Учебное занятие. Тема: «Совесть»
МБДОУ № «5» г. Пролетарск Ростовская область
Учебное занятие. Тема: «Совесть»
Ульянова Елена Петровна
Воспитатель
Учебное занятие на тему: »Совесть»
Цель:формировать у старших дошкольников основные понятия нравственного самосознания (совесть, добросовестность, справедливость); осмыслить основные морально-нравственные идеалы о добре и зле; формировать способность понимать эмоции: воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру; умение слушать свой внутренний голос ; формировать у детей умение видеть, признавать и исправлять свои ошибки; стремление поступать в соответствии с внутренним голосом.
Виды деятельности: игровая,двигательная,коммуникативная,познавательно-исследовательская.
Средства реализации: кукла Лунтик , диск с видеофильмом »Совесть» из мультсериала «Лунтик» , фланелеграф или магнитная доска, иллюстрации с изображением сказочных героев , нарисованное сердце, разрезанное на части по количеству детей; ТСО :телевизор или видеомагнитофон или ноутбук.
Ход деятельности:
Педагог: Ребята, сегодня мы с вами продолжим говорить о том что помогает человеку отличить добро от зла. Каждый день мы с вами совершаем разные поступки. Иногда при этом приходится выбирать, как поступить в той или иной ситуации.Как же узнать , хорошо мы поступили или плохо? (ответы детей)
Организационно-поисковый этап.
Педагог. Ой, кто это к нам пришёл в гости ? (на столе появляется Лунтик). Сегодня к нам в гости пришёл Лунтик. Ему очень интересно узнать , доброе ли у вас сердце, какие поступки вы чаще совершаете: хорошие или плохие. Как вы думаете, ребята, есть ли голос у сердца и умеет ли оно разговаривать? (Ответы детей.) Послушайте , какую сказку прислала нам Сова.
Педагог читает рассказ-сказку А. Лопатина, М. Скребцова. «Голос сердца.»
Семья ласточек свила гнёздышко под самой крышей Митиного дома. Мите нравились ласточки , и он часто мечтал :»Вот бы у меня в доме жила такая же птичка». Однажды у печки засорилась труба. Папа приставил к крыше лестницу , залез на крышу и прочистил трубу. Увидел Митя, что папа забыл лестницу убрать , и обрадовался – теперь он может поймать птичку. Взял Митя рыболовный сачок и пикрыл им гнездо. Вылетела ласточка и затрепыхалась в сачке.
Прибежал Митя с ласточкой домой и говорит: »Обрежу ей крылышки, чтобы она от меня не улетела.» Но он не нашёл ножниц. Сунул мальчик птичку за пазуху, сел у окна и задумался.
-Тук-тук-тук!-стучало сердце мальчика.
-Кто это стучит ?- спросила ласточка.
- Я стучу, Митино сердце,- ответило сердце.
-Знаешь,-пожаловалась ласточка ,-Митя хочет мне крылышки обрезать , а у меня в гнезде птенчики остались. Попроси своего хозяина отпустить меня.
-Не могу я тебе помочь,-ответило сердце.-У меня очень тихий голос, и мой хозяин меня не услышит.
-Что же делать , неужели мои птенчики погибнут?!-заплакала ласточка.
Её горькие слезинки проникли прямо а Митино сердце ,и от этого голос сердца стал сразу громче.
-Тук-тук-тук,- застучало сердце мальчика изо всех сил.-Митя, разве ты не слышишь ,как пищат маленькие голодные птенцы без мамы-ласточки?
Поднял мальчик глаза к окну , прислушался и услышал писк.
-Это наверно , твои дети плачут? Извини я забыл , что тебе надо кормить птенцов-воскликнул мальчик и выпустил птичку в окно. Трепеща крылышками, ласточка взмыла в небо и вскоре вернулась в гнездо с добычей. Митя вышел во двор. Возле лестницы сидел хищно поглядывая на птичек соседний кот.
-Пошёл от сюда бессовестный! Не смей трогать наших птичек!- закричал на кота Митя. Он решил охранять семью ласточек пока папа не придёт с работы и не уберёт лестницу.
Педагог. Как вы думаете, почему Митя сначала хотел обрезать крылья ласточке , а потом стал охранять её гнездо ? Можно ли по глазам , голосу , жестам человека узнать, какое у него сердце? Как вы думаете ,о чём «стучит» ваше сердце? Давайте к нему прислушаемся.
Игра «Послушай сердце.»
Ход игры. –Наши сердца умеют разговаривать с другими сердцами . Нужно только внимательно слушать :»Тук-тук-тук!». Тише дети! Послушайте что ваши сердечки хотят сказать маме и папе, друзьям и всему миру. (Дети слушают стук своего сердца и делают предположения о том, что оно хочет сказать.)
Игра «Сложи сердце.»
Ход игры.А теперь возьмите на ваших столах красочные листочки бумаги. Сложите их все вместе, и у вас получится…(большое сердце)
Педагог. Для того чтоб человек не ошибся в том , что хорошо ,а что плохо , внутри каждого Бог поместил доброго помощника – совесть. Это и есть внутренний голос сердца. Совесть-добрый помощник ,который приносит человеку сообщение-весточку : хорошо он поступает или плохо. Например , ты получил новогодний подарок с конфетами. Совесть подсказывает : не жадничай , поделись с тем , у кого нет конфет. Поделился –хорошо. Ну , а если ты чувствуешь : жалко –съем сам , да и делаешь так , то поступаешь плохо. И ли мама попросила помочь по дому, а ты ленишься : ладно , попозже сделаю.
