Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

16.04.2024 г.
Всероссийская литературная викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

Виртуальная экскурсия как интерактивный метод проведения уроков изобразительного искусства в 5 классе

Виртуальная экскурсия как интерактивный метод проведения уроков изобразительного искусства в 5 классе

 

 

Номинация – методические материалы

Вид методической продукции – методическая разработка (мастер-класс)

Наименование образовательной организации – Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 95 города Нижний Тагил Свердловской области

Автор – Бакшаева Надежда Анатольевна, учитель изобразительного искусства высшей квалификационной категории, 8 (3435) 32-07-07

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Цели и задачи

Цель: Обеспечение условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной общеобразовательной программы - образовательной программы основного общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся

Задачи:

  • Обеспечить целенаправленное формирование интереса к изучаемой области знания и виду деятельности;
  •  Обеспечить  педагогическую поддержку любознательности и избирательности интересов обучающихся.

Область применения, возраст обучающихся

Основное общее образование (5 класс, обучающиеся 12 лет)

Ожидаемые результаты, основные знания, умения и навыки, характеризующие результативность усвоения материала

Применение метода виртуальной экскурсии на уроках изобразительного искусства в 5-х классах будет способствовать эффективному формированию у обучающихся личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) как основы умения учиться:

  • В сфере личностных УУД: знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры; освоение общекультурного наследия России; гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; уважение к истории, культурным и историческим памятникам; эмоционально положительное принятие своей этнической принадлежности.
  •  В сфере регулятивных УУД: преобразование практической задачи в познавательную.
  • В сфере коммуникативных УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, определять способы взаимодействия; планировать общие способы работы.
  • В сфере познавательных УУД: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Формы и методы реализации

  • ИКТ – технологии;
  • Виртуальная экскурсия.

Материально-техническое обеспечение

Персональные компьютеры, подключенные к сети Интернет, установленное программное обеспечение: Adobe Flash Player 9.0 или выше, бумага, карандаши, резинка, презентация: «Конструкция и декор предметов народного быта», изображения некоторых старинных предметов (ложки, чашки, туеса, прялки, бураки, светец).

 

Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме «Конструкция и декор предметов народного быта» проводится в форме виртуальной экскурсии. Благодаря использованию виртуальной экскурсии,  значительно повысилась  познавательная  активность обучающихся. Благодаря применению на уроке ИКТ-технологий, обучающиеся самостоятельно перемещались из помещений первого этажа наверх, исследуя каждый уголок русской избы. Большой интерес вызывают подробные  описания  предметов и двигающиеся (анимированные) объекты. Вся экскурсия занимает  15 минут, а дальше беседа и начало работы над композицией.  

В результате использования виртуальной экскурсии рисунки  обучающихся получаются более содержательными. Разнообразным становится  выбор  предметов, а также место их расположения. Увлекательнее становится сам процесс восприятия нового материала.

Эту же виртуальную экскурсию я иногда использую для проведения конкурса экскурсоводов, а также  при знакомстве с архитектурой и внутренним убранством избы, ее декором. Для домашних путешествий по острову Кижи и изучения разных деревянных построек рекомендую обучающимся сайт: http://kizhi.karelia.ru/journey/kizhi_panorama/index.htm.

Использование виртуальной экскурсии позволяет сделать урок современным, приблизить его  к мировосприятию   ребенка, так как дети легче воспринимают информацию, добытую с помощью технических средств.  Расширяются  возможности для самостоятельной творческой деятельности обучающихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала, устанавливаются отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником, развивается  мотивация и как следствие повышается качество знаний. Экскурсии помогают развивать  творческие способности  детей, формируют навыки  самоконтроля и самостоятельного исправления ошибок.

 

                                                                      

 

 

 

 

 

 

Содержательная часть

Методическая разработка урока - виртуальной экскурсии

 по теме «Конструкция и декор предметов народного быта»

(урок по учебному предмету «Изобразительное искусство», 5 класс)

 

 «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать

или тысячу раз прочитать»

 

Цель: создать условия для понимания красоты предметов народного искусства 

 

Задачи:

  1. Стимулировать мотивацию детей на приобретение знаний.
  2. Познакомить учащихся  с  предметами быта.
  3. Выполнить  художественный анализ изделий.
  4. Составить композицию натюрморта.

