«Волшебница вода»
Конспект НОД в старшей группе «Волшебница вода» Программные задачи: Расширить знания детей о свойствах воды; о её роли в жизни живых организмов, о том, где она встречается в природе. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с водой. Развивать мышление детей, любознательность, наблюдательность. Активизировать слово: бесцветная, безвкусная, прозрачная. Воспитывать интерес к исследованию, самостоятельность, умение сотрудничать с другими детьми. Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Кому нужна вода». Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Какая она, вода». Чтение рассказов, сказок познавательного характера о воде. Методы и приёмы: Игровой (сюрпризные моменты); наглядный (иллюстрации, символы); практический (опыты); словесный (беседы, вопросы поискового характера). Материалы и оборудование: инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, гуашь (красная, синяя, жёлтая, зелёная), ложечки; ёмкости: с солью, с сахарным песком; яйца, кисточки, подставки под кисточки; символы, обозначающие правила поведения в лаборатории, иллюстрации «Вода в природе». Планируемый результат: непосредственно – образовательная деятельность по теме «Волшебница вода» -углубит знания детей о свойствах воды; -разовьет мыслительные процессы, исследовательские умения и навыки, умение детей выдвигать предположения. - вызовет интерес к исследованиям, повысит уровень любознательности, самостоятельности детей. Ход работы: Звучит мелодия «От улыбки» В: «Доброе утро солнцу и птицам. (руки к солнцу) Доброе утро приветливым лицам! Собрались все детки в круг. Я твой друг и ты мой друг.(показ руками на себя, на детей) Крепче за руки возьмёмся, И друг другу улыбнёмся!» Дети садятся на стулья В: Ребята, закройте глаза, представьте. Много зрителей вокруг, все аплодируют, всё залито светом, это горят софиты, арена, звучит музыка. Ребята, где мы оказались? (В цирке) И сейчас на арену выходит фокусник.Встречайте его аплодисментами. (Входит фокусник, показывает фокусы под музыку.1 фокус – окрашиваем воду (3 ёмкости); 2 фокус –надуваем шарик. Ф: А вы хотите научиться показывать фокусы? В каждом фокусе есть секрет, а чтобы узнать эти секреты вам нужно научиться проводить опыты и эксперименты. В: Ребята, поблагодарим его аплодисментами. (Фокусник уходит). В: Фокусник с чем проводил фокусы? (с водой) Давайте поговорим о воде. -Имеет ли цвет вода? (нет, она прозрачная) - Как ещё можно сказать? (бесцветная). (Закрепление слов) - Имеет ли вода запах? (Без запаха). - Имеет ли вода вкус? (Безвкусная). В: - Кому нужна вода? (людям, животным, растениям). - Где использует человек воду? (готовит пищу, стирает, умывается, моется, пьёт, тушит пожар…). - Да, вода нужна всем. Без воды не будет жизни на Земле. - Где в природе вода встречается? (в ручейке, роднике, реках, морях, океанах, озерах, болотах). А ещё мы видим воду в виде дождя, льда, снега, тумана – это тоже вода, только в разных её состояниях. (показ иллюстраций) Воспитатель.Читает стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода». Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! Вы в пруду ее найдете И в сыром лесном болоте, В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. Как сосулька, замерзает. В лес туманом заползает, Без нее нам ни умыться, Ни наесться, ни напиться! Смею вам я доложить: Без нее нам не прожить! - Ребята, подойдите, пожалуйста ко мне. Представьте, что мы с вами на берегу реки (звучит шум воды). Физкультминутка Тихо плещется вода(Плавные движения руками) Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.) В небе тучки, как овечки,(Руки вверх) Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны) Мы из речки вылезаем,(Высокое поднимание колен) Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.) А теперь глубокий вдох.(Делаем вдох) И присядем на песок. (Дети садятся.) В: -А сейчас приглашаю вас в лабораторию. Я вас научу проводить опыты, чтобы вы потом сами показывали фокусы. Наденем фартуки. - Вспомним правила поведения в лаборатории (показ сигнальных карточек) 1. Не кричать! 2. Не трогать без разрешения! 3. Не пробовать на вкус! 4. Соблюдать осторожность! В: - Проведём исследования. Перед вами по 2 стакана с водой, по 2 яйца, соль. Берём соль и высыпаем её в стакан с зелёной меткой. Размешиваем. Какая получилась вода? (солёная). А теперь послушайте: если мы опустим в каждый стакан по яйцу, они будут плавать или опустятся на дно? (ответы детей). Давайте проверим. Берём яйца и опускаем по 1 в каждый стакан. Смотрите, что произошло. (В стакане с солёной водой яйцо вверху, плавает, а в простой воде опустилось на дно). Знаете, почему?Потому что плотность солёной воды выше, поэтому яйцо не тонет. В: - Как думаете, где легче научиться плавать – в море или реке? (В море) Правильно, потому что в море вода солёная. В: Отгадайте загадку. Разноцветное коромысло в небе повисло. (Радуга). Вспомним о лете и сделаем с вами кусочек радуги. - Каждому лаборанту нужно положить ложкой в маленький стакан с водой сахар. Перемешайте. (дети перемешивают).Берём краску, кисточкой закрашиваем воду.(дети выполняют). - А теперь лаборанты по двое будут подходить ко мне с приготовленными растворами. Сначала те, у кого в стакане синий цвет (4 ложки сахара), затем у кого зеленый (3 ложки сахара), жёлтый (2 ложки сахара), красный (1 ложка сахара) - А сейчас самое интересное. (В чистый стакан при помощи шприца без иглы воспитатель начинает добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Старается лить по краю стенки стакана.В стакане образуется 4 разноцветных слоя– самый нижний синий, зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются). Смотрите, радуга получилась!(читаю стихотворение И.Векшегоновой «Радуга») Стою радуюсь: Радуга, радуга! Полоса – к полоске, линия – к линии: Жёлтая, зелёная, красная, синяя… В:-В чем же секрет? Почему не перемешалась вода? (Количество сахара в каждой раскрашенной воде была разной, поэтому плотность воды разная). Этот опыт вы еще повторите. - Вам понравилось быть исследователями? Я благодарю вас за прекрасную работу и дарю вам медали «Юный исследователь» (раздаю медали) (звонок телефона) В: Извините, ребята, мне нужно ответить. Это звонит фокусник (показываю на телефоне фото, включаю на громкую связь) Фокусник по телефону: Ребята, мне очень понравилось быть у вас в гостях. Вы такие, молодцы! Все старались, не ленились И, играючи учились! От меня за труд такой Вам подарок небольшой! Вы меня не подводите, А скорей его найдите: Не далеко, не близко, Не высоко, не низко, Не в шкафу он, не в руке, А в волшебном сундучке! (Дети и воспитатель находят сундучок с мыльными пузырями)