«Уверенность и уверенное поведение»
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детско-юношеский центр» г. Глазов
«Уверенность и уверенное поведение»
Корепанова Татьяна Александровна
педагог-организатор
Уверенность и уверенное поведение.
Цель: Развитие навыков уверенного поведения.
Задачи:
- Актуализация конструктивных вариантов поведения подростков.
- Обучение навыкам уверенного поведения.
Ключевые понятия: уверенность, уверенность в своих силах, уверенное поведение.
Начало занятия. Разминка.
Упражнение «Между лбами».
Цель: обучение координации совместных действий, уверенному поведению в необычной ситуации.
Инструкция: Участники делятся на пары. Каждая пара получает один лист бумаги формата А4. Их задача: совместно переместиться по заданной ведущим траектории (в простейшем случае это прямая от одной стены другой), зажав лист между лбами. Руки при этом за спиной, придерживать лист губами, зубами, деталями одежды и т.д. нельзя. Если лист падает, пара возвращается на исходную позицию и начинает движение сначала. Когда участники немного освоятся с таким способом перемещения, можно разделить их на 2-3 команды и организовать эстафету.
Работа по теме занятия.
Все люди отличаются по степени уверенности в себе. Как психологическое понятие «уверенность в себе» появилось совсем недавно.
Первым, кто серьезно занялся этой проблемой был Андре Сальтер, владелец и главный врач крупной и богатой клиники неврозов в Америке, начав работу с неуверенными клиентами в 40-е годы 20-века. На сегодняшний день общепринятого определения уверенности в себе не существует. Большинство зарубежных психологических словарей ограничивается описанием различных подходов к уверенности.
Одним из самых часто используемых определений уверенности в себе является определение Рюдигера и Риты Ульрих (немецкие психологи):
Под уверенностью в себе они понимают способность индивидуума выдвигать и претворять в жизнь собственные цели, потребности во взаимодействии с социальным окружением и добиваться их осуществления.
Главная особенность неуверенной в себе личности состоит в том, что в социальной деятельности неуверенные в себе люди стремятся в максимально возможной степени избегать любых форм личного самопроявления. Любая форма презентации личных мнений, достижений, желаний и потребностей для них крайне неприятна (вследствие чувств страха, стыда, вины, связанных с самопроявлением), либо невозможна (вследствие отсутствующих навыков)
Неуверенные люди меньшего достигают в жизни. Сама жизнь, любая форма активности у них сопряжена с массой негативных переживаний, эти переживания в свою очередь сказываются на здоровье человека.
Налицо не только отказ от активных действий по достижению некоторых целей, отсутствие веры в себя и реальности осуществления собственных намерений.
Практическая часть занятия.
Упражнение «Я уверен в себе, если…»
Цель: Актуализация собственного опыта по данной теме.
Инструкция: По кругу закончите предложение «Я не уверен в себе, когда…». Затем – предложение «Я уверен в себе, если…».
Комментарий: В высказываниях учащихся подчёркиваются внутренние признаки уверенности и внешние её проявления. Вывод из высказываний: чувство уверенности появляется тогда, когда человек ощущает в себе силы справиться с ситуацией. Эта уверенность складывается из трёх составляющих: тело, мысли и чувства.
А кто же такой уверенный в себе человек… Сальтер выразил несколько пунктов здоровой уверенной в себе личности:
- Делать то, что хочешь, когда и как хочешь.
- Быть спокойным, чувствовать себя непринужденно и уверенно.
- Верить в себя.
- Не считать, что кто-то другой обязательно лучше вас.
- Стараться действовать так, чтобы не упускать никаких возможностей.
- Ставить перед собой не слишком высокие цели-с тем, чтобы их можно было достичь.
- При сравнении себя с остальными не допускать большого разрыва.
- Не компенсировать собственную неуверенность дерзкими или агрессивными поступками.
- Иметь возможность действовать уверенно, даже если вы на самом деле и не чувствуете особой уверенности.
- С достоинством проигрывать и делать ошибки.
