Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Урок по русскому языку во 2 классе "Имя существительное"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1

Конспект урока по русскому языку во 2 классе

«Имя существительное»

 

учитель начальных классов

Колесникова Елена Яковлевна

г. Ессентуки
 2016

Технологическая карта урока русского языка

Целевой блок

Тема

Имя существительное

Цель

Обобщить и систематизировать знания об имени существительном.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уроке; высказывать своё предположение

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других ;принимать участие в работе группами, парами, воспринимать различные точки зрения, понимать заданные вопросы, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты

Предметные: обучающиеся научатся распознавать имена существительные, различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, различать грамматические группы слов(части речи); определять у имени существительного значение, выделять грамматическую основу предложения, определять род имени существительного

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

(Регулятивные УУД).:

 уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уроке; высказывать своё предположение 

(Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в группах ,парах.

(Познавательные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы,  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке .

Инструментальный блок

Задачи урока

Образовательные: формировать представление об имени существительном как части речи, пользуясь комплексом грамматических признаков: вопрос, значение; ознакомить с обобщенным лексическим значением имен существительных: являются названиями людей, вещей, явлений природы и т.д.; формировать умения классифицировать имена существительные и ставить к ним вопросы (кто? что?);

Способствовать развитию у школьников логического мышления при систематизации имён существительных по тематическим группам; умение выделять главное, существенное, обобщать, логически излагать свои мысли; развивать орфографическую зоркость учащихся, познавательную активность;

Воспитывать культуру поведения при групповой, фронтальной, индивидуальной работе; интерес к русскому языку.

Тип урока

Закрепление изученных знаний

Учебно-методический комплекс

- карточки с заданиями

- презентация к уроку

- тетрадь

 

  1. Организация начала урока.
  2. Постановка темы и целей урока.

Итак, русский язык,  друзья!

На вас надеюсь, как всегда!

Мы  хороший, дружный класс,

Всё получится у нас!

Коррекция настроения.

Посмотрите друг на друга.

Пожмите соседу руку.

И, конечно, улыбнитесь друг другу.

- Надеюсь, у вас хорошее настроение?

  Сегодня у нас гости.

Повернитесь и поприветствуйте гостей

- Сегодня перед нами стоит непростая задача, сегодня мы начнём разрабатывать проект. Посмотрите, пожалуйста, по сторонам и соберите пословицу, она будет девизом нашего сегодняшнего урока.(Повторенье-мать ученья)

А тема нашего проекта спряталась в стихотворении Александра Шибаева. Послушайте это стихотворение

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным – полно,

А безымянных – нету!

И всё, что может  видеть глаз –

Над нами и под нами, -

И всё, что в памяти у нас, -

Означено словами!

  • Как вы думаете, какой теме русского языка мы посвятим сегодняшний проект?

Вы правы! Имени существительному!

Заходит Незнайка.-«Ой, я опоздал, можно войти.»Забегает и заливает паспорт чернилами.

 Мы попробуем составить паспорт имени существительного.

СЛАЙД №1.

 «Паспорт имени существительного»

СЛАЙД2

-Какова цель нашего проекта?(составить паспорт имени существительного)

Что мы должны сделать, чтобы достичь цели?( выяснить назначение паспорта как документа, выявить и обобщить признаки имени существительного, создать информационный продукт)

III. Актуализация опорных знаний.

Давайте выясним, что такое паспорт.

- Дежурный библиограф, уточните лексическое значение этого слова.

СЛАЙД №3

Паспорт- официальный документ, удостоверяющий личность владельца; регистрационный документ предметов хозяйственного оборудования.

- Где вы встречали слово «паспорт»?

-Какая информация содержится в этих документах? (очень важная)

- В чём актуальность нашего проекта? (паспорт поможет обобщить и запомнить все признаки имени существительного)

Приготовьте ваши тетради и по ходу исследования будем вести записи.

 

 

 

IV. Постановка учебной проблемы.

СЛАЙД 4

 

 Уважаемые учёные, приступаем к  исследованиям.

   Внимание на экран.

Лес, сугроб, дерево, шапка.

К какой части речи относятся эти слова?

- Это имена существительные.

Дайте определение имени существительному.

А наш дежурный библиограф проверит правильность ваших ответов.

Пожалуйста наша информационная группа расскажет об этом.

     СЛАЙД 5,6

  По наблюдениям учёных ,существительные появляются в речи ребёнка в числе первых слов. И это вполне понятно. Ребёнок жадно смотрит на мир и хочет знать, как называется всё что его окружает .Ещё первобытные люди, познавая природу, давали  названия окружающим предметам и явлениям ,и эти наименования закреплялись в языке .Поэтому имя существительное -важнейшая часть речи.

Продолжаем рассуждать ,когда мы с группой собирали информацию встретили такое понятие «Частотный словарь русского языка» А как вы понимаете это название?

Из 9 тысяч наиболее часто употребляемых слов существительные составляют 4 тысячи.

