Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

10.06.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши») «Великая Россия -...
04.06.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Символы и сувениры...
04.06.2024 г.
Всероссийский конкурс, приуроченный к 83-й годовщине начала Великой Отечественной войны «Утром...
03.06.2024 г.
Всероссийский патриотический конкурс чтецов «Читаем мы о Родине, России!»
02.06.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ «Летнее настроение!»
01.06.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина по правилам безопасности в летнее время года (из цикла «...
30.05.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню защиты детей «Я рисую беззаботное...

Взаимоотношения в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии.

МБОУ «СОШ № 45» г. Читы

 

Взаимоотношения в семьях,

имеющих детей с отклонениями в развитии.

 

Размахнина К.В.,

дефектолог

 

Во всем мире нарастают интеграционные тенденции в отношении обученияи воспитания детей с недостатками в развитии. Первым этапом такой интеграции можно считать социальную приемлемость семейного воспитания таких детей. Особое значение отводится родителям, которые работают со своими детьми под руководством специалистов. В связи с этим взаимодействие родителей испециалистов становится более тесным и начинается с первых дней жизни ребенка.Эффективность такого взаимодействия зависит от квалификации специалиста, от понимания им семейной ситуации и умения взаимодействовать с семьей.

Поскольку установки и позиции родителей оказывают огромное влияние напсихологическую обстановку в семье, специалистам необходимо знать, что испытывают родители, когда узнают, что их ребенок не такой, как другие.

Предлагаем краткий анализ отдельных этапов развития реакций, которыенаиболее часто встречаются у родителей.

Отрицание - наиболее типичная реакция родителей на поставленный врачом диагноз о наличии у ребенка отклонений в развитии - это просто неверие всуществование болезни. Члены семьи могут сомневаться в компетентности врача, поэтому они ищут возможность получить консультации других специалистовв этой области. В основе такого поведения лежит отчаянная надежда на то, чтопервоначальный диагноз ошибочен, хотя длительная задержка в признании родителями диагноза может лишить ребенка своевременного лечения, необходимой ему педагогической помощи.

Гнев – это тоже одна из наиболее часто встречающихся защитных реакцийродителей на раннем этапе осознания ими состояния их ребенка. Обычно онавозникает на почве ощущениябеспомощности, безысходности и разочарования,как в самом себе, так и в своем ребенке. В некоторых случаях гнев родителейоправдан, особенно если специалисты не были с ними достаточно откровенны ввопросах, касающихся здоровья ребенка. С другой стороны, это состояние становится неестественным, если длится слишком долго или несправедливо направлено на ребенка.

Неуместное чувство вины - это тоже часто встречающаяся реакция родителей на сообщение врача об особенностях их ребенка. По мнению ХансаГарднера, зачастую оно перерастает во всепоглощающее страдание и переживанияродителей по поводу их проступков и ошибок, которые, как они полагают, ипривели к заболеванию ребенка.

Эмоциональная адаптация - это заключительный этап своеобразной адаптации родителей. Именно на этом этапе родители «умом и сердцем» принимаютболезнь своего ребенка. И хотя на этом этапе тоже случаются кризисные моменты, тем не менее, родители уже выработали позитивные установки как по отношению к самим себе, так и к своему ребенку, что позволяет им формировать усебя навыки, которые помогут им в дальнейшем обеспечить будущее своего ребенка.

Любое нарушение или отклонение поведения членов семьи, ведет к изменению ее структуры и всех внутрисемейных взаимоотношений.Семьи детей сограниченными возможностями также имеют другую жизненную перспективу, они по-другому проходят стадии жизненного цикла семьи - некоторые стадии могут быть удлинены, сокращены или никогда не наступят, происходит изменение ожиданий на будущее. Еще одной распространенной трудностью в семье сособым ребенком является возникающее напряжение между супругами, котороечастоприводит к распаду семьи.

У родителей детей, умеющих особенности вразвитии, в большейстепени обнаруживается рассогласование между идеальным образом родителя, как принимающего и любящего и реальными чувствамик ребенку. Родители, особенно матери, в таких семьях в большей мересосредоточены на себя как на родителе, чем на ребенке и взаимодействии с ним.

