Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ООО ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

09.11.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Краски, кисточка, тетрадь - начинаем рисовать!»
09.11.2024 г.
Всероссийский конкурс детского творчества «Я талантлив без сомнения!»
06.11.2024 г.
Всероссийский экологический конкурс «Наступил Синичкин день - вешайте кормушки!»
05.11.2024 г.
Всероссийский конкурс чтецов «Читайте, девчонки! Читайте, мальчишки! Читайте, друзья, любимые...
02.11.2024 г.
III Международный конкурс рисунков и поделок, посвящённый Дню матери «Дети мира, берегите мать!»
01.11.2024 г.
Всероссийский фестиваль творчества «Золотая осень правит балом…»
31.10.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка, посвящённый Дню матери «Лучшая на свете МАМА!»

Методическая разработка по экологическому воспитанию детей с особыми образовательными потребностями

МАДОУ Детский сад №8 "Чебурашка" городского округа г.Урюпинск Волгоградской области

 

Методическая разработка по экологическому воспитанию детей с особыми образовательными потребностями

 

Зубцова Ирина Александровна

воспитатель

 

Актуальность, цели и задачи.
цельразработать методические рекомендации по экологическому воспитанию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью посредством постановки опытов и экспериментов в игровой форме.
Данную цель мы реализовали посредством решения следующих задач:
1. Изучить имеющуюся по данному вопросу психолого-педагогическую литературу.
2. Апробировать различные опыты со снегом и дымом в условиях ДОУ компенсирующего вида.
3. Отобрать наиболее успешные эксперименты и опыты и выстороить систему работы в этом направлении.
Актуальность данной разработки заключается в том, что представленные в ней рекомендации по организации игровой среды для постановки опытов и экспериментов могут быть использованы не только педагогами специальных дошкольных учреждений, но и специалистами массовых детских садах, логопедических детских садов и учителями начальных коррекционных классов при построении программы по экологическому воспитанию.
Возрастные особенности (нормативы) развития детей старшего дошкольного возраста по экологии.
Детей дошкольного возраста зачастую называют «почемучками» из-за их любознательности и стремления узнать как можно больше всего и обо всём посредством получения ответов на свои вопросы.
Дошкольники с интеллектуальной недостаточностью значительно отличаются в этом плане от своих сверстников. Познавательный интерес этих детей резко снижен. Страдает речь, зачастую отсутствуют навыки сюжетной игры, а сама игра носит манипулятивный или процессуальный характер. Знания об окружающем мире резко ограничены, уровень общения со сверстниками и взрослыми находится на низком уровне. Задача педагогов-пробудить познавательный интерес в детях, расширить их кругозор, интерес к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми ближайшего окружения, развить навыки совместной игровой деятельности.
Мы считаем, что экологическое воспитание детей дошкольного возраста должно являться неотъемлемой частью их общего образования, так как экология несет в себе не только знания об окружающем мире, но и о правилах поведения как в обществе, так и наедине с собой, что способствует успешной социализации ребёнка с нарушениями интеллекта; знания о возможностях своего организма, о здоровье и противоречащих поступках в отношении последнего являются элементами такой науки, как валеология (наука о здоровье).
Заключение.
В данной методической разработке нами были представлены опыты и эксперименты, рекомендуемые для проведения в ДОУ. Обоснованы походы к организации и построению педагогического процесса, подбора оборудования и материалов, организации развивающей предметной среды.
Можем сделать вывод, что постановка опытов и экспериментов- это наиболее оптимальный способом организовать экологическое образование детей, имеющих нарушения интеллекта,т. к. это способствует повышению их познавательного интереса, расширению словаря и кругозора, развитию игровых действий.
Таким образом, данная методическая разработка может быть использована при организации экологического воспитания в ДОУ воспитателем-экологомметодистомвоспитателем, не имеющим специального экологического образования, и даже родителями.
Надеемся на то, что данная работа может явиться хотя ьы малейшей составляющей большого труда, посвященного изучению данной проблемы.
Литература.
1. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова,В. В. Щетинина «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
2. С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду». М. ,2009г.
3. Н. А. Рыжова «Экологизация развивающей предметной среды» - «Дошкольное воспитание» №3 1999г.
4. Н. А. Рыжова «Экологическое образование в детсвом саду». М. ,2009г.
 
