Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

02.07.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Дню семьи, любви и верности «Моя счастливая семья!»
01.07.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню семьи, любви и верности «Семья - источник радости и счастья!»
30.06.2024 г.
Всероссийская литературная викторина, посвящённая жизни и творчеству А.С. Грибоедова «Писатель,...
29.06.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция «Читаем книги о войне»
28.06.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая безопасности дорожного движения «Правила движения и...
27.06.2024 г.
Всероссийская интеллектуально-литературная викторина для обучающихся начальных классов «Лесной...
26.06.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по истории Бородинского сражения «Был бой суровый Бородинский…»

«Уверенность и уверенное поведение»

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного  образования

 «Детско-юношеский центр» г. Глазов

 

«Уверенность и уверенное поведение»

 

Корепанова Татьяна Александровна

педагог-организатор

 

 

Уверенность и уверенное поведение.

Цель: Развитие навыков уверенного поведения.

Задачи:

  1. Актуализация конструктивных вариантов поведения подростков.
  2. Обучение навыкам уверенного поведения.

Ключевые понятия: уверенность, уверенность в своих силах, уверенное поведение.

Начало занятия. Разминка.

Упражнение «Между лбами».

Цель: обучение координации совместных действий, уверенному поведению в необычной ситуации.

Инструкция: Участники делятся на пары. Каждая пара получает один лист бумаги формата А4. Их задача: совместно переместиться по заданной ведущим траектории (в простейшем случае это прямая от одной стены другой), зажав лист между лбами. Руки при этом за спиной, придерживать лист губами, зубами, деталями одежды и т.д. нельзя. Если лист падает, пара возвращается на исходную позицию и начинает движение сначала. Когда участники немного освоятся с таким способом перемещения, можно разделить их на 2-3 команды и организовать эстафету.

Работа по теме занятия.

 Все люди отличаются по степени уверенности в себе. Как психологическое понятие «уверенность в себе» появилось совсем недавно.

Первым, кто серьезно занялся этой проблемой был Андре Сальтер, владелец и главный врач крупной и богатой клиники неврозов в Америке, начав работу с неуверенными клиентами в 40-е годы 20-века. На сегодняшний день общепринятого определения уверенности в себе не существует. Большинство зарубежных психологических словарей ограничивается описанием различных подходов к уверенности.

Одним из самых часто используемых определений уверенности в себе является определение Рюдигера и Риты Ульрих (немецкие психологи):

Под уверенностью в себе они понимают способность индивидуума выдвигать и претворять в жизнь собственные цели, потребности во взаимодействии с социальным окружением и добиваться их осуществления.

Главная особенность неуверенной в себе личности состоит в том, что в социальной деятельности неуверенные в себе люди стремятся в максимально возможной степени избегать любых форм личного самопроявления. Любая форма презентации личных мнений, достижений, желаний и потребностей для них крайне неприятна (вследствие чувств страха, стыда, вины, связанных с самопроявлением), либо невозможна (вследствие отсутствующих навыков)

Неуверенные люди меньшего достигают в жизни. Сама жизнь, любая форма активности у них сопряжена с массой негативных переживаний, эти переживания в свою очередь сказываются на здоровье человека.

Налицо не только отказ от активных действий по достижению некоторых целей, отсутствие веры в себя и реальности осуществления собственных намерений.

Практическая часть занятия.

Упражнение «Я уверен в себе, если…»

Цель: Актуализация собственного опыта по данной теме.

Инструкция: По кругу закончите предложение «Я не уверен в себе, когда…». Затем – предложение «Я уверен в себе, если…».

Комментарий: В высказываниях учащихся подчёркиваются внутренние признаки уверенности и внешние её проявления. Вывод из высказываний: чувство уверенности появляется тогда, когда человек ощущает в себе силы справиться с ситуацией. Эта уверенность складывается из трёх составляющих: тело, мысли и чувства.

