Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
24.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
22.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...

«Выборы в Государственную Думу РФ»

МАОУ «Гимназия №76»

г.Набережные Челны Республики Татарстан 

Автор: Чурбанова Ирина Анатольевна, учитель истории и обществознания 

Методическая разработка урока

«Выборы в Государственную Думу РФ»

Предмет: обществознание

Форма урока: деловая игра

Класс: 9 класс

Время реализации занятия: В конце изучения тем «Голосование, выборы, референдум», «Политические партии и движения» в разделе «Политическая сфера жизни общества».

Цель урока: закрепить и систематизировать знания, полученные в ходе изучения раздела «Политическая сфера жизни общества», повысить уровень политической культуры учащихся.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Продолжить работу над понятиями: политическая культура, политическая социализация, политические партии, выборы, референдум, голосование, политическая программа, агитация и др.
  2. Уяснить суть политических программ партий «Единая Россия», «ЛДПР», «КПРФ», «Справедливая Россия».
  3. Сформировать представление о делении политических партий на правые, центристские и левые в зависимости от политической программы.
  4. Уяснить суть процедуры голосования.

Развивающие:

  1. Развитие навыков публичного выступления.
  2. Формирование умения вести дискуссию.
  3. Совершенствование навыков самостоятельной работы с источниками разного характера (интернет, плакаты, листовки и др.).
  4. Развитие навыка работы с избирательным бюллетенем, освоение процедуры голосования.

Воспитательные:

  1. Повысить интерес к предмету.
  2. Помочь учащимся осознать ответственность за свой выбор.
  3. Повысить уровень политической культуры.
  4. Развить у учащихся чувство гражданского самосознания.
  5. Разъяснить необходимость участия в политических выборах.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок

Форма урока: деловая игра

Оборудование: компьютер, проектор, урна для голосования

План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация

1. Вводный этап

 

10 минут

2. Предвыборная агитация

 

20 минут

3. Голосование

 

7 минут

4. Заключительный этап

3 минуты

Деловая игра может быть проведена в 9 классе как повторительно-обобщающий урок по темам «Голосование, выборы, референдум», «Политические партии и движения» в разделе «Политическая сфера жизни общества». Деловую игру можно также провести как внеклассное мероприятие в рамках  всей параллели  9-х классов. В этом случае каждый класс представляет свою партию.

Опережающее задание

  1. Разделить класс на 6 групп:
  1. Партия «Единая Россия» (5 человек)
  2. Партия «ЛДПР» (5 человек)
  3. Партия «КПРФ» (5 человек)
  4. Партия «Справедливая Россия» (5 человек)
  5. Избирательная комиссия (3 человека, в том числе Председатель ИК)
  6. Корреспонденты (5 человек)
  1. Задания для 1, 2, 3, 4 групп (политические партии)
  1. подготовить агитационный плакат, листовки и презентацию, в которых схематично и красочно отразить программу своей партии;
  2. нарисовать эмблемы;  
  3. выбрать лидера и подготовить агитационную речь (3 – 5 минут);
  4. придумать вопросы для оппонентов.
  1. Задания для 5 группы (избирательная комиссия)
  1. для всех участников игры приготовить избирательный бюллетень (Приложение №1);
  2. расписать правила голосования (в виде презентации) – Приложение №3;
  3. приготовить урну для голосования;
  4. подготовить в электронном виде таблицу для отображения результатов голосования (с использованием электронной доски).
  1. Задание для 6 группы (журналисты)

Придумать по три вопроса для каждой партии.

  1. Задание для всего класса
  1. повторить темы «Политические партии», «Голосование, выборы, референдум»;
  2. ознакомиться с  политическими  программами  партий «Единая Россия», «ЛДПР», «КПРФ», «Справедливая Россия».
  3. изучить Приложение №2 (о выборах в Государственную Думу).

Этапы урока

1. Вводный этап (10 минут)

  • вводное слово учителя
  • беседа о роли политической культуры и о видах политических партий
  • представление партий и знакомство с правилами игры
  • жеребьевка, которая должна определить последовательность вступления партий; раздача бланков.

2. Предвыборная агитация (25 минут)

  • выступление лидеров партий
  • вопросы журналистов и оппонентов
  • дискуссия

3. Голосование (7 минут)

  • инструктаж председателя избирательной комиссии по заполнению бюллетеня
  • процедура голосования, сбор бланков и подсчет голосов
  • фронтальная беседа по теме «Голосование, выборы, референдум» (во время подсчета голосов)
  • подведение итогов голосования.

4. Заключительный этап (3 минуты)

  • рефлексия (Чему научились? Что было не понятно? Что понравилось и не понравилось?);
  • заключительное слово учителя.

Ход урока:

I. Вводный этап (10 минут)

1. Вводное слово учителя

Сегодня мы завершаем изучение раздела «Политическая сфера жизни общества». И сегодня у нас с вами повторительно-обобщающий урок, на котором мы должны закрепить те знания, которые вы получили на предыдущих уроках. Но сегодняшний урок пройдет в несколько необычной форме – в форме деловой игры «Выборы в Государственную Думу РФ». Эта игра поможет вам закрепить знания сразу по нескольким темам: «Политические партии» и «Голосование, выборы, референдум». Кроме этого, эта игра поможет вам повысить уровень вашей политической культуры, т.е. политически социализироваться.

2. Беседа о роли политической культуры

- Скажите, как вы думаете, что такое политическая культура?

 

- Наличие определенных знаний о политике в целом, о политических процессах, явлениях в обществе?

 

Действительно, политическая культура заключает в себе политические знания, идеалы, ценности, установки, а также нормы политической жизни.

