Творчество А.С. Пушкина через театрализованную деятельность
МАДОУ «Детский сад № 28 комбинированного вида» г. Петропавловск-Камчатский
Педагогический проект на тему: «Творчество А.С.Пушкина через театрализованную деятельность».
Проект
Тема: «Творчество А.С. Пушкина через театрализованную деятельность»
Актуальность: Театр – это одно из ярких эмоциональных средств, которое формирует вкусы детей и воздействует на воображение ребёнка различными средствами, а также позволяет решить многие задачи программы детского сада.
Знакомя детей с творчеством А.С.Пушкина использовались: беседы, чтение художественной литературы, рассматривание книг, иллюстраций, картин, продуктивная деятельность, а одним из самых эффективных способов воздействия на ребёнка была театрализованная игра, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: «Учить играя».
Работа по данной теме предусматривает всестороннее развитие ребёнка: психическое, эмоциональное, эстетическое, умственное, нравственное, трудовое, физическое, экологическое, патриотическое.
Цель: расширять кругозор детей дошкольного возраста, формировать нравственно – эстетические чувства и всесторонне развитую личность.
Принципы:
- Учёт возрастных особенностей детей при отборе содержания, темы, организованной образовательной деятельности детей, задач воспитания и обучения;
- Обеспечение эмоционально – психологического комфорта для детей;
- Уважение к личности ребёнка.
Задачи:
1. Расширять знания об окружающем мире в соответствии с возрастными особенностями детей, через театрализованные игры;
2. Создать предпосылки для развития психических процессов, внимания, памяти, восприятия, воображения;
3. Обогащать и активизировать словарь детей;
4. Развивать устойчивый интерес к творчеству писателя и к театрально – игровой деятельности, в соответствие с особенностями детей, их умениями и навыками;
5. Воспитывать гуманные чувства, развивать опыт нравственного поведения;
6. Создавать предпосылки для развития творческой активности и самостоятельности;
7. Вызвать активный интерес, увлекать детей в участии в развлечениях, викторинах, играх и т.п., чувствуя себя раскованно и свободно;
8. Уважительно относиться к результатам детского творчества и эмоциональном благополучие каждого ребёнка;
9. Обеспечивать участие семьи в жизни группы и детского сада;
10. Соблюдать преемственность в работе детского сада, исключающие умственные и физические перегрузки дошкольников.
Время проекта: проект рассчитан на декабрь 2014 года по март 2015 года.
Участники проекта: Дети подготовительной группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап – знакомство
- Знакомство с творчеством А.С.Пушкина, чтение сказок, рассматривание книг, иллюстраций, картин. Беседа на тему: «Биография А.С.Пушкина».
- Развитие творческого воображения с элементами фантазирования;
- Чтение и заучивание стихов А.С.Пушкина;
- Знакомство с театральной деятельностью. Беседа: «Что такое театр». Рассматривание книжек, иллюстраций, картин;
- Знакомство с атрибутикой, бутафорией, костюмами, гримом;
- Знакомство с актёрским мастерством;
- Знакомство с разными видами театров: кукольный, настольный, пальчиковый, «живой», теневой, театр картинок и т. д.;
- Знакомство с театральной куклой.
2. Основной этап – реализация
- Театр игрушек по сценариям знакомых сказок;
- Настольные театры;
- Показ сценок – инсценировок по стихам, сказкам;
- Театр «Живых картинок»;
- Упражнения с элементами психогимнастики;
- Показ – упражнение;
- Обыгрывание сценок;
- Игры – драматизации;
- Театрализованные игры;
- Игры по развитию творческого воображения;
- Творческие задания;
- Игры – викторины;
- Упражнения по развитию выразительности речи;
- Словесное творчество;
- Игра – концерт на развитие творческого исполнения;
- Экскурсия в библиотеку;
- Конкурс стихов;
- Продуктивная образовательная деятельность;
- Игры с участием родителей;
- Досуги, развлечения.
3. Заключительный этап
- Выставки детского творчества;
- Концерты – выступления;
- Конкурсы чтецов;
- Фото и видео презентации;
- Афиши.
Результативность:
Декабрь: 1. Знакомство с творчеством А.С.Пушкина стихи, сказки (отрывки). Беседа на тему: «Биография А.С.Пушкина».