А кто же такой уверенный в себе человек… Сальтер выразил несколько пунктов здоровой уверенной в себе личности:

  • Делать то, что хочешь, когда и как хочешь.
  • Быть спокойным, чувствовать себя непринужденно и уверенно.
  • Верить в себя.
  • Не считать, что кто-то другой обязательно лучше вас.
  • Стараться действовать так, чтобы не упускать никаких возможностей.
  • Ставить перед собой не слишком высокие цели-с тем, чтобы их можно было достичь.
  • При сравнении себя с остальными не допускать большого разрыва.
  • Не компенсировать собственную неуверенность дерзкими или агрессивными поступками.
  • Иметь возможность действовать уверенно, даже если вы на самом деле и не чувствуете особой уверенности.
  • С достоинством проигрывать и делать ошибки.
  • Не волноваться о том, что подумают о вас другие.
  • Иметь мужество добиваться того, чего хочешь.

Вы согласны? Добавьте к этому списку свои собственные мысли:

Упражнение«Оцени себя».

Цель: Работа над уверенностью в себе через тело.

Инструкция:каждый из вас назвал ситуации, когда вы чувствовали себя уверенно и неуверенно. А теперь оцените себя в целом - насколько вы уверены в себе. В центре комнаты может встать человек, который всегда, на 100 % в себе уверен.  У стены будет нулевая уверенность в себе. Займите то место, где, по-вашему, находитесь вы- 10%, 20, 30, 40, и т. д. Встали?

А теперь представьте, что так, как вы сейчас стоите - в полный рост- это 100%, лёжа на полу-0%. Присядьте настолько, на сколько % вы оценили свою уверенность в себе. А теперь походите в таком положении по комнате в течении 1-2 мин. А затем выпрямитесь в полный рост. Расправьте плечи, встряхните ноги и походите так по комнате ещё 1-2 мин.

Комментарии:после выполнения этого упражнения все садятся в общий круг и отвечают на вопросы ведущего: «Как удобнее было передвигаться? Почему?»

Ведущий говорит о том, что при неуверенности в себе человек тратит очень много энергии на зажатую позу, страхи, волнения, опасения, и т. д. И, следовательно, чувство уверенности даже для физического состояния более удобно, приятно. И, следя за своей позой, можно сделать первый шаг к повышению уверенности.

Поза собеседника может многое сообщить нам о его чувствах. Совершенно очевидно, что когда мы высоко вскидываем голову, выпрямляем спину, то сразу начинаем выглядеть более уверенно. Испуганные люди стремятся как бы стать меньше – горбятся, опускают голову, избегают смотреть в глаза собеседнику.

Уверенная поза гораздо лучше такой, когда вы словно за что-то извиняетесь или оправдываетесь. Ведите себя уверенно, даже если всего лишь входите в кабинет или в комнату. Кстати сказать, расправленные плечи позволяют глубоко дышать и тем самым снизить общее беспокойство.

Таблица «Различие разных типов поведения»

Поведение

Действие

Невербальное поведение

Неуверенное

Не показывать другим, в чем состоят ваши права. Выглядеть нервным. Выполнять желания каждого. Позволить другим делать вещи, которые вам не нравятся.

Демонстрация

неуверенной позы,

отсутствие контакта глазами.

Агрессивное

Игнорировать права других, заставлять других чувствовать себя плохо. Перекладывать на других ответственность. Громко говорить.

Демонстрировать напряженную позу. Выдвигаться вперед.  Таращить глаза. Трясти кулаками или топать ногами. Интонации голоса злые или саркастические.

Уверенное

Заявлять свои права. Говорить четко, голос уверенный и спокойный. Уважать права других. Не позволять другим заставлять вас делать то, что вы не хотите.

Поза прямая. Хороший контакт глазами. Свободно выражаются все эмоции, невербальное сопровождение свободно.

Из наблюдений следует простое объяснение, новый репертуар навыков агрессивного, уверенного или неуверенного поведения возникает как результат подражания-копирования ребенком тех стереотипов, которые он имеет возможность наблюдать вокруг себя. Родители, родственники, друзья служат «Моделями» для копирования. В результате уверенная, агрессивная или неуверенная в себе личность возникает как некий слепок образцов поведения, доминирующий в среде, окружающей ребенка.

На формирование личности влияют не только модели копирования, но и реакция родителей на то или иное поведение ребенка. Негативная обратная связь (или полное отсутствие обратной связи) постоянно вызывает переживание неуспеха. Негативные оценки и ожидания неуспеха приводят к отказу от собственной инициативы, пассивности и несмелости.

  1.  

