Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина (из цикла «Изучай и развивайся») «Великая Отечественная...
11.04.2024 г.
Всероссийский конкурс, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, цветы,...

«Тембр: некоторые приёмы работы над развитием интонационной выразительности речи старших дошкольников с ОНР (из опыта работы музыкального руководителя)»

Всероссийский фестиваль передового педагогического опыта работников образовательных организаций «Методическая копилка»

 

МОУ "Детский сад № 48 Центрального района Волгограда"

 

Номинация: Методические рекомендации

Название работы: "Тембр: некоторые приёмы работы над развитием интонационной выразительности речи старших дошкольников с ОНР (из опыта работы музыкального руководителя)"

  

 

 

Автор:

Шайкина Мария Юрьевна,

музыкальный руководитель

МОУ "Детский сад № 48

Центрального района Волгограда"

 

 

 

 

2023 г.

 

 

"Тембр: некоторые приёмы работы над развитием интонационной выразительности речи старших дошкольников с ОНР (из опыта работы музыкального руководителя)"

 

Пояснительная записка

Вопросами изучения русской речевой интонации занимались как языковеды, так и психологи. Вопросами интонации в музыке занимался также композитор, музыковед академик Борис Асафьев. Итогом теоретических исканий Асафьева явилось создание теории интонации. Эта теория базируется на том, что речевая интонация дает композитору материал, тесно связанный с проявлениями психической жизни. То есть происходит процесс выделения мелоса из живой речи. Главные предпосылки выразительности мелодий - те же, что и предпосылки выразительности речевой интонации. Открытие академика Асафьева состояло не в том, что "в музыке тоже есть интонация", - нет. Аналогия между словами, которые произносятся-интонируются, и музыкой, которая исполняется-интонируется, достаточно проста. Открытие же произошло, как только была обнаружена связь между "интонациями" речи и природой музыки. И оно состояло в том, что "речевая и чисто музыкальная интонация - две ветви одного звукового потока".  

Выразительная речь – это особое качество речи, которое позволяет удерживать внимание слушателей  и выражать свои мысли и чувства: радость, печаль, удивление и настроение. Одним из основных компонентов выразительной речи является интонация. Дошкольный возраст является периодом активного усвоения средств интонационной выразительности, совершенствования процессов их понимания и произвольного употребления. Интонационной выразительностью речи  дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Выразительность речи у детей с речевыми нарушениями имеет значительные отклонения от нормы: интонационная незавершённость окончания фразы, нарушения синтагматического ударения внутри фразы, отсутствие паузы в конце фраз, нарушения применения и понимания просодических средств делает речь дошкольников с ОНР монотонной и невыразительной. В целом речь таких детей обеднена выразительными компонентами. Все вышесказанное обусловливает актуальность поиска наиболее эффективных  приёмов   коррекционного воздействия на развитие интонационной выразительности речи дошкольников.

Вопрос о включении тембра в компонент интонации в современной лингвистике считается спорным. Тембр произнесения рассматривается интонологами неоднозначно и определяется как специфическая и относительно постоянная окраска голоса. У каждого человека свой тембр. Тембр является врожденным качеством каждого человека. Если тон голоса может быть общим для многих людей, то тембр – это индивидуальная особенность, которая зависит от деятельности ротоносоглоточного резонатора, его строения и функций. Тембр голоса может изменяться, что зависит от эмоционального состояния человека, даже от времени суток. Он бывает разнообразным, а его восприятие всегда субъективно. Разные исследователи выделяли различные виды тембра. Все они единодушны в одном: интонационный тембр наслаивается на индивидуальный или добавляется к нему, так как при любом эмоциональном состоянии говорящего его голос можно узнать по индивидуальному тембру.

Цель методических рекомендаций: поделиться опытом работы над развитием интонационной выразительности речи старших дошкольников с помощью тембра.

Задачи:

- предложить некоторые игровые приёмы на пути к достижению желаемого результата

- дать описание методики их применения

- сделать дидактическое содержание игр более привлекательным для дошкольника

Предлагаемые  приёмы неоднократно апробированы нами на практике. Они достаточно эффективны и приносят желаемый результат: речь детей становится более эмоциональной и выразительной. Данные методические рекомендации могут быть полезны как музыкальным руководителям, так и учителям-логопедам, не только в работе с детьми с ОНР, но и в неречевых группах.

