Общеразвивающая образовательная программа вязания на спицах "На досуге"
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
"Дом детского творчества" Никольского района
Общеразвивающая образовательная программа вязания на спицах
"На досуге"
Материал подготовила:
Кознова Анна Владимировна,
педагог дополнительного образования,
первой категории.
Место жительства: г.Никольск,
Пензенской области
г.Никольск 2021
Пояснительная записка
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", (далее - Закон об образовании), дополнительное образование - это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. Согласно пункту 4 статьи 75 Закона об образовании, содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.
В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р (далее - Концепция) на современном этапе содержание дополнительных образовательных программ ориентировано на:
создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;
удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;
формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;
обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 года N 1008 утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (далее - Порядок), регулирующий организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе особенности организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.
Согласно Порядку, организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры) (далее - объединения), а также индивидуально.
СанПин 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей", утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 4 июля 2014 года N 41 установлены требования к организации образовательного процесса.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «На досуге» имеет социально-гуманитарную направленность, модифицированная, по уровню освоения – стартовая.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно –правовыми документами:
-Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ,
- Концепцией развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р;
- методическими рекомендациями по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, направленные Минобрнауки России письмом от 1 апреля 2015 года № АП-512/02;
- методическими рекомендациями, направленными Минобрнауки России письмом от 28 апреля 2017 года № ВК-1232/09 «О направлении методических рекомендаций»;
- приказом Министерства просвещения РФ от 3.09.2019 №467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования»; региональным проектом «Успех каждого ребенка»;
- Устава, нормативных документов и локальных актов организации дополнительного образования.
Вязание на спицах – один из наиболее старых и популярных видов рукоделия. Истоки этого ремесла теряются в глубине веков, но интерес к ручному вязанию не только не ослабевает, а продолжает расти с каждым годом. Интересно, что в древности вязали в основном мужчины, а женщины выполняли лишь подсобные работы. Лишь в конце 18 века вязание перешло в женские руки. Они сумели довести ручное вязание до совершенства и сумели придать ему изысканность и тонкость, подняв до уровня прикладного искусства.
Вязание на спицах не требует больших затрат. Из клубка ниток можно связать много красивых вещей: шарфы, носки, джемпера, блузы, декоративные украшения, салфетки, скатерти, игрушки для детей и многое другое. Изделие, сделанное своими руками, несет в себе индивидуальный стиль автора, выполняя его, применяют понравившийся узор, нитки, пряжу, отделку – все это делает программу «На досуге» актуальной и востребованной детьми.
Актуальность программы для общества обусловлена особенностью современной ситуации, когда очень остро стоит вопрос занятости детей, умения организовать свой досуг.
Актуальность программы для учащихся - это возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир вязания спицами, превратить его в предметы быта. Объединение становится для детей творческим домом, пространством созидательного труда, где развиваются их способности, пробуждается фантазия, приобретается мастерство.
Дети многое могут сделать своими руками, они постоянно пробуют себя в различных областях творчества. Потребность заниматься творчеством у учащихся вызвана не необходимостью, а желанием противопоставить свои изделия, сохраняющие тепло рук, выполненные с терпением, выдумкой и фантазией – стандартно массовой продукции.
Данная программа составлена на основе образовательной программы «Вязание крючком и спицами» Фалалеевой А.Б.
Новизна данной программы заключается в том, что в программу включены современные узоры и индивидуальные модели вязания, комбинирование различных техник. В процессе обучения у ребенка формируется понятие о создании своего мастер класса.
Педагогическая целесообразность данной программы определяется учетом возрастных особенностей учащихся и содержанием программного материала. Изучение материала направлено, не только на освоение знаний, умений и навыков по технологии изготовления разнообразных изделий в техниках вязания спицами, но и способствует: развитию личности детей, формированию их познавательных и созидательных способностей; формированию национальной культуры; развитию дизайнерского мышления и творческих способностей каждого учащегося.
Обучение по программе развивает способность к труду, творческой деятельности, умение связать оригинальную вещь своими руками. Необычность изделий пробуждает у учащихся интерес к вязанию.
Цель программы: формирование прочных знаний и умений в области искусства вязания на спицах посредством обучения различным техникам работы с пряжей.
В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Образовательные:
- Познакомить с историей, развитием техники вязания спицами, современными тенденциями в моде вязаных вещей;
- Обучить правильному положению рук при вязании, пользоваться инструментами;
- Научить чётко выполнять основные приемы вязания;
- Научить вязать различные узоры, используя схемы для вязания;
- Обучить особенностям вязания различных моделей;
- Обучить основным условным обозначениям;
- Научить выполнять сборку и оформление готового изделия.
2. Воспитательные:
- Привить интерес к данному виду творчества;
- Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;
- Воспитать творческого отношения к труду, эстетического восприятия мира, художественного вкуса;
- Привить основы культуры труда.
3. Развивающие:
- Развивать творческие способности;
- Развивать произвольность психических процессов;
- Развивать образное мышление;
- Развивать воображение и фантазию;
- Развивать моторные навыки.
Программа «На досуге» имеет социально-гуманитарнуюнаправленность и рассчитана на три года обучения для детей среднего школьного возраста 10- 15 лет. Количество обучающихся по программе от 8 до 14 в гуппе.
