Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

25.04.2024 г.
X Всероссийский фестиваль творчества, посвящённый Международному дню защиты детей «Мир, в котором я...
19.04.2024 г.
Всероссийская дистанционная олимпиада «Занятный английский»
16.04.2024 г.
Всероссийская викторина для учеников 3-6 классов по событиям Великой Отечественной войны в...
15.04.2024 г.
Всероссийская историческая викторина о роли животных во Второй мировой войне «Четвероногие герои...
12.04.2024 г.
Всероссийский фестиваль творческих работ, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне «...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина для учеников 1-4 классов, посвящённая Дню Победы в Великой...
12.04.2024 г.
Всероссийская интеллектуальная викторина, посвящённая Дню Победы в Великой Отечественной войне (из...

ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА «Салют, Победа!»

МБОУ СОШ № 2 «Спектр»

города Бердска Новосибирской области

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

«Салют, Победа!»

летнего лагеря дневного пребывания

 

Авторская группа:

Ганжа Ирина Викторовна – начальник ЛДП,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории,

Казак Ольга Владимировна – педагог-организатор ЛДП,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории,

Ушакова Наталья Александровна– педагог-организатор ЛДП,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории.

 

 

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

 

        В течение учебного года гражданско-патриотическое воспитание школьников является одним из основных направлений воспитательной работы школы. Эффективная организация патриотического воспитания учащихся – это путь к духовному возрождению общества, восстановлению величия нашего Отечества. Пробудить в ребёнке любовь к Родине, к её героическому прошлому, развить в нём интерес к окружающему миру, воспитать в нём стремление сделать мир лучше, чище, счастливее – эти задачи, стоящие перед педагогами–организаторами воспитания в образовательном учреждении, могут быть решены только в условиях систематизированного воспитательного процесса.

Но как же быть летом? Ведь летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников. Здесь на помощь приходит летний лагерь с дневным пребыванием детей.

Программа летнего лагеря, включающая в себя работу по гражданско-патриотическому воспитанию, логично дополняет воспитательную работу образовательного учреждения.

       Детский возраст 7-10 лет является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

       Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

        Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками.

        Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.

         Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.

         Вряд ли кто станет спорить с тем, что летом должно быть весело. Бодрый, положительный эмоциональный настрой – одно из непременных условий работы с детьми в летнее время. Конечно, 18 дней это очень короткий срок, чтобы говорить о сформированности у школьников гражданско-патриотических качеств личности, но задача школы – целенаправленно и непрерывно воспитывать патриота, в ЛДП последовательно осуществляется. 

 

СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ

         В начале мая 2020 года президент государства В. Путин заявил, что национальной идеей России является патриотизм, поскольку «ничего другого быть не может». «Патриотизм не должен быть квасным, затхлым и кислым. … Патриотизм заключается в том, чтобы посвятить себя развитию страны, её движению вперед», — резюмировал он. Тогда же президент отметил, что подвиг Великой Отечественной войны «навсегда останется в памяти россиян», поэтому для её сохранения не нужна никакая пропаганда.
          Президент России Владимир Путин внес в Госдуму законопроект о включении «формирования чувства патриотизма» в школьную программу. Глава государства предложил дополнить определение воспитания развитием у обучающихся «чувства патриотизма, уважения к памяти защитников и подвигам героев Отечества, …, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям народа».

          Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

          Программа ЛДП «Салют, Победа!» составлена с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей младшего школьного возраста для решения обозначенных проблем.

 

Цель программы:

формирование чувства гражданственности, патриотизма, любви и уважения к историческому наследию страны и малой родины; создание оптимальных условий для отдыха, оздоровления, творческого развития детей и подростков и организации досуга во время летних каникул.

 

В летнем лагере решаются следующие задачи:

- формирование понятия о большой и малой Родине; знания об истории Родины и замечательных людях, внесших вклад в историю России, историю города Бердска;

- формирование чувства патриотизма, гордости за Россию и малую родину;

- формирование представления о роли семьи в жизни отдельного человека и в жизни общества;

 - воспитание интереса к родословной своей семьи и других людей;

- формирование у отдыхающих здорового образа жизни;

- содействие нормальному физическому развитию детей;

- включение детей в различные виды коллективно-творческой деятельности с учетом их способностей, возможностей и интересов;

- приобщение детей к добровольной социальной работе в лагере;

- организация активного развивающего досуга;

- развитие инициативы и самостоятельности школьников;

- совершенствование творческих способностей детей;

- повышение самооценки школьников.

