Внеурочное занятие на тему добра и благотворительности: «Что такое доброта»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 40» города Смоленска
Внеурочное занятие на тему добра и благотворительности:
«Что такое доброта»
Учитель
Зайцева Т.П.
Цель занятия: формирование у детей представления о добре, доброте, хороших и добрых поступках;
Задачи занятия: 1) обобщить знания детей о доброте, как о ценном качестве человека;
2) развивать творческие возможности, самооценку детей;
3) воспитывать стремление совершать добрые дела
Формы организации деятельности детей: урок
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, словари, плакаты с пословицами «Не одежда красит человека, а его добрые дела», «Спешите делать добро», «Доброе слово человеку, что дождь в засуху», рисунок Дерева Доброты и Дерева Желания, оформленное название занятия
Ход занятия
- Самоопределение к деятельности
(Звучит песня «Что такое доброта?» из мультипликационного фильма «Барбарики»)
Что такое доброта?
Что это такое доброта?
И увидеть нельзя, и нельзя потрогать.
Доброта – это когда,
Доброта – это тогда, когда
Все друг другу друзья,
И летать все могут!
Припев:
Девочки и мальчики,
Сладкие, как карамельки,
А на них большие башмаки,
Это Бар-бар-бар-барики.
Лёгкие, как мотыльки,
А в глазах горят фонарики,
А на них большие башмаки,
Это – Барбарики.
Встал вам на ногу слон –
Значит, хочет подружиться он.
Хочет научить вас
Шевелить ушами.
На нос села оса –
Значит, хочет познакомиться,
И пощекотать, а
Вовсе не ужалить!
Припев:
К нам на праздник доброты
Приходи и ты, и ты, и ты.
Кто умеет летать, и кто не умеет.
А летать просто так –
Надо улыбнуться просто так.
Чтобы звёзды достать,
Надо стать добрее.
Припев:
Учитель: - Дорогие ребята, сейчас вы прослушали очень известную и любимую вами песенку, которую, несомненно, узнали. На ваших лицах я вижу улыбки. Мне очень хочется, чтобы эти улыбки сохранились у вас до конца нашего занятия, а наш урок пусть пройдёт позитивно, открыто и светло.
- Актуализация опорных знаний
Учитель: - Ребята, а о чём эта песенка?
(Ответы детей)
Учитель: - Правильно, эта песенка о доброте. Подумайте, а почему именно с неё мы начинаем наше занятие? Какая будет тема нашего урока?
(Высказывания детей)
Учитель: - Проверьте, правильны ли ваши предположения.
(Учитель открывает на доске напечатанную тему занятия – «Что такое доброта»)
Учитель: - Итак, вы оказались правы. А какие учебные задачи мы будем решать в процессе занятия?
(Ответы детей)
Учитель: - А что же, по вашему мнению, доброта?
(Высказывания детей)
- Открытие новых знаний
Учитель:- Проверить наши предположения мы можем с помощью нашего незаменимого помощника – словаря. Давайте найдём в словаре определение этому слову.
(Ученик ищет в словаре слово «Доброта»)
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Полон доброты кто-н. Толковый словарь Ожегова
Доброта - ы; ж. Душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро другим. Неподдельная д. души. Д. сердца. Сердечная доброта Энциклопедический словарь
Доброта - добросердечие, (добро)сердечность, душевность; благость, ласковость, мягкосердечие, мягкосердечность, благодушие, добротолюбие, человечность, человеколюбие, участливость, добродушность, добросердечность, добродушие, отзывчивость, благодушность, добротность, кротость, гуманность, ласка, мягкость. Словарь синонимов
(На доске появляется запись с определением этого слова)
Учитель: - Итак, теперь мы знаем, какое определение даётся слову «доброта» в словарях. А что думают по этому поводу поэты?
- Литературная композиция
1 ученик: - Как бы жизнь не летела-
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
2 ученик: - Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле
Делай доброе дело-
Тем живём на земле.
3 ученик: - Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече:
«Добрый день» и «Добрый вечер».
4 ученик: - И не зря ведь есть у нас
Пожеланье - «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…
5 ученик: - Мы желаем вам добра,
Доброй ночи до утра,
Всем желаем добрых снов,
Добрых дел и добрых слов.
6 ученик: - Мы желаем, чтобы с вами
Людям было веселей,
Чтобы добрыми глазами
Вы смотрели на людей!
7 ученик: - Уведёт ли вас дорога
От любимого порога,
Пусть вам скажет кто-нибудь:
«В добрый час и в добрый путь!»
