Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Вводный урок-пролог к изучению русской литературы в 9 классе

МБОУ СОШ № 95 города Нижний Тагил Свердловской области

 

Вводный урок-пролог к изучению русской литературы в 9 классе

 

Воробьева Наталья Юрьевна

Учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

Водный урок-пролог к изучению русской литературы в 9 классе

Цель: познакомить учащихся (обзорно) с авторами и произведениями, которые будут изучаться в 9 классе, дать обзорную информацию о литературных направлениях, проявить интерес у учащихся к изучению литературных произведений 9 класса.

Ход урока:

1) Объявление темы, цели урока.

2) Лекция учителя с демонстрацией слайдов.

 1-3 слайд. Ребята, в 9 классе на уроках литературы вы продолжите чтение и изучение шедевров родной литературы, которые раскроют вам героический подвиг художников слова, их самоотверженную борьбу за народ, за свободу человека.

По ходу моей лекции вам нужно будет заполнить следующую таблицу:

Век написания произведения

Автор произведения

Название произведения

Литературное направление

Древнерусская литература

            - / - / - / -

«Слово о полку Игореве…»

            - / - / - / -

4 слайд. Откроет нашу первую встречу величайший памятник древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве…». Вы увидите перед собой русскую землю, страдающую от вековых усобиц князей и опустошительных набегов кочевников, вы услышите повесть об Игоре-князе, ум которого ясен, а сердце отвагой горит, вы увидите, как лучшие сыны Руси великой бьются за землю свою.

5 слайд. Вы задумаетесь над суровой действительностью далекого времени и поймете, почему автор «Слова», мудрый Боян, затеял эту песнь про поход князя Игоря на половцев.

6 слайд. От страниц древнерусской литературы мы пойдем к литературе 18 века. На небосклоне этого периода зажгутся яркие звезды: Михаил Васильевич Ломоносов, ученый, поэт, «первый русский университет», по выражению А.С.Пушкина. Вы ощутите главное, что через Ломоносова проходит вся история государства Российского, в которой запечатлелись радости и горести, сила и щедрость народа нашего. Читая его оды, вы поймете, что они не только славят деяния императрицы, но поют гимн наукам, призывают отроков дерзать во славу Российской земли.

7 слайд. Эта картина И.Е.Репина давно вам знакома. Грузный старик в алом сенаторском мундире при орденах и лентах, приподнимаясь над красным сукном экзаменационного стола, слушает лицеиста Пушкина:

Лицей волнуется не зря.

Он принимал уже царя, -

Но вот пожаловал Державин.

Он стар. Он глух душой на вид.

Но все в груди его горит

Святой огонь. Он горд и славен.

8 слайд. Встреча с Гавриилом Романовичем Державиным будет краткой, но запоминающейся. Он пытался подсказать императрице Екатерине II, как надо править по законам справедливости, борясь со злом, не унижая подданных.

Он прорвется к вам своими пронзительными, сердечными строками, и я думаю, что вы захотите открыть томик стихов 18 века, где на первых страницах поэзия Державина.

9 слайд. А затем на литературном небосклоне 18 века вспыхнет особая звезда – «сатиры смелый властелин», «друг свободы» - Денис Иванович Фонвизин. Сей душой любивший родину, он свой девиз определит так:

Ты должен посвятить Отечеству свой век,

Коль хочешь навсегда быть честный человек.

10 слайд. Образованный, смелый, живой человек, он восхитит вас своим остроумием. Вы побываете на примере его комедии «Недоросль», которая состоялась в сентябре 1782 года. Успех был невиданный: публика забросала сцену кошельками с деньгами. Когда вы войдете в художественный мир Фонвизина, может быть, его герои покажутся несколько архаичными, но мысли автора о воспитании, о чести, о любви к Отчизне заставят вас задуматься о дне сегодняшнем.

11 слайд. Вам, ребята, будет интересно узнать, что творчество Ломоносова, Державина и Фонвизина относится к литературному направлению – классицизм, родиной которого являлась Франция.

12-13 слайд. (Информацию, представленную на слайде записать в тетрадь)

14 слайд. В середине 18 века в европейской литературе возникает новое направление – сентиментализм. Если в классицизме правил рассудок, то в сентиментализме высшей ценностью станет добродетель.

15 слайд. Вы узнаете имя гордого, мужественного гражданина России Александра Николаевича Радищева, душа которого «страданиями человеческими уязвлена стала», впервые в литературе он заявит о необходимости разбить жезлом «главы бесчеловеческих господ». Объявленный «бунтовщиком хуже Емельяна Пугачева», закованный в кандалы, по пути на каторгу он заявит:

Ты хочешь знать: Кто я? Что я? Куда я еде?

Я тот же, что и был, и буду весь мой век:

Не скот, не дерево, не раб, но человек!

Александр Радищев! Запомните это имя! Он будет первым в России, кто укажет путь к избавлению народных масс от страданий. Вместе с ним вы совершите путешествие из Петербурга в Москву и увидите много такого, отчего ваша душа тоже «страданиями человеческими уязвлена» станет.

16 слайд. А это писателя знали все, потому что он был автором величайшего труда – «Истории государства Российского! Вокруг его имени кипели страсти. В жизни его было немало трагических страниц. Но как мужественно переносил он все невзгоды! Вся его жизнь – это титанический труд. Свидетельство тому 12 томов истории России. Вы узнаете, что писатель Николай Михайлович Карамзин утверждал идеалы добра и человечности. Вы убедитесь в этом, прочитав его повесть «Бедная Лиза».

