Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
26.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Конспект занятия кружка внеурочной деятельности «Хакасия – земля, где я живу!» по теме: «По страницам хакасских сказок», 3 класс

МБОУ «СОШ №24» г.Абакана

 

Занятие кружка внеурочной деятельности

«Хакасия – земля, где я живу!», 3 класс

 

Моргачева Надежда Юрьевна,

учитель начальных классов

 

 

Тема: «По страницам хакасских сказок»

Цели:

-обобщить знания учащихся о хакасских сказках, их видах; показать взаимосвязь с  русскими сказками

Задачи:

-воспитывать уважение к родной земле и родному языку, толерантное отношение к культуре других народов

Оборудование: ширма для театрализации, куклы – варежки (персонажи сказки), рисунки детей к прочитанным хакасским сказкам, книги хакасских и русских сказок, слайдовая презентация.

Ход занятия:

1.Организационный момент

-Ребята, давайте обратимся к слайду:

«Как в одном орешке заключаются судьбы кедрового леса, так и в сказке кроется начало начал жизни»

-Сегодня мы будем путешествовать по дорогам хакасских сказок, которые заключают в себе народную мудрость. Сказка занимает одно из главных мест в словесном творчестве хакасского народа.

2.Работа с выставкой книг.

-Обратимся к выставке книг. Что в облике данных книг указывает на принадлежность к хакасскому народу? (орнамент, надпись на хакасском языке, иллюстрации)

-В этих книгах много сказок, которые мы читали. Какие виды хакасских сказок вы помните? (волшебные, сатирические, бытовые, о животных, героические сказания) Назовите примеры.

3. Работа с выставкой рисунков

-Посмотрите на выставку рисунков. Есть ли здесь рисунки к бытовым сказкам? А к волшебным? Покажите. К каким сказкам больше всего рисунков?

4.Работа по теме занятия

-Особняком среди хакасских сказок  стоят короткие сказки о животных : КИП-ЧОХИ

(название на слайде)

-Сегодня ребята приготовили для нас чтение по ролям некоторых из этих сказок.

Далее заранее подготовленные дети читают по ролям сказки: «Медведь и бурундук», «Как муравей к лягушке в гости ходил» (на слайде иллюстрации к этим сказкам)

-Какова мудрость этих сказок? Чему нас учат эти сказки?

-Похожи ли хакасские сказки на русские? Если да, то на какие? Приведите примеры

(«Как муравей к лягушке в гости ходил» похожа на сказку «Лиса и журавль»)

Конечно, т.к. на устное народное творчество хакасов плодотворное влияние оказала русская культура. Среди хакасских сказок есть так называемые ОРЫС- НЫМАF, что в переводе означает русская сказка (название на слайде)

- Все сказки, о которых мы сегодня говорим, называются по-хакасски: ЧАЗАF - НЫМАХ, т.е. «пешие» сказки. Они рассказываются без музыкального сопровождения. Тогда как АЛЫПТЫF – НЫМАХ сопровождаются горловым пением или игрой на хакасском музыкальном инструменте - чатхане. (все названия  и инструмент на слайде) Исполняли эти прекрасные сказки мастера устного сказа или, как их называли в народе, ХАЙДЖИ. Известные в нашей республике  хайджи: Семен Прокопьевич Кадышев, Макар Константинович Добров (фото на слайде)

5. Театрализация хакасской сказки «Лисичкин пир»

-Ребята, сегодня к нам в гости пришла хайджи, она расскажет нам новую хакасскую сказку «Лисичкин пир», а помогут ей в этом наши одноклассники, которые покажут кукольное представление.

(Входит женщина в хакасском костюме и рассказывает сказку, а учащиеся, заранее подготовившись, показывают кукольное представление)

После представления беседа по содержанию сказки:

- Какой это вид сказок? (о животных)

-О чем эта сказка? Какова её главная мысль?

- Почему она так называется?

-Что указывает на то, что эта хакасская сказка? (лисичка играла на хомысе - хакасском музыкальном инструменте) Изображение хомыса на слайде.

-Чему учит нас эта сказка?

- Похожа ли она на русскую сказку? Если да, то на какую?

6.Обобщение. Викторина.

- Ребята, сейчас я проведу викторину, чтобы узнать, какие хакасские сказки вы запомнили. 

1.В какой сказке умный бедняк с помощью петуха помог выявить вора? (Волшебный петух)

2.В какой сказке человек знал язык животных? (Любопытная жена)

3.«Силой правду не переспоришь» - из какой сказки эти слова? (Медведь и бурундук)

4.В какой сказке трёхлетний мальчик победил злого дьявола? (Алтын-Арчол)

5.В какой сказке из-за глупости и суеверия волк перегрыз стадо овец? (Свекровь и сноха)

(После ответов детей, на слайде появляются правильные ответы)

7.Подводение итогов.

- Молодцы! Я вижу, что вы очень хорошо знаете хакасские сказки.

-А какие из прочитанных сказок вам больше всего понравились? Какие из них вы бы хотели поставить в нашем кукольном театре?

Наше путешествие по дорогам хакасских сказок ещё не закончено, оно будет продолжаться в следующих классах. Не все сказки прочитаны и рассказаны. Так что читайте хакасские сказки, друзья!

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