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

- проявление умений и навыков правильного духовно-нравственного поведения в обществе;

- проявление чувства любви и гордости за свою большую и малую Родину, людей, защищавших страну в годы войны;

- получение знаний о патриотах, защитниках Родины;

- укрепление физического здоровья детей;

- приобретение учащимися практических навыков добровольной социальной помощи окружающим;

- проявление инициативы и самостоятельности при выполнении практических дел по оказанию социальной помощи нуждающимся;

- пробуждение интереса у отдыхающих и взрослых к совместной коллективно-творческой деятельности;

- проявление индивидуальных способностей, возможностей и интересов детей в различных видах деятельности;

- совершенствование творческих способностей детей младшего школьного возраста;

- активное участие отдыхающих в различных мероприятиях развивающего досуга;

- создание атмосферы сотрудничества и взаимодействия;

- положительное отношение к трудовой деятельности, проявление потребности работать в коллективе;

- повышение самооценки учащихся, избавление от комплексов;

- улучшение психологического климата в детском коллективе.

 

ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Принцип демократизации.  Создание условий для развития активности, инициативы и творчества в процессе изучения учебного материала и применения их на практике. Формирование в группе хорошего настроения, дружеских отношений, положительных традиций.
  2. Принцип гуманизации. Создание ситуации успеха, способствование формированию у ребёнка положительной Я-концепции. Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
  3. Принцип дифференциации. Знание и учёт индивидуальных психологических особенностей воспитанников, определение задач в соответствии с их личностными характеристиками, постоянный анализ итогов воспитательной работы.
  4. Принцип комплексности. Обеспечение взаимосвязи всех форм обучения, воспитания и отдыха, чередование учебной деятельности детей с культурным, содержательным отдыхом.
  5. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности. Результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
  6. Принцип дифференциации воспитания. Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:

- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);

- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

-активное участие детей во всех видах деятельности.

7. Принцип творческой индивидуальности. Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

8. Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка. Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:

- необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;

- оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.

9. Принцип уважения и доверия. Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

- добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;

- доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;

- в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов.

 

2. ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ЛАГЕРЯ

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЛАГЕРЯ: открытое разновозрастное объединение детей 7-10 лет.

Количество отрядов – 6. Численность детей в отрядах – 18 ч. Общая численность ЛДП  – 110 ч.

 

ДЕТСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

      Одна из основных задач воспитателя в работе с детским коллективом - воспитать работоспособный актив, который стал бы ядром сплочения коллектива отряда, организатором и инициатором всех дел. Научить, объяснить, помогать каждую минуту. Для этого нужны и терпение, и настойчивость, и многое-многое другое.

     Одно из важнейших правил педагогического руководства самоуправлением формулируется кратко и четко - учить всему. Помимо знаний и навыков по своему участку работы, каждый член актива должен практически применять знания в организаторской работе:

- уметь спланировать работу,

- правильно распределить обязанности среди участников дела,

- не бояться требовать и контролировать выполнение того или иного задания.

Степень участия детей в управлении различными видами деятельности бывает неодинаковой. Где более ярко выражена степень детских интересов, там самоуправление развивается быстрее.

  1. Для создания органов самоуправления педагогу необходимо увлечь детей интересным для них делом, а затем создать орган самоуправления для его реализации.
  2. Важное значение имеет превращение различных собраний, сборов в настоящие органы самоуправления. Для этого в отряде могут создаваться временные органы самоуправления, которые будут организаторами конкретного проекта. Эта инициативная группа ребят и выносит на обсуждение принятые идеи и проводит мозговой штурм.
  3. Это возможно при коллективном поиске решения поставленных задач. Однако, чем больше ответственности за реализацию идеи, тем меньшую ответственность ребята чувствуют за результат собственной деятельности.
  4. Наиболее интересно и эффективно проходят собрания - обсуждения, когда ведущий выбирается из числа членов отряда, таким образом, взрослый делится полномочиями с детьми.
  5. Нецелесообразно создавать внутри отряда постоянно действующие органы самоуправления. Хорошо использовать систему чередования творческих поручений.
  6. Временные органы самоуправления должны анализировать не только деятельность участников проведенного дела, но и собственную деятельность.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

     Лето – благодатное время для проектной деятельности. Для детей это новое увлекательное дело, летнее приключение. В лагере мы создаем неформальную образовательную среду, помогаем детям в их самообразовании и самоорганизации, подталкиваем развитие их и познавательных, и творческих способностей, нравственных качеств. Следующие проекты включены в программу летнего лагеря:

  • добровольческая акция «Мы ищем наших героев»,
  • волонтерская акция в детском саду «Поиграй с малышами»,
  • волонтерская акция в детском саду «Юные художники»,
  • волонтерская акция «У нас в гостях дошкольники»,
  • добровольческая акция «Озелени школьный двор»,
  • добровольческий десант «Чистота кругом!»,
  • профилактическая акция «В здоровом теле…»,
  • марафон добрых дел «Помоги ближнему»,
  • добровольческая акция «Полечи книжки»,
  • добровольческая акция «Этих дней не смолкнет слава…»,
  • добровольческая акция «Письмо ветерану»,
  • благотворительная акция - помощь животным приюта «Надежда»,
  • добровольческая акция «Готов к труду и обороне!»,
  • марафон «100 добрых дел»,
  • добровольческая акция «Моя семья»,
  • добровольческая акция «Подари песню».