- Не волноваться о том, что подумают о вас другие.
- Иметь мужество добиваться того, чего хочешь.
Вы согласны? Добавьте к этому списку свои собственные мысли:
Упражнение«Оцени себя».
Цель: Работа над уверенностью в себе через тело.
Инструкция:каждый из вас назвал ситуации, когда вы чувствовали себя уверенно и неуверенно. А теперь оцените себя в целом - насколько вы уверены в себе. В центре комнаты может встать человек, который всегда, на 100 % в себе уверен. У стены будет нулевая уверенность в себе. Займите то место, где, по-вашему, находитесь вы- 10%, 20, 30, 40, и т. д. Встали?
А теперь представьте, что так, как вы сейчас стоите - в полный рост- это 100%, лёжа на полу-0%. Присядьте настолько, на сколько % вы оценили свою уверенность в себе. А теперь походите в таком положении по комнате в течении 1-2 мин. А затем выпрямитесь в полный рост. Расправьте плечи, встряхните ноги и походите так по комнате ещё 1-2 мин.
Комментарии:после выполнения этого упражнения все садятся в общий круг и отвечают на вопросы ведущего: «Как удобнее было передвигаться? Почему?»
Ведущий говорит о том, что при неуверенности в себе человек тратит очень много энергии на зажатую позу, страхи, волнения, опасения, и т. д. И, следовательно, чувство уверенности даже для физического состояния более удобно, приятно. И, следя за своей позой, можно сделать первый шаг к повышению уверенности.
Поза собеседника может многое сообщить нам о его чувствах. Совершенно очевидно, что когда мы высоко вскидываем голову, выпрямляем спину, то сразу начинаем выглядеть более уверенно. Испуганные люди стремятся как бы стать меньше – горбятся, опускают голову, избегают смотреть в глаза собеседнику.
Уверенная поза гораздо лучше такой, когда вы словно за что-то извиняетесь или оправдываетесь. Ведите себя уверенно, даже если всего лишь входите в кабинет или в комнату. Кстати сказать, расправленные плечи позволяют глубоко дышать и тем самым снизить общее беспокойство.
Таблица «Различие разных типов поведения»
Поведение |
Действие |
Невербальное поведение |
Неуверенное |
Не показывать другим, в чем состоят ваши права. Выглядеть нервным. Выполнять желания каждого. Позволить другим делать вещи, которые вам не нравятся. |
Демонстрация неуверенной позы, отсутствие контакта глазами. |
Агрессивное |
Игнорировать права других, заставлять других чувствовать себя плохо. Перекладывать на других ответственность. Громко говорить. |
Демонстрировать напряженную позу. Выдвигаться вперед. Таращить глаза. Трясти кулаками или топать ногами. Интонации голоса злые или саркастические. |
Уверенное |
Заявлять свои права. Говорить четко, голос уверенный и спокойный. Уважать права других. Не позволять другим заставлять вас делать то, что вы не хотите. |
Поза прямая. Хороший контакт глазами. Свободно выражаются все эмоции, невербальное сопровождение свободно. |
Из наблюдений следует простое объяснение, новый репертуар навыков агрессивного, уверенного или неуверенного поведения возникает как результат подражания-копирования ребенком тех стереотипов, которые он имеет возможность наблюдать вокруг себя. Родители, родственники, друзья служат «Моделями» для копирования. В результате уверенная, агрессивная или неуверенная в себе личность возникает как некий слепок образцов поведения, доминирующий в среде, окружающей ребенка.
На формирование личности влияют не только модели копирования, но и реакция родителей на то или иное поведение ребенка. Негативная обратная связь (или полное отсутствие обратной связи) постоянно вызывает переживание неуспеха. Негативные оценки и ожидания неуспеха приводят к отказу от собственной инициативы, пассивности и несмелости.
Аутогенная тренировка: формула-настрой. Ее можно произносить перед зеркалом или про себя, по дороге. «Я человек смелый, твёрдо уверенный в себе. Я все умею, все могу и ничего не боюсь. С каждым днем моя воля становится все сильней и сильней».