Переживание себя как недостаточно хорошегородителя приводит к развитию сильнейшего чувства вины, сказывающегося как на родителе, так и на ребенке.

По социально-психологическим признакам семьи, воспитывающие детей со значительными ограничениямивозможностей здоровья, можно дифференцировать на четырегруппы.

Первая группа(родители с выраженным расширением сферыродительских чувств)

Характерный стиль воспитания - гиперопека.

Стиль поведения взрослых членов семьи:

  • сверхзаботливое отношением к ребёнку,
  • мелочная регламентация образа жизни семьи в зависимости отсамочувствия ребёнка,
  • ограничением от социальных контактов.

Этот стиль семейного воспитания характерендля большинства семей матерей - одиночек.

Вторая группа - характерный стиль общения -холодное общение:

  •  
  • снижение эмоциональных контактов родителей с ребёнком,
  • проекция на ребёнка со стороны обоих родителей или одногоиз них собственных нежелательных качеств.

Родители фиксируют излишнее внимание на лечении ребёнка,предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счёт эмоциональногоотвержения ребёнка.

Отношение к стрессовой ситуации накладывает сильныйотпечаток на способ выхода из неё, который избираетсемья.

Третья группа - характеризуется стилем сотрудничества.

Конструктивная и гибкаяформавзаимоответственных отношений родителей и ребёнка всовместной деятельности.

Как образ жизни такой стиль возникает при:

• вере родителей в успех своего ребёнка и сильные стороны егоприроды,

• последовательном осмыслении необходимого объёма помощи,

• развития самостоятельности ребенка в процессе становленияособых способов его взаимодействия с окружающим миром.

Четвёртая группа

Стиль семейного общения – репрессивный.

Характеризуется родительской установкой на авторитарнуюлидирующую позицию.

Как образ отношений проявляется в:

• пессимистическом взгляде на будущее ребёнка;

• постоянном ограничении его прав;

• жестоких родительских предписаниях, неисполнение которыхнаказывается.

В этих семьях от ребёнка требуют неукоснительноговыполнения всех заданий, упражнений, не учитывая приэтом его двигательных, психических и интеллектуальных возможностей. За отказ от выполнения этих требований нередко прибегают к физическим наказаниям.

Социально-психологическая помощь ориентирована не только на решение многочисленных проблем семьи, но и на:

  • восстановление,
  • укрепление;
  • развитие

внутреннего потенциала для выполнения общественно значимыхфункций семьи.

Образовательная помощь направлена на повышениеадаптивных возможностей индивида через обучение(формирование новых знаний, умений, навыков) и воспитание(изменение ценностей, установок).

Рекомендации по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

• Щадящий школьный режим.

• Строгое соблюдение режима дня, полноценный сон, прогулки и т.п.

• Соблюдение правил выполнения домашних заданий. Категорически запрещается выполнять после 18-19 часов.

• Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте или давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или,когда он очень старается.

• Больше разговаривайте с ребенком. Объясняйте все, что вы делаете.Ребенок слушает и начинает усваивать язык задолго до того, какзаговорит. Убедитесь, что он смотрит на вас, когда вы говорите.

• Спокойное отношение к возникающим проблемам и конструктивное решение.

• Используйте подражание. Чтобы научить ребенка новому действиюили навыку, сначала выполните действие сами и пригласите ребенкаповторить его, подражая вам. Превратите это в игру.

• Побуждайте ребенка двигаться или тянуться, стараясьдостать то, что он хочет.

• Сделайте учение забавой. Всегда ищите способыпревратить обучающие занятия в игру.Пусть старшие братья и сестры показывают ребенку новые приспособления, игрушки и т.д.

• Ребенок часто лучше усваивает, когда рядом нет учителя.Дети часто прилагают большие усилия, когда им чего-нибудь очень хочется, а рядом нет никого, кто поможет.Учить ребенка - важно, но не менее важно давать емувозможность исследовать, пробовать свои силы и самомуделать для себя то, что он может.

• Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам.Помогайте ему только в той мере, в какой это необходимо.

• При планировании любой деятельности следует учитывать сниженный уровень работоспособности и высокую истощаемость ребенка.