 

3. РАСПОРЯДОК ДНЯ

Элементы режима дня

Время пребывания детей

 

Сбор детей, зарядка

8.30 - 9.00

Горн  трубит: пора,  пора!
С  добрым  утром, детвора!
И  тотчас  же  по  порядку
Все  ребята  -  на зарядку!

Утренняя линейка

9.00 - 9.15

Пора-пора  на  линейку,  детвора!

Завтрак

9.15 - 10.00

Все  за  стол! Узнать  пора,
Чем  богаты  повара.

Работа по плану отрядов, общественно-полезный труд, работа кружков и секций, КТД

10.00–12.00

Кто-то  любит  танцевать, 
Кто-то  петь  и  рисовать,
Только  бездельники  маются,
А  все  ребята  занимаются!

Оздоровительные процедуры

12.00-13.00

Обед

13.00-14.00

Но  у  всех,  смешливых  даже,
За  столом серьезный  вид,
За  обедом  виден  сразу
Наш  ребячий  аппетит.

Свободное время. Дневной сбор. Итоговая линейка.   Уход домой

14.00-14.30

Тише мыши, кот на крыше…

 

 

4. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Главная идея программы - обеспечить условия для самореализации потребностей каждого ребенка, создать такую образовательную среду, которая способствовала бы самоутверждению личности младшего школьника в различных сферах творческой деятельности, чтобы педагог и учащийся не просто осваивали чьи-то продукты деятельности, а производили их совместно.

 

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Учебно-познавательная деятельность

  • Выставки детских работ
  • Творческие конкурсы
  • Встречи с интересными людьми
  • Организация и проведение тематических праздников
  • Театральные постановки
  • Клубы по интересам
  • Конкурсы, викторины
  • Квесты, флешмобы, марафоны, кругосветки
  • Мастер-классы
  • Творческие мастерские
  • Познавательные беседы
  • Игровые развлекательные программы, шоу-программы
  • Интерактивные программы
  • Экскурсии
  • Отрядные дела
  • Просмотр фильмов, спектаклей
  • Утренние и дневные линейки

2. Спортивная деятельность

  • Турниры спортивные
  • «Весёлые старты»
  • Таежные ловушки
  • Зарничка
  • Игры на свежем воздухе
  • Спортивные соревнования
  • Полоса препятствий
  • Бассейн

3. Трудовая деятельность

  • Трудовые операции «Без труда нет добра»
  • Операция «Уют»: «Главней всего – погода в доме»
  • Дежурство по лагерю, звену
  • Важные профессии «Солнечного города» - беседы, встречи
  • Прикладное творчество, мастер-классы
  • Выставки детских работ

4. Мероприятия по безопасности жизнедеятельности

    По противопожарной безопасности

  • Тематические беседы – «Огонь друг – огонь враг»,

                                                    «Спички детям не игрушка»,

                                                    «Гром и молния».

  • Конкурс детских рисунков.
  • Оформление стенда по противопожарной безопасности.

По профилактике нарушений ПДД:

  • в течение сезона беседы, игры, оформление стенда.

Мероприятия в области защиты при чрезвычайных ситуациях

   Беседы:

  • Если заблудился в лесу.
  • Ядовитые укусы.
  • Экипировка и подготовка к походу.
  • Действия по сигналу «Внимание! Всем!».
  • Ядовитые грибы и растения.
  • Правила поведения у воды и на воде.
  • Ребенок на улице.
  • Один дома.
  • Злая собака.
  • Гром и молния.

    Викторины:

  • Тушить или бежать?
  • Знай и умей!
  • Это может случиться со мной!
  • Что? Где? Когда?
  • Если случилась беда …

Мероприятия, направленные на профилактику правонарушений

  • Анкета «Цветик – семицветик».
  • Беседа «Нравственность – основа личности».
  • «Не бойся быть добрым» - библиотечный час.
  • Сказка «О табаке и рыбке» - инсценировка (П. Синявский).
  • Устный юмористический журнал «Вредные привычки».
  • «Твори добро» - конкурс добрых дел.
  • «Благодарительный марафон».
  • КВН «Помоги соседу».
  • Анкета «Наши отношения».

 

ПЛАН-СЕТКА

Лагерная смена «Салют, ПОБЕДА!»,

 посвященная году ДОБЛЕСТИ и СЛАВЫ в России

 

Девиз лагерной смены:  «Счастье, солнце, мир и дружба

Это то, что детям нужно!»

Формы работы:

-социальная акция «Спектр наших Побед» (в рамках творческого проекта школьников за период с 1 по 11 мая 2020 года: слайд-программы, видеоисполнение военных песен и стихотворений, сочинения, рисунки, поделки, лэпбуки, фоторепортажи),

-добровольческие, экологические акции,

-песенный, танцевальный батлы,

-РВС, КТД, Кругосветка, квесты, марафоны, турниры, соревнования, шествие,

-мастер–классы, выставки, конкурсы, игровые программы, беседы, выпуск буклетов, газет,

-театрализация, флеш–моб, экскурсии, литературные гостиные,

-библиотечные, музейные уроки,

-встречи с интересными людьми, клубы по интересам.