 

Роль учителя: создание условий для развития познавательного интереса и творческих способностей детей.

 

Тип урока: виртуальная экскурсия.

 

Оборудование и материалы: персональные компьютеры, подключенные к сети Интернет, установленное программное обеспечение: Adobe Flash Player 9.0 или выше, бумага, карандаши, резинка, презентация: «Конструкция и декор предметов народного быта», изображения некоторых старинных предметов (ложки, чашки, туеса, прялки, бураки, светец).

 

Стадии урока:

 

Стадия вызова: функции: мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, интереса к теме); информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме); коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями):

 

На предыдущем уроке мы познакомились с внешним и внутренним убранством русской избы. А какие предметы наполняли дом? На этот вопрос нам предстоит ответить, посетив усадьбу карельского крестьянина, построенную  в конце 19 века.  Адрес нашего виртуального путешествия: Карелия, музей - заповедник «Кижи» http://kizhi.karelia.ru/journey/yakovlev/. Вашим помощником будет Домовой Яша. Путешествовать  можно по направляющей стрелочке. Нажав на изображение домика внизу экрана, вы можете воспользоваться картой усадьбы. Не составит труда попасть сразу в нужное помещение, значительно увеличить предметы, получить подробную информацию о них.

 

Осмысление содержания: функции: информационная (получение новой информации по теме); систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания); мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме).

 

Изба Яковлева смотрит на нас величавыми хоромами. В этом доме жила семья из 15 человек. Хозяйство было зажиточное 10 десятин пахотной земли, 10 коров, 25 лошадей. В состав усадьбы входит 2 амбара для хранения зерна, конюшня, баня.  Стрелка указывает дальнейший путь движения. Давайте войдем в дом.

Придется нагнуться: как и во всяком северном доме, здесь очень низкие дверные проемы - это предохраняет внутренние помещения от проникновения холода.

В низких полутемных сенях три двери: за левой расположена нижняя изба, за правой - хлева, а дверь прямо - кладовка зимней избы, где хранились хозяйственные принадлежности. Заглянем в кладовку и увидим множество предметов, о назначении которых сегодня можно только догадываться.

Посмотрите внимательно на форму предметов  и узнайте, из чего они сделаны и как их используют (следует увеличить предметы и прочитать имеющуюся информацию о них).

Следуйте дальше в гостиную зимней избы, а за ней в горницу. Посмотрите не только на то, что лежит внизу, но и загляните наверх. Изучите внимательно предметы, некоторые из них вам будут нужны для составления композиции натюрморта.

Посетив все помещения внизу, поднимитесь  по крутой лестнице на второй этаж, где находится летняя изба. Планы помещений обеих этажей полностью совпадают.  Исследуя форму и назначение предметов, не забудьте заглянуть в кладовку летней избы.

 

Рефлексия: функции: коммуникационная (обмен мнениями о новой информации); информационная (приобретение нового знания); мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля); оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)

 

 (Презентация, слайд 1, 2)

С какими предметами вы познакомились в процессе путешествия? (чан для воды,  берестяная бутыль, кужонка, мельница – крупорушка,  кошель,  маленка, лохань, подойник, колокола – воркуны и другие)

Из каких материалов они сделаны? 

Что хранили в бочках долбленках? (Презентация, слайд 3)

Что такое кошель? (Презентация, слайд 4)

Для чего служил светец? (Презентация, слайд 5)

Что такое маленка? (Презентация, слайд 6)

Для чего служила кужонка? (Презентация, слайд 7)

Практическая работа. (Презентация, слайд 8)

Задание: используя полученную информацию, изобрази эскиз натюрморта из предметов старины, составь интересную композицию. Подумай о том,  где разместить выбранные элементы (на столе, на печке, на лавке, на бочке, на крыльце, на траве, на полу), рассмотри разные варианты их взаимного расположения. 

 

Урок завершается творческим обсуждением работ и выставлением отметок.  Ребята учатся находить сильные стороны в рисунках  своих товарищей, отмечать даже самые маленькие удачи в слабых эскизах. Рассматривается   композиция, конструкция предметов, деталировка формы. Коллективный анализ является определенным стимулом в работе, настраивает учащихся на серьезное отношение к ней. Домашнее задание (Презентация, слайд 9).