Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям 1944 года «Этот сложный путь к Победе...»
26.03.2024 г.
Всероссийская викторина по истории Холокоста «Не забыть нам во всех поколениях...»
26.03.2024 г.
Всероссийская историческая викторина по событиям Великой Отечественной войны «Четыре года шла война...
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс творческих работ из пуговиц «Пуговицы-кнопочки из маминой коробочки!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс фотоэкскурсий «Родного края облик многоликий!»
26.03.2024 г.
Всероссийский конкурс рисунков, посвящённый Всемирному дню здоровья «Солнце, воздух и вода - наши...
26.03.2024 г.
III Всероссийский конкурс ремесленного творчества «Душа и руки создают шедевры!»

Тематическое занятие «200 дней стойкости и мужества»

МБОУ  детский сад № 214 Кировский район Волгоград

 

Тематическое занятие «200 дней стойкости и мужества»

 

Волынщикова Светлана Валерьевна

музыкальный руководитель

 

Пояснительная записка

        Литературно-музыкальная композиция, посвященная 74-ой годовщине разгрома   советскими войсками немецко-фашистских войск под Сталинградом.

Сценарий рассчитан на детей 5-7 лет. Проводится в музыкальном зале. Материал может пригодиться музыкальным руководителям, воспитателям, в детских дошкольных учреждениях.

Цель и задачи :

1 Воспитание гражданственности и патриотизма у воспитанников ДОУ, основанных на героической судьбе земляков, в период Сталинградской битвы;

2 Освоение воспитанников ДОУ истории воинской доблести военных, погибших при исполнении своих обязанностей;

3 Углубление исторических знаний и представлений.

Оборудование:

- подборка стихотворений  поэтов: М.Агашиной, Н. Радченко, А. Шамарин о военном Сталинграде;

-музыкальное сопровождение «Марш Славянки» ,«За 4 дня до войны», «Тучи в голубом»,«Баллада о солдатской матери», «Журавли».

-для танцев и музыкальной композиции: военная форма для мальчиков, для девочек белые платья и белые крылья, ленты, фотография бойца, ткань.

- для игр: бинты, «волшебный мешочек»: кружка, ложка, погоны, кисет, планшет; «бомбочки», 2 листа бумаги.

-ноутбук.

 Ход мероприятия. « 200 дней мужества и стойкости».

Под музыку «Марш Славянки» дети заходят в зал и садятся на места.

Ведущий.

Есть в календаре такие даты, которые навечно вписаны в героическую летопись страны. Одна из них — Сталинградская битва, продолжавшаяся с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года.

Битва, подобной которой не знала история войн. Сегодня день памяти и скорби, мужества и героизма русского народа, одержавшего Великую Победу в битве под Сталинградом.

Чтец 1.

На самом шумном перекрёстке,

у входа в город Сталинград,

стоят каштаны и берёзки

и ели стройные стоят.

 

Как ни ищи – ты их не встретишь

в лесах заволжской стороны,

и, говорят, деревья эти

издалека принесены.

 

А было так: война когда-то

была на волжском берегу.

На перекрёстке три солдата

сидели рядом на снегу.

 

Стоял январь. И ветер хлёсткий

позёмку в кольца завивал.

Горел костер на перекрёстке –

солдатам руки согревал.

 

Что будет бой – солдаты знали.

И перед боем с полчаса

они, наверно, вспоминали

свои далекие леса.

 

Потом был бой... И три солдата

навек остались на снегу.

Но перекрёсток Сталинграда

они не отдали врагу.

 

И вот теперь на перекрёстке,

на месте гибели солдат,

стоят каштаны и берёзки,

и ели стройные стоят.

 

Шумят нездешними листами,

дождём умытые с утра,

и обжигают нашу память

огнём солдатского костра.

(М. Агашина)

Танец «За 4 дня до войны».

Ведущий.