 

Отправляемся в путешествие на Машине Времени!!!

 

НЕДЕЛЯ 1                   ИСТОРИЧЕСКАЯ

«Нет! Не перевелись богатыри на Земле нашей!!!»

Дата

Название дня

Содержание

1

01.06

«Мы вместе!»

Знакомство в семьях «Я, ты, он, она - настоящая семья!» (название отряда, девиз, речёвка, эмблема, гимн, кричалки, правила, выбор органов Самоуправления).

КТД «Погружение в тему лагеря «Салют, Победа!»

 (проектная деятельность).

Игровая программа «Здравствуй, лето красное, весёлое, прекрасное!»

Рисунки на асфальте «Ура, каникулы!»

Беседа с фельдшером.

Инструктажи по ТБ.

Флеш-моб «Молодецкие потешки» (танцчас)

2

02.06

«Богатыри былинные»

Церемония открытия лагерной смены «Посвящение в БОГАТЫРИ».

Разучивание богатырской клятвы

Спортивный час «Богатырские забавы»

Фотогалерея «В гостях у трёх богатырей:

Алёша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич»

Видео-лекция «Чтобы крепким быть, надо овощи любить!»

Клуб по интересам «Богатырские состязания» (спортчас)

Клуб по интересам «Гусли мои, гусельки!» (музчас)

Клуб по интересам «Народные промыслы» (трудчас)

3

03.06

«В гостях у рыцарей!»

Выставка рисунков «Настоящий рыцарь!».

Кругосветка «Рыцарский турнир»

Просмотр мультфильма «В гостях у рыцарей»

Спортивное состязание «Иван Царевич и Девица Краса»

4

04.06

«Мы-Суворовцы!»

День безопасности

Тренировочная эвакуация

Мобильный планетарий «Чтоб здоровье сохранить, научись его ценить!» (ПДД, пожар, «Один дома»)

КТД «Тяжело в ученье, легко в бою!» (просмотр отрядных мини-инсценировок)

Блиц – марафон «Юные спасатели!»

Литературная гостиная «У семи богатырей»

(по сказке Пушкина А.С.)

Клуб по интересам «Эта песня нам в бою помогала!».

5

05.06

«Берём пример с кадетов!»

Экскурсия в кадетское училище №38 (г. Бердск)

Выпуск буклета «Законы кадетов: честь, справедливость, верность Отчизне…»

Викторина «Колесо истории»

Игровая программа «Экипаж – одна семья!»

Состязание в тире «Самый меткий кадет».

Создание «Книги Памяти»

 

НЕДЕЛЯ 2                 ГЕРОИЧЕСКАЯ

 «Про военную тайну, Мальчиша-Кибальчиша и его твёрдое слово…»

6

08.06

«Военная тайна»

Просмотр мультфильма «Мальчиш- Кибальчиш»

Клуб по интересам «Богатырские состязания» (спортчас)

Клуб по интересам «Гусли мои, гусельки!» (музчас)

Клуб по интересам «Народные промыслы» (трудчас)

Инсценировка отрывков из сказки А.П.Гайдара «Мальчиш-Кибальчиш»

Поиск клада «Тайна раскрыта!»

7

09.06

«Пионеры - герои»

Музейный урок «Будь готов – всегда готов!»

Кругосветка «Их дело бессмертно!»

Выпуск коллективных газет «Пионерская правда»

Конкурс чтецов «Победа будет за нами!»

Социальная акция «Спектр наших Побед!»

 (просмотр творческих презентаций-детских проектов)

8

10.06

«Тимур и его команда»

Просмотр фрагментов кинофильма «Тимур и его команда»

РВС («Разведай, выясни, сообщи!»)

«Добрые дела тимуровцев» (оформление боевого листка)

Добровольческая акция «Мы  в  гостях у дошкольников».

Экологическая акция «Вторая жизнь ненужных вещей»

Марафон добрых дел «Помоги ближнему».

9

11.06

«Ура! Зарничка!»

Игра «Зарница»

Спортивный марафон «Наши рекорды»

Выпуск боевого листка о городах-героях

«Мой дом-моя Россия»

Библиотечный урок «Россия! Мы дети твои!»

Турнир по настольным играм «Самый, самый!»

(шахматы, шашки, домино, хоккей, футбол)

 

НЕДЕЛЯ 3                  МИРНАЯ

 «Наша армия самая сильная, наша армия самая смелая…»

10

15.06

«Бунт на корабле»

 

На острове Невезения (день-наоборот)

Квест «В поисках сокровищ»

Спортивный турнир «Свистать всех наверх!..»

