Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

03.05.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Приключения воробышка Кеши) «Православные...
02.05.2024 г.
VII Всероссийский конкурс «От зелёного ростка до цветка»
28.04.2024 г.
X Всероссийский конкурс, посвящённый Международному дню семьи «Семья - это мы! Семья - это я!»
26.04.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Международному дню семьи «Моя семья крепка, дружна и...
26.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
25.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
24.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...

Урок русского языка на тему: «Обособленные приложения» 8 класс.

Урок русского языка  на тему: «Обособленные приложения»

Класс: 7

Учитель: Давыденко Л.А.

Цель урока:  познакомиться с приложением как разновидностью определения; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

Задачи:

1. Образовательные:

•        формировать умения находить приложения;

•        уметь выделять приложения графически;

•        определять значение приложений;

•        научиться ставить знаки препинания при приложении;

•        систематизировать знания учащихся с целью подготовки к экзамену по русскому языку.

2. Развивающие:

•        развивать логическое мышление (анализировать языковой материал, обобщать и делать выводы), умения сравнивать, комментировать, излагать свою точку зрения;

•        развивать у учащихся потребность в учебной деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды работы;

•        стимулировать интерес к изучаемому предмету с помощью информационных технологий,

•        формировать творческие, коммуникативные качества;

•        развивать личные качества учащихся (чувства товарищества, взаимоподдержки); способствовать формированию общекультурных навыков.

3. Воспитательные:

•        пополнение  своих знаний и поддержание интереса к изучению русского языка; воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры;

•        вызвать у учащихся заинтересованность в решении проблемных, исследовательских, познавательных учебных задач.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор.

Орг.момент

Подписать классную работу

Тема: «Обособленные приложения»

Цель: углубление  и обобщение знаний об обособленном  приложении 

Задачи:

  1. Повторить и углубить  сведения о значениях приложений.
  2. Развивать навыки обособления приложений.
  3. Продолжить воспитывать культуру речи.

На доске: «Предмет+ тождественный предмет»

-Скажите , пожалуйста, что это за схема?

-Приложение

-Что такое тождество?

-В математике –это равенство, а в нашем случае – это сходство, похожесть, одинаковость.

Попытаемся вспомнить, какие значения имеет приложение, одновременно составляя кластер

Значение приложений

Возраст                                                                 статус 

Профессия                                                                                                                                          

                                                                             название

 

национальность                                              качество характера                                                                                                          

Проверка домашнего задания 1:

Выписать из художественной литературы по 5 примеров с приложениями:                                                                                                                 1вар.- профессию,      2 вар.- возраст,     3 вар.- национальность,  4 вар.- статус,   5 вар.-качество характера,  6 вар.-название                                                                                                                                                                                                

- Все ли значения приложений мы записали? (Нет.)

-Давайте  вспомним, что ещё не записано:

Записать на закрытой доске  доске:

В двадцатых годах прошлого века в России  стали появляться избы-читальни.(Назначение)

Сосед,отставной  генерал, с нами разговаривал(звание)

В Москве родился и Пушкин - великий русский поэт.(Конкретизация)

Таня и Оля собирали  на лугу цветы незабудки..(Вид)

-Вопрос: как обособляются приложения?

-запятые, тире, дефис  или не обособляются.

Давайте познакомимся с теорией по этому вопросу:

2.3 Работа со слайдами:

1 слайд:1) Всегда обособляется запятыми распространенное приложение, относящееся к имени нарицательному (независимо от места по отношению к определяемому слову) -найдите пример из данного вам предложения, выпишите его:

Пример: И ворон, птица умная, присел, сидит на дереве у самого костра.

2 слайд:2) Распространенное приложение, относящее­ся к имени собственному, обособляется, если стоит после него: найдите пример из данного вам предложения, выпишите его:

Пример: Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы...

3 слайд:3) Нераспространенное приложение, выраженное существительным нарицательным, обособляется в  случаях, если относится к существительному собст­венному и стоит после него

Пример: Следом за Деевым прошел к саням и Сапожков, железнодорожник.

4 слайд:1).Дефис ставится, если однословное приложе­ние и определяемое им существительное являют­ся именами нарицательными (вне зависимости от места): Пример:Девочки-подростки на другом углу площади уже выводили хороводы.