 

- Какую роль, на ваш взгляд, играет роль политическая культура в жизни каждого конкретного человека?

 

- Она помогает людям ориентироваться в политике страны.

Действительно, роль политической культуры очень высока. Она помогает каждому человеку чувствовать себя защищенным в сложном политическом мире. Она определяет правила политического поведения, взаимодействия власти, человека, общества. В свою очередь, овладение политической культурой и есть политическая социализация. Именно в этом и состоит цель нашего урока.

3. Беседа о видах политических партий

- Для начала давайте вспомним, что такое политическая партия?

- Это организованная группа людей, разделяющих общую политическую программу и стремящихся законным путем прийти к власти, поставив своего президента и сформировав свое правительство.

 

- На какие виды делятся политические партии в зависимости от типа политической программы?

 

- Правые, левые, центристские.

- А чем они отличаются друг от друга?

 

- ответы учащихся.

4. Представление партий и знакомство с правилами игры.

Учитель. Правила игры:

Класс делится на шесть групп:

  1. Партия «Единая Россия»
  2. Партия «ЛДПР»
  3. Партия «КПРФ»
  4. Партия «Справедливая Россия»

Они проведут предвыборную агитацию. Последовательность выступлений определена жеребьевкой.

  1. Журналисты, которые будут задавать вопросы представителям партий.
  2. Избирательная комиссия, которая обеспечит процедуру голосования после предвыборной агитации на II этапе игры. Также в ее функции входит следить за регламентом (на всю агитацию 7 минут).

А наши гости (присутствующие на уроке учителя) будут независимыми наблюдателями, которым мы также предоставим возможность проголосовать.

Итак, если вопросов нет, давайте приступим к I этапу игры – к предвыборной агитации.

II этап. Предвыборная агитация (25 минут)

  1. Выступление лидеров партий согласно заранее проведенной жеребьевке.
  2. Вопросы журналистов и оппонентов.

Учитель. Итак, предвыборная агитация завершена, и мы переходим к процедуре голосования. Слово предоставляется председателю избирательной комиссии, который ознакомит вас с процедурой голосования (выступает ученик, играющий роль Председателя Избирательной Комиссии). Приложение №1,3.

Учитель. Итак,  вы уже, наверное, определились в своем выборе. Предлагаю приступить к голосованию.  

III этап. Голосование (7 минут)

  1. Председатель избирательной комиссии проводит инструктаж по заполнению бюллетеня.
  2. Сбор бюллетеней и подсчет голосов.
  3. Беседа (во время подсчета голосов)

- Что такое выборы и голосование?

- Выборы – это всенародное голосование граждан по избранию законодательной и исполнительной власти.

Голосование – это процедура выборов.

 

- Что значит активное избирательное право и пассивное?

-  Активное – право избирать,                    пассивное – право быть избранным

- С какого возраста  граждане РФ имеют право избирать?

-  с 18 лет.

(Конституция Гл.II ст.32: участвовать в выборах имеет право гражданин не моложе 18 лет, который не находится в местах лишения свободы по приговору суда, а так же не признан недееспособным по суду.)

 

- Какие 3 основные избирательные системы вы знаете? В чем их суть? Какая избирательная система в России?

 

- Мажоритарная, пропорциональная, смешанная.

В России – смешанная.

- Какие требования предъявляются к выборам?

- Они должны быть: всеобщими, равными, прямыми, с тайным голосованием, добровольными.

 

- Что такое референдум?

- Всенародное голосование граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения.

 

- В чем значение избирательного права?

- Оно дает возможность непосредственно выразить свою волю, стать творцом закона и повлиять на судьбу государства.

От чего зависит успех партий на выборах?

- От программы, лидера, избирательной компании.

4. Подведение итогов голосования (избирательной комиссией)

  • Процент __________________, количество голосов.
  • 5% барьер

Избирательная комиссия на электронной доске демонстрирует результаты голосования:

Единая Россия – количество голосов - % соотношение – число мест в Госдуме РФ

ЛДПР  – количество голосов - % соотношение – число мест в Госдуме РФ

КПРФ  – количество голосов - % соотношение – число мест в Госдуме РФ

Справедливая Россия - количество голосов - % соотношение – число мест в Госдуме РФ

Учитель. Если у независимых наблюдателей нет претензий к процедуре голосования, то выборы объявляю состоявшимися, а игру завершенной.

IV этап. Заключительный (3 минуты)

Учитель. Итак, давайте подведем итоги урока:

  • Какие новые знания вы получили на уроке?
  • Каким навыкам обучились?

Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня на уроке вы стали политически более грамотными.

А в заключение мне хотелось бы сказать следующее:

Проявлением правовой и политической зрелости каждого гражданина является его участие в выборах. Я настаиваю на том, что участие в политической жизни через выборы и голосование является обязанностью каждого гражданина. Ведь из истории вы знаете, что человечество долго вело борьбу за избирательное право. Сначала его получили только очень богатые люди, затем имущественный ценз был отменен, но сохранен половой ценз. Были и другие ограничения. Но современные демократические государства, в том числе Россия,  с ними справились. Наконец, люди получили то, за что боролись долгие столетия. Они добились избирательного права. Но, к сожалению, на сегодняшний день далеко не все пользуются своим правом. Отчасти от того, что эти люди являются политически неграмотными, они не понимают значимости их голоса, тех политических условий, в которых они живут. Именно эти недостатки мы попытались преодолеть сегодня на уроке.

  • Вы согласны с тем, что участие в выборах – это ваше право и обязанность?         

Будьте политически грамотными, интересуйтесь тем, что происходит в политике, участвуйте в выборах, ведь от этого зависит ваша судьба и судьба нашего государства, нашей Родины!