Посвящение в Юнги

Викторина «По морям, по волнам…»

Морской бой «Проще простого»

11

16.06

«Экипаж машины боевой»

Фотосессия «Отважные танкисты»

Час отдыха «Солдатский привал»

КТД «Каша из топора»

Клуб по интересам «Богатырские состязания» (спортчас)

Клуб по интересам «Гусли мои, гусельки!» (музчас)

Социальная акция  «Спектр наших Побед!»

 (выставка  детских рисунков, плакатов, стенгазет

 «Этот день мы приближали,  как могли»)

12

17.06

«Юные разведчики»

Беседа «Животные на службе в армии»

РВС «Форт Боярт»

КТД «В поиске клада»

Кругосветка «Следопыт»

Мастер- класс юных топографов

«Проложи маршрут…»

Конкурс гримёров «Замаскируйся по-военному!»

13

18.06

«Голубые береты»

Встреча с интересными людьми

 «Когда я был десантником…»

Шествие «Дети против войны!»

Мастер- класс «Собери парашют»

Выставка рисунков «Голубь Мира»

Спортивное состязание «Юные десантники»

14

19.06

«Вместе мы- сила!»

 

День Российской армии

Встреча с интересными людьми

 «Я бы в армию пошел!..»

Полоса препятствий «Пройди испытание»

Песенный батл «Вместе мы - сила!»

Мастер – класс «Журавлики»

Армейский привал «Обед по-солдатски»

 

НЕДЕЛЯ 4                    ПОБЕДНАЯ

 «День Победы! Как он был от нас далёк!»

15

22.06

«День Памяти»

Торжественная линейка «Родина-мать зовёт!»

Познавательный час в городской библиотеке

 «Эхо войны»

Патриотическая акция «Свеча Памяти»

Рисунки на асфальте «Будем в мирном мире жить!!!»

Презентация «Книги Памяти»

16

23.06

«Бессмертный полк»

Встреча с интересными людьми «Дети войны»

Акция «Пишу письмо из будущего»

Шествие «Бесстрашные сердца»

Просмотр презентаций «История Великой Победы в истории моей семьи»

Социальная акция «Спектр наших Побед!»

 (конкурс чтецов, сочинений, рассказов, песен

 «Вот он пришел, Победный 75 май!»)

17

24.06

«День желаний»

Игра «Водрузи знамя!»

Творческий конкурс «Минута славы»

Работа почты «Письмо другу»

Верёвочный парк «Таёжные ловушки»

Клуб по интересам «Гусли мои, гусельки!» (музчас)

Клуб по интересам «Народные промыслы» (трудчас)

18

25.06

«Салют, Победа!»

Смотр строя и песни «Мы будущей армии сыны!».

Церемония закрытия лагерной смены «Салют, Победа!»

 Добровольческий десант «Чистота кругом!».

Флеш–моб «На Машине Времени-назад в будущее!»

Сюрприз «Армейский магазин»

Чествование доблестных и славных

«Счастье, солнце, мир и дружба

Это то, что детям нужно!»

 

P.S. Спасибо нашим прадедам за мирное небо над головой,

за спокойную счастливую жизнь!

Слава доблестным героям-победителям!

Никто не забыт! Ничто не забыто!

Подвигу жить в веках!!!

Пусть детские каникулы будут увлекательными и незабываемыми!

Отличного здоровья! Новых встреч!

___________________________________________________________________

 

 

5. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

I. Подготовительный этап:

– подбор кадров;

-подготовка методических материалов;

-подготовка материально-технической базы.

– комплектование отрядов, разработка документации.

II. Организационный этап:

- знакомство с режимом работы лагеря и правилами;

– выявление и постановка целей развития коллектива и личности;

– сплочение отрядов;

– формирование законов и условий совместной работы;

– подготовка к дальнейшей деятельности по программе;

- оформление уголков отрядов.

III. Основной этап: (реализация основных положений программы)

- образовательная деятельность в рамках смены «Салют, Победа!» предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с гражданско-патриотическим воспитанием, воспитание уважения к прошлому нашей страны, любви к своей Родине, сохранение и почитание памяти о ветеранах ВОВ, изучением духовно-нравственных традиций и истории родного края,

- оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Для успешной реализации данного блока необходимо оборудование детской площадки, приглашение учителя по физической культуре. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона;

- культурно-досуговая деятельность состоит из общелагерных и отрядных мероприятий (творческие конкурсы рисунков, стихов, песен; изготовление плакатов; театрализованные игровые программы и мн.др.)

- методическая работа с воспитателями, вожатыми.

   Родители, дети, педагоги, общественные организации – организаторы программы:

– познают, отдыхают, трудятся;

– делают открытия в себе, в окружающем мире;

– помогают в проведении мероприятий;

– учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;

– развивают способность доверять себе и другим;

– укрепляют свое здоровье.

Во время реализации программы воспитанники продолжают оформлять отрядные уголки с тематикой здорового образа жизни, выставку рисунков, оформляют отрядные летописи.

