Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Урок по поэме Полтава А.С. Пушкина

Раздел «Методическая копилка»

Тема урока: «И грянул бой, Полтавский бой…»

(Отрывок «Полтавский бой» из поэмы А.С. Пушкина) 7 класс.

Цель: В процессе работы над содержанием фрагмента поэмы «Полтавский бой» показать образ Петра I и средства его раскрытия; остановиться на центральном эпизоде поэмы.

  1. Урок в системе уроков по изучению поэмы – второй. Опирается на историческую основу поэмы, биографию А.С. Пушкина, на сведениях о его любви к славной истории русского оружия, о благородстве личности Пушкина.
  2. Перед учащимися были поставлены следующие задачи:

Узнать средства раскрытия художественного образа, об отношении автора к изображаемому (идею).

Научиться правильному подбору цитаты, пониманию в поэтическом тексте подтекстовых мыслей, обобщению, умению делать выводы, находить изобразительно-выразительные средства, помогающие раскрытию образа Петра, указывать их роль.

Каждому учащемуся освоить понятие о способности русского народа отстоять свою самостоятельность в борьбе с сильнейшими противниками, такими как шведский король Карл XII, что героем в этой войне был русский царь Петр I, стоящий в центре этой поэмы, каково отношение великого поэта А.С. Пушкина к этой войне и к личности самого Петра I.

  1.  Структура урока  предусматривает проведение коллективной работы, в ходе которой идет обучение приемам анализа поэтического произведения. Главный акцент делается на образе Петра I, созданном А.С. Пушкиным, на средствах выразительности, стилистических фигурах и тропах, помогающих раскрытию центрального образа.  

 

Петр I

Карл XII

Цитирование

  1. Звучный глас Петра: « За дело,

      с богом!»

  1. Его глаза сияют.
  2. Лик его ужасен.
  3. Он прекрасен, он весь, как божия гроза.
  4. Могущий седок
  5. И он промчался пред полками,

Могущ и радостен, как бой.

Он поле пожирал очами.

  1. Пирует Петр. И горд, и ясен,

И славы полон взор его…

…он угощает…вождей чужих,

 И славных пленников ласкает,

И за учителей своих

Заздравный кубок подымает. 

1 Сыны любимые победы                                         …шведы

2 …Несомый верными                                  слугами,

  В качалке, бледен, недвижим,

  Страдая раной, Карл явился.

3. В думу тихо погрузился…

4. Смущенный взор изобразил

     Необычайное волнение.

     Казалось, Карла приводил

     Желанный бой в недоуменье…

  1. …Слабым манием руки

На русских двинул он полки.

«Расшифровка» поэтической мысли

  1. Петр уверен в победе. Он знает, что его дело правое, что он и его войско действуют под  защитой бога (троекратно повторяющийся мотив: «свыше вдохновенный», «За дело, с богом!», «Божия гроза»).
  2. Глаза горят, светятся, играют радостным огнем, ликуют.  Они полны решимости.
  3. Лицо необыкновенное, грозное для врага.
  4. Весь Петр – порыв, стремление. Он видит, что его войско одерживает верх, гонит, «ломит» шведов и радуется, волнуется.
  5. Дважды повторяемый эпитет «могущий, могущ» показывает большую силу, власть Петра.
  6. Взгляд его цепок, проницателен, Петр  умеет быстро ориентиро-ваться как главнокомандующий, требователен, требует дисциплины, беспощаден к нарушителям приказа. Глаза (очи) показывают его волю, характер, стремление к победе над врагом, готовность нанести ему решительный удар.
  7. Петр благороден, своих врагов считает учителями. Они действительно многому научили русского царя. Необходимость постоянно обороняться от шведов способствовала созданию русского флота и боеспособной армии. Он доволен исходом боя. 
  1. Нашли отражение реальные исторические факты о том, что шведы до этого сражения поражения не знали. Им много лет подряд удавалось одерживать победы над странами Европы.
  2. Страдательное причастие (признак предмета, который подвергается действию другого предмета) «несомый» имеет большое значение для понимания состояния шведского короля (сам он не в состоянии действовать, в такой решающий момент он пассивен, как никогда). «Бледен, недвижим» не только из-за раны, но и из-за такого поворота битвы, которого он не предугадал. Глагол явился показывает его немощность, медли-тельность.
  3. Он явно недоумевает.
  4. Бой, к которому он так стремился, принял совсем другой исход. Это и «смутило» шведского короля.
  5. У него выхода из данного положения нет, придется дать сигнал к бою.

Авторское отношение

Автор явно симпатизирует своему герою, восхищается им. Сам не участвует в битве, но он часто повторяет «мы». Это значит, что он воспринимает себя в единстве с Петром и русскими воинами. Для него Петр – образец умелого, мужествен-ного, бесстрашного полководца. Автор воспевает патриотизм, восхищается героизмом и смелостью не только полководцев, но и простых русских солдат. Он выступает против войны. Но если кто войной придет, русские не дадут в обиду свой народ, до последней капли крови будут отстаивать независимость России. Он чувствует гордость за предков, которые победили грозного врага.

Страдательное причастие «несомый», глагол «явился» дают отрицательную оценку Карлу XII, как полководцу. Немощность короля в какой-то степени символизирует закат его государства. Контрастность образов двух полководцев.

Язык поэмы (с помощью каких средств созданы образы)

Эпитеты: звучный глас, могущий, глаза сияют, лик ужасен, движенья быстры, прекрасен, горд и ясен взор

Сравнения: как божия гроза, как бой

Метафоры: поле пожирал очами, славы полон взор, пленников ласкает, за учителей своих заздравный кубок подымает

Устаревшая лексика, старославяниз-мы: глас, лик, очи

Краткие прилагательные-антонимы: ужасен – прекрасен

 

Эпитеты: несомый, бледен, недвижим, смущенный взор, слабое мание руки, необычайное волнение

Метафоры: сыны любимые победы, взор изобразил волнение, на русских двинул он полки

Олицетворение: желанный бой приводил в недоуменье

Антитеза в создании образов двух полководцев

Мое собственное представление о  двух полководцах

 

 

Домашнее задание: пользуясь данной таблицей, составить характеристику двух полководцев (сочинение).

Автор: Тимофеева Луиза Петровна, МБОУ «Магарасская СОШ им. Л.Н. Харитонова», Горный улус, Республика Саха (Якутия)