тел. 8-800-100-26-84  +7(3532)27-46-21        НАПИСАТЬ НАМ
ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЕЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Уважаемые коллеги и участники!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку новых интересных мероприятий, проводимых Центром "ИДЕЯ" 
ПОДПИСАТЬСЯ

Новости

20.06.2019 г.
Всероссийский фестиваль творчества «По тропиночке идёт радостное лето…»
07.06.2019 г.
II Всероссийский конкурс, посвящённый Дню России «Припадаю, Россия, к твоей красоте...»
07.06.2019 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Дню России «Мы в России с тобой живём!»
04.06.2019 г.
III Всероссийский конкурс творческих работ из фантиков «Волшебство сладкоежки!»
23.05.2019 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Дню защиты детей «Мечтать, учиться и творить!»
23.05.2019 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для воспитанников ДОУ, посвященная музыке и музыкальным...
18.05.2019 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый 220-летию со дня рождения А.С. Пушкина «Вся жизнь - один...

Занятие по внеурочной деятельностиинтеллектуального клуба «Почемучки» на тему: «Откуда в морях появляются айсберги»

МКОУ Нижнекарачанская СОШ Воронежская область Грибановский район

 

Занятие по внеурочной деятельностиинтеллектуального клуба «Почемучки» на тему:

«Откуда в морях появляются айсберги»

 

Мякотина Тамара Васильевна

учитель начальных классов  1 КК 

 

 

Цели занятия:

  1. Познакомить учащихся с понятием «айсберг»;  рассказать, как  они появляются в морях и океанах; выявить, какой вред и какую пользу могут принести айсберги.
  2. Развивать творческие способности учащихся, мелкую моторику пальцев рук.
  3. Воспитывать чувство ответственности за порученное дело, умение работать в группах.

Оборудование: глобус, стеклянная ёмкость, вода, лёд, картинки айсбергов, картина «Парусник в море», электронная презентация, музыкальное сопровождение.

Ход занятия.

1.Орг. момент.

-Ребята, повернитесь друг к другу и улыбнитесь, улыбнитесь мне. Выдохните неудачу. Пожелайте друг другу хорошего настроения и успехов в работе. А теперь можно сесть по удобнее.

2.Актуализация знаний.

- На прошлом занятии мы говорили о свойствах льда. Теперь мы знаем, почему лед не тонет. Давайте, вспомним почему. (Ответы детей)

3.Самоопределение к деятельности.

-Ребята, посмотрите вот на эту модель(Прозрачный стеклянный тазик для опытов, наполненный  водой. В нем плавает лёд.)  и послушайте загадку:

Белой глыбой ледяной

В океане встал стеной

Знает каждый капитан

Как опасен великан.

-Отгадайте загадку. Что это?

-Правильно. Это айсберг. А это модель айсберга.

-Сформулируйте тему сегодняшнего занятия.(Дети формулируют тему занятия).

Сообщение темы учителем.  (Открыть на доске)

4.Рассказ учителя с презентацией.

Нашу Землю называют голубой планетой. И не случайно. Ведь 70% земной поверхности составляет вода. Вода существует не только в жидком, но и в твердом состоянии. Твердая вода – это лед, ледники, которыми покрыты северные районы  Земли.

Ледники – это многолетние массы льда и спрессованного снега, которые движутся под действием силы тяжести.

Полярные ледники почти всегда выходят к океанам и морям. Достигнув берега, ледник входит в море. Первое время, лёд продолжает ползти по дну, но затем, по мере удаления от берега, плывёт на поверхности моря. Удары волн постепенно разрушают край ледника. Появляются трещины, которые, увеличиваясь, откалывают часть льда. Так появляются айсберги.

Айсберг— это отколовшаяся часть ледника.

В переводе на русский язык слово «айсберг» значит «ледяная гора». Это действительно плавающие горы изо льда, рожденные сползающими в море ледниками

1 слайд. Северной родиной айсбергов является Гренландия, которая непрерывно накапливает лед на своей поверхности, а потом сбрасывает излишки в воды Атлантики. Отсюда они, гонимые ветрами и течениями, начинают свой путь к югу, наперерез морским путям, связывающим два континента.

2 слайд, 3 слайд. Гренландские айсберги  настоящие ледяные горы куполовидной или пирамидальной формы. Они могут возвышаться над водой на 70 – 100 м.