IV. Заключительный этап:

- закрытие смены (последний день смены);

- сбор отчетного материала;

- анализ реализации программы и выработка рекомендаций.

 

МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛАГЕРЯ

  • метод игры (игры отбираются  в соответствии с поставленной целью);
  • методы театрализации (реализуется через костюмирование, инсценирование, исполнение,  ритуалы, символику и традиции лагеря);
  • методы состязательности (распространяется на все сферы творческой и спортивной деятельности);
  • метод коллективной творческой деятельности (КТД),
  • проведение воспитательно-профилактической работы с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье;
  • беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.  

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА: индивидуальная работа детей; групповая деятельность в отрядах, семьях; коллективные творческие дела и спортивные мероприятия.

МЕТОДЫ РАБОТЫ:

- активные: участие в творческих, интеллектуальных, спортивных делах, конкурсах, игровых программах, акции, инсценировки,  экскурсии, поездки, детские выступления, отрядные дела, оформление наглядного материала;

- пассивные: беседы, просмотры передач, фильмов, спектаклей, выступлений, знакомство с тематическими стендами, выставками.

 

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ   ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ОХРАНЕ ЖИЗНИ  ДЕТЕЙ

В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

Инструктажи для детей

«Правила пожарной безопасности»,

«Правила поведения детей при прогулках и походах»,

«Правила при поездках в автотранспорте»,

«Правила безопасности на дорогах»,

«Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»,

«Правила безопасности при  терактах»,

«Правила по предупреждению кишечных заболеваний»,

«Меры безопасности  жизни детей при укусе клещом»,

«Инструктаж о ежедневном осмотре тела, о кровососущих насекомых».

Беседы

-  Беседы на медицинские темы: «Как ухаживать за зубами?», «Путешествие в страну Витаминию»,  «Как беречь глаза?», «Как защититься от клеща».

-  Игра-беседа «Уроки безопасности при пожаре».

-  Инструкции по основам безопасности жизнедеятельности:

«Один дома»,

«Безопасность в доме»,

«Правила поведения с незнакомыми людьми»,

«Правила поведения и безопасности человека на воде»,

«Меры доврачебной помощи»,

«Беседы об антинаркотической и антиалкогольной зависимости».

 

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

по предупреждению самовольных уходов детей

из ЛДП в летний период

Мероприятие

Ответственный

1

Беседа «Опасность нахождения детей на улице»

Соц. педагог

2

Беседа «Как не стать жертвой преступления»

Соц. педагог

3

Психологический тренинг «Как сказать «Нет!»

Соц. педагог

4

Психологический тренинг «Способы разрешения конфликтов»

Соц. педагог

5

Психологический тренинг «Как преодолеть тревогу?»

Соц. педагог

 

 

ПЛАН ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

1.Четкое соблюдение режима дня в период с 08.30 до 14.30

2. Физическая подготовка:

- утренняя гимнастика (повышение функционального состояния и работоспособности организма, развитие моторики, формирование правильной осанки, предупреждение плоскостопия);

- спортивные мероприятия (способствуют формированию специальных двигательных навыков, воспитанию волевых качеств, эмоций, расширению кругозора детей);

- оздоровительные пятиминутки (физ. минутки).

3. Питьевой режим – ООО «Чистая вода», бутилированная вода, питьевой фонтанчик.

4. Закаливание:

- профилактика плоскостопия (хождение босиком по траве, песку)

- воздушные солнечные ванны,

- обливание ног теплой водой после прогулки.

5. Медикаментозное оздоровление: (витаминизация 2 раза в день):

- поливитамины «Ревит» - 1 шт. x 1 раз в день,

-для ЧДБ (часто и длительно болеющих) адаптогены - экстракт элеутерококка (из расчёта 1 капля на год жизни).

6. Плавание в бассейне: один раз в неделю

7. Сбалансированное здоровое питание: 2х–разовое:

- мясные продукты,

- рыбные продукты,

- молочные продукты,

- кисломолочные продукты,

- овощи,

- фрукты,

- соки, витаминные напитки (шиповник, лимонный час).

8. Ежедневный осмотр на наличие кровососущих насекомых, клещей.

9. Регулярное проветривание.

10. Своевременное чередование труда и отдыха.

11. Смена видов активной и пассивной деятельности.

12. Контроль здоровья детей фельдшером:

- масса тела,

- роста тела,

- сила мышечной массы.

13. Санитарно-просветительская работа с родителями и детьми:

- гигиена тела, чистота белья, одежды,

- тепловой удар,

- клещевой энцефалит,

- укусы насекомых,

- мы за здоровый образ жизни,

- ожирение,

- рациональное питание,

- выпуск листка здоровья.

6. СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Диагностику ЛДП (входную, пошаговую и итоговую) проводит психолог, в содействии и осуществлении постоянного сотрудничества с начальником ЛДП, педагогами-организаторами, воспитателями.

Диагностика

Входная диагностика

Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:

- входное анкетирование;

- цветовые «домики настроений»;

- беседы в отрядах;

-планерки педагогов, воспитателей, педагогов-организаторов и администрации ЛДП.

