«Использование дидактических игр по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями»
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №17 «Одуванчик»
Г.о. Балашиха Московской области
Использование дидактических игр
по формированию фонематических процессов
у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Шмонова Анфиса Александровна
учитель-логопед
Игра – ведущий в дошкольном возрасте вид деятельности. С помощью игровых средств создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению.
Сформированное фонематическое восприятие является залогом чёткого произношения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, основой овладения грамматическим строем языка, успешного овладения навыками письма и чтения и является основой всей сложной речевой системы.
Игра «Отстукивание слогов»
Цель: обучение слоговому анализу слов.
Оборудование: барабан, бубен.
Описание игры: Дети садятся в ряд. Логопед объясняет, что каждому ребенку будет дано слово, которое должен отстучать или отхлопать. Произносит отчетливо громко слово, например, колесо. Вызванный ребенок должен отстучать столько раз, сколько слогов в данном слове. Ведущий дает детям разные по количеству слогов слова. Победителями будут те, кто не допустил ни одной ошибки.
Игра «Угадай слово»
Цель: составление слов с определенным количеством слогов
Описание игры: дети сидят за столом. Педагог говорит: «Сейчас мы с вами будем угадывать слова. Я вам не назову их, а только передам по телеграфу – отстучу, а вы должны подумать и сказать, какие это могут быть слова». Если же дети затрудняются назвать слово, педагог снова отстукивает слово и произносит его первый слог. Игра повторяется, но теперь педагог называет одного ребенка. Вызванный должен угадать слово, которое ему отстучат, назвать его и отстучать. Когда дети усвоят игру, ведущим можно выбрать кого-нибудь из детей.
Игра «Пирамида»
Цель: упражнять детей в определении количества слогов в словах.
Оборудование: изображение пирамиды из квадратов в три ряда: внизу 3 квадрата для трёхсложных слов, выше- 2 квадрата для двухсложных слов и наверху – один квадрат для односложных слов. Под квадратами находятся кармашки. Предметные картинки.
Ход: разложить картинки в нужный карман в зависимости от количества слов.
Игра «Поезд»
Цель: отработка навыков выделения первого и последнего звука в слове.
Ход игры: детям предлагают составить поезд из вагончиков-карточек. Как в поезде вагоны сцеплены друг с другом, так карточки должны соединяться только при помощи звуков. Последний звук должен совпадать с первым звуком следующего названия, тогда вагоны нашего поезда будут прочно соединены. Первая карточка - электровоз, у неё левая половинка пустая. В последнем вагончике тоже есть незагруженное пространство - правая половинка пустая. Играть может несколько человек. Все карточки раздают играющим поровну. Каждый в свой ход подкладывает к крайней картинке подходящую, то есть имеющую в названии первый звук такой же, какой был последний звук в данной крайней карточке. Таким образом, в названиях левых картинок всегда выделяется первый звук, а в названии левых - последний звук. Это надо учитывать и не помещать справа картинки, имеющие в названиях звонкие согласные в конце слова.
Игра «Чудесная удочка»
Цель: Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.
На конце нитки у маленькой самодельной удочки прикреплён магнит. Опуская удочку за ширму, где лежат несколько картинок, к которым прикреплены металлические зажимы, ребёнок достаёт картинку и называет первый, последний звук.
Игра «Чемодан и портфель».
Цель: различение звуков [ш] – [ж].
Спрячь в чемодан предметы, в которых есть звук [ж], а в портфель со звуком [ш].
Игра «Звукоедик»
Цель: определение места звука в слове.
Игровой материал: кукла.
Правила игры: У звуков есть страшный враг – Звукоедик. Он питается начальными звуками (последними звуками) во всех словах. Воспитиатель ходит с куклой в руках по группе и говорит: …иван, …тул, …льбом,. кно (сто, сту, альбо, окн) и т. д. Что хотела сказать кукла?
Игра «Светофор»
Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове.