8 ученик: - Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда!
9 ученик: - И если кому- то, кому-то поможет
Твоя доброта,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря.
Учитель: - А что же говорит о доброте народная мудрость? Послушайте, ребята, пословицы о доброте, которые приготовили для вас одноклассники.
(Дети встают и называют пословицы о доброте, которые они приготовили дома)
— Учись доброму — плохое на ум не пойдёт.
— Про доброе дело говори смело.
— Жизнь дана на добрые дела.
— Доброе слово лечит, а злое калечит.
— Не одежда красит человека, а его добрые дела.
— Добрые слова дороже богатства.
— Не ищи красоты, ищи доброты.
— Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Учитель: - Ребята, какой вывод мы можем сделать из услышанного? Как относятся к доброте поэты, писатели, народная мудрость?
(Ответы детей)
- Добрые дела в нашем городе
Учитель: - Очень радостно на душе от того, что ныне возрождаются такие забытые понятия, как «доброта», «милосердие», «благотворительность». Вслушайтесь в эти слова. Сколько в них смысла, значения, глубины. Многие организации, отдельные граждане нашей страны осуществляют акции милосердия по отношению к воспитанникам детских домов, школ-интернатов, жителям домов престарелых, к инвалидам, воинам-афганцам.
Некоторые родители, имея своих детей, берут на воспитание детей-сирот из детского дома. Наши выдающиеся артисты и музыканты проводят концерты, средства от которых передают на благотворительные цели. Сейчас вы узнаете, какие акции доброты проходят в нашем любимом городе.
(Подготовленные учащиеся дают небольшую справку)
Слайд 1
1 ученик: - Ежегодная благотворительная акция "Белый цветок" прошла в Смоленске уже в шестой раз. Участие в ней приняли все желающие. Пожертвования за приобретённые белые цветы были направлены на социально значимый проект – создание в парке "Лопатинский сад" игровой площадки для детей с ограниченными возможностями.
Слайд 2
2 ученик: - Служба добровольных помощников «Милосердие в Смоленске» проводит традиционную акцию «Дари радость в Рождество», благодаря которой каждый человек может стать Дедом Морозом для тех, кто так нуждается в любви и поддержке: тяжелобольных детей и взрослых, инвалидов, одиноких стариков, бездомных.
Слайд 3
3 ученик: - Каждый год Почта России проводит акцию «Дерево добра», адресованную детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также одиноким пожилым людям. Благодаря этой акции дети и пожилые люди смогут бесплатно получать любимые газеты и журналы.
Слайд 4
4 ученик: - Летом в Смоленске прошла благотворительная акция «Лето - пора тепла и добра». Был организован сбор средств для детских домов города Ярцево Смоленской области.
Слайд 5
Кроме того, инициативная группа «Забота о животных» провела сбор средств, продуктов и медицинских препаратов для бездомных животных.
Слайд 6
5 ученик: - Совсем недавно, 30 сентября, в небольшой деревеньке Иловке, которая находится в 30 километрах от Смоленска, был установлен памятник двум воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Эта история сибиряка и грузина так тронула добрых людей, что на свои средства несколько предпринимателей установили им памятник. Большое им спасибо.
Учитель: - Ребята, это далеко не все акции и добрые дела, которые проходят в нашем городе. Что мы видим: как относятся к благотворительности смоляне – наши земляки?
(Ответы детей)
- Добрые дела класса
Учитель: - Как видите, ребята, добрые дела и поступки медленно, но верно входят в нашу жизнь. И это здорово! Помогать и не забывать тех, кому нужна помощь – важные составляющие жизни человека.
Приятно, что мы с вами тоже включились в это великое дело. Пусть вы пока ещё не так велики, но доброта не измеряется сантиметрами роста или килограммами веса.
Нашим классом была проведена акция «Милосердие - быть добрыми просто!».
Слайд 7, 8, 9
Совместно с родителями были собраны средства и оказана помощь приюту для бездомных собак «Верность», в котором насчитывается 140 животных. Они очень нуждаются в лекарствах, корме, строительных материалах для вольеров и в нашей поддержке. Мы решили не останавливаться на этом. От класса было написано обращение ко всем работникам, родителям и ученикам нашей школы с просьбой помочь животным. Акция нашла горячий отклик у многих ребят, их родителей и учителей. Студенты юридического колледжа, узнав об этом, тоже присоединились к нам и уже собрали средства и доставили их в приют.
С 1 ноября стартует ещё одна акция или просто доброе дело «Покормите птиц зимой!».
