Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Урок по литературе в 5 классе по рассказу А.П.Чехова "Пересолил"

Урок по литературе в 5 классе по рассказу А.П.Чехова "Пересолил"
Тема: "Пересолил" А.П.Чехова как образец юмористического рассказа

Цель:

Предметные: создание условий для формирования представлений об особенностях жанра юмористического рассказа, повторение литературоведческих понятий: композиция рассказа, идея произведения.

Метапредметные:

Личностные: формирование умения вести диалог, договариваться в группе(используется приём 6 шляп); формирование потребности в самовыражении, самореализации, социальном признании.

Регулятивные: создание условий для формирования целеполагания, умения планировать последовательность своих действий.

Коммуникативные: формирование умения слушать и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, эффективно сотрудничать.

Познавательные: умение работать со словарями и другими источниками информации, анализировать предлагаемый материал с целью выделения существенных признаков, умение строить доказательное, логически завершенное высказывание, формирование смыслового чтения, умение сжато выборочно передавать содержание текста, выбирать наиболее эффективные пути решения поставленной задачи.

Тогда человек станет лучше,

 когда вы покажете ему, каков он есть.

А.П.Чехов   

Слайд 1

Ход урока:

Эмоциональный настрой класса:

- Какой сегодня день? Посмотрите в окно. Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? - Какое настроение вызывает такая погода? - А знаете, что надо делать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? - Надо улыбнуться. - Я хочу поделиться с вами улыбкой. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу! Сегодня нам предстоит сделать множество открытий.

Я предлагаю вам отправиться в путешествие по чеховским местам. Мы будем работать по станциям. Вы, ребята,  будете получать жетоны за правильные ответы. В конце урока подведем итог и узнаем, кто станет знатоком творчества А.П.Чехова.

Слайд 2,3

1.Отправляемся в путь! Первая станция, на которую мы приехали,  называется «Экскурсия в Таганрог – город Чехова».

Слайд 4-13 (кроссворд)

На прошлом занятии вы познакомились с биографией А.П.Чехова.  Я предлагаю вам вспомнить биографические сведения и  отгадать  кроссворд.

По вертикали получиться слово, которое подскажет вам тему урока.

Вопросы кроссворда:

1. Подпись, которой авторы произведений заменяют свою настоящую фамилию. (Псевдоним.)

2.Псевдоним  А.П.Чехова. (Чехонте).

3. Мягкий, добродушный смех в художественном произведении. (Юмор.)

4. Главный секрет юмора — именно на этом строится смешное в юмористических рассказах.

 (Несоответствие.)

5. Название одного их журналов, в которых печатались юмористические рассказы Чехова. («Осколки».)

6.Профессия А.П.Чехова? (Доктор).

7.Назовите имение, в которое он уехал, чтобы осуществить своё желание «жить среди народа»? (Мелихово)

8. Остров, который посетил Чехов, чтобы провести перепись населения( Сахалин)

9.Город у моря, где жил Чехов из-за болезни. (Ялта)

Ребята, какое слово получилось по вертикали? По вертикали получиться слово, которое подскажет вам тему урока.

Слайд 14 Правильно, пересолил. (Название темы)

Что оно означает?

Слайд 15 Смотрим на слайд , узнаем значение слова.

1.Положить слишком много соли.

2.перен. Перейти меру, границу в чём-либо.

Как вы думаете, как оно может быть связано с темой нашего урока? (Один из героев перешёл границу, и это вызывает смех у читателей, что даёт право отнести данное произведение к юмористическому).

 Слайд 16 Какова цель урока?

-на примере данного рассказа познакомиться с жанром юмористического произведения.

-выяснить, при помощи каких приёмов создаётся комическое.

-учиться анализировать прозаическое произведение.

Слайд 17

2. Мы с вами оказались на станции «Рассказ».

1.Вспомним определение термина «рассказ». (Рассказ – повествовательный эпический жанр с установкой на малый объем и на единство художественного события)

2.Работа с теоретическим материалом на стр. уч.(работа в парах)

Юмор – 1.Добродушно-насмешливое отношение к чему-либо, умение представить события, недостатки, слабости в комическом виде. 2.Художественный приём в произведениях литературы, основанный на изображении чего-либо в смешном виде.

