Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...

Учебное пособие "Основы телевизионной и радиожурналистики"

МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Учебное пособие "Основы телевизионной и радиожурналистики"

 

Колесникова Валерия Вячеславовна 

Цуканова Марина Игоревна

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ
 
ПРЕДИСЛОВИЕ……………………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ…………………………
  1. Природа телевидения. Телевидение в системе СМК………………………………….
  2. Формат телепрограммы. Стратегии программирования эфира. Рейтинги………….
1.3. Типология телевизионных программ………………………………………………….
1.4. Структурные элементы и приемы в тележурналистике……………………………...
1.5. Система жанров на телевидении. Специфика телевизионной аудитории……………………………………………………………………………………
1.6. Телевизионные профессии……………………………………………………………...
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ РАДИОЖУРНАЛИСТИКИ………………………………………...
2.1. Организационно-техническая база радиовещания……………………………………
2.2. Журналист и микрофон…………………………………………………………………     
2.3. Звуковое оформление эфира радиопрограммы……………………………………….
2.4. Программирование радиоэфира, сетка вещания и формат радиостанций………….
2.5. Особенности составления текста радиопередачи……………………………….
2.6. Разнообразие профессий на радио…………………………………………………….
ТЕМЫ ДИПЛОМНЫХ И КУРСОВЫХ РАБОТ…………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………………
 
 
ПРЕДИСЛОВИЕ
 
Дисциплина «Основы телевизионной и радиожурналистики» предназначена для студентов факультета журналистики направления 42.03.02 «Журналистика» (бакалавриат). Курс последовательно знакомит студентов с основными понятиями, связанными с теле- и радиожурналистикой, и спецификой работы журналиста на радио и телевидении. Информационно-технологические процессы, влияющие на современные СМИ, безусловно, затрагивают радио и телевидение. Требования к работникам меняются постоянно, а потому студенты не только должны иметь представление о базовых понятиях, но и понимать специфику так называемых новых медиа, знать о современных форматах вещания и их особенностях, о предэфирной подготовке теле- и аудиопродукта, о специфике работы в эфире. 
В данном учебном пособии рассматриваются  вопросы формирования радио и телевидения как средства массовой информации, понятия «рейтинг», «формат», «сетка вещания», стратегии программирования эфира,  журналистские профессии на радио и телевидении, методы и средства исследования аудитории, особенности звукового оформления передач.
По итогам освоения учебного курса студенты должны:
- понимать природу телевидения и радиовещания;
-определять выразительные средства телевизионной и радиожурналистики;
- понимать место телевидения и радио в структуре СМИ и в общественно-политическом и социокультурном контексте;
 - уметь создавать на практических занятиях несложный видео- и аудиопродукт в соответствии с нормами, стандартами, форматами, стилями и технологическими требованиями, принятыми в СМИ;
- владеть навыками предэфирной подготовки продукта.
Для получения более глубоких знаний по дисциплине «Основы телевизионной и радиожурналистики» студентам рекомендуется ознакомиться со списком литературы, представленным в учебном пособии.
 