Опыт №1 «Снег- это тоже вода»
Цель: познакомить детей с твёрдым состоянием воды. Обратить их внимание на свойство снега- таяние. Показать детям, что, растаяв, снег превращается в воду.
Материал: прозрачные стаканчики, пластиковые ложечки (на каждого ребёнка, чашка со снегом, письмо от Снежной Королевы, красиво оформленная коробка- посылка.
Ход:
Воспитатель сообщает детям, что сегодня к ним пришла посылка из царства Снежной Королевы (вносит коробку, в которой находится чашка со снегом).
возьмите по стаканчику и ложечке и положите себе из чашки снег. (дети выполняют и садятся за стол).
-Ребята, давайте вспомним, в какие игры со снегом можно играть зимой? (кататься на санках, лепить снеговиков, играть в снежки, строить крепости)
Таким образомвоспитатель ненадолго отвлекает внимание детей от их стаканчиков со снегом.
-Ой, посмотрите в ваши стаканчики-что это случилось со снегом? Откуда взялась вода? (если дети не отвечают, то воспитатель поясняет, что снег растаял и превратился в воду). Значит, снег может растаять. А почему же зимой снег лежит на улице и не тает? (зимой на улице холодно, а в группе сейчас тепло, поэтому снег и растаял).
-Верно. Значит, мы не можем играть со снегом в группе. А что же сейчас заполняет ваши стаканчики, во что превратился снег? (вода). Можно ли сказать, что снег тоже вода? (да) Поздравляю, ребята! Сегодня вы, как настоящие ученые, провели опыт и выяснили, что снег- это тоже вода, потому что он в тепел тает.
Опыт №2 «Бывает ли снег чистым?»
Цель: показать детям, что снег, на первый взгляд, бывает чистым и грязным. Объяснить, что снег нельзя есть не только потому, что он холодный, но и потому, что он грязный. Познакомить со способами очистки воды.
Материал: снег чистый и искусственно загрязненный (в разных емкостях, прозрачные стаканчики, пластиковые ложечки, промокательная бумага, марлевые фильтры.
Ход:
Воспитатель вносит 2 ведёрка со снегом:1 – с чистым снегом, 2-ое – с искусственно загрязненным.
-Вы уже знаете, что снег, когда растает, превратится в воду. И знаете, что вода нужна всем. Вода наполняет нашу жизнь. А кто из вас не пробовал снег? Верно, снег ели очень многие. Но скажите мне, можно ли есть снег? Почему? (холодный, можно заболеть). А почему? (дети затрудняются ответить). Ну что ж, раз уж вы ученые, тогда нам предстоит найти ответ на этот вопрос, а значит, пора приступать к проведению эксперимента. Посмотрите на снег в ваших стаканчиках. (снег уже растаял и превратился в воду). Правильно, но в обоиз ли стаканчиках вода одинакова? Верно, в одном стаканчике вода чистая, прозрачная, а в другом-грязная. Почему так произошло? (снег был чистый и грязный). Ребята, значит снег нельзя есть еще и потому, что он может быть грязным. А знаете ли вы как можно очистить талый снег,т. е. воду? Я сегодня вам покажу при помощи чего можно провести очистку воды. Возьмите промокательную бумагу и марлевые салфетки. Воспитатель предлагает детям слить воду через фильтры. В ходе эксперимента педагог обращает внимание детей на прочность марлевого фильтра, в отличие от фильтра из промокательной бумаги. Но при этом, вода в обеих емкостях получается чистая. Воспитатель отмечает, что, несмотря на то, что вода кажется чистой, она не абсолютно чистая, в ней ещё остались микрочастицы загрязнений, которые просто так не увидишь, для этого нужен микроскоп.
 
Опыты с дымом.
Опыт №1 «Пламя загрязняет воздух»
Цель: подвести детей к выводу о том, что пламя загрязняет воздух.
Материал: свеча, спички, фарфоровая чашка.
Ходвоспитатель зажигает свечу и спрашивает детей, что они видят (горит свеча, огонь). Спрашивает, может ли оно загрязнять воздух? Затем держит над пламенем свечи фарфоровую чашку и через некоторое время показывает детям образовавшуюся на чашке копоть. Предлагает детям потрогать ее пальцем- палец стал черным. Воспитатель даёт объяснение, что, если человек будет дышать таким воздухом, то и в его организм попадает копоть и он будет болеть.
Опыт №2 «Пламя сжигает кислород»
Цель: показать, что при,горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше, что горение поддерживается кислородом.
Материал: свеча,спички, стеклянная банка, бутылка с обрезанным дном.
Ходвоспитатель предлагает детям выяснить, как можно погасить свечу, не прикасаясь к ней и не задувать её. Выслушиваем ответы детей. Затем зажигаем свечу и накрываем ее банкой-свеча гаснет. Воспитатель подводит детей к выводу о том, чт для горения нужен кислород. Поэтому, когда свечу накрыли банкой, она погасла.
Опыт №3 «Огонь губит живое»
Цель: показать детям, что под воздействием огня гибнут деревья, растения.
Материал: свеча, спиленная ветка дерева.
Ходвоспитатель зажигает свечу и держит над ее пламенем ветку с зелеными листьями. Через некоторое время показывает, что листья на ветке потемнели, скрутились, сгорели. Воспитатель поясняет, что эта веточка была спилена, являлась частью большого дерева, и если бы огонь находился рядом с этим деревом, то сгорело бы все дерево. Таким образомвоспитатель подводит детей к выводу о том, что жечь огонь нельзя, он сжигает все вокруг. А деревья вырабатывают кислород, без них кислорода будет значительно меньше.