Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

«Воспитание души – истинное служение Отечеству»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования  «Детская школа искусств имени Н. Гончаровой» п. Полотняный Завод,  Калужской области

 

«Воспитание души – истинное служение Отечеству»

 

директор МБОУДО

                                                        Пиманкина  Н.И.

 

 

Воспитание души – истинное служение Отечеству

     Нераздельной составной частью нравственно-патриотическоговоспитания является воспитание любви к родному Отечеству, к своему народу. Детская школа искусств имени Н. Гончаровой п. Полотняный Завод, Калужской области принимает самое активное участие  в патриотическом воспитании обучающихся. Сегодня постигают культурное наследие прошлого, готовятся к труду на благо Отечества дети, подростки, молодые люди, которым суждено жить в России даже в конце XXI века. Это их духовному развитию, здоровью и благополучию преподаватели отдают свои силы, ум и сердце в нашей школе.  Преодолеть социальный и экономический кризис, который сейчас переживает Россия, можно, лишь вернув понятиям «патриот», «патриотизм» их истинный смысл и веру в свою Родину. Невозможно развитие общества без передачи жизненного и исторического опыта от  одного поколения другому.

     В целях утверждения приоритетности воспитания, актуализации его содержания на основе более полного использования культурного потенциала, традиций, инновационного опыта  в «ДШИ им. Н. Гончаровой»  п. Полотняный Завод продолжаются лучшие традиции нравственного и патриотического воспитания  детей. Посредством занятий разными видами искусства происходит формирование любви к родному краю, уважение  к своему  народу, лежащие в основе духовности и гражданственности.

     Проблема патриотического  воспитания подрастающего поколения в настоящее время является одной из самых острых, сложных и актуальных в современной России. Эта проблема способна поставить в тупик даже знающего, опытного преподавателя, т.к. социальный мир современной России противоречив, сложен и неоднозначен.

     Наработанный нашим педагогическим  коллективом теоретический и практический опыт соответствует основным направлениям нравственно-патриотического воспитания  школьников, а именно:

     - понятие патриотического воспитания рассматривается преподавателями, как естественное чувство, которое закладывается в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социально культурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и  своему народу, к своей земле, воспринимаемые в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека;

     - естественно развивающиеся чувства привязанности к отечественным ценностям становятся предметом осмысления людей в процессе целенаправленного воспитания, где на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Это – патриотическое воспитание – как система целенаправленного воздействия;

     - любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, в любви к своему дому, улице на которой он живет, поселку. Это должно быть системой целенаправленной работы в школе по начальному формированию чувства гражданственности и патриотизма во взаимоотношениях с семьей. Накапливаемый при этом социальный опыт ребенка касается как познания  и преобразования той или иной области действительности, так и отношения к ним, что соответствует одному из принципов личности – ориентированной дидактики – принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия.

     В этой связи успешность развития школьников их патриотическое воспитание станут возможными только при условии активного взаимодействия детей с окружающим миром, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные школьному возрасту.

      Методы и приемы патриотического воспитания, используемые преподавателями школы, могут быть разнообразными, но обязательно должны учитывать особенности детей, главное направление которых – развитие эмоций, опора на эмоциональное состояние. Эти требования стали для наших преподавателей методологическим ориентиром при проведении разных форм работы с детьми по патриотическому воспитанию.

     Огромное значение имеет ознакомление детей с историческим, культурным, национальным, географическим своеобразием родного региона – Калужского края.     Краеведческий подход в воспитании и образовании школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательную программу для воспитанников не только с образовательно-просветительной целью, но и эмоционально-воспитательной направленностью.

     В нашей системе работы по нравственно-патриотическому воспитанию на краеведческом материале учитываются следующие концептуальные аспекты:

  1. Краеведческий материал должен естественно «входить» в целостный  образовательно-воспитательный процесс на основе базовой программы.
  2. Постепенное введение краеведческого материала в работу с детьми, начиная от более близкого ребенку, лично значимого, переходя к менее близкому   - культурно-патриотическим фактам.
  3. Формирование личностного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни родного края, создания условий для активного приобщения детей к социальной деятельности.
  4. Развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.
  5. Приобщение детей к  истории, культуре, природе родного края, используя продуктивную деятельность в творческих проектах.
  6. Привлечение детей к поселковым праздникам, знакомство с интересными выдающимися людьми поселка и Калужского края, носителями социально-культурных традиций в области ремесла, песни, танца, литературы, искусства, людьми, прославившими Калужский край.
  7. Основной отбор методов и приемов ознакомления детей с родным краем, направленных на повышение познавательной и эмоциональной активности.
  8. Создание такой развивающей среды, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал и позволила бы удовлетворить потребность в познании окружающего мира, преобразования его по законам добра и красоты.

 Выстраивая педагогический процесс по нравственно-патриотическому воспитанию с использованием краеведческого материала, педагогический коллектив школы учитывает следующие принципы:

  1. Принцип «от близкого к далекому».

Школьник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, потом гражданином России и только потом жителем планеты Земля.

  1. Возрастной принцип и принцип доступности материала.

Следует определить содержание воспитания для школьников младшего, среднего и старшего возраста.

  1. Принцип гуманизации.

Предполагает умение преподавателя стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

  1. Принцип интегрированности.

Реализуется в сотрудничестве с семьей, общеобразовательными школами, библиотекой, музеем, выставочным залом, за счет включения сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями Калужского края.

   Интеграция в педагогическом процессе преподавателями рассматривается как фактор создания эмоционального благополучия ребенка в детской школе искусств, как важнейшее условие его целостного развития, первых творческих проявлений и становления индивидуальности.

     Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что построение познавательного процесса на краеведческом материале позволяет решать следующие задачи нравственно-патриотического воспитания детей:

 - формировать любовь  к родному поселку и интерес к прошлому и настоящему Калужского края;

 -   развивать бережное отношение к семье, дому, улице, поселку, краю, стране;

 - воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственность за все, что происходит в поселке, сопричастность этому;

-  формировать умение ориентироваться в ближайшем культурном окружении и отражать это в своей деятельности;

 - воспитывать уважительное  отношение к человеку – труженику и результатам его труда, защитникам Отечества и поселка.

     Примером патриотического и  духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения послужили созданные в школе  художественно – выставочные  проекты под общим названием «Прошлое в настоящем». Эти проекты предполагают  формирование фонда музея детского творчества и школы юных экскурсоводов, где бы обучающиеся приобретали  новые знания, пусть пока ещё скромные, но уже дающие право на самостоятельное исследование темы.  А так же экскурсионную работу, организацию передвижных выставок,  сотрудничество с музеями, общеобразовательными школами, библиотеками, организациями района и области, частными лицами.

     Актуальность цикла проектов «Прошлое в настоящем» заключается в инновационном методе преподавания, новом подходе к созданию учебных ситуаций, подборе интересных фактов, организации учебной и творческой работы учащихся.

    Работая над проектом «Золотые россыпи Спасо-Преображенской ярмарки в Полотняном Заводе» ребята проходили школу не  только мастерства, но воспитания в себе эстетического восприятия искусства, учились понимать народное творчество, его истоки. Работы выполнены в виде лубочной народной картинки в технике папье-маше. Зрителю представлено развернутое повествование в прошлом шумной суетливой Спасо-Преображенской ярмарки. Люди оказались  в ином мире, вне  современного виртуального пространства, в уютном уголке детского воображения, в окружении больших и не очень, ярко-эмоциональных и трепетно-трогательных художественных работ.       Основное стремление  преподавателей – это вдохнуть в этот проект,  в чистые детские души  истинный свет и красоту ярмарочного действа; воспитать  новое поколение в нравственно-патриотическом, духовном ключе. Интерес к традициям, привитый ребенку с раннего возраста и поддержанный уроками искусства, есть залог того, что  школьники осознанно будут воспринимать и хранить историю своей Родины. Сегодня поселок Полотняный Завод, исторически значимое место Калужского края, помнит свою историю и созидает новую жизнь. А его юные граждане посредством искусства  доказывают, что способны любить свою малую родину, уважать её жителей, помнить историю, создавать и творить лучшее будущее.

     В канун знаменательной даты 200 - летия с начала Отечественной войны 1812 года, учащиеся и преподаватели отделения  изобразительного искусства работали над художественно-выставочным проектом «Недаром помнит вся Россия…»,  который явился   творческой  данью памяти  и знаком  благодарности  современного  молодого поколения  нашим героическим предкам.      1812 год был великой эпохой.  Напряжённая борьба с Наполеоном пробудила дремавшие силы России,  вызвала  духовный подъем и небывалый всплеск национального самосознания у русского народа. Работая над исторической темой,  ребята обращались к различным историческим источникам, рассказам преподавателей и гордились, что  наш  край в тот далекий  год тоже  внес свой вклад в общую победу, что к  происходившим событиям были причастны и  люди нашего поселка. 

     Дети в своих  выставочных  работах, исполненных в технике папье-маше, показали не только театр военных действий, но и события мирной жизни, ведь война повлияла на культуру, моду, мировоззрение людей. Историческая тематика выставки способствовала  изучению материала: костюмов эпохи, быта, оружия, военной формы, архитектуры.  Изображение исторических сюжетов подталкивало юных авторов к    более  осмысленному пониманию прошлого.  Отечественная война 1812 года – это событие, уроки которого не стоит забывать и сегодня, считают преподаватели. А для этого надо формировать и развивать у детей чувство уважения к великому прошлому своей страны, гордость за патриотизм, проявленный нашими предками.    

Экскурс   по замечательной выставке  «Недаром помнит вся Россия…»  - это   своего  рода  рассказ о героях Отечественной войны 1812 года, напоминание  всем  нам: « Не будем Иванами, не помнящими родства».  Посредством  кисти и слова  ребята  рассказали о далекой истории для того, чтобы она отозвалась в нас сегодняшних, чтобы почувствовать боль и радость родной нашей земли. Ведь  прошлое должно служить современности. Матрица патриотического мироощущения детей XXI века крепко связана с генетической памятью народа. Юные художники интуитивно идут в русле отечественной традиции – не отрываться от народных истоков. Эту животворную связь  отметил в свое время философ И.А. Ильин : «Когда Поленов или Левитан, или Нестеров, или Айвазовский… пишут быт или русскую природу, то они показывают нам в них и через них наш душевный и духовный уклад».

     Суров, безжалостен мир. И все-таки нет уныния в душе. Светлым и радостным видит (хочет видеть!) детвора дом родной, родину свою и всю нашу землю-кормилицу. Это свет чистоты и добра, свет любви и надежды.

Эффективность системы воспитания нравственно-патриотической направленности в школе искусств достигается, если педагогический процесс отличает целостность на всех уровнях: административно-управленческом, организационно-методическом и воспитательно-образовательном. Цель работы преподавателей: воспитать высоконравственное поколение россиян, способствовать профессиональной ориентации детей, формировать у них гражданскую ответственность и пробуждать интерес у нового поколения к истории России, её прошлому. Только тогда, когда каждый ребенок будет осознавать себя личностью, когда он поймет свое предназначение на Земле и осознает себя гражданином великой страны, когда понятие «патриотизм» как стремление души к возвышению Родины станет для него определяющим, только тогда Россия действительно возродится, вновь обретет силу и величие.