А ещё , может быть , бывает так , что ты не слушаешься родителей и старших , обзываешься плохими словами , дерёшься с кем-то из ребят. Кто из вас ребята , сможет назвать ещё какую-нибудь ситуацию , при которой совесть-наш добрый помощник –подсказывает нам, хорошо или плохо мы поступаем? (Ответы детей : «Покормлю птиц когда им нечего кушать», «Если я качаюсь на качелях , а кому-то тоже захочется покататься , я ему уступлю место.» и т.д.)
Педагог. Как вы думаете , на что похожа совесть? (предложения детей). На яркий огонёк , который светит в душе у человека. Когда человек советуется с совестью, тогда огонёк горит ярко (педагог зажигает свечу). Посмотрите ,как ярко она горит! Но как же легко её потушить! Нужно быть аккуратным , чтобы дольше горела свеча. Так и с душой : надо быть внимательным к своим поступкам , чтобы не загасить в душе огонёк совести.
В нашей жизни людям очень часто приходится делать ,как поступить. И в это время именно совесть нам подсказывает : « Стой ! Не делай этого ; не ходи туда; хочешь соврать обругать ,обидеть- остановись подумай : хочешь ли ты оказаться на месте обиженного человека или животного? « А если человек не слышит этот голос , то с ним могут случиться всякие горести.
Игровая деятельность.
Игра «Подбери противоположное слово.»
Ход игры.Каким лекарством можно вылечить:
-Злую Бабу-Ягу от злости? (добротой)
-Старуху из «Сказки о рыбаке и рыбке « от жадности ? (щедростью)
-Упрямого козлика , который не хотел уступать дорогу на мостике ? ( смирение, уступчивость)
-Братца Иванушку , который превратился в козлёночка? (послушанием)
Педагог. А теперь Лунтик хочет показать вам свой мультфильм , который так и называется- «Совесть»
Просмотр серии мультфильма про Лунтика «Совесть»
Педагог (после просмотра) Вот какая интересная история произошла с Лунтиком .Как вы думаете , почему Лунтик решил , что у гусениц нет совести? (потому что они совершали плохие поступки) Есть ли совесть у гусениц? Почему? (да, но они её редко слушали) Когда они Лунтика посадили в паутину, то это случай не давал им покоя.А когда гусеницы освободили Лунтика , то сами сказали, что у них словно гора с плеч упала и сразу поднялось настроение.
-Как вы думаете , почему у гусениц поднялось настроение и им стало легче? (ответы детей)
-Чувство раскаяния- великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Ему становится легко , ка будто с души камень упал. Но чтобы совесть не молчала , а помогала нам ,её нужно тренировать. Сейчас Лунтик покажет вам упражнение для совести . Упражнение совести –это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том , ка поступить ,кого он может обидеть и наоборот. Давайте сейчас( у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем , вспомним свои поступки и расскажем о них.
Включается музыка. В течении одной минуты дети обдумывают свои выступления.
Педагог. Поднимите руки , кто хочет очистить свою совесть, раскаяться о своём поступке, Рассказать о нём нам.(дети пожеланию рассказывают о своих плохих поступках) А второе упражнение для совести называется «Попроси прощения». Может быть , у нас найдутся смельчаки, которые захотят попросить прощения у своих друзей, у меня, а дома- у родителей. Лунтик предлагает и вам потренировать свою совесть.
Двигательная минутка.
Игра «Вечером» (по М.М.Борисовой)
Ход игры.Все дети выполняют движения.
Вечером девочка Мила (ходьба на месте)
В садике клумбу разбила ( прыжки на месте)
Брат её мальчик Иван (приседания)
Тоже разбил… стакан! (хлопки в ладоши)
Педагог. Ребята нам пора прощаться с Лунтиком , его ждут друзья , которым, может быть, нужна его помощь. Думаю, что Лунтик к нам в гости пришёл не зря: он чему-то научился у нас, а мы у него. Давайте на память подарим ему «большое сердце)Сегодня мы с вами поговорили о том ,что такое совесть и для чего она нужна человеку. Я думаю наш разговор поможет вам. Как вы думаете , разбудит ли этот разговор вашу совесть? (ответы детей)В любом случае , я думаю, в следующий раз когда перед вами встанетвыбор-поступить так или иначе, то вы обязательно послушаете свой внутренний голос , голос сердца, голос совести. А на прощанье хочу прочитать вам стихотворение.
Что такое совесть?
- Мама что такое совесть?
-Совесть дочка, это повесть
Про хорошие дела-
Жизнь их нам с тобой дала.
Кто по совести живёт,
Никого не подведёт.
Совесть-клад души твоей.
Яркий лучик света вней.
Это путеводный свет.
Он спасёт тебя от бед.
Он в тебе всегда горит.
Он твой самый прочный щит.
А.Лопатина М. Скребцова.