События Сталинградской битвы отходят всё дальше в историю. Но никогда не сотрутся из памяти события тех грозных лет.

Чтец 2

Открытые степному ветру,

Дома разбитые стоят.

На шестьдесят два километра

В длину раскинут Сталинград.

 

Как будто он по Волге синей

В цепь развернулся, принял бой.

Встал фронтом поперек России –

И всю ее прикрыл собой.

(С. Орлов)

Ведущий:

Наши солдаты всегда отличались мужеством и храбростью. А так же меткостью. Так давайте, и мы покажем, какие мы меткие.

Игра «Снайперы».

Вызываются два участника. Каждому дается одинаковое количество «бомбочек».  (скомканные листы бумаги). На расстоянии трех метров ставятся стулья, на которых стоят маленькие ведерки. Задача участников попасть в ведерки.

Чтец 3:

Идти устали маленькие ноги,

Но он послушно продолжает путь.

Еще вчера хотелось близ дороги

Ему в ромашках полевых уснуть.

 

И мать несла его, теряя силы,

В пути минуты длились, словно дни.

Все время сыну непонятно было,

Зачем свой дом покинули они.

 

Что значат взрывы, плачь, дорога эта?

И чем он хуже остальных ребят,

Что на траве зеленой у кювета,

Раскинув руки, рядом с мамой спят?

 

Как тяжело выслушивать вопросы…

Могла ли малышу ответить мать,

Что этим детям, спящим у березы,

Что этим мамам никогда не встать?

 

Но сын вопросы задавал упрямо,

И кто-то объяснил ему в пути,

Что это спали неживые мамы,

От бомбы не успевшие уйти.

 

И он задумался под лязг машин железных,

Как будто горе взрослых понял вдруг, –

В его глазах, недавно безмятежных,

Уже блуждал осознанный испуг.

 

Так детство кончилось. Он прежним больше не был.

Он шел и шел. И чтобы мать спасти,

Следил ревниво за июньским небом

Малыш, седой от пыли, лет шести.

Ведущий:

В странах, участвовавших в ВОВ, наравне с мужчинами добровольно служили и женщины. В условиях тыла они принимали на себя множество обязанностей. Женщины участвовали в обслуживании военного оборудования, группах сопротивления, работали на заводах и так далее. Многие из них стали жертвами оккупаций и бомбардировок. Сотни тысяч из них шли добровольно на фронт в качестве санитарок и врачей. Медсестры во время Великой Отечественной войны не только выполняли свой врачебный долг, но и при необходимости вместе с солдатами шли в атаку или разведку.

И сейчас наши девочки покажут свою быстроту и сноровку.

Игра «Медсестра».

Вызываются две участницы, каждой дается размотанный бинт. По команде девочки начинают бинт сматывать. Побеждает та, кто смотает быстрее и аккуратнее.

Ведущий.

Величайшая за всю историю второй мировой войны Сталинградская битва началась 17 июля 1942 года.

Ни одна из мировых битв по масштабам, ожесточённости и своему значению не может сравниться с ней. Она развернулась на огромной территории в 100 тысяч квадратных километров, продолжалась 200 дней и ночей (6,5 месяцев). С обеих сторон в ней участвовало свыше 2 миллионов человек, до 2 тысяч танков, более 2 тысяч самолётов, до 26 тысяч орудий.

В городе было сожжено и разрушено девяносто восемь процентов зданий.

Сотни тысяч советских воинов проявили беспримерный героизм. «Отступать некуда, за Волгой для нас земли нет». На стене одного из разрушенных домов сохранилась надпись:

Ребенок:

 «Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг до конца перед священной Матерью-Родиной».

Чтец 4:

Воспоминание ветерана.

Я, ребята, на войне

В бой ходил, горел в огне.

Мёрз в окопах под Москвой,

Но, как видите, - живой.

Не имел, ребята, права

Я замёрзнуть на снегу,

Утонуть на переправах,

Дом родной отдать врагу.