В процессе реализации программы соблюдаются следующие педагогические принципы:
- принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения;
- принцип единства группового и индивидуального обучения;
- принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых;
- принцип сознательности и творческой активности обучаемых;
- принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности;
- принцип наглядности;
- принцип коллективности.
Программа первого года обучения предусматривает расширенную информированность в области декоративно-прикладного творчества. Так же предполагает вывязывание узоров по заданной схеме, вязание мягкой игрушки, аксессуаров, знакомство с орнаментом.
Второй год обучения рассчитан на практическое применение полученных знаний и навыков, а также вязание по кругу: головные уборы, варежки и носки, на знакомство с крючком и оформление готовых изделий крючком.
Третий год обучения предусматривает углубленное изучение технологии вязания одежды, салфеток и одежды для малыша, а также отделку готовых изделий крючком.
Программа «На досуге» основана на дифференциальном подходе к учащимся, создании ситуации успеха. Создание благоприятной психоэмоциональной среды способствует воспитанию нравственных волевых качеств личности ребенка.
На занятиях большое внимание уделяется здоровьесбережению: правильная посадка, физкультминутки, проветривание помещения, упражнения для рук, глаз, ног.
Контроль осуществляется методом практических заданий, что позволяет учащимся, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда.
Формы контроля знаний:
В процессе обучения применяются следующие виды контроля:
Промежуточная аттестация: проводится в конце первого полугодия, имеет форму теста или творческого задания ( см. приложение 1).
Контрольный опрос: проводится по завершению учебного года, имеет форму теста.
Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:
- самостоятельные работы;
- осмысленность действий;
- творческий подход .
О сформированности практических умений и навыков свидетельствует правильное и аккуратное выполнение всех элементов вязания, творческий подход к изготовлению изделий. Учитываются умения владеть различными инструментами, выполнения различных вязок и орнаментов, умения читать рапорт рисунка, пользоваться схемами узоров.
Текущие работы представляются на выставках. Выставка - форма итогового контроля, осуществляемая с целью определения уровня мастерства, культуры, техники использования творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей учащихся.
Данная программа предусматривает проведение итоговой аттестации учащихся. Учащимся, успешно освоившим дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу и прошедшим итоговую аттестацию выдается Свидетельство о дополнительном образовании.
Согласно Положению об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в МБУ ДО «Дом детского творчества» Никольского района Пензенской области занятия по данной программе могут проводиться в очно-заочной форме.
Ожидаемые результаты
Стартовый уровень:
1-й год обучения – учащиеся должны знать:
- краткое содержание истории вязания;
- виды и свойства пряжи, правила работы с ними;
- номера спиц;
- технику безопасности при работе с колющимися предметами;
должны уметь:
- набирать петли разными способами;
- вязать образцы резинок 1*1 и 2*2;
- закрывать петли последнего ряда;
- вязать мягкую игрушку .
2-й год обучения – учащиеся должны знать:
- технологию вязания головных уборов, носочек, митенок или гетр;
- правила расчета петель по размеру;
- технологию вязания крючком.
учащиеся должны уметь:
- правильно рассчитывать петли для изделия;
- вязать регланные линии, воротники, карманы;
- красиво оформлять готовое изделие крючком.
3-й год обучения – учащиеся должны знать:
- технологию вязания ажуров;
- технологию вязания туники, топов;
- особенности вязания салфеток;
- особенности оформления крючком готовых изделий.
учащиеся должны уметь:
- вязать и оформлять топы и туники самостоятельно;
- вязать и оформлять салфетки;
- вязать одежду для малыша;
- самостоятельно оформлять готовые изделия крючком.
Занятия по данной программе предполагают развитие личностных качеств учащихся:
- формирование устойчивого практического интереса учащихся к декоративно-прикладному искусству – вязание на спицах;
- формирование навыков поведения в коллективе;
- развитие моторики рук;
- развитие умения организовать свое рабочее место;
- воспитание чувство меры, эстетического вкуса, личностных качеств необходимых для занятия рукоделием;
- воспитание аккуратности, терпения, силы воли и ответственности за свои поступки;
- развитие творческих способностей и фантазии;
- развитие познавательной активности;
- формирование трудолюбия и способности выдерживать определенные нагрузки;
- воспитание усидчивости, чувства взаимопомощи, уважения к старшему поколению, любви к родному краю;
- формирование дружеских отношений не только внутри коллектива, но и за его пределами (вечера отдыха, экскурсии и др.).
Уровни освоения программы учащимися:
высокий уровень: учащиеся владеют учебным материалом в полном объеме, самостоятельно выполняют практическую работу, работают со специальной литературой. Принимают активное участие в конкурсах, выставках, фестивалях муниципального, регионального и всероссийского уровня.
Средний уровень: учащиеся владеют учебным материалом не в полном объеме, выполняют практическую работу под наблюдением педагога. Принимают участие в мероприятиях муниципального уровня и мероприятиях проводимых в рамках образовательного учреждения.
Низкий уровень: учащиеся плохо владеют учебным материалом, выполняют практическую работу непосредственно под руководством педагога. Требуется помощь педагога при выборе изделий. Принимают пассивное участие в мероприятиях, выставках, проводимых в рамках образовательного учреждения.