Ирония – скрытая насмешка; явно-притворное изображение отрицательного явления в положительном виде.

Деталь – выразительная подробность в произведении.

Деталь помогает представить читателю время, место действия, внешний вид героев, их состояние, характер их мыслей, понять авторское отношение к изображаемому.

Диалог – речевое общение между двумя и более лицами, часть художественного текста, один из его элементов, воспроизводящий речевое общение персонажей.

Слайд 18 Приемы комического:

1.Комичные выражения, имена собственные («говорящие»).

2.Несоответствие поступков героев их образам.

Слайд 19 3.Какова композиция рассказа? (продолжаем работать в парах: озаглавим каждую часть, вспомнив рассказ, посмотрев мультик, созданный в 1959 году по одноименному рассказу А.П. Чехова.)

Слайд 20-24 4.После просиотра материала, учитель раздает таблицу каждому ученику  для заполнения  после прочтения рассказа.

 

Композиция рассказа

 

 

1.Завязка

 

2.Развитие действия

 

3.Кульминация

 

4. Развитие действия

 

5.Развязка

 

       

1.Землемер приехал на станцию Гнилушки. Землемер ищет лошадей для поездки в имение.    (Завязка)                

2. Землемер и возница отправились в путь. Землемер испугался и начал врать. (Развитие действия)

3. Землемер врёт всё больше и больше, и возница убегает. (Пересолил.)   Кульминация

4. Землемер уговаривает сбежавшего возницу вернуться.(Развитие действия) 

5.Землемер и возница продолжают путь. (Развязка)

Учитель:  Особенностями чехов­ских новелл являются двойная развязка (это понятие вводим, давая его описательную характеристику и попутно называя термин) и кольцевая композиция. Характерны ли такие приёмы для рассказа «Пересолил»? Если учащиеся затрудняются в ответе, формулируем вопрос по-другому: где можно было бы закончить рассказ? Обращаясь к сюжетному плану, выясняем: можно было бы ожидать, что рассказ на эпизоде бегства возницы в чащу и закончится, ведь анекдотическая ситуация разрешилась. Но действие рассказа продолжается: землемер, только что отчаянно трусивший рядом с “здоровеннейшим мужиком”, ведёт себя уже по-другому, и мы слышим его слова: “Климушка! Голубчик!”, “Сделай милость, поедем!”.

Интересен и финал рассказа, контрастно обёрнутый к началу: вновь, как и во второй части, подробно описан процесс троганья телеги с места. Спросим ребят, как каждый раз реагирует на это действие землемер, в процессе беседы выясним: если первый раз тряска и черепашья езда вызвали у героя чув­ство тревоги и недоверия, то теперь “дорога и Клим ему уже не казались опасными”.

Слайд 25

3.Станция «Неизвестные слова».

Какие слова вам показались незнакомы?

Словарная  работа (Слайд  с определениями слов)

Землемер –(устар.) специалист по межеванию и землеустройству.

Межевание (межевать) -  проводить межи,  границы земельных участков.

Возница- тот, кто правит лошадьми в упряжке.

Верста – старая русская мера длины, равная 1,06 км.

Жандарм – человек, служащий в жандармерии (полиции).

Слайд 26 -274.Мы в пути, и приближаемся к самой большой станции «По страницам рассказа  «Пересолил»». 

1.Впечатление

Как содержание рассказа связано с его названием?

Что показалось смешным?

Можем ли мы сказать, что рассказ юмористический? Докажите.

Физкультминутка:

1. Вертим головой, как землемер осматривался по сторонам.

2. Клим боится и все быстрее стегает лошадей то правой, то левой рукой ( вращательные движения руками)

3. Землемер говорит о пистолетах - Клим в страхе поворачивается всем корпусом вправо и влево.

2. Изучение нового материала.       

Итак, теперь мы готовы к тому, чтобы проникнуть в мастерскую великого писателя и попытаться приоткрыть тайну его творчества.