Должен был прийти я к маме,

Хлеб растить, косить траву.

В День Победы вместе с вами

Видеть неба синеву.

Помнить всех, кто в горький час

Сам погиб, а землю спас…

Я веду сегодня речь

Вот о чём, ребята:

Надо Родину беречь

По-солдатски свято!

Чтец 5.

В зное заводы, дома, вокзал.

Пыль на крутом берегу.

Голос Отчизны ему сказал:

“Город не сдай врагу!”

 

Верный присяге русский солдат,

Он защищал Сталинград.

Гулко катился в кровавой мгле

Сотой атаки вал,

 

Злой и упрямый, по грудь в земле,

Насмерть солдат стоял.

Знал он, что нет дороги назад –

Он защищал Сталинград.

 

Сто пикировщиков выли над ним

В небе, как огненный змей,

Он не покинул окопа, храним

Верностью русской своей.

 

Меж обгорелых черных громад

Он защищал Сталинград.

Танк на него надвигался, рыча.

Мукой и смертью грозил.

 

Он, затаившись в канаве, сплеча

Танки гранатой разил.

Пулю – за пулю. Снаряд – за снаряд.

Он защищал Сталинград.

 

Смерть подступала к нему в упор.

Сталью хлестала тьма.

Артиллерист, пехотинец, сапер –

Он не сошел с ума.

 

Что ему пламя гиены, ад?..

Он защищал Сталинград.

Просто солдат, лейтенант, генерал –

Рос он в страде боевой.

 

Там, где в огне умирает металл,

Он проходил живой.

Сто изнурительных дней подряд

Он защищал Сталинград.

 

Смолкнет военный гром.

Шапку снимая при встрече с ним,

Скажет народ о нем:

– Это железный русский солдат,

Он защищал Сталинград.

Ведущий:

А как приятно было солдатам на фронте получать письма. Ребята, а кто знает, как выглядели письма?

Ответы детей.

Ведущий:

Правильно. Письма были в виде треугольников.

И сейчас мы с вами представим, что нам тоже надо отправить письмо на фронт.

Игра «Напиши письмо».

Вызываются два участника. Каждому дается по листу бумаги. По команде каждый из них должен сложить письмо в виде треугольника. Побеждает тот, кто быстрее и аккуратнее свернет письмо.

Песня «Три танкиста».

Ведущий.

 Под Сталинградом советские войска разгромили пять армий: две немецкие, две румынские и одну итальянскую.

Фашистские войска потеряли убитыми, раненными, пленными более 800 тысяч солдат и офицеров, а также большое количество боевой техники, оружия и снаряжения. Только в боях за «Дом Павлова» (58 дней) гитлеровские войска понесли значительно больше потерь, чем при взятии некоторых европейских столиц!

В ходе боёв с 10 января по 2 февраля 1943 года советские войска разгромили 22 фашистские дивизии, взяли в плен 91 тысячу солдат и офицеров, в том числе 24 генерала во главе с фельдмаршалом Паулюсом.

За боевые подвиги в Сталинградской битве 125 советских воинов стали Героями Советского Союза.

Сталинграду было присвоено звание города-героя.

Ведущий.

Победа под Сталинградом стала крупнейшим событием Второй мировой войны. Она положила начало перелому в ходе боевых действий. С нее началась наша Победа.

Ребята, а вы знаете, какие военные вещи были тогда у солдат?

Ответы детей.

Ведущий:

Давайте проверим.

Игра «Волшебный мешочек».

Ведущий выносит «волшебный мешочек, в котором лежат вещи времен Второй мировой войны. Дети на ощупь угадывают, что за вещь, затем достают ее и показывают.

Чтец 6:

Чёрное дуло блокадной ночи.

Холодно,

холодно,

холодно очень.

Вставлена вместо стекла

картонка.

Вместо соседнего дома -

воронка.

Поздно.