17 слайд. На смену сентиментальной чувствительности придет нечто загадочное, странное, таинственное. В начале 19 века в России утвердится новое направление  литературе – романтизм. Он будет подготовлен Великой Французской революцией и движением декабристов в России:

Я ль буду в роковое время

Позорить гражданина сан? 

- скажет один из романтиков К.Ф.Рылеев.

18 слайд. А вот встречу с другим писателем-романтиком – Василием Андреевичем Жуковским - мы так и назовем:

19 слайд.                 Что за прелесть его небесная душа!

                                 Что за пленительная сладость его стихов!

По словам Федора Михайловича Достоевского, русская литература всегда была проникнута духом «всемирной отзывчивости». Ярчайший пример тому – писатели 19 века.

20 слайд. А этот писатель – Александр Сергеевич Грибоедов - был автором единственного произведения – пьесы «Горе от ума». Вас ждет увлекательное путешествие по страницам его комедии. Вы побываете в барской Москве первой четверти 19 века, познакомитесь с ее «тузами», их идеалами.

21 слайд. Грибоедов даст вам возможность присутствовать на поединках благородства и низости, искренности и притворства, понять, в чем основной конфликт его комедии.

22 слайд. А еще вас ждет встреча с удивительной грибоедовской речью. И незаметно в вашу речь войдут выражения Грибоедова: «Счастливые часов не наблюдают», «Кто беден, тот тебе не пара», «Свежо предание, а верится с трудом» и др. Вас, наверное, удивит тот факт, что «Горе от ума» еще в рукописи было выучено наизусть целою Россией.

23 слайд. Имена следующих поэтов вам открывать не надо. Их вы помните и знаете с детства А.С.Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В.Гоголь. правда, настоящим открытием для вас будет роман в стихах «Евгений Онегин». И тогда вы поймете, как точно сказал Н.В.Гоголь: «Пушкин – явление чрезвычайное и, может быть, единственное».

Да, нам нужен Пушкин, нужен, как Россия.

24 слайд. А потом к нам на урок придут стихи, в которых есть своя тайна. Вы узнаете в них поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Вы будете постигать его творчество и увидите, что оно се пронизано мотивом странствий. Странствие – во имя открытия себя в единстве с огромным распахнутым миром! Будь то спокойное или бурное море, «кремнистый путь» посреди Вселенной, реальная дорога на Кавказ, или в снах и мечтах – обратная дорога  Россию, или же космическая – от земли к небу.

25 слайд. Вы будете открывать Лермонтова, заново постигать его поразительный мир, исповедь сердца поэта.

26 слайд. Каждой своей строкой он потянется к вам, вашим думам. Кажется: только читай, вслушивайся в прочитанное:

Мне нужно действовать, я каждый день

Бессмертным сделать бы желал, как тень

Великого героя и понять

Я не могу, что значит отдыхать.

27 слайд. Вы уже знакомы с сатириком Николаем Васильевичем Гоголем по комедии «Ревизор». Помните, как были смешны чиновники уездного городишка, ожидающие в страхе приезд ревизора? Прочитав же поэму «Мертвые души», вы увидите всю Русь «с одного бока» и воскликните вслед за Пушкиным: «Боже! Как грустна наша Россия!»

28 слайд. Внимательное чтение приведет вас к серьезным выводам: исчезновение человеческого в человеке. К веселому смеху примешивается горечь печали. Вы сможете обосновать знанием текста, почему Гоголь смеется «сквозь слезы».

29 слайд. Встреча с Гоголем обогатит ваш внутренний мир. Вы почувствуете, что писатель сполна выстрадал сою любовь к Родине.

Также вы узнаете, что представленные произведения Пушкина, Лермонтова и Гоголя относятся к литературному направлению – реализм.

30 - 31 слайд. Итак, я представила вам писателей и поэтов, с творчеством которых вы познакомитесь в 9 классе, вы обзорно узнали о литературных направлениях, давайте же подведем итог сегодняшнего урока: проверим таблицу, которую заполняли в течение всего урока.

Век

Автор

Название произведения

Литературное направление

Древняя Русь

________

«Слово о полку Игореве»

______

18 век

М.В.ломоносов

Г.Р.Державин

Д.И.Фонвизин

«Ода 1747…», «О движении земли»

«Памятник»

«Недоросль»

Классицизм

Середина

18 века

А.Н.Радищев

 

Н.М.Карамзин

«Путешествие из Петербурга в Москву»

«Бедная Лиза»

Сентиментализм

 

I половина

19 века

В.А.Жуковский

А.С.Пушкин

М.Ю.Лермонтов

«Светлана», «Море»

Лирические произведения

Лирические произведения

Романтизм

 

Середина

 19 века

А.С.Пушкин

М.Ю.Лермонтов

Н.В.Гоголь

«Евгений Онегин»

«Герой нашего времени»

«Мертвые души»

Реализм

 

3) Вывод с урока.

- Что узнали нового?

- Чем заинтересовал вас материал урока?

4) Домашняя работа: читать статью учебника страницы 5-8, сделать конспект, суметь рассказать материал вводного урока.

       

  СМОТРЕТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