2. Словесное творчество с применением элементов ТРИЗ по сказкам А.С.Пушкина: изменение конца сказки «Сказка о золотой рыбке» (Дед попросил рыбку сделать бабку добрее, или введение нового героя: колобка, ёжика и т.д.). Игра «Весёлые превращения» по сказкам А.С. Пушкина;
3.Игра по развитию творческого воображения: «Шкатулка со сказками» - сочинение сказок с помощью предметов заместителей («Чего на свете не бывает?») (см. Петрова с. 1о1, №23);
4. Экскурсия в библиотеку (свободное время), знакомство с произведениями А.С.Пушкина через рассматривание иллюстраций в книжках; упражнения по выразительности речи (произнеси стихи удивлённо, насмешливо, недоумевая);
5.Совершенствование диалогической и монологической речи. Игра «Придумай весёлый диалог». (см. Петрова с. 81, №10);
6. Знакомство с разными видами театров. Разыгрывание мини – сценок, игры – драматизации по сказкам Пушкина.
Январь: 1.Знакомство с театральной деятельностью. Беседа «Что такое театр?», закрепление театральных терминов. (см. Зацепина с.124);
2.Знакомство с актёрским мастерством, атрибутикой, бутафорией, костюмами, гримом. Знакомство с профессиями гримёра и костюмера. (см. Петрова с. 90 №17);
3. Знакомство с театральной куклой. Упражнение на выражение выразительности речи. (см. Петрова стр. 87, №15);
4. Упражнения по развитию выразительности речи и развитию пантомимических навыков. Этюды на выражение основных эмоций: «Злюка», «Царевна», «Старый царь» и т. д. (см. Петрова с. 88, № 16);
5. Этюды с элементами психогимнастики «Обида», «Страх», «Плач», «Огорчение», «Веселье», «Радость» и т. д.
Февраль: 1.Инсценировки по сюжетам сказок А.С.Пушкина (миниатюры: «Старик и рыбка», «Поп и Балда», «Царь и Царевна Лебедь»);
2. Игра – викторина по произведениям А.С.Пушкина. Загадывание загадок по стихам Пушкина, с помощью жестов, мимики и движений;
3. Мини – сценки по сказкам Пушкина на развитие пантомимических навыков. (см. Петрова с.92, № 18);
4. Упражнения на развитие выразительности речи, используя жесты, как средство выразительности. (см. Петрова с. 97, № 21);
5. Игра – занятие на развитие на выражение основных эмоций и развитие творческой инициативы. ( см. Петрова с. 106, № 26);
6. Разыгрывание мини – сценок по ролям под музыкальное сопровождение.
Март: 1.Этюды с элементами психогимнастики. Настольный театр «Живых картинок» по произведениям А.С.Пушкина. (см. Петрова с. 107, № 27);
2. Игра – викторина «Волшебный мешочек», обыгрывание сценок по произведениям А.С.Пушкина;
3. Словесное творчество с применением элементов ТРИЗ. Мини – сценки: «Старуха и старик», «Царевич и Царевна Лебедь» и т. д., с применением любого театра по желанию детей;
4. Разыгрывание сценок импровизаций по сказкам А.С.Пушкина;
5. Развлечение – праздник на тему: «Пушкинский бал». Показ педагогам, детям и родителям
6. Театрализованная викторина по сказкам А.С.Пушкина с участием родителей.
Вывод: Работая в этом направление, чтобы не потерять интерес детей и ввести новизну, элементы театрализации проходили красной нитью через весь проект, затрагивая все разделы программы в соответствие с возрастными особенностями детей.
В результате, считаю, что театрализованные игры – это один из самых эффективных способов нравственного, эмоционального и эстетического воспитания ребёнка, главный принцип: «Учит играя».
Список литературы:
1. Сказкотерапия \ Шорохова О.А.
2. Организация театральной деятельности \ Улашенко Н.Б.
3. Театрализованная деятельность \ Жукова Р.А.
4. Театрализованные игры \ Петрова Т.И.
5. Развитие игровой деятельности \ Губанова Н.Ф,
6. Социальное развитие \ Шахманова О.А.
7. Развитие речи в свободной деятельности \ Рудик О.С.
8. Развитие речи и творчества \ Ушакова О.С.
9. Сказки и пьесы для семьи и детского сада \ Т.Рик
10. От потешек к Пушкинскому балу \ Л.Царенко
11. Групповые традиции в ДОУ \ Шапошникова С.В.
12. Развитие ребёнка в театрализованной деятельности \ Зацепина М.Б.
13. Мой родной дом \ Арапова – Пискарёва
14. Нравственно – патриотическое воспитание \ Маханёва М.Д.
15. Сценарии детских праздников \ Шорыгина Т.А.
16. Психология игры \ Миллер С.
17. Игра, как азбука общения \ Клименкова О.
18. Значимость игры в развитие человека \ Жичкина А.
19. Играем в театр кукол «Живая рука» \ Клименкова О.
20. Театральные занятия в ДОУ \ Сорокина Н.
21. Театральная мастерская \ Некрасова Л., Фурсова
22. Эмоционально – эстетическое развитие детей \ Сорокина Н.
23. Школа эмоций \ Стожарова М.
24.Сказки – как безопасность детей \ Пидручная.