Упражнение«Аплодисменты по кругу»
Цель: почувствовать вкус успеха.
Инструкция: Кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля, стоя перед публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом, всеми фибрами своей души, как приятное всеобъемлющее волнение.
У нас хорошая группа. И каждый из вас заслужил аплодисментов. Я хочу предложить вам упражнение, в ходе которого аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Упражнение проходит следующим образом. Вы становитесь в общий круг. Один из вас начинает: он подходит к кому-нибудь из учеников, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего ученика, который также получает свою порцию аплодисментов - они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют ему. Затем уже вся тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет выбирать следующего. Таким образом, упражнение продолжается, а овации становятся все громче и громче.
Завершение занятия.
Упражнение «Черно - белый камень».
Цель: Получение обратной связи.
Инструкция: заранее готовятся черные и белые камушки или квадратики из цветной бумаги, и по количеству участников. Черный камень символизирует эмоционально отрицательную окраску, занятия в целом; белый камень - эмоционально положительную. Объясните свой выбор. Преобладающий цвет явно продемонстрирует групповую оценку занятия…
Пояснительная записка
Данная разработка является одним из разделов программы «Поверь в себя», автор Корепанова Т.А.
Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении; в старшем школьном возрасте – психологическая готовность к личностному и профессиональному самоопределению.
Общение детей со взрослыми имеет судьбоносное значение. Однако, как показывает анализ современного педагогического процесса, потребность учащихся в доверительном общении в школе не всегда получает удовлетворение. Одно из возможных решений – программа «Поверь в себя», способная помочь подросткам и старшеклассникам осознать свои силы и индивидуальность, почувствовать вкус успеха.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что изменения, происходящие в современном российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию подрастающего поколения. К числу наиболее актуальных вопросов относится формирование социально-активной личности обучающегося, который может самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способен к сотрудничеству, отличается мобильностью и обладает чувством ответственности.
Целесообразность и практическая значимость работы:
демонстрация одного из подходов к проведению занятий по развитию личностных ресурсов, основанного на активных методах социально-психологического обучения. Данные методы обучают подростков действовать целенаправленно, быстро, решительно и настойчиво, а также конструктивно вести себя в конфликтных ситуациях и противостоять нежелательному влиянию.Основная идея занятия заключается в том, чтобы не принуждать человека, не давить на него, а помочь ему стать самим собой, принять и полюбить себя, преодолеть стереотипы, мешающие ему жить радостно и счастливо.
Краткие рекомендации к использованию: данное занятие можно использовать в работе с подростками. Программа апробирована и реализована во многих ОУ г. Глазова, опубликована в печатных изданиях (список,где можно найти программу прилагается ниже).
Предполагается работа с подростками среднего (12-14 лет) и старшего (15-17 лет) школьного возраста. Занятия проводятся в малых группах по 10 человек, продолжительностью 1-2 академических часа.
Этот возрастной период является благоприятным временем для работы над развитием и укреплением у подростков уверенности в себе, чувства собственного достоинства.
Список информационных источников:
Корепанова Т.А. Программа «Поверь в себя»- Социальное развитие личности. 5-11 классы (компакт-диск) - Издательство «Учитель», 2013год (программа «Поверь в себя») https://www.labirint.ru/books/445815/
Корепанова Т.А.Творческий и научно-методический журнал «Воспитание школьников» электронное приложение №1, 2014(программа «Поверь в себя»).
Корепанова Т.А.Социальная адаптация учащихся 5-9 классы - Издательство «Учитель»-2014 год (Программа «Поверь в себя»).
Корепанова Т.А.Методический журнал здоровьесберегающие технологии в школе «Здоровье детей» - «Умение сказать «нет»-декабрь 2014 год
Корепанова Т.А.Методический журнал для классных руководителей «Классное руководство и воспитание школьников «Открытость чувств» - январь,2014год
Корепанова Т.А. Научно - академическое - публицистическое Издательство «LAMBERT» - автор книги «Поверь в себя» 2015 год