Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

«Воспитание у дошкольников интереса к русской национальной культуре посредством мини-музея «Русская изба»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Дельфиненок» р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского района Волгоградской области

 

 

Методическая разработка

«Воспитание у дошкольников интереса к русской национальной культуре посредством мини-музея «Русская изба»

 

Разработала:

Ускова Евгения Александровна,

 воспитатель I квалификационной  категории

 

 

 

 

Направление: этнография, русское народное творчество.

Пояснительная записка

Этнография (от греческого слова «этнос» - древний)- наука, изучающая обычаи, традиции определенного народа. В настоящее время под этносом понимается «исторически сложившаяся этническая общность – племя, народность, нация».

        Этнография позволяет увидеть истоки различных верований, обычаев и обрядов, проследить их развитие. Став элементами музейной экспозиции, обычные вещи приобретают значение символа эпохи или явления традиционно – бытовой культуры.

Актуальность мини-музея

В наши дни, дети мало получают информацию о русской культуре. Безусловно и раньше в этом направлении велась определённая  работав ДОУ: были оформлены уголки народного искусства, детям читались сказки, их знакомили с поговорками, пословицами, проводились игры-занятия.

Однако было очевидно, что система работы в этом направлении требует организации особых условий создания обстановки, которая средствами наглядности и  образности  обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Цель: средствами мини - музея осуществляется воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников  группы.

Задачи:

1. Включить, детей и родителей, педагогов в творческий процесс по созданию и пополнению мини – музея «Русская изба»;

2.  Обеспечить безопасные, психологически-комфортные, эстетические и здоровьесберегающие условия;

3. Способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада;

4. Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, загадки, и т. д., так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей;

5. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных традиций;

6. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту русской природы;

7. Обогащать  словарь детей названиями и выражениями русского словаря.

Основные направления деятельности мини-музея «Русская изба»

-Изучать  собранный материал.

-Совместно с родителями и детьми осуществлять создание экспозиций, выставок, развлечений и досугов.

-Проводить экскурсии для детей других групп.

Формы работы с родителями

-Обращение к родителям на собрании о сборе экспонатов для мини-музея «Русская изба»

-Сбор информационного и наглядного материала

-Знакомство родителей с мини-музеем (видеоролик  в соц.сетьгруппу вайбер)

-Совместное развлечение и досуги

Предполагаемый результат:

1. Расширить познавательный интерес детей, приобщить к наследию русской народной культуры и своей малой Родины.

2. Мини-музей «Русская изба» используется для проведения различных занятий, на которых дети воспитываются нравственно, духовно и приобретают первоначальные азы патриотизма. Так же хорошо развивается разговорная речь детей, расширяется словарный запас, дети получаю здесь положительные эмоции, учатся воображать.

3. Экспонаты музея будут постоянно использоваться воспитателями на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности.

Основные преимущества мини-музеев в ДОУ

-  Педагоги, дети и родители вносят разнообразие в развивающую предметно-пространственную среду;

-  Дети – создатели и участники мини-музея;

- Экспонаты мини-музея можно трогать руками, использовать в образовательной и самостоятельной деятельности.

- Можно пригласить детей других групп детского сада

 

 

 

    Нынешние дети растут в эпоху, значительно отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, другие идеалы, но, несомненно, наши дети должны унаследовать культуру своего народа: традиции, обычаи, историю его развития. Проблемы духовно-патриотического воспитания подрастающего поколения в современном образовании занимают центральное место.

По какому пути пойти педагогу, чтобы решить эти проблемы?

Ответы на эти вопросы ищут многие педагоги, создавая и внедряя новые программы и технологии. Одним из способов решения данных вопросов является музейная педагогика.

Основной целью данной педагогики является приобщение к музеям детей с дошкольного возраста, творческое развитие личности. Музейная педагогика является чрезвычайно интересной и эффективной технологией. Она дает возможность осуществлять нетрадиционный подход к образованию, воспитанию и развитию дошкольников, сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на воспитанников.