Работа с текстом  в группах
Карточка №1      «Белая шляпа»-Какой мы обладаем информацией?                                                                      
Найдите в тексте рассказа описание героев: их имена, внешний вид, одежда. Кто описывает возницу? А землемера? Подготовьте рассказ о них.
                                                
Карточка №2 «Жёлтая шляпа»-Что положительное в рассказе?
Проследите по тексту, как менялись поведение и настроение землемера? От чего они зависели? Как вел себя Клим? Составьте  небольшую сравнительную таблицу: что делают герои, как их поступки взаимосвязаны

Землемер

Клим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Карточка №3 –Красная шляпа»-Какие эмоции вызывает рассказ?
Мы говорили о роли несоответствий в юмористическом рассказе — именно на них строится смешное в таких произведениях. Найдите такие несоответствия в рассказе «Пересолил» и прокомментируйте их.

(Они отметили прежде всего фамилии, использованные Чеховым (землемер Смирнов, генерал Хохотов), названия станции Гнилушки и деревни Девкино. Привлекли внимание ребят и несоответствия, связанные с возницей. Во-первых, у здоровеннейшего мужика Клима, оказывается, не лошадь, а молодая тощая лошадёнка с растопыренными ногами и покусанными ушами. Во-вторых, казалось бы, богатырского телосложения Клим должен быть спокойным и бесстрашным, а он, испугавшись россказней землемера, не просто убежал, но вдруг вывалился из телеги, на четвереньках побежал к чаще и заголосил: “Караул! Караул!” На смешном несоответствии строится и сюжет рассказа: обычная поездка землемера в усадьбу генерала Хохотова для межевания земель превратилась в целое приключение из-за того, что Смирнов неверно оценил ситуацию, в которой оказался.

Вывод учителя: писатель-юморист использует несоответствия как приём создания комического эффекта в произведении. Чем больше несоответствий, тем смешнее оказывается произведение.

Карточка №4-Зелёная шляпа»-Предложите свои варианты творческих решений.

Обычно в юмористических рассказах не бывает пейзажа; действие должно идти быстро, а пейзаж его замедляет. Однако в рассказе «Пересолил» пейзаж есть. Найдите его,выразительно прочитайте и определите, какую роль он играет в рассказе, какие мысли он рождает в голове землемера. Проведите языковой эксперимент: замените пейзаж на прямо противоположный. Что получится?

Чтобы убедить учеников в том, что пейзаж играет в этом рассказе ключевую роль, предлагаем провести стилистический эксперимент: заменить “чеховское” описание природы, например, таким: “Когда телега выехала со станции, стало уже рассветать… Кругом простиралась яркая, цветущая равнина. На горизонте… уже вовсю разгоралась жаркая, летняя заря… Кругом пели птицы, было тепло, солнечно”. Что изменилось бы в произведении, если бы действие происходило на фоне такого пейзажа? Ребята постепенно приходят к выводу, что не только изменилось бы настроение землемера, но и самого рассказа не было бы: герой бы не испугался, что его ограбят, не стал бы врать, возница бы не убежал — исчез бы сюжет рассказа, построенный автором на неумении героев правильно сориентироваться в сложившихся обстоятельствах.

Карточка № 5-«Чёрная шляпа»-Что неправильного вы заметили?

На первый взгляд основной формой речи в рассказе является диалог. Так ли это на самом деле? Как вы можете это объяснить? Какой знак препинания конца предложения Чехов использует чаще всего? С какой целью?

Впечатление, что основной формой речи в рассказе является диалог, обманчиво. Большую часть объёма текста занимают монологи землемера, который, испугавшись сам, старается запугать и возницу, поэтому всё время говорит и говорит. Речь героя условно можно разделить на две части: это собственно враньё и прямое обращение к вознице. Чаще других знаков препинания конца предложения в этих монологах Чеховым используется многоточие. Роль этого знака в обеих частях речи землемера неодинакова.