ГЛАВА 1
ОСНОВЫ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
 
1.1. Природа телевидения. Телевидение в системе средств массовой коммуникации
 
Телевидение является многофункциональным институтом, поскольку выполняет несколько основных задач. Оно формирует общественное мнение, интегрирует общество по различным вопросам, способствуя решению проблемы идентичности, оказывает информационное воздействие на зрителей, тем самым рисуя определенную картину мира, охватывает различные социальные слои населения. Зрители могут получить не только информацию по интересующим их темам, но и отдохнуть, посмотрев любимый сериал или развлекательную программу. Телевидение выполняет ряд важных функций: это информационная, пропагандистская, культурно-просветительская, интегративная, социальная, организаторская, образовательная, рекреативная.
По мере воздействия на аудиторию телевидение пока не уступает интернету, при этом превосходит другие СМИ  (печать, радио) в способах воздействия благодаря наличию специфических выразительных средств, не доступных этим медиа. Если радио способно влиять на слушателя с помощью слова, шумов, музыки, то телевидение наглядно демонстрирует информацию, то есть обладает способностью передавать сообщения в виде движущихся цветных изображений, сопровождаемых звуком. Это свойство телевидения называют экранностью. Благодаря возможностям съемки и монтажа на экране воплощаются самые смелые замыслы режиссеров и операторов, а зрители могут получить весь спектр услуг, предоставляемых телевидением.
Одновременность передачи информации и ее восприятия также является свойством телевидения и называется симультанностью. Телеаудитория может посмотреть программу в прямом эфире, вместе с участниками телепроекта оказаться на другом континенте, «поболеть» за любимую команду, получив качественное изображение и звуковое его сопровождение. Выход в интернет-пространство позволяет также увидеть понравившиеся передачи в записи. Переход на цифровое вещание дает сразу несколько дополнительных возможностей для зрителей: большее количество каналов, возможность просмотра в движении, отличное качество изображения и звука, специальные услуги (звуковые дорожки, переводчик, титры, доступ в интернет). Симультанность позволяет говорить об «эффекте присутствия», который придает телеви­зионному сообщению достоверность, документальность.
Телевидение обладает и другими свойствами как средство массовой коммуникации. Тотальность телевидения заключается в  широком охвате населения, доступность – в специфике производства информации для разных социальных групп, интерактивность – в  способности взаимодействовать со зрителями. Установление обратной связи выявляет реакцию аудитории, обеспечивает активное взаимодействие и помогает избежать однонаправленности информации. Поведение автора (выполнение определенных задач, формирование контента, взаимодействие с аудиторией) говорит о степени его эффективности в данной системе массовой коммуникации.
В то же время телевидение остается достаточно мощным по своему воздействию средством манипулирования аудиторией. Те слои населения, которые практически не используют для получения информации другие СМИ либо не имеют к ним доступа, вынуждены получать информацию из ограниченного числа источников (телепрограмм или телеканалов), что, порой, искажает их картину восприятия действительности.
Еще одним свойством телевидения является персонификация информации. Она заключается, во-первых, в олицетворении зрителей с автором конкретной программы: с его представлениями о мире, внешним обликом, манерой говорить и так далее. Неслучайно многие крупные телекомпании приглашают известных актеров, режиссеров, писателей вести популярные программы. Уровень доверия к таким личностям возрастает, а значит информация, переданная ими, будет восприниматься аудиторией как объективная. Во-вторых, благодаря восприятию участника событий (журналиста, репортера, героя) как очевидца, который находится в эпицентре происходящего, у зрителя возникает так называемый «эффект сопереживания», который способствует усилению доверия к говорящему. В-третьих, под персонификацией можно понимать личностный характер информации, воспринимаемой с экрана. Зритель ощущает обращение к себе как попытку диалога, взаимодействия.
Таким образом, телевидение как коммуникационный канал создает определенное пространство для взаимодействия с массовой аудиторией, оно объединяет зрителей, используя их схожий социокультурный опыт. Мы вправе говорить о телевидении как о связующем звене, определенном посреднике, создающем критерии принадлежности к общности.  
Определить место телевидения в системе СМК можно путем сравнения его с  театром, кино, радио. Действие, актерскую игру, диалоговые формы телевидение позаимствовало от театра. Изобразительно-выразительные средства экрана телевидение унаследовало от кино. Общественные функции и особенности передачи информации телевидение получило от печатных СМИ и радиовещания.
Телевидение и кинематограф
Прямым предшественником телевидения был кинематограф. Оживающие на экране картинки постепенно превратились в новый род искусства. Благодаря особенностям восприятия изображения, появлению монтажа кино перестало быть волшебством, а стало полноценным видом искусства, многосторонне осмысляющим действительность. Слово, музыка, шумы стали особым языком звукозрительных образов, передаваемых как через документальные, так и художественные фильмы. Телевидение унаследовало у кинематографа его язык.

Смотреть работу полностью