О реализации проекта «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся посредством актуализации межпредметных связей в образовательном процессе»
КОГОАУ «Гимназия №1» г.Кирово-Чепецка Кировской области
О реализации проекта «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся посредством актуализации межпредметных связей в образовательном процессе»
Королёва Мария Юрьевна
заместитель директора по учебно-воспитательной работе,
учител английского языка
С января 2022 года в КОГОАУ «Гимназия №1» г.Кирово-Чепецка Кировской области ведется работа над проектом по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся посредством актуализации межпредметных связей в образовательном процессе.
Цель проекта: создать условия для формирования и оценки функциональной грамотности (далее ФГ) обучающихся посредством актуализации межпредметных связей в образовательном процессе.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты процесса формирования функциональной грамотности.
2. Выявить возможности активизации межпредметных связей как условие формирования функциональной грамотности обучающихся.
3. Выявить трудности и проблемы, которые могут возникнуть, для принятия своевременных мер по обеспечению успешного выполнения задачи повышения качества образования.
4. Повысить квалификацию педагогических кадров через ознакомление учителей с подходами к формированию и оценке ФГ и с банком открытых заданий для обучающихся.
5. Разработать план проведения мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся.
6. Провести диагностику сформированности функциональной грамотности обучающихся по разным направлениям.
7. Совершенствовать содержание учебно-методического комплекса и формы преподавания для развития функциональной грамотности обучающихся.
8. Создать банк заданий и межпредметных технологий для формирования функциональной грамотности обучающихся.
9. Транслировать полученный опыт с целью ознакомления педагогических работников других образовательных организаций с подходами к формированию и оценке ФГ, а также развития функциональной грамотности обучающихся.
Основные потребители результатов проекта - образовательные организации, учителя, методисты, административные работники.
В отношении обучающихся ожидаемый эффект, главным образом, характеризуется повышением учебно-познавательной мотивации, ростом интереса к изучению учебных дисциплин.
Планируемые инновационные продукты:
1. План проведения мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся.
2. Модель формирования функциональной грамотности.
3. Банк заданий и межпредметных технологий для формирования функциональной грамотности обучающихся.
4. Сборник методических материалов по формированию функциональной грамотности.
Предлагаемый проект разработан в соответствии с задачами, стоящими перед системой образования не только Кировской области, но и Российской Федерации в целом. Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. В связи с этим, приоритетной целью образования становится формирование функциональной грамотности в системе общего образования.
Этот проект значим, так как существует проблема, которую необходимо решить: на данный момент педагоги испытывают профессиональные затруднения при организации работы по формированию функциональной грамотности. Во-первых, нет никаких чётких указаний, как педагогам обеспечить реализацию этой цели. Во-вторых, ни содержание учебников, ни их методический аппарат в том виде, в каком он есть, не работают на решение задач формирования ФГ.
Таким образом, налицо противоречие между необходимостью работать над формированием ФГ и недостаточностью у педагогов необходимых компетенций, а также недостаточностью учебных и методических материалов.
Следовательно, возникает необходимость в создании условий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся посредством актуализации межпредметных связей в образовательном процессе.
Кроме того, ФГ вошла в обновленные ФГОС. Это значит, что ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни. В идеале они перестанут постоянно спрашивать: «А зачем мне учить ваши синусы и косинусы?».
Были запланировали и частично реализованы определенные «шаги», чтобы добиться поставленной цели:
1. Сформирована творческая группа с целью организационной и методической поддержки учителей гимназии по вопросам формирования и оценки функциональных грамотностей обучающихся (читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление). Утвержден состав творческой группы. Проводятся заседания творческой группы учителей с целью обмена опытом реализации содержания и форм активизации межпредметных связей для формирования функциональной грамотности. Систематически осуществляется организационное и методическое сопровождение творческой группы по вопросам функциональной грамотности.
2. Утвержден школьный план мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся.
3. Организована регистрация педагогического коллектива и обучающихся на федеральной платформе https://fg.resh.edu.ru/.
4. Проведена неконференция «Национальный проект «Образование». Функциональная грамотность», где педагогический коллектив был погружён в вопросы по функциональной грамотности. Учителя сами дали определение функциональной грамотности и изобразили функционально грамотную личность: самостоятельную, ответственную, инициативную, способную принимать нестандартные решения в разных жизненных ситуациях, готовую к получению новых знаний в течение всей жизни, уверенно выбирающую свой профессиональный путь, легко адаптирующуюся в любом социуме. Получилась личность, владеющая всеми составляющими функциональной грамотности. Коллеги также с интересом решали одну из задач по развитию креативного мышления «Парта будущего».
5. Обеспечивается участие учителей гимназии в курсах повышения квалификации по формированию и оценке функциональной грамотности.
6. Обеспечивается участие учителей гимназии в региональной и федеральной оценках компетенций с целью проведения мониторинга уровня профессиональной компетентности учителей в части выполнения и оценки заданий по формированию функциональной грамотности.
7. Проведена входная диагностика на выявление уровня сформированности разных видов компетенций в рамках функциональной грамотности у обучающихся гимназии, проанализированы результаты, сделаны выводы.
8. Организовано участие обучающихся гимназии в конкурсах, олимпиадах, диктантах по развитию функциональной грамотности разных возрастных группах под руководством учителей. В рамках сотрудничества с нашими социальными партнерами, представители Вятского государственного университета, а также Школы безопасности ВятГУ провели для гимназистов с 3-11 класс тренинги и игры на темы «Деньги, функции денег», «Мошенничество и финансово-грамотный человек», «Своя игра» для младших и старших классов, «Морской бой» для старших классов.
9. Организовано участие обучающихся в областном турнире «Дебаты» по финансовой грамотности.
10. Организуются и проводятся тематические онлайн диктанты как средство повышения функциональной грамотности.
11. Организована работа студий по разным видам компетенций в рамках функциональной грамотности.
12. Обеспечивается функционирование информациионного сопровождения по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на сайте гимназии.
13. Во время реализации проекта (2022-2024гг.) планируется организация и проведение научно-практической конференции по функциональной грамотности в рамках открытой методической недели науки в гимназии. В течение года запланировано проведение мастер-классов, семинаров, вебинаров, круглых столов, онлайн игр для педагогических работников и обучающихся других образовательных организаций, участие в научно-практических конференциях различного уровня. Инновационный опыт педагогов школы обобщается и представляется на заседаниях методических объединений.
14. Начинает формироваться банк межпредметных заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся.
При реализации проекта можно столкнуться со следующими рисками:
- нехватка учебно-методических материалов для формирования некоторых направлений функциональной грамотности у обучающихся в рамках конкретного учебного предмета;
- наличие методических дефицитов и недостаточная компетентность педагогов по вопросам формирования и оценки разных направлений функциональной грамотности у обучающихся;
- интеллектуальная конкуренция с аналогичными образовательными организациями по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности;
- отсутствие мотивации педагогов, сопротивление новому.
Несмотря на возможные риски, проект может иметь дальнейшее развитие. Материалы и практики, полученные в результате реализации заявленного проекта, могут быть использованы образовательными организациями региона и Федерации для развития и совершенствования образовательной среды, направленной на новые результаты, связанные с «навыками 21 века», функциональной грамотностью обучающихся и развитием позитивных стратегий поведения в различных ситуациях.