Слайд 10
Учащимися нашего класса совместно с родителями будут изготовлены кормушки. Часть из них мы разместим на территории школы и дворов, а другую часть передадим Смоленскому зоопарку.
Но ведь, сколько ещё животных, стариков, детишек ждут нашей помощи. Вместе мы сможем многое. Люди, которые получают помощь, начинают понимать, что они не одни. А личное наше участие может заинтересовать и задуматься тех, кто когда-то проходил мимо, оставаясь равнодушным к чужой беде.
Учитель: - Ребята, вы готовы помочь тем, кто в этом нуждается?
(Ответы детей)
- Рефлексия деятельности
Учитель: - Дорогие ребята! На доске вы видите импровизированное Дерево Добра. Я прошу каждого из вас прикрепить листочек-стикер с описанием совершённого доброго поступка.
(Дети крепят на дерево листочки с описанием доброго поступка, который они совершили)
Каким замечательным стало наше дерево. Я вижу и уверена в том, что вы добрые мальчики и девочки. У вас доброе сердце.
Но есть ещё одно импровизированное дерево – Дерево Желаний. Пока оно не такое красивое и нарядное как первое. Мы с вами сейчас это исправим. Вам было домашнее задание- подумать над добрым поступком, который мы могли бы совершить всем классом. Разрешите мне прикрепить несколько листочков с добрыми делами, которые нас ждут во второй четверти. Первое доброе дело – повторная поездка в приют для бездомных собак «Верность», второе доброе дело - изготовление и развешивание кормушек на территории школы и микрорайона, третье доброе дело – сбор игрушек, книжек, письменных принадлежностей в дар геронтологическому центру для детей с ограниченными возможностями « Вишенки» в посёлке Красный Бор.
А теперьприкрепите, пожалуйста, свои листочки. А потом все вместе мы решим, что мы можем сделать из того, что вы предложили.
(Дети крепят на дерево листочки с добрыми делами, которые они хотели бы совершить)
- Подведение итогов занятия
Учитель: - Дорогие дети, наше занятие подошло к концу. Какой вывод сделал каждый из вас: что значит быть добрым человеком?
(Ответы детей)
Напоследок я расскажу вам небольшую притчу. А вы решите для себя, зачем надо делать добрые дела.
Божья коровка
ППосреди прекрасного, яркого божьего мира жила маленькая серенькая букашка. Все другие насекомые очень гордились своими яркими цветами и не обращали на неё никакого внимания, а колорадский жук даже насмехался над ней. Маленькая букашечка очень горевала. Но однажды утром её погладил по спинке солнечный лучик. Малышка обрадовалась, что её кто-то любит, и подумала с благодарностью: «Я могу сделать доброе дело! Очищу листики от тлей», — и листик за листиком, веточка за веточкой за день очистила целое дерево. И каждый листочек на дереве зашептал ей:
— Спасибо, ты спасла нас!
Серенькая букашечка была так рада и смущена, что покраснела. Это было так красиво!
С тех пор она всегда сияла и излучала такую радость, что все полюбили её и стали называть «божьей коровкой». И теперь, когда люди просят её полететь на небо и исполнить их желание, она с радостью это делает, ведь она — «божья», и она точно знает, что каждый может стать счастливым, нужно просто делать добро другим!
Спасибо, ребята, за сегодняшний урок. Мне было с вами приятно и интересно работать. Нас ждут большие добрые дела! А на память о нашем занятии я хочу подарить вам памятку со словами замечательного учителя и доброго человека Шалвы Александровича Амонашвили. Прочитайте её дома вместе с родителями и повесьте на видном месте.
(Под песенку «Что такое доброта» из мультипликационного фильма «Барбарики» каждый из детей получает памятку со словами Ш.А.Амонашвили)
- Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его - Твори добро.
- Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его - Твори добро.
- Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его - Твори добро.
- Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом - Твори добро.
- Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения, ибо никто не властен над твоим добром.
Литература
- Амонашвили Ш.А. Школа жизни. Издательство «Дом Шалвы Амонашвили», М. 2000
- Андрианов М.А. Философия для детей в сказках и рассказах. Издательство «Современное слово», Москва, 2003
- ЖиренкоО.Е.,Яровая Л.Н., Кочергина А.В. Внеклассные мероприятия, Издательство ООО «Вако», М.2007
- Куклачёв Ю. Школа доброты. Издательство Мнемозина, М. 2004
- Лопатина А., Скребцова М.Начало мудрости. 50 уроков о добрых качествах. Издательство «Амрита – Русь», М. 2005