А мамы всё нет отчего-то.

Еле живая ушла на работу.

Есть очень хочется.

Страшно.

Темно.

Умер братишка мой.

Утром.

Давно.

Вышла вода.

Не дойти до реки.

Очень устал.

Сил уже никаких.

Ниточка жизни натянута тонко.

А на столе -

 на отца похоронка.

(Надежда Радченко)

Ведущий:

Вспомним тех, кто бился с врагом на фронте, кто воевал в партизанских отрядах, кто страдал в фашистских концлагерях. Вспомним тех, кто без сна и отдыха трудился в тылу... Вспомним тех, кто дошел до Берлина и Праги, и кого сегодня нет с нами... Вспомним о деревнях, сожженных дотла, о поселках, стертых с лица Земли... Вспомним о сотнях городов, разрушенных, но непокоренных! Каждую улицу вспомним, каждый дом!

Вечная Память жертвам Великой Отечественной войны!

(минута молчания).

Танец «Тучи в голубом».

Ведущий.

Земля Сталинграда... Обугленная пожарищами, иссеченная металлом, обильно политая кровью. Казалось, никто не воскресит её. С каждого квадратного метра земли Мамаева кургана было собрано до 1250 осколков мин, снарядов, гранат. Они покрывали землю настолько густо, что несколько лет на кургане не росла даже трава.

Зловещих следов войны почти не осталось на возрожденной земле, но она живет в судьбах людей, она смотрит на нас стволами орудий в музеях, длинными списками фамилий на братских могилах, скорбными глазами матерей.

Музыкальная композиция «Баллада о солдатской матери».

Чтец 7:

В свой срок –

не поздно и не рано –

придёт зима,

замрёт земля.

И ты к Мамаеву кургану

Придёшь второго февраля.

 

И там,

у той заиндевелой,

у той священной высоты,

ты на крыло метели белой

положишь красные цветы.

 

И словно в первый раз заметишь,

каким он был, их ратный путь!

Февраль, февраль,

солдатский месяц –

пурга в лицо, снега по грудь.

 

Сто зим пройдёт.

И сто метелиц.

А мы пред ними всё в долгу.

Февраль, февраль.

Солдатский месяц.

Горят гвоздики на снегу.

(М. Агашина)

Чтец 8:

Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой,

Без званий и наград.

Ему как мавзолей земля-

На миллион веков,

И Млечные Пути пылят

Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжелые гремят,

Ветра разбег берут.

Давным-давно окончен бой…

Руками всех друзей

Положен парень в шар земной,

Как будто в мавзолей…

(Сергей Орлов)

Чтец 9:

Не забывай те грозные года,

Когда кипела волжская вода.

Земля тонула в ярости огня,

И не было ни ночи и ни дня.

Сражались мы у волжских берегов,

На Волгу шли дивизии врагов,

Но выстоял великий наш солдат,

Но выстоял бессмертный Сталинград!

 

Поклонимся великим тем годам,

Тем славным командирам и бойцам,

И маршалам страны, и рядовым,

Поклонимся и мёртвым, и живым, —

Всем тем, которых забывать нельзя,

Поклонимся, поклонимся, друзья.

Всем миром, всем народом, всей землёй —

Поклонимся за тот великий бой.

Песня «Катюша».

Ведущий:

Мы помним, мы благодарны людям, которые отдали свои жизни за чистое небо над головой,

мы благодарны всем тем, кто подарил нам мир на земле ценой своей жизни.

Чтец 10:

 «Никто не забыт и ничто не забыто» -

Горящая надпись на глыбе гранита.

Поблекшими листьями ветер играет

И снегом холодным венки засыпает.

Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.

Никто не забыт и ничто не забыто.

(А. Шамарин)

Танец «Журавли».

Слово  Дэи Григорьевне  Вразовой, которая является  «Детём военного Сталинграда»    или просто «бабушка-поисковик»

Песня «Солнечный круг».