Взрослый называет слова. Ребёнок ставит фишку на левую красную, среднюю жёлтую или зелёную правую часть полоски («светофора») в зависимости от того, где слышится заданный звук.
Игра «Каждому звуку - свою комнату»
Цель: научить проводить полный звуковой анализ слова с опорой на звуковую схему и фишки.
Ход игры: Играющие получают домики с одинаковым количеством окошек. В домики должны поселиться жильцы — «слова», причем каждый звук хочет жить в отдельной комнате. Дети подсчитывают количество окошек в домике и делают вывод, сколько звуков должно быть в слове. Затем ведущий произносит слово, а играющие называют каждый звук отдельно и выкладывают фишки на окошки дома – «заселяют звуки». В начале обучения ведущий говорит только подходящие для заселения слова, то есть такие, в которых будет столько звуков, сколько окошек в домике. На последующих этапах можно сказать слово, не подлежащее «заселению» в данный домик, и дети путем анализа убеждаются в ошибке. Такого жильца отправляют жить на другую улицу, где живут слова с другим количеством звуков.
Игра «Сколько комнат в квартире?»
Цель: научить определять количество звуков в словах без опоры на готовую схему при помощи фишек.
Ход игры: Для игры применяют домики для слов, но без окошек-схем. У каждого играющего по одному такому домику, а также несколько фишек и набор цифр: 3, 4, 5, 6. У ведущего — предметные картинки. Он показывает картинку, дети выкладывают в домике окна-фишки по количеству звуков, а затем выставляют соответствующую цифру. Потом фишки убираются из домика, ведущий показывает следующую картинку, дети опять анализируют слово. В конце игры нужно, опираясь на цифры, постараться вспомнить, какие предлагались картинки для анализа. Можно попросить подобрать свои слова с тем же количеством звуков.
Игра «Телеграфисты»
Цель: воспитание навыков последовательного звукового анализа по представлению; обучение звуковому синтезу слов.
Ход игры: Играют двое детей, они – телеграфисты, передающие и принимающие телеграммы. Содержание телеграммы задается ведущим, который скрытно от второго играющего показывает первому играющему картинку. Тот должен «передать содержание телеграммы»: произнести слово – название картинки по звукам. Второй играющий «принимает телеграмму – называет слово слитно, то есть осуществляет операцию звукового синтеза. Затем играющие меняются ролями, и игра продолжается.
Игра «Весёлые мячики»
Цель: формировать навыки звукового анализа.
Оборудование: карточки со слогами, разноцветные мячики с прозрачными кармашками.
Ход:
Мой весёлый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь.
Красный, синий, голубой-
Не угнаться за тобой.
-Весёлые мячики хотят поиграть с вами в слова, а сложить их надо из слогов и расположить мячи, так чтобы получилось слово.
Игра «Измени первый звук»
Логопед называет слово. Дети определяют первый звук в нём. Далее им предлагается изменить первый звук в слове на другой (ком-дом).
Игра «Кто как голос подаёт».
Цель: закрепить чтение слов, объединённых общим началом. Развивать фонематический слух.
Оборудование: карточки с изображением животных и птиц и напечатанные слова, которые произносят эти животные или птицы.
Ход: как ворона голос подаёт? Каррр! Придумать слова по первому слогу, звуку (змея, комар, корова, лягушка, жук, коза, гусь, комар, овца, курица, мышка, кукушка, тигр, волк, индюк)
Кар-та ш-арф му-ка з-авод ква-драт ж-аба ме-шок га-зета пи-ла
Ко-жа пи-ла ку-бик р-ыба у-тка блуза.
Список литературы
1. Лукина Н.А., Никкинен И.И. Научи меня слышать.- СПб.: Паритет, 2003.
2. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М.: 2006.
3. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М.: Просвещение, 2011.
4. Работа логопеда с дошкольником (игры и упражнения)/ автор-составитель Большакова С.Е. - М.: АПО, 2009.
5. Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми.- М.: Владос, 1994.