«Взаимодействие семьи и школы в рамках панорамы воспитательной работы классного руководителя»
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10» г. Оренбург
«Взаимодействие семьи и школы в рамках панорамы воспитательной работы классного руководителя»
Потуданская Наталья Ивановна
учитель начальных классов
“Чтобы узнать ребёнка, надо хорошо знать его семью”
В.А.Сухомлинский
Работа с родителями – это одна из самых важных составляющих работы классного руководителя. Сотрудничество учителя и родителей осуществляется ради общих целей, интересов и задач по воспитанию и обучению детей.
Набирая класс, я набираю не 25 детей, а 25 семей с мамами, папами, бабушками, дедушками, и т.д. и т.п. Все они со своими характерами, взглядами, убеждениями, семейными устоями, традициями, проблемами и претензиями. И от того, насколько совпадут чаяния родителей со стремлениями учителя, насколько учителю удастся убедить, привлечь на свою сторону родителей, от тех связей и взаимоотношений, которые возникнут в начальный период, будет во многом зависеть и вся последующая работа. Не могу сказать, что это удаётся мне на 100%. Такого не бывает, однако позволю себе высказать некоторые положения, к которым стремлюсь. Итак, чтобы осуществлялось сотрудничество необходимо стать с родителями единомышленниками и союзниками.
Без сомнения, многие учителя поддерживают открытые и тесные связи с семьями, т.к. понимают, что обучение и воспитание – совместная работа учителей и родителей. Хотя я знаю немало педагогов, старающихся сохранить дистанцию при общении с родителями.
Взаимоотношения учителей, родителей и учеников можно сравнить с равносторонним треугольником.
Учитель
Родители Ученики
И если стороны треугольника равны, то это прочнейшая фигура, а несовпадения и разногласия, приводят к ухудшению взаимодействия и взаимопонимания всех “сторон”. Поэтому, если учитель обвиняет родителей, следовательно, он сам допускает ошибки и наоборот. Без взаимодействия семьи и школы жизнь ребенка становится беднее. Еще Сухомлинский сказал: «Чтобы узнать ребёнка, надо узнать его семью». Для этого я, уже при первых встрече с родителями, провожу анкетирование «Сотрудничество школы и семьи» и ряд других анкет.
В самом начале работы я поставила перед собой следующие задачи:
- Установить партнёрские отношения с семьёй каждого ученика, создать атмосферу общности интересов.
- Приобщить родителей к участию в жизни школы и класса через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
- Повысить грамотность родителей в области, развивающей педагогики.
- Разработать и внедрить в практику работы разнообразных форм и методов взаимодействия школы с семьей в вопросах обучения и воспитания
- Вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми и учителем.
Основными направлениями работы были выбраны:
- изучение семьи и установление контактов с ее членами;
- повышение педагогической культуры родителей;
- совершенствование мастерства по вопросам взаимодействия с семьёй;
- создание условий для совместной деятельности детей и взрослых.
Не могу не рассказать о сотрудничестве с родителями в организации исследовательского обучения.
В условиях школы исследовательская деятельность учеников – одно из основных направлений развития учащихся. Ребята начальных классов в основном владеют элементами исследовательской деятельности и способны создать отдельные модули проектов. Поэтому у нас сложились совместные проекты учитель – родители – ученики. Такие проекты помогают учителю прививать детям любовь к книге (Например, проект на тему: «Моя семья», «Красная книга Оренбургской области», «Берёза – символ России»).
Конечно же, это тема отдельного разговора, но работа проводится, и в ней невозможно обойтись без помощи родителей, без разнообразного сотрудничества на различных уровнях. Начиная с помощи в выборе темы и заканчивая подготовкой к защите работы, её оформлением и подачей.