Урок по поэме Полтава А.С. Пушкина
Раздел «Методическая копилка»
Тема урока: «И грянул бой, Полтавский бой…»
(Отрывок «Полтавский бой» из поэмы А.С. Пушкина) 7 класс.
Цель: В процессе работы над содержанием фрагмента поэмы «Полтавский бой» показать образ Петра I и средства его раскрытия; остановиться на центральном эпизоде поэмы.
- Урок в системе уроков по изучению поэмы – второй. Опирается на историческую основу поэмы, биографию А.С. Пушкина, на сведениях о его любви к славной истории русского оружия, о благородстве личности Пушкина.
- Перед учащимися были поставлены следующие задачи:
Узнать средства раскрытия художественного образа, об отношении автора к изображаемому (идею).
Научиться правильному подбору цитаты, пониманию в поэтическом тексте подтекстовых мыслей, обобщению, умению делать выводы, находить изобразительно-выразительные средства, помогающие раскрытию образа Петра, указывать их роль.
Каждому учащемуся освоить понятие о способности русского народа отстоять свою самостоятельность в борьбе с сильнейшими противниками, такими как шведский король Карл XII, что героем в этой войне был русский царь Петр I, стоящий в центре этой поэмы, каково отношение великого поэта А.С. Пушкина к этой войне и к личности самого Петра I.
- Структура урока предусматривает проведение коллективной работы, в ходе которой идет обучение приемам анализа поэтического произведения. Главный акцент делается на образе Петра I, созданном А.С. Пушкиным, на средствах выразительности, стилистических фигурах и тропах, помогающих раскрытию центрального образа.
|
Петр I |
Карл XII |
Цитирование |
с богом!»
Могущ и радостен, как бой. Он поле пожирал очами.
И славы полон взор его… …он угощает…вождей чужих, И славных пленников ласкает, И за учителей своих Заздравный кубок подымает. |
1 Сыны любимые победы …шведы 2 …Несомый верными слугами, В качалке, бледен, недвижим, Страдая раной, Карл явился. 3. В думу тихо погрузился… 4. Смущенный взор изобразил Необычайное волнение. Казалось, Карла приводил Желанный бой в недоуменье…
На русских двинул он полки. |
«Расшифровка» поэтической мысли |
|
|
Авторское отношение |
Автор явно симпатизирует своему герою, восхищается им. Сам не участвует в битве, но он часто повторяет «мы». Это значит, что он воспринимает себя в единстве с Петром и русскими воинами. Для него Петр – образец умелого, мужествен-ного, бесстрашного полководца. Автор воспевает патриотизм, восхищается героизмом и смелостью не только полководцев, но и простых русских солдат. Он выступает против войны. Но если кто войной придет, русские не дадут в обиду свой народ, до последней капли крови будут отстаивать независимость России. Он чувствует гордость за предков, которые победили грозного врага. |
Страдательное причастие «несомый», глагол «явился» дают отрицательную оценку Карлу XII, как полководцу. Немощность короля в какой-то степени символизирует закат его государства. Контрастность образов двух полководцев. |
Язык поэмы (с помощью каких средств созданы образы) |
Эпитеты: звучный глас, могущий, глаза сияют, лик ужасен, движенья быстры, прекрасен, горд и ясен взор Сравнения: как божия гроза, как бой Метафоры: поле пожирал очами, славы полон взор, пленников ласкает, за учителей своих заздравный кубок подымает Устаревшая лексика, старославяниз-мы: глас, лик, очи Краткие прилагательные-антонимы: ужасен – прекрасен
|
Эпитеты: несомый, бледен, недвижим, смущенный взор, слабое мание руки, необычайное волнение Метафоры: сыны любимые победы, взор изобразил волнение, на русских двинул он полки Олицетворение: желанный бой приводил в недоуменье Антитеза в создании образов двух полководцев |
Мое собственное представление о двух полководцах |
|
|
Домашнее задание: пользуясь данной таблицей, составить характеристику двух полководцев (сочинение).
Автор: Тимофеева Луиза Петровна, МБОУ «Магарасская СОШ им. Л.Н. Харитонова», Горный улус, Республика Саха (Якутия)