Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

Учебное занятие. Тема: «Совесть»

      МБДОУ № «5» г. Пролетарск Ростовская область   

Учебное занятие. Тема: «Совесть»

 

Ульянова Елена Петровна

Воспитатель

 

Учебное занятие на тему: »Совесть»

Цель:формировать у старших дошкольников основные понятия нравственного  самосознания (совесть, добросовестность, справедливость); осмыслить основные морально-нравственные идеалы о добре и зле; формировать способность  понимать эмоции: воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру; умение слушать свой внутренний голос ; формировать у детей умение видеть, признавать и исправлять свои ошибки; стремление поступать в соответствии с внутренним голосом.

Виды деятельности: игровая,двигательная,коммуникативная,познавательно-исследовательская.

Средства реализации: кукла Лунтик , диск с видеофильмом »Совесть» из мультсериала «Лунтик» , фланелеграф или магнитная доска, иллюстрации с изображением  сказочных  героев , нарисованное сердце, разрезанное на части по количеству детей; ТСО :телевизор или видеомагнитофон или ноутбук.

Ход деятельности:

Педагог: Ребята, сегодня мы с вами продолжим говорить о том что помогает человеку отличить добро от зла. Каждый день мы с вами совершаем разные поступки. Иногда при этом приходится выбирать, как поступить в той или иной ситуации.Как же узнать , хорошо мы поступили или плохо? (ответы детей)

Организационно-поисковый этап.

Педагог. Ой, кто это к нам пришёл в гости ? (на столе появляется Лунтик). Сегодня к нам в гости пришёл Лунтик. Ему очень интересно узнать , доброе ли у вас сердце, какие поступки вы чаще совершаете: хорошие или плохие. Как вы думаете, ребята, есть ли голос у сердца и умеет ли оно разговаривать? (Ответы детей.) Послушайте , какую сказку прислала нам Сова.

Педагог читает рассказ-сказку А. Лопатина, М. Скребцова.  «Голос сердца.»

Семья ласточек свила гнёздышко под самой крышей Митиного дома. Мите нравились ласточки , и он часто мечтал :»Вот бы у меня в доме жила такая же птичка». Однажды у печки засорилась труба. Папа приставил к крыше лестницу , залез на крышу и прочистил трубу. Увидел Митя, что папа забыл лестницу убрать , и обрадовался – теперь он может поймать птичку. Взял Митя рыболовный сачок и пикрыл им гнездо. Вылетела ласточка и затрепыхалась в сачке.

Прибежал Митя с ласточкой домой и говорит: »Обрежу ей крылышки, чтобы она от меня не улетела.» Но он не нашёл ножниц. Сунул мальчик птичку за пазуху, сел у окна и задумался.

-Тук-тук-тук!-стучало сердце мальчика.

-Кто это стучит ?- спросила ласточка.

- Я стучу, Митино сердце,- ответило сердце.

-Знаешь,-пожаловалась ласточка ,-Митя хочет мне крылышки  обрезать , а у меня в гнезде  птенчики остались. Попроси своего хозяина  отпустить меня.

-Не могу я тебе помочь,-ответило сердце.-У меня очень тихий голос, и мой хозяин  меня не услышит.

-Что же делать , неужели мои птенчики погибнут?!-заплакала ласточка.

Её горькие слезинки проникли прямо а Митино сердце ,и от этого голос сердца стал сразу громче.

-Тук-тук-тук,- застучало сердце мальчика изо всех сил.-Митя, разве ты не слышишь ,как пищат маленькие голодные птенцы без мамы-ласточки?

Поднял мальчик глаза к окну , прислушался и услышал писк.

-Это наверно , твои дети плачут? Извини я забыл , что тебе надо кормить птенцов-воскликнул мальчик и выпустил птичку в окно. Трепеща крылышками, ласточка взмыла в небо и вскоре вернулась в гнездо с добычей. Митя вышел во двор. Возле лестницы сидел хищно поглядывая на птичек соседний кот.

-Пошёл от сюда бессовестный! Не смей трогать наших птичек!- закричал на кота Митя. Он решил охранять семью ласточек пока папа не придёт с работы и не уберёт лестницу.

Педагог. Как вы думаете, почему Митя сначала хотел обрезать крылья ласточке , а потом стал охранять её гнездо ? Можно ли по глазам , голосу , жестам человека узнать, какое у него сердце? Как вы думаете ,о чём «стучит» ваше сердце? Давайте к нему  прислушаемся.

Игра «Послушай сердце.»

Ход игры. –Наши сердца умеют разговаривать с другими сердцами . Нужно только внимательно слушать :»Тук-тук-тук!». Тише дети! Послушайте что ваши сердечки  хотят сказать маме и папе, друзьям и всему миру. (Дети слушают стук своего сердца и делают предположения о том, что оно хочет сказать.)

Игра «Сложи сердце.»

Ход игры.А теперь возьмите на ваших столах красочные листочки  бумаги. Сложите их все вместе, и у вас получится…(большое сердце)

Педагог. Для того чтоб человек не ошибся в том , что хорошо ,а что плохо , внутри  каждого Бог поместил доброго помощника – совесть. Это и есть внутренний голос сердца. Совесть-добрый помощник ,который приносит человеку сообщение-весточку : хорошо он поступает или плохо. Например , ты получил новогодний подарок  с конфетами. Совесть подсказывает : не жадничай , поделись  с тем , у кого нет конфет. Поделился –хорошо. Ну , а если  ты чувствуешь : жалко –съем сам , да и делаешь так , то поступаешь плохо. И ли мама попросила помочь по дому, а ты ленишься : ладно , попозже сделаю.