В  условиях детского сада мини–музей «Русская изба» на современном этапе способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, помогает обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитать патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью.

Мини-музей «Русская изба» в ДОУ был создан с целью воспитания интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям.

Для достижения этих целей были намечены следующие задачи:

·         включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини-музея «Русская изба»;

·         обогатить предметно-развивающую среду «Русской избы» (предметы быта, предметы народного декоративно-прикладного творчества);

·         познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с  жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой;

·         прививать интерес к духовной культуре русского народа через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство;

·         воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире;

·         повысить уровень педагогической культуры родителей;

·         повысить уровень знаний педагогов по данной теме.

 «Русская изба» в нашем дошкольном учреждении создавалась постепенно и пополняется по сегодняшний день. Организация «Русской избы» в стенах детского сада оказалась делом не только увлекательным, но и вполне доступным, при плодотворном сотрудничестве и взаимодействии с семьями наших воспитанников. Педагоги детского сада старались найти правильные подходы к вопросу создания среды «Русской избы», и так же обращали внимание на рациональную организацию развивающего пространства мини-музея. Для создания интерьера избы были изучены  книги о культуре и быте русского народа и подобраны предметы, соответствующие старине. Ведь главное требование к организации предметно-развивающей среды «Русской избы» - ее развивающий характер.

 Только прикасаясь к настоящим предметам старины, дошкольники чувствуют принадлежность к истории прошлого. Только предметы, сделанные руками его далёких предков, донесут до сознания ребёнка представление о жизни в далеком прошлом.

Работа в нашем мини – музее «Русская изба» представляет собой систему мероприятий с использованием разных форм: экскурсии в музей, образовательную деятельность по ознакомлению с окружающим, занятия в рамках педагогических проектов, тематические дни, использование экспонатов музея в образовательной деятельности. Через посещение избы педагоги дают знания детям о назначении кухонной утвари, помогают усваивать правила гостеприимства, которым славен русский народ, знакомят с пословицами и раскрывают их значение: «Не красна изба углом - красна пирогом», « Чем богаты - тем и рады», «Какова хозяйка - таков и стол». Так же знакомят с разнообразием народного искусства: городецкой, хохломской, дымковской росписью, разными видами игрушек и народной вышивкой.

Мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего дошкольного учреждения. Работа мини – музея «Русская изба» детского сада является условием и средством успешного социокультурного развития детей, способствующего воспитанию любви к родному краю, к его истории, культуре, быту, языку, способствует формированию свободной и творческой личности, способной ориентироваться в современном мире, осознающей свои корни, национальные истоки. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. В настоящее время ощущается необходимость возрождения российской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности подрастающего поколения.

Детские впечатления от увиденного в музее всегда находят свое воплощение в других видах детской деятельности: художественно-продуктивной, проектно-исследовательской, игровой, художественно-творческой. Наши мини-музеи интерактивны. Экспонаты музея можно потрогать, рассмотреть. К тому же музей свой, родной, потому что дети вместе с родителями сами принимали участие в его создании.

Среда «Русской избы» для ребёнка - средство познания традиций и культуры. Погружение детей в существующую музейную среду предоставляет уникальную возможность приобщения малышей к духовным богатствам и ценностям общества, помогает нашим воспитанникам осознать свое место в культурно-историческом пространстве, оценить себя, соотнеся с историческим прошлым. Всё это, а также выработанные определенные правила общения и поведения в музее зажигают в сердцах ребят искорки любви, уважения и бесконечной гордости к истории своей страны, родного края.

Используемая литература:

1. О. Л. Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998 – 24 с.

2. М. В. Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003 – 256 с.

3.И. Н. Котова, А. С. Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт – Петербург, «Паритет», 2003 – 236 с.

4. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 2004 – 400 с.

5. Г. В. Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизетрейдинг», 2004 – 128 с.

6. Л. В. Соколова, А. Ф. Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». Москва, «Айрис-Пресс», 2003 – 196 с.