Аутогенная тренировка: формула-настрой. Ее можно произносить перед зеркалом или про себя, по дороге. «Я человек смелый, твёрдо уверенный в себе. Я все умею, все могу и ничего не боюсь. С каждым днем моя воля становится все сильней и сильней».

Упражнение«Аплодисменты по кругу»

Цель: почувствовать вкус успеха.

Инструкция: Кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля, стоя перед публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом, всеми фибрами своей души, как приятное всеобъемлющее волнение.

У нас хорошая группа. И каждый из вас заслужил аплодисментов. Я хочу предложить вам упражнение, в ходе которого аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Упражнение проходит следующим образом. Вы становитесь в общий круг. Один из вас начинает: он подходит к кому-нибудь из учеников, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего ученика, который также получает свою порцию аплодисментов - они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют ему. Затем уже вся тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет выбирать следующего. Таким образом, упражнение продолжается, а овации становятся все громче и громче.

Завершение занятия.

Упражнение «Черно - белый камень».

Цель: Получение обратной связи.

Инструкция: заранее готовятся черные и белые камушки или квадратики из цветной бумаги, и по количеству участников. Черный камень символизирует эмоционально отрицательную окраску, занятия в целом; белый камень - эмоционально положительную. Объясните свой выбор. Преобладающий цвет явно продемонстрирует групповую оценку занятия…

 

 

 Пояснительная записка

         Данная разработка является одним из разделов программы «Поверь в себя», автор Корепанова Т.А.

         Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении; в старшем школьном возрасте – психологическая готовность к личностному и профессиональному самоопределению.

         Общение детей со взрослыми имеет судьбоносное значение. Однако, как показывает анализ современного педагогического процесса, потребность учащихся в доверительном общении в школе не всегда получает удовлетворение. Одно из возможных решений – программа «Поверь в себя», способная помочь подросткам и старшеклассникам осознать свои силы и индивидуальность, почувствовать вкус успеха.

         Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что изменения, происходящие в современном российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию подрастающего поколения. К числу наиболее актуальных вопросов относится формирование социально-активной личности обучающегося, который может самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способен к сотрудничеству, отличается мобильностью и обладает чувством ответственности.

          Целесообразность и практическая значимость работы:

демонстрация одного из подходов к проведению занятий по развитию личностных ресурсов, основанного на активных методах социально-психологического обучения. Данные методы обучают подростков действовать целенаправленно, быстро, решительно и настойчиво, а также конструктивно вести себя в конфликтных ситуациях и противостоять нежелательному влиянию.Основная идея занятия заключается в том, чтобы не принуждать человека, не давить на него, а помочь ему стать самим собой, принять и полюбить себя, преодолеть стереотипы, мешающие ему жить радостно и счастливо.

         Краткие рекомендации к использованию: данное занятие можно использовать в работе с подростками. Программа апробирована и реализована во многих ОУ г. Глазова, опубликована в печатных изданиях (список,где можно найти программу прилагается ниже).

 Предполагается работа с подростками среднего (12-14 лет) и старшего (15-17 лет) школьного возраста. Занятия проводятся в малых группах по 10 человек, продолжительностью 1-2 академических часа.

 Этот возрастной период является благоприятным временем для работы над развитием и укреплением у подростков уверенности в себе, чувства собственного достоинства.

Список информационных источников:

          Корепанова Т.А. Программа «Поверь в себя»- Социальное развитие личности. 5-11 классы (компакт-диск) - Издательство «Учитель», 2013год (программа «Поверь в себя») https://www.labirint.ru/books/445815/

         Корепанова Т.А.Творческий и научно-методический журнал «Воспитание школьников» электронное приложение №1, 2014(программа «Поверь в себя»).

         Корепанова Т.А.Социальная адаптация учащихся 5-9 классы - Издательство «Учитель»-2014 год (Программа «Поверь в себя»).

         Корепанова Т.А.Методический журнал здоровьесберегающие технологии в школе «Здоровье детей» - «Умение сказать «нет»-декабрь 2014 год

         Корепанова Т.А.Методический журнал для классных руководителей «Классное руководство и воспитание школьников «Открытость чувств» - январь,2014год

         Корепанова Т.А. Научно - академическое - публицистическое Издательство «LAMBERT» - автор книги «Поверь в себя» 2015 год