А ещё , может быть , бывает так , что ты не слушаешься родителей и старших , обзываешься  плохими словами , дерёшься с  кем-то из ребят. Кто из вас ребята , сможет назвать ещё какую-нибудь ситуацию , при которой  совесть-наш добрый помощник –подсказывает нам, хорошо или плохо мы поступаем? (Ответы детей : «Покормлю птиц когда им нечего кушать», «Если я качаюсь на качелях , а кому-то тоже захочется покататься , я ему уступлю  место.» и т.д.)

Педагог. Как вы думаете , на что похожа совесть? (предложения детей). На яркий огонёк , который светит в душе  у человека. Когда человек  советуется с совестью, тогда огонёк горит ярко (педагог зажигает свечу). Посмотрите ,как ярко она горит! Но как же легко её потушить! Нужно быть аккуратным , чтобы дольше горела свеча. Так и с душой : надо быть внимательным к своим поступкам , чтобы не загасить в душе огонёк  совести.

В нашей жизни людям очень часто приходится делать ,как поступить. И в это время именно совесть нам подсказывает : « Стой ! Не делай этого ; не ходи туда; хочешь соврать обругать ,обидеть- остановись  подумай : хочешь ли ты оказаться на месте  обиженного человека  или животного? « А если человек не слышит этот  голос , то с ним могут  случиться всякие горести.

Игровая деятельность.

Игра «Подбери противоположное слово.»

Ход игры.Каким лекарством можно вылечить:

-Злую Бабу-Ягу от  злости? (добротой)

 -Старуху из «Сказки о рыбаке и рыбке « от жадности ? (щедростью)

-Упрямого козлика , который не хотел уступать дорогу на мостике ? ( смирение, уступчивость)

-Братца Иванушку , который превратился в козлёночка? (послушанием)

Педагог. А теперь Лунтик хочет показать вам свой мультфильм , который так и называется- «Совесть»

Просмотр серии мультфильма про Лунтика «Совесть»

Педагог (после просмотра) Вот какая интересная история произошла с Лунтиком .Как вы думаете , почему Лунтик решил , что у гусениц нет совести? (потому что они совершали плохие поступки) Есть ли совесть у гусениц? Почему? (да, но они её редко слушали) Когда они Лунтика посадили  в паутину, то это случай не давал им покоя.А когда гусеницы освободили Лунтика , то сами сказали, что у них словно гора  с плеч упала и сразу поднялось настроение.

-Как вы думаете , почему у гусениц поднялось настроение и им стало легче? (ответы детей)

-Чувство раскаяния- великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Ему становится легко , ка будто с души камень упал. Но чтобы совесть не молчала , а помогала нам ,её нужно тренировать. Сейчас Лунтик  покажет вам упражнение  для совести . Упражнение совести –это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том , ка поступить ,кого он может обидеть и наоборот. Давайте сейчас( у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем  , вспомним свои поступки и расскажем о них.

Включается музыка. В течении одной минуты дети обдумывают свои выступления.

Педагог. Поднимите руки , кто хочет очистить свою совесть, раскаяться  о своём поступке, Рассказать о нём нам.(дети пожеланию рассказывают о своих плохих поступках) А второе упражнение  для совести  называется «Попроси прощения». Может быть , у нас найдутся смельчаки, которые захотят попросить прощения  у своих друзей, у меня, а дома- у родителей. Лунтик предлагает и вам потренировать свою совесть.

Двигательная минутка.

Игра «Вечером»  (по М.М.Борисовой)

Ход игры.Все дети  выполняют движения.

Вечером девочка Мила (ходьба на месте)

В садике клумбу разбила ( прыжки на месте)

Брат её мальчик Иван (приседания)

Тоже разбил… стакан! (хлопки в ладоши)

Педагог. Ребята нам пора прощаться с Лунтиком , его ждут друзья , которым, может быть, нужна его помощь. Думаю, что Лунтик к нам в гости пришёл не зря: он чему-то научился у нас, а мы  у него. Давайте на память  подарим ему «большое сердце)Сегодня мы с вами поговорили о том  ,что такое совесть и для чего она нужна человеку. Я думаю наш разговор поможет вам. Как вы  думаете , разбудит ли этот разговор  вашу совесть? (ответы детей)В любом случае , я думаю, в следующий раз когда  перед вами встанетвыбор-поступить так или иначе, то вы обязательно послушаете  свой внутренний голос , голос сердца, голос совести. А на прощанье хочу прочитать вам стихотворение.

Что  такое совесть?

- Мама что такое совесть?

-Совесть дочка, это повесть

Про хорошие дела-

Жизнь их нам с тобой дала.

Кто по совести живёт,

Никого не подведёт.

Совесть-клад души твоей.

Яркий лучик света вней.

Это путеводный свет.

Он спасёт тебя от бед.

Он в тебе всегда горит.

Он твой самый прочный щит.

А.Лопатина  М. Скребцова.