Здоровьесберегающий проект "Мы здоровью скажем "Да!"" (старшая группа с 5 – 6 лет)
МБДОУ "Детский сад № 55" ЗАТО г.Северск
Здоровьесберегающий проект "Мы здоровью скажем "Да!""
(старшая группа с 5 – 6 лет)
Паздеева Анна Владимировна
воспитатель первой категории
Аннотация проекта
Наименование проекта – «Мы здоровью скажем “ДА!”».
Автор проекта – Паздеева Анна Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №55».
Ухудшение здоровья детей обусловлено многими причинами: наследственность; неблагоприятная экологическая обстановка; рост объема познавательной информации и умственной нагрузки; снижение двигательной активности и др.
Вследствие этого наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их развития. В связи с этим возникла необходимость оптимизации здоровьесберегающей деятельности ДОУ.
Здоровые привычки формируются с раннего детства, поэтому необходимо проводить просветительскую работу по основам здорового образа жизни с родителями и близким окружением.
Рациональным способом решения данной проблемы станет организация проекта «Мы здоровью скажем “ДА!”». Проект направлен на обучение и развитию основ здорового образа жизни, поддержку формирования полезных привычек, установок на здоровый образ жизни, понимания самоценности здоровья и способах его сохранения.
Целью проекта - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни.
По продолжительности проект – краткосрочный.
Реализация проекта предусматривает следующие этапы:
-
Организационно – подготовительный.
-
Основной (практическая реализация проекта).
-
Заключительный.
Ожидаемый результат – в результате реализации проекта предполагается, что у детей сформируются основы к здоровому образу жизни.
Участники проекта – воспитанники старшей группы, воспитатель, родители.
Сроки реализации проекта – 08.11.2022г. – 25.11.2022г.
Ресурсы необходимые для реализации проекта: медицинский блог, музыкальный и физкультурный залы, физкультурный уголок в группе для ежедневной двигательной активности детей, методический материал, интернет ресурсы.
Проблема.
Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени – дошкольного.
Обучение дошкольников бережному отношению к своему здоровью – главная задача не только ДОУ, но и современного образования.
Важную роль в укреплении и сохранении здоровья имеет здоровый образ жизни, основанный на: достаточной двигательной активности, смене видов деятельности, соблюдении режима дня, правильном и рациональном питании, первичных знаниях о своем организме и способах его укрепления.
Поддержка и сохранение здоровья как детского, так и взрослого населения сегодня является стратегическим направлением государственной политики, одним из национальных проектов. В нормативных документах РФ (Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-3 “ О физической культуре и спорте в Российской Федерации” ФГОС ДО) подчеркивается приоритетность физического воспитания
Согласно данным ВОЗ соотношение условий, влияющих на здоровье, таково:
-
Условия и образ жизни, питание — 50 %
-
Генетика и наследственность — 20 %
-
Внешняя среда, природные условия — 20 %
-
Здравоохранение — 10 %
В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями. Президент России Владимир Путин провел заседание Координационного совета при Президенте по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Об этом сообщается на официальном сайте главы государства. Директор Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, председатель исполкома Союза педиатров России Александр Баранов в своем выступлении подчеркнул, что заболевания детей часто слишком поздно выявляются. Это связано, во-первых, с невнимательностью самих молодых людей по отношению к своему здоровью. Во-вторых, в стране плохо налажена работа первичного звена системы здравоохранения. Плохая экология. По мнению Баранова, необходимо серьезно модифицировать систему медкабинетов. Также он заявил о необходимости пропаганды спорта и возрождения системы ГТО. Наконец, депутат Госдумы Елена Мизулина в своем выступлении обратила внимание на специфическое свойство Семейного кодекса РФ. По словам депутата, в кодексе слишком мало внимания уделяется правам и обязанностям родителей, многие семейные вопросы решаются с участием государства. Мизулина считает, что это связано с датой принятия документа: он был разработан в 1995 году, когда институт семьи был практически разрушен. По мнению депутата, сейчас ситуация изменилась, и подход к защите детей также должен быть изменен.
По итогам заседания был составлен проект решения, который после доработки будет использоваться для реформирования соответствующей сферы.
В дошкольных учреждениях, несмотря на фундаментальные научные разработки и практические рекомендации, отмечается низкий двигательный режим.
Дети дошкольного возраста наиболее восприимчивы к информации, к воздействиям окружающих, поэтому целесообразно использовать здоровьесберегающие технологии для обучения основам здорового образа жизни. сотрудникам ДОУ необходимо осуществлять систематическое, разностороннее педагогическое просвещение родителей, включая оказание помощи в приобретении практических навыков и теоретических знаний, а также в распространении положительного семейного опыта в физическом воспитании детей.