Педагогический анализ оргпериода

Пошаговая диагностика

Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря: «домики настроений».

Беседы на отрядных сборах.

Педагогический анализ основного периода ЛДП.

Методика «Выбор».

Итоговая диагностика

Итоговое анкетирование родителей и детей.

Творческий отзыв: рисунок «Вместе мы отряд».

Беседы в отрядах.

Цветопись: «домики настроений».

Педагогический анализ итогового периода ЛДП

       При возникновении конфликтных и кризисных ситуаций в отряде психолог проводит коммуникационные тренинги и индивидуальную профилактическую и коррекционную работу с детьми, отдыхающими в ЛДП.

Кризисы развития коллектива

  • 3 день – Кризис неоправданных ожиданий (яркие мероприятия).
  • 6 день – Кризис однообразия (мероприятия с жесткими правилами).
  • 8 день – Кризис нелюбви (свечка).
  • 12 день – Передел власти («день наоборот», похищение вожатого, заколдованные вещи).
  • 16 день – Кризис «старичка» (лирические мероприятия).
  • 17 день – страх расставания (прощальный концерт, пожелания, поздравления, подарки, свечка, награждение).

Стадии развития коллектива (по Лутошкину)

«От песчаной росписи к горящему факелу». В помощь вожатому очень часто предлагается методика А.Н. Лутошкина, которая помогает образно выстроить этапы развития коллектива.

Стадии развития коллектива (по Лутошкину)

  1. Песчаная россыпь. Люди, которые не связаны между собой; каждый сам по себе. Дети мало знают друг друга и боятся пойти на встречу друг другу. Отсутствует авторитетный центр. Структура формальна, лидерство отсутствует, микрогруппы неустойчивы. Нет устойчивых основ МЛО (межличностных отношений).

Посмотри, сколько вместе, но в то же время заметь – никто их не соединяет между собой. Разве только, что собраны все вместе. Подует лёгкий ветерок – отнесёт часть песка. Есть группы людей очень похожие на такие россыпи. Вроде все вместе, а присмотришься – каждый сам по себе. Не находят они дела, которое бы их объединяло. Не видно организатора, вокруг которого сплотились бы ребята. Выявляются следующие характеристики:

  • ребята мало знают друг друга;
  • нет общих интересов;
  • нет общих дел;
  • отсутствует авторитетный центр;
  • группа существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в неё входит.
  1. Мягкая глина. Каждый выдвигает цели и интересы, при этом интересуется целями других. Эта группа может принять ту форму, какую захочет вожатый, поэтому важна организация детей. Скрепляющее звено – формальная дисциплина и требования вожатого. Вожатый играет роли советника и генератора идей. У детей появляется опыт совместной деятельности, общие дела и события, развиваются более устойчивые образования – группы.

В руках организатора этот материал превращается в искусное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложит достаточных усилий. Здесь заметны шаги по сплочению коллектива, однако нет ещё взаимоотношения. Отношения в основном доброжелательные, хотя не все внимательны друг к другу. Соединяющим звеном является требование взрослого.

  1. Мерцающий маяк. Взаимодействие более активное, нежели на предыдущих стадиях. Группа озабочена тем, чтобы каждый шел верным путем. Появляется желание совместной деятельности. Большое значение имеет эмоциональный фактор, поэтому возникает наибольшая вероятность конфликтов. Происходит развитие социально значимых качеств, укрепление чувства МЫ. Появляются лидеры. Вожатый сопровождает, консультирует. Дети ситуативно способны на крупное дело.

Маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света. То же происходит и с формирующимся коллективом. Здесь преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе. В группе есть организатор. Однако не во всех делах проявляется единое общественное мнение. Ребята мало проявляют инициативы.

  1. Алый парус. Происходит укрепление, сближение ценностных ориентаций и сплочение отряда. Развивается как внутригрупповая, так и межгрупповая активность. Девиз: Один за всех и все за одного. Т.е. дружба переплетается с обязанностями, появляется чувство гордости за коллектив при победе, а при поражениях нежелание признавать свои ошибки. Начинают развиваться и обостряются в следующей стадии такие социально-психологические феномены как внутригрупповой фаворитизм (предпочтение своей группы за сам факт ее существования; позиция ребенка: «Группу я люблю не потому, что она так хороша, а потому, что она моя») и внегрупповая враждебность (чем лучше я отношусь к своей группе, тем хуже к другой, особенно, если она сравнивается с моей).