5слайд: 1).Тире ставится перед приложением, которое стоит в конце предложения и является разъяснением к сказанному: Пример: На маяке жил только сторож - старый глухой швед.

6слайд: Приложения, присоединяемые союзом «как» обособляются запятыми, если имеют добавочное значение причины,  Пример:Пьер, как законный сын, получил все.

7слайд: Приложения с союзом как, имеющим значение «в качестве, в роли», не обособляются.

Пример: Слава  Крылова  как баснописца не могла не затмить его славы как комика.

8 слайд: Если первое слово обозначает родовое понятие, а второе – видовое Пример:Цветок лилия известен в России с середины девятнадцатого века.

9 слайд: Несогласованные приложения (названия газет, журналов и книг, предприятий и т.п.) заключаются в кавычки: Пример:Балет «Лебединое озеро» ставился на сцене Малого театра много раз.

Выдать на парты:

 1.И ворон  птица умная  присел  сидит на де­реве у самого костра. 2. Онегин  добрый мой приятель  родился на брегах Невы... 3.Следом за Деевым прошел к саням и Сапож­ков  железнодорожник. 4.Девочки  подростки на другом углу площади уже выводили хороводы.

5.На маяке жил только сторож старый глухой швед.

6 Пьер   как законный сын  получил все. 7.Слава  Крылова  как баснописца не могла не затмить его славы как комика.  8.Цветок лилия известен в России с середины девятнадцатого века. 9.Балет «Лебединое озеро» ставился на сцене Малого театра много раз.

Задание: подтвердить теорию в таблице данными предложениями

Примечание: таблицу выдать, конечно, без ответов; в слабом классе организовать совместную работу, в среднем классе – работу в парах, в сильном классе – самостоятельно.

Вид обособления

 

Условие

№ примера

запятая

1) Всегда обособляется запятыми распространенное приложение, относящееся к имени нарицательному (независимо от места по отношению к определяемому слову) 2)Распространенное приложение, относящее­ся к имени собственному, обособляется, если стоит после него: 3) Нераспространенное приложение, выраженное существительным нарицательным, обособляется в  случаях, если относится к существительному собст­венному и стоит после него

4). Приложения, присоединяемые союзом «как» обособляются запятыми, если имеют добавочное значение причины,

1

 

 

2

 

3

 

6

дефис

1).Дефис ставится, если однословное приложе­ние и определяемое им существительное являют­ся именами нарицательными (вне зависимости от места)

4

тире

1).Тире ставится перед приложением, которое стоит в конце предложения и является разъяснением к сказанному

5

ничего

1).Приложения с союзом как, имеющим значение «в качестве, в роли», не обособляются. 2).Если первое слово обозначает родовое понятие, а второе – видовое

3).Несогласованные приложения (названия газет, журналов и книг, предприятий и т.п.) заключаются в кавычки:

7

 

8

              9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимопроверка или проверка на оценку, или фронтальная проверка.

Ну, а теперь пора поразмяться – физкультминутка

 3.Закрепление: все задания на «5»,

два задания на «4»,

одно задание на «3».

Самостоятельная работа (карточки)

1. Определите значение приложений:

-Берёзка, любимое дерево русского народа, растёт в средней полосе России.

-От полка спасибо наше вам за сына-храбреца.

-Тут был и капитан, и поручик, и Онисим Михайлович, фельдфебель.

2. К имени существительному придумайте распространённое приложение, поставив его после определяемого слова, затем запишите предложения.

-Лев Николаевич Толстой……………………                        много лет прожил в Ясной Поляне.

-В Спасском-Лутовинове…………………. И.С. Тургеневу особенно хорошо писалось.

-Норка………………………. разводится в питомниках.

3. Исправьте  знаки препинания:

  1. Остров затянулся туманом;  серой неподвижной мглой.
  2. Капитан артиллерии, Максимов кладёт телефонную трубку.
  3. Все знают Александра Блока, как гениального поэта.

Рефлексия:   поднимите руку, если вы:

-не поняли тему или поняли плохо

-поняли тему, но не до конца, остались вопросы

-хорошо усвоили тему                          

Сосчитать количество поднятых рук и записать на заготовленную заранее лестницу.

4.Домашнее задание:

1)Упр.308

2) По желанию: выписать три примеров  с обособленными приложениями  из рассказа Л.Н.Толстого «После бала».