Из этого можно сделать вывод , что имя существительное в русском языке употребляется чаще ,чем другие слова.

Обратите внимание, ребята, что вы не только нашли интересную информацию ,но и самостоятельно сделали вывод.

Какие группы можно выделить среди  существительных по их значению?( Явления, события, чувства)

 

V. Поиск решения, практическая деятельность.

VI. Осуществления контроля

 

 

Для этого проведём мозговой штурм.

(Работа в группе) У каждой группы конверт со словами ,ваша задача выбрать слова со своим значением.

-явления

-события

-чувства

(Гроза,праздник,снегопад,жажда,грусть,концерт,зависть,дождь,поездка)

Что надо сделать чтобы определить какой частью речи являются слова.(ученик-эксперт)

На какие вопросы отвечает имя существительное? (кто? что?)

-как называются имена существительные, которые отвечают на вопрос кто?

-как называются имена существительные, которые отвечают на вопрос что?

-это постоянные или непостоянные признаки существительного?

Будем работать в паре, распределились. Возьмите синий конверт. Задание распределите данные слова в две группы, один в паре будет записывать слова отвечающие на вопрос кто? ,другой что? ,решили, приступаем к заданию. Проверка, зачитываем слова.

Кто? Медведь, грач ,Роман, заяц, лиса ,ворона

Что? Москва, солнце, снег, мороз ,оттепель ,сосульки.

Какие слова отличаются написанием от других.( Москва, Роман – это слова написаны с заглавной буквы) Почему? (это имена собственные),А слова написанные с маленькой буквы  как называются? (нарицательные)Это какой признак имени существительного постоянный или непостоянный?

СЛАЙД 7

Вставьте данные имена существительные в следующие предложения (щелчок слайда):

Мы вошли в зимний …  .  Кругом большие пушистые …  .  На высоких …  лежат снеговые  …  .

 Уважаемые исследователи ,всё ли у вас получилось? Какие возникли затруднения?

 

- Мы  не можем использовать существительные сугроб, дерево, шапка в предложениях, т.к. они обозначают один предмет, а в предложении речь идёт о множестве предметов.

- Как нужно поступить?

- Нам нужно изменить существительные так, чтобы они обозначали много предметов: сугробы, деревья, шапки.

Какой вывод можно сделать? (что имена существительные изменяются по числам).Это какой признак имени существительного?(непостоянный)

Выходит и записывает последнее предложение.

   Укажите  грамматическую основу предложения.

   Какой член предложения может быть существительным?

   

VII. Физминутка.

Я буду читать слова, делая паузу после каждого слова. Если это одушевленное имя существительное – поднимаем правую руку, если неодушевленное – левую,  слово относится к другой части речи – присесть.

  • королева;
  • яблоко;
  • желтый;
  • принц;
  • волшебник;
  • уходить;
  • ты;
  • палочка;
  • метла;
  • лететь;
  • колдунья;
  • злая;
  • собака;
  • часы;
  • сказочный;
  • день.
 

Интеллектуальный тренинг. (самостоятельная работа)

Найди лишнее слово.

- линейка, ручка, карандаш, резинка.

- воробей, ручей, ночь, конь

- поле, стекло, мороз, утро.

 

 

-Ребята! С именем существительным могут происходить разные превращения, как в сказках. Вот и наш фокусник покажет нам какие могут происходить превращения.

Выходит фокусник  показывает на экран. Кто это?(стая голубей)

К какой части речи относится слово- голубей? Составьте предложение со словом голубей .А теперь фокус.

Прочитайте глазками предложение. Зимние сугробы стали голубей..

Что произошло с именем существительным?(оно превратилось в имя прилагательное)

Уважаемый фокусник давай дадим ребятам тоже проделать такие фокусы с именами существительными.

Чтобы у них всё получилось ты должен обсыпать их своей волшебной пылью.

Работа в группах.(рой, пила, печь)

 

VIII. Закрепление изученного материала.

На протяжении нашего проекта мы составляли паспорт имени существительного, и в конце должен получится информационный продукт .Давайте проверим ,что получилось .Слайд 8

   

IX. Итог урока.

Слайд 9

Закончите одно из предложенных выражений.

- Я вспомнил….

Мне удалось…..

Мне понравилось…..

Я могу похвалить себя за..

X. рефлексия

 

А сейчас каждый из вас оценит свою работу, используя карточки для самооценки.

 -отлично усвоил тему урока (зелёный)                                              

-знаю, но не могу рассказать (жёлтый)

-ничего не понял (красный)

 

Список используемой литературы:

 «Русский язык», методическое пособие к комплекту «Русский язык» для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2011

«Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.Начальная школа», Е.С. Савина, М.: Просвещения, 2011, Стандарты второго поколения

«Планируемые результаты начального общего образования», Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения

«Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий», М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения

«Проектные задачи в начальной школе», А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения

 С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка»

 

СМОТРЕТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