Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Урок окружающего мира «Органы чувств», 3 класс УМК «Школа России

МБОУ СОШ №66 города Нижний Тагил

Свердловской области

 

Урок окружающего мира «Органы чувств»,

3 класс УМК «Школа России»

 

кл.руководитель Нефедова Е.П.

Учитель начальных классов

 

Дата

17.12.2019.

Тема

Органы чувств.

Тип урока

Урок формирования первоначальных предметных навыков.

Вид урока

Урок – исследование.

Цель

Содержательная. Формировать представление об особенностях органов чувств, их работе и восприятии.

Деятельностная. Создать условия для выяснения, какой орган чувств самый главный. 

Задачи

  1. 1. Формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека;
  2. 2. Развивать интеллектуальные и практические умения детей;
  3. 3. Развивать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье;
  4. 4. Учить детей наблюдательности, развивать воображение и делать выводы.

Планируемые результаты (УУД)

Метапредметные

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в информационном материале предлагаемого учебного материала, осуществлять поиск необходимой информации при работе над предлагаемыми заданиями;

2. Строить небольшие природоведческие сообщения в устной форме; строить рассуждения о доступных наглядно-воспринимаемых природоведческих отношениях.

Регулятивные УУД:

1. Принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные ориентиры учителем действия в учебном материале; осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;

2. Принимать разнообразные учебные задачи; находить варианты решения учебной задачи в сотрудничестве с учителем; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи; осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.

Личностные УУД:

1.Развивать положительное отношение к изучению окружающего мира; уважение к мыслям и настроениям другого человека.

2.Формировать первичные умения оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

1. Принимать работу парами и группами; воспринимать различные точки зрения; принимать задаваемые вопросы; контролировать свои действия;

2. Применять простые речевые средства для передачи своего мнения; следить за действиями других участников учебной деятельности.

Оборудование

ПК,  презентация, материалы для  экспериментов (3 стакана с водой, соль ,сахар; 4 коробки, резиновый мячик, пластмассовый  кубик, железная  вилка,  деревянная  ложка и тп); плакаты: «Строение уха», «Строение глаза»;  духи, цветы, банка кофе, лимон; таблички с названиями команд, таблички с номерами для команд.

 

Ход урока.

Этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Этап мотивации к учебной деятельности

15:20 – 15:22

Выработка внутренней готовности  к учебной деятельности.

     Здравствуйте, знатоки окружающего мира. Сегодня у нас необычный урок, у нас много гостей, давайте им улыбнемся.

Вы заметили, что сидите группами.

Давайте вспомним правила работы в парах и группах. Слайд.

 

Правила работы в группах:

  1. Научись слушать каждого;
  2. Не согласен – предлагай!
  3. Разделяйте обязанности;
  4. Помогайте друг другу.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Обращают внимание на отсутствие темы урока на доске.

Познавательные: умение определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Регулятивные: формирование умения принимать и сохранять учебную цель.

Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать других.

Актуализация знаний и фиксирование затруднений в индивидуальной деятельности.

15:22 – 15:27

Подготовка мышления и осознание потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

Сегодня на урок к нам пришёл очень странный человек. Слайд. Да ещё с каким – подарком. Про подарок мы с вами поговорим позже, а пока скажите, что такого странного в нашем госте? (нет ушей, нет глаз, нет носа, нет рта, нет рук)

А зачем они нужны человеку? Может, и не нужны они совсем?

 

Воспринимают задание на слух и записывают ответ в тетрадь.

Сравнивают свои ответы с образцом на слайде, исправляют ошибки, задают вопросы.

Вспоминают правила работы в группе.

Делают вывод о том, что повторили, какие ошибки допустили, что нужно повторить. Какие знания пригодились.

Познавательные: формирование умения на основе  анализа рисунка – схемы делать выводы.

Регулятивные: формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать других.

Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Организация познавательной деятельности

15:27 – 15:30

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи.

Есть пять помощников на службе у тебя,

Не замечая, их используешь шутя:

Глаза тебе даны, чтоб видеть,

А уши служат, чтобы слышать,

Язык во рту, чтоб вкус понять,

А носик - запах различать.

Руки - чтоб ласкать, трудиться,

Воды из кружечки напиться.

И ни к чему твоя тревога, они всегда тебе помогут.

О чём говорится в этом стихотворении? Назовите одним словосочетанием. (Органы чувств). Уже догадались, какая будет тема урока? Слайд.

Давайте поставим  цель нашего урока.

Для чего мы сегодня собрались? (Для  выяснения, какой  орган  чувств самый главный). Слайд.

А чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование. Кстати, кто такие исследователи? (Это люди, которые что-то изучают, исследуют)

Значит, и мы можем назвать себя исследователями.

Предметом нашего исследования будут органы чувств: уши, нос, глаза, рот, кожа. И какую работу они выполняют.

План действий работы на уроке (на доске)

1. Что это такое?

2. Для чего нужно?

3. Как сохранить?

Выявляют место и причины затруднения.

Вспоминают и применяют знание прошлого материала для поиска решения проблемной ситуации.

Познавательные: овладение умением  находить периметр прямоугольника разными способами.   

Регулятивные: формирование умения составлять план деятельности на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать других.

Разработка проекта выхода из затруднения, его реализация

15:30 – 15:50

Поиск решения учебной задачи.

Тогда приступим к исследованию.

  1. Поиграем в игру «Чудесный мешочек».

У меня есть мешочек, в котором лежит много разных предметов. Кто может определить, что это за предмет, и какой он? Какой цвет этого предмета? Почему не можем сказать? А теперь вытащим из мешочка и посмотрим.

С помощью глаз, ребята, мы воспринимаем большую часть информации об окружающем мире.

Об этом органе по плану нам расскажет группа 1. Повторим хором: нижнее веко, верхнее веко, ресницы, брови. Зрачок, хрусталик, радужная оболочка, зрительный нерв.  Слайд

Физминутка для глаз.

 

2.    Закройте глаза. Послушайте звук и назовите его источник. Слайд

- Капает вода.

Какой орган чувств помог вам? Слайд

Ухо – орган слуха. Об этом органе нам расскажут ребята из второй группы.

Повторим хором.

 

3.Поговорим о третьем органе чувств. Сейчас  вы все закроете глаза, я пронесу по классу вещь, а вы определите, что это. Что это? Как определили? Какой орган чувств помог определить запах? О носе нам расскажет третья группа.  Проговорим хором. Слайд

 

Слайд Парфюме́р  — человек, занимающийся составлением      парфюмерных композиций, созданием новых ароматов для духов.

 

Физминутка

 

4. Вы познакомились с тремя органами чувств. Теперь посмотрим, а помогут ли они вам определить какого вкуса у вас вода на парте? Здесь поможет другой орган чувств – язык.  (Соленая, сладкая, пресная, кислая). Слайд

Об органе вкуса нам расскажет четвертая группа.

 

5. У нас остался еще один, последний орган чувств. Сейчас я попрошу подойти ко мне 2х человек. Одному я завяжу глаза, а второй будет дотрагиваться до его руки различными предметами. Тот, кто с закрытыми глазами должен угадать, чем к нему прикоснулись. (Вата, кисточка) Слайд

 

Поиск способа преодоления затруднения.

Используют знания о геометрических фигурах и их свойствах.

Формулируют тему урока, цель.

Познавательные: формирование  умения  на основе  анализа рисунка – схемы делать выводы.

Регулятивные: формирование умения планировать свою деятельность.

Формирование умения контролировать, оценивать и корректировать свои действия.

Коммуникативные: формирование  умения слушать и понимать других.

Формирование  умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Включение в систему знаний и умений

Применение понятий и способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

 

 Выполняют тест по теме урока.

Применение понятий и способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

 

 

Один ученик работает у доски с комментированием, остальные работают в тетради, выполняют самопроверку. Взаимопроверка.

Познавательные: умение определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Регулятивные: формирование умения принимать и сохранять учебную цель.

Формирование умения планировать свою деятельность

Формирование умения контролировать, оценивать и корректировать свои действия.

Рефлексия

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода преодоления затруднений.

Итак, достигнута ли цель нашего урока? Наша цель – доказать: можно или нельзя выделить из органов чувств самый важный.

Да, достигнута – мы выяснили, что без исключения органы чувств все важны!

- Может ли человек обойтись без какого – нибудь органа чувств?

-Может. В нашем мире есть, к сожалению, люди – инвалиды, которые потеряли зрение, слух, не могут говорить. Возможно, они родились такими. На минуту представим, как им бывает тяжело. На 5 секунд зажмурьте глаза и закройте ушки.

Правда, жутко и страшно, когда вокруг одна темнота и тишина. Но такие люди живут и по-своему познают окружающий мир. Хотя им намного тяжелее, чем нам. Поэтому ребята будьте внимательны и добры к таким людям, если они встретятся в вашей жизни.

- Что сегодня на уроке было интересным для вас?

- Что нового вы сегодня узнали?

-  Что было трудным?

Вернемся к призу, с которым пришел к нам в начале урока очень странный человек. Попробуйте описать его с точки зрения всех органов чувств.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции  материала и как они его усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.  