В одном случае многоточие показывает, что землемер на ходу придумывает свои небылицы и в данную секунду ещё не подозревает, что скажет в следующую. Например: “Я люблю с разбойниками драться… на вид-то я худой, болезненный, а силы у меня, словно у быка… Однажды на меня напало три разбойника… так что ж ты думаешь? Одного я так трахнул, что… что, понимаешь, Богу душу отдал, а два другие из-за меня в Сибирь пошли, на каторгу. И откуда у меня сила берётся, не знаю… Возьмёшь одной рукой какого-нибудь здоровилу, вроде тебя, и… и сковырнёшь”. В этих случаях значение многоточий усиливается и лексическими повторами: “так трахнул, что… что, понимаешь, Богу душу отдал”, “здоровилу, вроде тебя, и… и сковырнёшь”.

Когда же герой прямо обращается к вознице, многоточие передаёт страх землемера: “Везде по дороге за кустиками урядники да сотские понатыканы… По… по… постой!” или “Что это ты всё время оглядываешься и движешься, как на иголках? Я, брат, тово… брат… На меня нечего оглядываться… интересного во мне ничего нет…” И повторы здесь играют другую роль, показывая, как землемер от страха даже заикается

Слайд 28-29  «Синяя шляпа»-Обобщение

6. Станция закрепления изученного материала
- Ребята, конечно, вы знаете, что литературное произведение нас чему-то учит. Подумайте, чему учит нас рассказ Антона Павловича «Пересолил»?
-Скажите, а вы знаете пословицу, которая подходила бы по смыслу к этому рассказу?

 Или

- Определите идею своего рассказа с помощью русских пословиц, которые могли бы стать эпиграфом к нему. Выберите из предложенных те, которые созвучны смыслу вашего произведения и обоснуйте выбор. Сделайте вывод. Что высмеивают пословицы, которые относятся к вашему рассказу?

 И куёт, и дует, и сам не знает, что будет.

Трусливому каждый шорох — беда.

Из печёного яйца живого цыплёнка высидит.

Этот изъян разделим на крестьян.

Каков мастер, такова и работа.

Согнулся дугой, да и стал как другой.

И медведь костоправ, только самоучка.

Поклониться — вперёд пригодится.

Был бы мёд, а мух много нальнёт.

Не умеешь — не берись.

Раньше страха испугался.

У страха глаза велики.

 С паршивой овцы хоть шерсти клок.

Лес рубят – щепки летят.

-Подумайте, могли бы вы оказаться в такой ситуации, как герои рассказа Чехова?
-Вам было бы смешно? А почему же когда вы читали рассказ, вам было смешно?
- Как называются рассказы, которые высмеивают недостатки характера людей?

-Кто быстрее найдет определение Юмористического рассказа.

Слайд 30

7. Станция «Рефлексия»

Давайте подведем итог нашего урока и ответим на вопросы:

1.Сегодня я узнал…

2. Мне было интересно..

3.Я задумался о…

Или

на листочках, которые лежат у вас на столах, оцените свою работу на уроке.
5-работал на уроке старательно. отвечал на вопросы, добавлял ответы.
4-работал на уроке скромненько. два-три раза добавлял ответы
3-работал на уроке очень скромно. ответил один раз ( или добавил ответ один раз)
2-не работал на уроке. не отвечал и не добавлял ответы.
мне понравился урок тем, что....
мне не понравился урок, потому что...

Считаем жетоны, награждаем активных учеников.

Слайд 31

8. Станция «Домашнее задание»:  

  • Используя полученные знания о способах создания юмористического рассказа, написать миниатюру о смешном случае из вашей жизни

На выбор:

1.Записать рассказ Клима своим товарищам о том, что с ним произошло

2.Нарисовать иллюстрацию к рассказу

Слайд 32

Итог урока учителем: - К концу урока мы стали и умнее, и веселее. Напоминаю, что сегодня мы говорили о замечательном художнике слова, мастере коротких юмористических рассказов. Пусть они будут для вас лекарством от плохого настроения. А помня, что Чехов, к тому же, был и замечательным доктором, я дарю вам витаминки.