Отсюда понятно, насколько важно, начиная с раннего детства, воспитывать у детей активное отношение к своему здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его посредством здоровьесберегающих технологий и приобщения к здоровому образу жизни.
Цель и задачи проекта.
Цель: обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни.
Задачи:
-
пропаганда здорового образа жизни;
-
изучить и применить здоровьесберегающие технологии в сохранении и стимулировании здоровья;
-
создать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья дошкольников;
-
установить тесную взаимосвязь родителей и воспитателей в воспитании здорового образа жизни;
-
обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья
-
сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по ЗОЖ
• научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Стратегия достижения поставленных целей и задач.
Этапы
|
Формы работы
|
Задачи
|
Время проведения
|
1
|
подбор методической литературы для реализации проекта, создание картотек: дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, гимнастика для глаз, самомассаж, подвижные игры, малоподвижные игры, речевые пятиминутки, гимнастика после сна. Подборка методического и дидактического материала, подборка художественной литературы (пословицы, загадки, сказки, рассказы по теме проекта)
|
Создание необходимой развивающей среды
|
|
2
|
Беседы с детьми: “Значение зарядки по утрам”, “Зачем человеку завтракать, обедать и ужинать”, “Строение тела”, “Виды спорта”, “Гигиена”, “Закаливание” “Здоровые продукты”, “Подружись с зубной щеткой”
|
Приобщать детей к здоровому образу жизни
|
Первая половина дня
|
|
Занятия по физической культуре
|
воспитать здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически развитого ребенка.
|
Каждый вторник, четверг и пятницу
|
|
Утренняя зарядка
|
Активизировать деятельность сердечных и дыхательных функций организма
|
Каждый день
|
|
Занятия с музыкальным руководителем
|
Разучивание танцевальных движений, активизирование двигательной активности
|
Каждый понедельник, среду
|
|
Заучивание стихотворения о здоровье и спорте “Мы со спортом подружились”
|
Развивать речь и память детей
|
15.11
|
|
Разгадывание загадок о здоровье, спорте, физкультуре
|
Развивать наблюдательность, внимание, память, умение слушать
|
16.11
|
|
Рекомендации для родителей “Значение прогулки в развитии дошкольников”
|
Раскрыть родителям важность ежедневных прогулок для детей
|
16.11
|
|
Оформление фотовыставки “В здоровье сила”
|
Пропаганда ЗОЖ.
|
17.11
|
|
Разучивание с детьми некоторых видов самомассажа, пальчиковой гимнастики, динамических пауз, речевых пятиминуток, сказка-терапия
|
Обучать детей методам воздействия на активные точки тела, лица
|
Каждый день
|
|
Разучивание некоторых подвижных и малоподвижных игр
|
Развитие координации движений, укрепление мышц
|
Каждый день
|
|
Сюжетно – ролевые игры: Мы спортсмены, больница, семья, магазин, за обедом
|
Расширять интерес о здоровом образе жизни, воспитывать стремление заботиться о других
|
Каждый день
|
|
Презентация детей “Мои мама и папа спортсмены”
|
Развитие речи, память детей
|
18.11
|
|
Оформление фотовыставки “Наши маленькие спортсмены”
|
Пропаганда ЗОЖ. Приобщение семьи к физкультуре и спорту, воспитание смелости, ловкости.
|
21.11
|
|
Выставка рисунков “Мы за здоровый образ жизни”
|
Развивать творческие способности, пропаганда здорового образа жизни
|
22.11.24.11
|
3
|
Подведение итогов реализации проекта
Создание презентации о проекте.
|
Показ отчета о проделанной работе
|
24.11-25.11
|
Ожидаемый результат.
В результате реализации проекта предполагается, что у детей сформируется основы здорового образа жизни, бережное отношение к здоровью, будет развиваться интерес к занятиям спорта, закаливанию, сформируется первоначальные представления о важности здоровья для жизни человека. Участие родителей в совместной деятельности позволило использовать личный пример взрослых в физическом воспитании дошкольников, изучить положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди других родителей. Большинство родителей принимали активное участие в работе и стали задумываться о спортивных секциях для своего ребенка.
Таким образом, используя в педагогическом процессе здоровьесберегающие технологии, мы способствуем сохранению и укреплению здоровья детей, что является приоритетной задачей в воспитании и обучении подрастающего поколения.
Работу в данном направлении планирую продолжать, расширять и углублять, так как она дает положительные результаты.