Символ устремлённости вперёд, дружеской верности. Здесь живут по принципу «один за всех, все за одного». В отряде товарищеские взаимоотношения. Ребята принципиальны и требовательны друг к другу. Важны такие характеристики:

  • в группе действует принцип «Один за всех и все за одного»;
  • дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью;
  • во главе коллектива – знающие и надёжные организаторы, авторитетные товарищи, к ним идут за советом, обращаются за помощью, и они бескорыстно оказывают её;
  • у большинства членов коллектива появляется чувство гордости за свой коллектив;
  • большинство ребят огорчают неудачи отряда;
  • члены группы живо интересуются, как обстоят дела в других коллективах;
  • приходят на помощь другим коллективам, когда их просят;
  • хотя отряд и сплочён, бывают моменты, когда он не готов преодолевать трудности;
  • не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу.
  1. Горящий факел. Взаимодействие наиболее активно. Дети полностью открыты вожатому, он чувствует тепло и жизнерадостность. Группа толерантна и стремится к сотрудничеству, вопреки соперничества. Способны договориться, прийти к соглашению. Ее можно назвать сплоченной и эффективной командой.

Однако группа не останавливается в своем развитии, постоянно происходят подъемы и спады, поэтому необходимо постоянно поддерживать сплоченность и готовность к взаимодействию, регулярно проводя тренинговые игры, игры на сплочение. Хорошо помогает общее дело.

В отряде тесная дружба, взаимопонимание, ответственность каждого не только за себя, но и за коллектив. Отряд не замыкается в собственных рамках. Он видит, где нужен, и идёт на помощь, не дожидаясь призывов.

Эти образные символы дают представление об этапах развития коллектива. Узнав значение этих символов, попытайтесь определить, на каком этапе находится ваш коллектив, и решить, что необходимо делать, чтобы шагнуть на более высокую ступень.

Целостный подход к организации воспитательного процесса ЛДП предполагает:

  • адекватность деятельности каждого педагога общей цели – единство воспитания и самовоспитания, образования и самообразования;
  • установление связей между элементами педагогической системы: информационные связи (обмен информации), информационно-деятельностные связи (методы совместной деятельности), коммуникативной связи (общение) связи управления и самоуправления;
  • гуманистический стиль отношений;
  • разумную дисциплину и порядок;
  • возможность проявления детской инициативы и ее поддержка со стороны взрослых;
  • демократические принципы управления детским коллективом.

Признаками устойчивого коллектива в ЛДП можно считать:

  • постоянную бодрость, готовность детей к действию;
  • ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности своего коллектива, гордости за него;
  • дружеское единение его членов;
  • ощущение защищенности (ни один ребенок не должен чувствовать себя в коллективе обособленно и беззащитно. Должно быть законом, что никто не имеет не только права, но даже возможности унижать в какой бы то ни было форме более слабого и зависимого);
  • активность, проявляющаяся в готовности к упорядоченному, деловому или игровому действию;
  • привычка к торможению, сдержанности в движении, слове, в проявлении эмоций. Тон и стиль коллективных отношений поддерживается в соответствующих законах и правилах как для детского коллектива, так и для коллектива вожатых.

 

ФОРМЫ ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Педагогический анализ детского коллектива ЛДП (орг.период, основной период, итоговый период)

  1. Количество детей (всего, мальчики, девочки)
  2. Социальная карта (дети из малообеспеченных, многодетных семей, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети под опекой, дети из неполных семей)
  3. Индивидуальные особенности детей по состоянию здоровья, физическое развитие.
  4. Общие показатели состояния детского коллектива (доминирующая потребность, мотивы, уровень общения, принятие детьми основной идеи смены, программы ЛДП)
  5. Характеристика межличностных отношений (группировки детей, дети, влившиеся в коллектив, наличие лидеров, скрытые лидеры, исполнители, взаимоотношения в отряде). Позиция детей, взаимоотношение с педагогами. Преобладающее настроение.
  6. Наличие, структура, уровень развития органов самоуправления в ЛДП. Педагогическое содействие в отряде.
  7. Сформированность отрядных традиций.
  8. Анализ детского коллектива по А.Н. Лутошкину «Я в круге».
  9. Решение педагогом основных задач общения (воспитательных, организационных, познавательных, исследовательских).
  10.  Выводы (удачи, проблемы). Задачи для дальнейшей работы. Перспектива разрешения проблем.
  11.  Примерное перспективное планирование коллективной творческой деятельности.

    Воспитатели после проведения диагностики представляют «цветовые домики настроений» для всеобщего ознакомления отдыхающим на стенде лагеря.

    По итогам исследований психологом лагеря оформляется аналитическая справка с указанием результатов входной и итоговой диагностики (приложение №1-6).

    Начальник ЛДП составляет отчет по лагерной смене для представления педагогическому коллективу и в УО.

 

7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2010 г.
  2. Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2012 г.
  3. Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М.: ВАКО, 2011г.
  4. Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2010 г.
  5. Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2010 г.
  6. Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2012 г.
  7. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2010 г.
  8. «Новые технологии воспитательного процесса», авторы Н.Е. Щуркова, В.Ю. Питюков, Москва , 2010 год;
  9. «Тенденции модернизации содержания деятельности детских оздоровительных лагерей», Л.А. Черкашина, А.Л. Куравский, г. Новосибирск, 2013 год.