Регулятивные: формирование умения контролировать, оценивать и корректировать свои действия.

Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать других.

Объяснение домашнего задания

Предотвращение ошибок при выполнении домашнего задания.

Домашнее задание у вас будет творческим. Каждая группа подберет дома названия 5 профессий, которые связаны с органами чувств + читать параграф учебника на страницах 126- 129.

 

Записывают задание в дневник, разбирают оформление 8 задания, задают вопросы.

Познавательные: умение определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Регулятивные: формирование умения контролировать, оценивать и корректировать свои действия.

Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать других.

 

Зрение – это способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.

Глаза помещаются во впадинах черепа, которые называются глазницы.

Глаза защищены подвижными нижними и верхними веками. На веках находятся ресницы. Каждая ресничка «живёт» примерно 100 дней. Затем она выпадает, а на её месте вырастает новая. Веки и ресницы защищают глаза от сильного ветра, света, пыли. Над глазами находятся брови, которые мешают капелькам пота, выступающим на лбу, стекать в глаза. Если глаз попадет соринка, то выступают слезы, которые увлажняют поверхность глаза, смывают все посторонние частицы и убивают микробы.

Нижнее веко, верхнее веко, ресницы, брови. Зрачок, хрусталик, радужная оболочка, зрительный нерв.

Второй по важности орган чувств у человека – ухо. С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку и т. д.

На что по форме похожи наши уши? (на морские раковины) Поэтому внешняя часть уха называется ушной раковиной. Подобная форма ушей позволяет нам лучше слышать. Ушная раковина - это всего лишь внешняя часть нашего уха. А ещё у нас есть внутреннее ухо и среднее ухо. Наружная часть ловит звук и передаёт его в среднее ухо. Там находится тонкая плёночка - барабанная перепонка. Звук ударяется об барабанную перепонку и передаётся во внутреннее ухо. Во внутреннем ухе находится слуховой нерв, который передаёт сигнал в головной мозг. После этого звуки приобретают для нас смысловое значение. Мы их различаем, понимаем.

Если закрыть глаза, то все равно будешь чувствовать, где верх, где низ, наклонился стул вправо или влево. Об этом сигнализируют органы равновесия, заложенные во внутреннем ухе. Значит, ухо – это орган слуха и равновесия.

Обоняние – это способность человека чувствовать запахи. Чувство запаха возникает только тогда, когда человек делает вдох. Пахучие вещества, выделяемые пищей, цветами, духами и другими предметами, вместе с вдыхаемым воздухом попадают в носовую полость. В верхней части носовой полости находятся чувствительные окончания обонятельных нервов. Пахучие вещества раздражают их, возбуждение передается в головной мозг, и человек узнает различные запахи.

Острота обоняния зависит от температуры и влажности воздуха. Она снижется при насморке. Обоняние важно для человека. С его помощью мы узнаем: свежая ли пища, вода, чистый ли воздух. Можем определить запах гари, дыма.

Орган вкуса – язык. А что такое вкус? Возьми щепотку сахара и попробуй ее кончиком языка. Сразу почувствуешь: сладко. Если вместо сахара лизнешь крупинку соли, ощутишь: это соленое. А вот если кончиком языка прикоснуться к лимону или к капельке клюквенного сока, то и не поймешь, какой он. Только когда сок растворится у тебя во рту и попадет на боковые стороны языка, ты решишь: это кислое. А когда попробуешь что-то горькое, тебе не скажут правду ни кончик языка, ни его края. Горькое ты почувствуешь только тогда, когда оно попадет на самую заднюю часть языка.

Орган осязания - кожа, оказывается, может «рассказать» человеку о том, что его окружает. Чувствительность нашего «скафандра» заключается в том, что он сообщает нам, к чему мы прикасаемся.

Закрыв глаза, ты можешь почувствовать шероховатость, гладкость, форму, ребристость поверхности, к которой прикоснулся, и угадать, что перед тобой. Это чувство называется осязанием.

Кожей мы можем ощущать холод или тепло, ветер или жару, жжение или удар, решить, что для нас хорошо, а что плохо. Это свойство коже придают пролегающие  в ней малюсенькие нервные окончания.

Но кожа не только предупреждает нас об угрозе для нашего тела, еще более важная ее задача – противостоять этой угрозе. Для этого кожа, как и кости, сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость, то есть растяжимость.

Таким прочным и одновременно упругим веществом, входящим в состав клеток кожи, является органическое вещество кератин. Благодаря ему кожа никогда сама не рвется и не сползает.

Старайся не ранить кожу, не допускать ожогов, обморожения.

 

ТЕСТ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