ребята, подойдите ещё раз к репродукции картины. Я направлю лучик волшебного фонарика на изображение села. Посмотрите, здесь мастерицы-вышивльщицы. Как вы думаете, чем они занимаются?

Ответы детей

Воспитатель: Они передают красоту природы через вышивку с помощью чувашского орнамента. Мастерицы предлагают посмотреть выставку «Узоры родной Земли».

(дети рассматривают изделия, представленные на выставке)

Воспитатель: Какое настроение возникает, когда смотрите на эти красивые вещи?

Ответы детей.

Воспитатель: Какой из узоров нравится больше всего?

Ответы детей

Воспитатель:Больше всего в узорах встречается изображение солнца.Давайте поиграем в игру.

 

  1. Игровое упражнение «Найди такой же узор»

Воспитатель: Чем похожи чувашский узор и рисунок солнца? Чем отличаются?

Ответы детей.

Воспитатель: Узор состоит из четырех треугольников, у которых две стороны равны. Найдите такой же узор.

(дети находят узоры)

 

  1. Рисование «А у солнышка лучи ясные»

Воспитатель: Я предлагаю вам нарисовать узоры, изображающие солнце.

(показ и объяснение последовательности рисования узора)Приложение 7

Воспитатель: Проведите кистью прямую линию сверху вниз. Потом ее середину отметьте точкой и проведите через нее линию слева направо. Обе линии должны быть равными по длине: после этого от концов первой линии провести короткие линии в одну сторону и в другую. Эти короткие линии по длине должны быть равны противоположным линиям. Затем концы коротких линий соединить. Провести с обоих концов другой длинной линии две короткие и тоже их соединить.

(Педагог включает запись мелодии «Сарпике». Дети рисуют узор солнца)

Воспитатель:Молодцы. У вас получились красивые узоры солнца. Эти платочки с рисунком оставим на память богатырю Улыпу. Он будет смотреть на них и вспоминать нас.

 

  1.  

Воспитатель:Ребята, где мы сегодняс вами побывали?

Ответы детей

Воспитатель:Что больше всего понравилось?

Ответы детей

Воспитатель:Какие цвета использовали при рисовании? Какое у вас было настроение?

Ответы детей

Воспитатель:Ребята, у нас получилось необычное путешествие. Мы сегодня много нового узнали о занятии чувашского народа: полевых работах, праздниках и играх, об искусстве вышивании

 

Список использованной литературы.

  1. Васильева Л.Г. Загадки народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов-символов чувашских узоров в рисовании и аппликации. Учебно-методическое пособие / Л.Г. Васильева.-Чебоксары: «Новое время», 2005. -88 с., цв. илл.
  2. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / М.А.Васильева, Н.Е.Веракса, Т.С. Комарова. – М.: Мозаика – Синтез, 2015. – 368 с.
  3. Драгунова О.В. Программа воспитания ребенка-дошкольника / О.В. Драгунова. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1995. – 231 с.
  4. Лебедева И. Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине. — СПб.: ЦкД проф. Л. Б. Баряевой, 2009. — 175 с.
  5. Махалова И.В., Николаева Е.И. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа: Учебно-методическое пособие / И.В.Махалова, Е.И. Николаева.-Чебоксары, 2003.
  6. Паттăрюмахĕсем = Богатырские сказки. Кн.2 / под ред. Г.А. Николаева.- Чебоксары: Чуваш. кн.изд-во, 2020.- 424 с.
  7. Развитие связной речи дошкольников через погружение в художественные картины / Е. Э. Постных, Н. Н. Важенина, М. Л. Дмитриенко [и др.]. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2021 г.). — Казань: Молодой ученый, 2021. — С. 7-10. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/399/16640/ (дата обращения: 13.10.2022).

Соловей Л.Б. Программа по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента.- Чебоксары: Чуваш. кн.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