"Повар Булочка"

Алгоритм проведения игры

Шаг 1

сопряженное и отраженное повторение фраз и движений с музыкальным руководителем

Мы поставим в печь пирог (ладошки от себя)

И достанем из печи (обратно)

Из трубы идёт дымок такой приятный (спираль пальцем)

Повар булочка живёт (показываем руками большой живот)

Возле леса (показываем большим пальцем себе за плечо)

У реки (показываем одной рукой волнистую линию)

По утрам печёт пирог он ароматный  (мнём тесто)

Ааа!.. (гладим рукой по животу)

Шаг 2

Аудирование: слушаем плюсовую фонограмму (троекратное исполнение в разных регистрах). Выясняем, когда пел великан, когда гном, а когда дети. Примечание: Если дети начнут не только слушать, но и показывать, останавливать их не следует.

Шаг 3

Перевоплощаемся (поём все вместе с "плюсовой" фонограммой с показом движений, меняя тембр исполнения):

- в среднем регистре (это дети)

- в нижнем регистре (это великан).

- в верхнем регистре (это маленький гномик)

Шаг 4

Поём  (произносим) индивидуально без фонограммы

Игра "Кто тебя позвал?"

Описание

Один из детей становится спиной к остальным детям. Дети по очереди называют этого ребенка по имени. После каждого раза выбранный ребёнок поворачивается лицом к детям и говорит, кто его позвал.

Называть можно:

- медленно или быстро

- громко или тихо, но не шептать

- "своим" голосом или изменённым (медведь, мышка, и т.п.)

Подвижная игра «Огородник»

-Ах, картошка, ты картошка,                                                                            

Кормишь ты честной народ!                                                                                  

Если есть картошка в доме -                                                                                 

Будешь сытым целый год!

Дети становятся в круг,  в центре – Огородник, у него завязаны глаза и в руках палка. Дети идут по кругу и проговаривают слова. После этого воспитатель дотрагивается до одного из детей: он будет отвечать на вопросы огородника. Огородник стучит палкой об пол. Выбранный воспитателем ребенок спрашивает: «Кто там?» - «Огородник» - «Зачем пришёл?» - «За картошкой». Если огородник угадал по голосу ребёнка, то ему снимают повязку с глаз, огородником становится ребёнок, которого он узнал. Если не узнал, то он его догоняет, сняв повязку с глаз.

Важнейшим средством как формирования выразительной речи, так и диагностики уровня её развития является театрализованная деятельность. Она интегрирует во все образовательные области  дошкольного образования.  Именно участие в инсценировках дает возможность перевоплощаться в различные образы и  говорить свободно и выразительно. Но, как правило, в этом случае нам предлагается целиком постановка как конечный продукт совместной деятельности детей и педагога, как результат большой проделанной ими в этом направлении работы. Нас же более интересует сам процесс. Поэтому в качестве литературного первоисточника мы берём не всю русскую народную сказку, а какой-либо её эпизод. Лучше, если это будет   эпизод сказки о животных. Дети вслед за педагогом повторяют только слова действующих лиц. Затем в вопросно-ответной беседе выявляется, какие свойства характера присущи каждому персонажу, какова должна быть его манера речи.

Эпизод из сказки "Волк и семеро козлят"

Однажды Волк подслушал, как поёт Коза. Вот раз Коза ушла, Волк побежал к избушке и закричал толстым голосом: 

Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла — молока принесла.

Козлята ему отвечают: Слышим, слышим! Да не матушкин это голосок! Наша матушка поет тоненьким голосом.

Волку делать нечего. Пошел он в кузницу и велел себе горло перековать, чтоб петь тоненьким голосом. Кузнец ему горло перековал. Только ушла Коза, Волк опять шасть к избушке, постучался и начал причитывать тонюсеньким голосом:

Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла — молока принесла.

Эпизод из сказки "Кот, Петух и Лиса"

В лесу в маленькой избушке жили-были Кот да Петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь. Уйдет кот на охоту, а Петушок все в избушке приберет, пол чисто подметет, вскочит на жердочку, песни поёт и кота ждет. Бежала как-то Лиса, услыхала, как Петух песни поёт, захотелось ей петушиного мяса попробовать. Вот она села под окошко да и запела:

Петушок, Петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко —
Дам тебе горошку. 

Задача воспитания интонационной выразительности речи заключается в том, чтобы учить детей изменять голос по высоте и силе в зависимости от содержания высказывания, пользоваться паузами, логическим ударением, менять темп и тембр речи. Ребенок должен уметь правильно использовать интонационные средства выразительности, чтобы передать в собственной речи различные чувства и переживания. Важно, чтобы дети при этом понимали, что им это действительно нужно. Добиться этого понимания можно с помощью использования игровых приёмов, описанных нами выше.