4 слайд, 5 слайд. Обычно айсберги бывают белыми, потому что состоят изо льда, снега  и пузырьков воздуха.

6 слайд. Когда вода заполняет пузырьки воздуха, тогда айсберг имеет голубые прожилки: это лёд, свободный от  воздуха.

7 слайд. При опрокидывании большие айсберги могут захватывать со дна песок или камни, отчего возникают пятна и слои темного цвета.

8 слайд. Если айсберг синего цвета, скорее всего ему более 1000 лет.

9 слайд. Коричневые или черные слои могут быть горными породами, которые переносит ледник при движении. Часто они находятся в нижней части айсберга.

10 слайд. При таянии он может перевернуться, и над водой поднимается черный фрагмент. Раньше моряки считали, что встреча с черным айсбергом предвещает беду. 

11 слайд. Встреча с айсбергами в океане опасна. Ведь его подводную часть не видно.

12 слайд. И здесь они представляют серьезную угрозу для кораблей.

13 слайд. Особенно опасны ледяные горы Северной Атлантики. В этом районе холодное течение встречается с теплыми водами, что порождает густые туманы, в которых айсберг удается обнаружить с мостика корабля за считанные минуты до столкновения. Десятки судов стали жертвами айсбергов, погибли тысячи

людей.

14 слайд, 15 слайд. В 1912 году большой пассажирский пароход «Титаник» плыл из Америки в Европу, столкнулся в тумане с айсбергом и затонул.

Но современные корабли оснащены такими приборами, которые на большом расстоянии предупреждают о приближении любого препятствия, в том числе и айсбергов.

16 слайд. Ледяные горы в океане – незабываемо красивая и величественная картина. Они имеют самые причудливые формы и удивительно окрашены.

17- 23 слайды.

Но айсберги не только величественное явление природы. Они могут служить источником пресной воды, которой все более остро не достает людям.

24 слайд. В последние годы многие районы Африки и Австралии испытывают острый недостаток пресной воды. Поэтому возник проект буксировки отдельных айсбергов к берегам Южной Африки и Австралии и использования воды, образующейся при их таянии для промышленных и иных целей. Подсчитано, что один айсберг среднего размера может дать такое количество чистой пресной воды, сколько даёт 1  крупная река. 

Как и всякое явление природы, айсберги требуют внимательного изучения учеными, чтобы они могли принести пользу человеку, не нарушив равновесия в природе.

5.Стихи учащихся об айсберге.

Учитель:-А теперь послушайте стихи об айсберге, которые для вас приготовили ваши одноклассники.

1.Нам не увидеть толщи ледников, 
Через слои зеркального массива. 
Где айсбергом из хрусталя снегов, 
Дрейфует много лет, живая глыба. 

Пласты свои сокроет под водой, 
Глубинность опрокинутых сознаний, 
Ее не видно, холод и покой. 
Меняет вектор силы полушарий. 

Найдут пристанище мечты, 
Лазурь бескрайнего пространства. 
Величественно тают льды, 
Не обретая постоянства... 

2.Без всяких забот, поспеваний везде
Без родины, герба и флага,
Плывёт, как корабль по солёной воде,
Застывшая пресная влага.

Какая над ней и под ней глубина!
Готовая вмиг расколоться,
Дрейфует в морях-океанах она
С отвагою первопроходца.

Две трети сокрыты, одна - наверху,
Блуждает, теченьем влекома,
Но встретиться с нею – беда моряку
Вдали от надёжного дома.

6.Работа в группах.

Учитель:-Ребята, а сейчас вы будете работать в группах. Группы у нас есть. Лидеры  в группах тоже есть. Сядьте по своим группам. Все вместе вы будете делать объёмную композицию из пластилина. Вот перед вами море . (Раскрашенный лист  бумаги). Вы можете сделать айсберги, плывущие по морю, просто льдины, на которых могут находиться пингвины, белые медведи или моржи. Распределите обязанности каждому: кто, что будет делать  и за работу.

Музыкальное сопровождение (Крик чаек, шум волн и звучание саксофона.)

7.Рефлексия. Подведение итогов.

-Понравилось вам сегодняшнее занятие? Что особенно? Что удалось и чего не получилось?  Что интересного вы расскажите своим родителям?

-Что нового вы сегодня узнали?

8.Домашнее задание.

*Найти загадки про айсберг и принести на следующее занятие.

*Нарисовать рисунки или сделать аппликацию из бумаги на тему «Айсберг».

Смотреть презентацию